Слово владыки Алексия,

архиеп. Орехово-Зуевского

на престольном празднике храма бесср. Космы и Дамиана в Шубине

 

14 ноября 2008 года 

 

Фонограмма

 


Его Святейшество Московский Патриарх и всея Руси сердечно поздравляет вас с праздником – с престольным праздником этого замечательного московского храма, всем желает мира, согласия и, самое главное, преуспеяния в духовной жизни! Его Святейшество с удовольствием бы послужил на сегодняшний праздник здесь, с вами был бы, дорогие братья и сестры, здесь, но он сейчас отсутствует в Москве, поэтому просил передать своё первосвятительское благословение. Ещё раз – с праздником!

* * *

Какие мы сегодня замечательные слова услышали в Святом Евангелии! Господь нарекает нас Своими друзьями и, обращаясь к Своим друзьям, Он и говорит, что «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» – избрал быть домом Божиим. И мы являемся домом Божиим, дорогие братья и сестры, возлюбленными людьми Божиими, если мы идём вслед и по стопам Христа Спасителя, если мы не забываем, что христианство – это религия Креста, и не забываем о том, что суду Божию – начаться именно с дома Божьего. Что это значит и когда этот суд происходит? Отец не судит никого, весь суд отдал Сыну. Сын пришёл в мир не судить, а спасти мир. Что же судит?! Слово Божие живо и действенно, острее всякого меча обоюдоострого, проходит до разделения души и мозгов и судит помышления человеческие. Вот удивительный момент, в вечности происходящий тогда, когда Господь стучит в человеческое сердце. Се, стою у сердца и стучу: кто отворит – первый этап. К тому войду – второй этап. Свечеряю – третий этап – и обитель у него в сердце сотворю. Какой длительный, мучительный и во многом опасный процесс! И вот, дорогие братья и сестры, когда мы открываем своё сердце для Бога, и Бог творит в нашем сердце Свою обитель, уже говорить о любви не приходится – человек уже становится сам любовью, и человек настолько становится любовью, что он не может не любить, он не умеет не любить. И вот, наверное, вы слышали такие удивительные слова и, может, мы всегда, слыша эти слова, каким-то образом при них смущаемся, когда говорит Господь, и вообще есть такие слова в Священном Писании: «Брачный Чертог», «Невеста Христова», «Жених». Это указывает на некую интимность отношений, отношений, которые известны только Богу и человеку. Это сокрытые отношения, личностные отношения, никто этих отношений не знает. И вот я хотел рассказать вам удивительную историю, которая произошла с одной монахиней. В 2000-м году умер её отец. Это был необыкновенно интересный человек, красивый человек, необыкновенной культуры,  несмотря на то, что он не получил образования в своё время, он работал всегда или грузчиком, или где-то на подхвате. И вот он через полгода смерти является своей дочери, которая и есть монахиня. Она увидела его во свете, препоясанного в длинной одежде, с необыкновенно сияющим лицом. И она обратила внимание, что у него на груди необыкновенно красивый камень. Он небольшой, примерно такой, как она сказала (показал соединением большого и указ. пальцев), он голубоватый, он переливается золотом и серебром. И она, чем больше смотрела на этот камень, она поражалась его глубине, необъятности. Но, чем больше она смотрела на этот камень, всё больше её сердце начинало радоваться, и она говорила, что «я смогла бы, наверное, не выдержать, если бы ещё пребывала в этом камне. И, что самое удивительное, этот камень живой, он переливался то золотом, то серебром. И я уже хотела потянуться и увидела, что этот камень привлекает к себе какое-то внимание. Я потянулась рукой к нему, к этому камню, и отец, закрывая рукой этот камень, мне как бы сказал, я это услышала – он не сказал, но я слышала, что он мне сказал: «Тебе ещё рано знать моё имя». Я увидела после этого, что весь камень исписан мелким текстом, эти буквы живые, они радостью играют, и я почувствовала, что эти слова – это и есть его имя, имя моего отца».

Каким же образом составляется имя? Вы вспоминаете, у Иоанна Богослова есть такой замечательный текст: И дам ему имя, которое никто не будет знать: только тот, Кто даёт (то есть Бог), и кто получает. Такие отношения между Богом и человеком только у этого человека. Только этого человека Бог любит так, как никого, и этот человек любит Бога так, как никто другой. Вот эти личностные отношения тогда, когда человек раскрывает сердце для Бога, для исполнения божественных заповедей, вопреки – «кто хочет душу свою спасти, тот её погубит», вот это губление ради любви к Богу, и вот этот момент соединения человека и Бога, и Бог целует намерение человека, его желание исполнить Его заповедь, проявление его любви человеческой к Богу, и Он именует Своего сына или дочь таким именем и с такой любовью, которой живёт это имя в вечности, потому что сказано Самим Богом.

Вот, дорогие, насколько незаметно подчас проходят наши личностные отношения с Богом. Ведь не сказано: «научитесь молиться от Меня», ни – «научитесь поститься, как Я постился», а только лишь одному: «научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». И вот смирение и обнаруживается тогда, когда человек, вопреки своему желанию, человеческим традициям и обычаям, исполняет Завет Божий. Он проявляет свою любовь к Богу вопреки всему. Вот это и есть имя, которое получит человек по смерти. И вот сегодня, когда мы услышали, что Господь нарёк Своих учеников друзьями, мы тоже начинаем думать о том, что, оказывается, дружба – это не отношения равных друг ко другу, это ведь всегда вертикальные отношения, а вертикальные отношения предполагают уважительные отношения друг ко другу. Уважить – это сделать очень важным для себя каждого человека, с кем я общаюсь. Чему, дорогие мои, давайте будем учиться. С праздником!

Я хотел бы сегодня поблагодарить замечательное пение хора: прекрасный коллектив и замечательное пение. Спасибо вам большое, дорогие, за молитвенное, благоговейное, красивое пение. Многая вам лета, всем многая лета пропоём хором.

* * *

Я хотел бы ещё дополнение сказать о том, что ведь если в основе миробытия лежит божественная любовь, и нам заповедано во что бы то ни стало, любыми средствами, даже тогда, когда нас ударят в правую щёку, подставить левую и не искать справедливости, ибо, где справедливость, если мы согрешили, а Христос на Кресте, всегда любыми средствами, вопреки всему сохранять эту любовь. Вот если мы не любим – это наша вина, в нас нет дара любви. Поэтому вот его-то, этот дар, любовь, необходимо испрашивать у Бога. С праздником!