Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Владимир Хейфец, Сергей Беспалько. «Взять иго Его на себя». Разговор двух учеников


Владимир Хейфец, Сергей Беспалько

 

«Взять иго Его на себя». Разговор двух учеников

 

Мы с Сережей попробуем проговорить наши тревоги и вопросы сейчас, когда над нами сгущается облако беды, о котором говорится в 24 главе Евангелия от Матфея: «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».

 

     Как мне быть? Я потерял способность радоваться. Мне кажется, что мир вокруг меня сошел с ума. Меня пугают новости. Я живу в постоянной тревоге, хотя лично мне как будто ничего не угрожает. Я хочу обрести мир, но у меня ничего не получается.

     Я тоже все время борюсь с желанием куда-нибудь спрятаться, чтобы это все исчезло. Но я думаю: чего Господь ждет сегодня от нас с тобой? Чтобы мы не прятались, чтобы мы устояли, чтобы в нас по причине всеобщего умножения беззакония не охладела любовь.

     Но как нам устоять в любви? Как обрести гармонию? Как нам жить в это злое время?

     Наверное, мы должны каким-то образом держаться за Иисуса, думать о Нем, смотреть на Него, учиться у Него. Прикидывать, как бы Он повел себя в наши дни.

     А как бы Он повел себя в наши дни? Почему Он молчит? Мне так и хочется крикнуть Ему: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»

     Но ведь Он не молчит. Он нам уже все сказал. И все показал. И остался с нами до скончания века. Иисус сегодня здесь. Он продолжает нести Свой Крест. И помогает другим его нести. Осталось только решиться: мы действительно хотим быть вместе с Ним на этом пути Креста?

     Да, я хочу быть с Ним. Я тоже несу свой крест. У меня много болей и бед. Я не могу нести весь мир, как Иисус. Но я все равно хочу держаться за Него.

     И я хочу. Но что такое «держаться»? Ведь это не прицепиться к трамваю, чтобы доехать до Царства Небесного. Ты помнишь, Он сказал нам: «научитесь от Меня». Держитесь за Меня – не для того, чтобы уцелеть и спастись, а чтобы измениться, чтобы стать «Моими». Чтобы научиться главному.

     А что, по-твоему, главное?

     По-моему, главное заключается в Его словах «Возьмите иго Мое на себя». Научиться нести чужие бремена, как Он это делал. Видеть тех, кто в беде, входить в их жизнь, не проходить мимо. Так, как Он это делал. И потом – когда мы берем Его иго на себя, мы с Ним как будто соприкасаемся плечами. Как будто соединяемся.

     Но у меня слишком мало сил. Я не потяну. Я слаб. Я хочу наконец обрести мир в душе. И постоянно пребывать в доме Господнем – в нашем храме. И пребывать в радости, мне так ее не хватает в эти дни.

     А помнишь, Он говорил нам: «Моя радость – это когда «двое или трое собраны во имя Мое».

     Вот поэтому я так люблю, когда мы все вместе собираемся в нашем храме, ведь это Его дом. Да, сейчас тяжелое, злое время. Но разве мы не можем пересидеть, переждать это время все вместе – в согласии, в молитве, в дружбе. Не будем разбираться в текущих событиях. Ведь самое главное для нас – быть со Христом, а Он никогда и никого не звал на баррикады.

     Ты прав, Он действительно никогда и никого не звал на баррикады. Но Он звал нас за Собой, а Сам всегда шел к тем, кто нуждался в помощи и поддержке. И когда Он говорит: «во имя Мое», это значит – идти Его путем, путем труда и страдания за других. Быть небезразличным к тем, кто в беде. Не принимать зла. Это и есть быть со Христом.

     Но это болезненный путь, это путь конфликтов, это опасно. Это может стать разрушительным для меня. Это может оттолкнуть от меня близких мне людей. Я потеряю мир в сердце.

     А как же те верные Ему, которые прошли «долиной смертной тени»?«Облеченные в белые одежды, которые пришли от великой скорби». Мученики за веру, жертвы Гулага, жертвы нацистов. Те, кто не пожалел души своей «за други своя». Они шли Его путем. Мужчины и женщины, сильные и совсем слабые.

     Да, мы говорили о них на наших реколлекциях. Но это слишком страшно. И это неподъемно для меня. Иисус всегда учил, что главное – любовь и прощение, и тогда все решится ко благу.

     Да, главное – любовь и прощение. Иисус действительно умер за всех. Господь действительно «повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми». Но Он показал нам такой пример, пример на века – притчу о добром самаритянине. Как надо вести себя перед лицом чужой беды? Только молиться и будить в себе любовь к насильнику? Или явить сострадание и помощь жертве насилия?

     Но где мне сегодня взять сил на это? Как мне выдержать и самому не разрушиться на этом пути? Ведь я непременно при этом окажусь в меньшинстве. Или даже в полном одиночестве.

     Да, это так. И с Иисусом это было так же. Давай всмотримся в жизнь этих удивительных людей, верных Ему, прошедших через ад и сохранивших свою верность. Как их хватило на все это, как они сохранили себя?

     Я бы сам хотел это для себя уяснить.

 

-----------------------------------------------------------

Давайте подумаем вместе.

Как этим удивительным людям хватило сил на все это, как они сохранили свою личность? За счет каких своих качеств, действий, усилий?

Давайте подумаем, что общего у них у всех,таких разных, что объединяет всех этих мучеников, о которых мы говорили на наших двух реколлекциях.

Возможно, три главные вещи: достоинство, делание и ПРАВДА БОЖИЯ.

Достоинство

Удивительно, но это бросается в глаза для всех до единого персонажей.

Достоинство, которое сохраняется, даже когда человек загнан в угол.

Достоинство, которое исключает приспособление, желание «жить как все».

Достоинство в любой ситуации быть собой, «собой и только – до конца».

Достоинство не принимать навязываемого тебе способа существования.

Достоинство не прекращать своего делания в любых обстоятельствах.

Достоинство: ни на минуту не забывать, как ты ценен в глазах Создателя, и потому никакому палачу невозможно тебя унизить.

Делание

Деятельноеучастие в окружающей жизни в мире, лежащем во зле.

Попытка исправить этот мир насколько ты можешь.

Внимание и открытость всем слабым и беспомощным.

Умножение добра и помощи в тех пределах, которые тебе доступны.

Правда Божия

Ощущение, что ты не один. Ощущение Божьей верности, Божьей правды, которая с тобой. Прокоторую Иисус сказал: «вас будут предавать в судилища и бить, и перед правителями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Ощущение великой полноты, которую ты находишь в этой Правде. Ощущение твоей несокрушимости – независимо от твоего физического состояния –потому что Правда несокрушима, а ты в ней, и она в тебе.«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».Эта правда безошибочно различает добро и зло. Эта правда помогла мученикам пройти через все испытания и смерть.

Совершенно удивительно (а если вдуматься, то совершенно неудивительно), как эти особенности поведения наших героев повторяют особенности поведения самого Иисуса в Его земной жизни. Вглядимся в эти особенности.

 

Его достоинство (которое иногда может казаться даже некоторой дистанцией с окружающими). Его неутомимое делание – неутомимое желание помочь. Помочь людям в самом главном – а Он лучше нас знает, что самое главное. Помочь нам понять, как надо жить, как включиться в настоящую жизнь – жизнь-помощь. И Он никогда не устает в этом делании, как сеятель, который вечно разбрасывает семена, как любовь, которая «никогда не перестает». Правда Божия – это и есть Он. «Правда и суд – основание престола Его». Присмотримся к гражданской позиции Иисуса. С одной стороны – как будто абсолютная невовлеченность в дела мира сего. «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». И одновременно при этом внимательное отношение к тем, кто оказался в эти дела вовлечен (мытари и т.д.), настойчивое желание повернуть их к свету.

Вглядимся еще раз в Его слова и дела – под знаком сегодняшних событий.

Вспомним Его притчу о талантах

Что вызывает Его гнев и возмущение? Поведение того, кто зарыл в землю дар Божий. Страх этого человека. Иисус говорит нам: не бойтесь! Не прячьте то, что Я вложил в вас.

Это драгоценно. Выпустите это на волю. Пусть это работает. Я вложил в вас свет.

Не храните его под сосудом. Не бойтесь открыть его перед всеми. Это нужно как вам, так и окружающим.

Вспомним слова Иисуса «Кесарю кесарево»

Иисус говорит: ваша жизнь и ваше сердце должны быть обращены только к Богу и людям. Пусть кесарь и его слуги играют в свои игры, ищут своего и отчаянно воюют за ваши души. Не ходите на совет нечестивых. Не удостаивайте их вниманием.

Вспомним открытость Иисуса и Его внимание внешнему миру

В трудное время у многих возникает желание укрыться, отгородиться от беды, спрятаться от жизни. Не так ведет себя Иисус. Вспомним, как внимателен Иисус к тому, что делается вокруг, как Он замечает и старушку, положившую последние деньги в храмовую чашу, и беспомощного больного в купальне. Как Он призывает к такому вниманию Своих учеников.

 

Вспомним Его призыв к единству – к какому единству?

Иисус призывает учеников «быть едино».

Шесть раз повторяет Он эти слова в 17 главе Евангелия от Иоанна.

Значит, наше единство чрезвычайно важная вещь.

Мыс вами тоже часто говорим о нашем единстве, о единстве Церкви, о том, как важно это единство удержать и сохранить. Но что же это такое – наше единство? …

Оно не дается нам свыше.

Иисус умер за всех нас – за злых и добрых, за верных и неверных. Но Он Сам и Его жертва не делают нас едиными. Это наше собственное решение – соединяться или нет.

И наше соединение может произойти только в искреннем принятии Его слова. И только в действительном старании следовать Его слову.

Не может быть единства у тех, кто по-настоящему не един с Ним.

И притча о разумных и неразумных девах красноречивое этому подтверждение.

И общая наша молитва не гарантирует нашего единства. И сама по себе церковная жизнь еще ничего не гарантирует. Ведь даже будущий главный апостол услышал однажды такие слова Учителя: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!».

И вспомним грозное предостережение Иисуса: «тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды».

Почему же Он говорит Своим слушателям «не знаю вас»?

Может быть, потому что они не впустили Его по-настоящему в свою жизнь. Потому что они побоялись сами войти в Его жизнь. Потому что они не держались за Него.

Мы так часто говорим «держаться за Иисуса». Но что это такое?

Это означает идти за Ним, стараться не отставать от Него. Идти своими ногами.

Он сказал: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».Он сказал нам всё и теперь ждет нас, нашего решения, наших действий.

Еще раз – мы можем обрести наше единство только если станем едины с Ним.

Вспомним Его слова:«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Иисус предлагает всем, измученным своим бременем, удивительный шаг: взять на себя еще одно иго, и какое! – посчитать все чужие бремена своими. Считать всю чужую боль своей. Потому что сам Он живет именно так.

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, как написано у Исайи.

И вот, если мы впряжемся вместе с Ним в это замечательное иго помощи другим, мы соединимся с Ним и тем самым – через Него – друг с другом. И обретем то самое единство. Мы получаем единство с Иисусом, когда вместе с Ним несем чужие бремена.

Эти чужие бремена как будто приросли к Нему. Он не зря сказал: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

И у тех, кто впрягся в это иго, возникает новое единство – единство не только получающих (как, например, во время нашего совместного причащения), но и единство отдающих, следующих за Ним, идущих Его путем.

Иисус высветил для нас этот путь. Он сказал каждому из нас:

«Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее». (Только что мы слышали эти слова в Апокалипсисе).

А как нам понимать странные слова «иго Мое благо, и бремя Мое легко»? Может быть, так: легко будет у вас на сердце, если вы последуете за Мной на этом тяжком пути. Вы почувствуете, что вы на своем настоящем месте. И будет вам хорошо.

Как сказано во Второзаконии: «храни заповеди Господни, чтобы хорошо тебе было».

И еще Иисус сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Удивительные слова «войдет Мною», они как будто созвучны Его словам: «где двое или трое собраны во имя Мое»,они означают выбор Его пути: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Давайте вернемся к Его словам: «кто войдет Мною, тот спасется». Вдумаемся в них. «Кто войдет Мною»Кто идет путем Спасителя Иисуса, тот сам становится спасателем.

«Кто войдет Мною, тот будет спасать других».И тогда и сам спасающий будет спасен.

Это удивительная вещь – единство с Ним – делает человека другим.

Оно дает ему достоинство и понимание того, что нужно делать.

Оно дает ему ощущение реального присутствия полноты и Божьей правды.

Оно дает ему обретение самого себя. Именно об этом, по-моему, идет речь в Откровении Иоанна, которое мы сейчас с вами читали. Вспомним – там множество раз говорится о таинственном побеждающем:

побеждающий облечется в белые одежды…

побеждающему дам вкушать от древа жизни…

побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном…

побеждающему дам белый камень и на камне написанное новое имя…

Кто этот побеждающий? Кого он побеждает?

Это человек, побеждающий себя.

Побеждающий свой страх, свою слабость, свои соблазны, свои искушения.

Побеждающий все то, что загораживает ему путь к искре Божьей в нем самом. Все то, что мешает ему вернуться к себе настоящему и обрести такое единство с Господом, которое было задумано при сотворении. Такое единство, которое описывается словами: «пребудьте во Мне, и Я в вас».

Путь к Богу – это путь к себе, к своей сердцевине, созданной Им.

----------------------------------------------------------------------

В завершение – давайте вернемся к текущему моменту.

Наш мир поврежден, наш мир сошел с ума.

Чего ждет от нас Господь сегодня? Того же, чего ждал во все времена.

Он говорит каждому из нас: иди и исправь этот мир, насколько сможешь.

Вливай в него добро.

Исправляй этот мир всюду, куда только дотянется твоя рука и твое сердце.

И Господь так надеется услышать от нас в ответ «вот я», как ответили Ему Авраам, Моисей, Исайя, как ответили своей жизнью все те замечательные люди, о которых мы с вами говорили на последних реколлекциях.

Иисус говорит нам: научитесь от Меня.

Он тоже пришел исправить этот мир, достучаться до человеческих сердец, открыться людям, чтобы они сами захотели измениться.

Постараемся насколько хватит сил учиться от Него и следовать Его путем. Аминь.

 

 

 


Приходские встречи

29.09.2023-1.10.2023. "Ищите прежде Царства Божия и правды Его"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт