Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине
Историко-архитектурная справка


см. также История храма
Московские Церковные Ведомости №50

СОДЕРЖАНИЕ ТОМА

1. Схема обследования района

2. Схема границ владений квартала

3. Информационная карточка

4. История домовладения

5. Описание строений

6. Примечания

7. Список владельцев

8. Приложения

9. Историко-культурное обследование

10. Техническое заключение

11. История развития домовладения

12. Строительные периоды. Архитектурные элементы интерьера

13. Список архивных фотографий

14. Список натурных фотографий

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОМОВЛАДЕНИЯ

Современное домовладение по адресу Столешников пер., д.2-4, существовало как церковная земля уже в начале ХVII века. С 1625 года (133) церковь Святых Чудотворцев

Космы и Дамиана что на Шубине упоминается в архивных документах. Название местности "Шубино" связано с именем московского боярина Иакинфы Шубы, двор которого в Х1V веке был расположен на данной территории. В 1626 году сгоревшая деревянная церковь Космы и Дамиана была отстроена вновь, но уже каменная. Вполне вероятно, что строительство продолжалось и в середине ХVII века, о чем свидетельствуют наеденные в древней кладке основания кирпичи с клеймом в виде орла.

В "Писцовых Московских книгах" 139*г. (1631 г.) приведена опись участка Космодамианской церкви, где указаны, кроме самой церкви с кладбищем, дворы попа, дьякона, дьячка сторожа, просвирницы.

В Описной книге церквей Белого города за 1657 год дано описание церковного владения, "Г"-образного в плане, ограниченного с трех сторон переулками: Проезжим с Тверской на Дмитровку (совр. Столешников), параллельным ему Проезжим переулком вдоль южной границы владения и небольшим,  внутриквартальным, переулком, проходящим вдоль западных границ церковного участка (Приложение 1).

Церковь Комы и Дамиана с кладбищем занимала участок земли (19x19 саж.) по Проезжему переулку с Тверской на Дмитровку (совр. Столешников). Вдоль западной границы церковного кладбища проходил узкий внутриквартальный переулок, впоследствии называемый "глухим". К востоку от церковного здания на расстоянии 8 саженей находились двор сторожа, по переулку, за ним,  в глубине участка, дворы просвирни, дьяконицы и подьячего. Участок священника находился к югу от здания церкви, также на расстоянии 8 сажень, и выходил в"глухой" переулок. В 1657 году дворы сторожа, просвирни и часть двора дьякона были отведены под расширение старого кладбища. Территория нового кладбища, размером 10x14 сажень, была огорожена деревянным забором по внешним границам и надолбами по границе со старым кладбищем. Под новые дворы просвирне и сторожу была выделена полоса земли из "попова" двора, вдоль южной границы старого кладбища.

В "Писцовой книге" 189 г. (1681 г.) отмечены произведенные в 165? г. изменения в планировке церковного владения (приложение 2.).

В 1703 году началась перестройка обветшавшей к этому времени каменной церкви Космы и Дамиана. Надстроенное новое здание,  включившего в часть старых объемов предыдущего пострадало от пожара в 1712 году. Дальнейшее строительство церкви было прервано указом Петра I 1714 года о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение на достройку последовало лишь в 1722 году.

Композиция вновь возведенного церковного здания повторяла осевую композицию предыдущего здания церкви ХVII века. Основу ее составляли расположенные на одной оси объем самой церкви в виде восьмерика на четверике, объема трапезной и двухъярусная колокольня, также в виде восьмерика на четверике. Композиция и архитектурная отделка были традиционны для архитектуры церковных зданий I-й четверти ХVIII века. Главный престол был восстановлен как Благовещенский, но название церкви, как Космодамианской, сохранялось и впоследствии. Кроме того в документах ХVIII века встречается уточнение к названию "за золотой решеткой".

"Книга описная второй команды" за 1738-I742 гг. дает определенное описание дворов на церковной земле (Приложение 3). На территории нового кладбища вновь были расположены двор дьякона и второй дополнительный, двор попа, меньший по сравнению с основным, находящимся на прежнем месте, к югу от церкви. Большой двор попа включил в себя исчезнувшие к этому времени дворы сторожа, просвирни и дьячка. Проезжий переулок с Тверской на Дмитровку, проходящий внутри квартала вдоль южной границы церковного владения, в это время уже не существовал. До 1760 годов сохраняется только "глухой" переулок, как подъезд ко двору Дохтуровых, расположенному в глубине квартала.

Сохранилась купчая 1758 года на покупку копеистом М.Д.Ивановым небольшого двора с каменным строением, находящегося в юго-западном углу церковного владения, граничившего со двором священника и выходившего в "глухой" переулок.(Приложение 4). В 1769 г. священник А.Абрамов продал этот же двор, но уже с ветхим каменным строением (Приложение 5). На плане 1764 года показан фрагмент церковного домовладения с тремя дворами священнослужителей вдоль восточной границы участка (фото I). Только во дворе дьячка И.Родионова, в его северо-западном углу, находилось небольшое каменное строение. Остальная застройка всех дворов состояла из деревянных корпусов.

Во время большого пожара в районе Тверской улицы в 1773 году все церковное владение в т.ч. церковь и дворы священнослужителей, горело и вновь отстраивалось. На плане 1773 года (фото 2), составленного после пожара, показан обширный двор священника А.Артемьева, с небольшим каменным строением и предполагаемым деревянным жилым корпусом, поставленным по линии бывшего "глухого" переулка, ликвидированного к этому времени.

На плане 1781 года (фото 3) показана территория церкви Космы и Дамиана в Шубине с погостом и двор пономаря А.Васильева по переулку. Вдоль южной границы двора стояло деревянное, частью нежилое здание. В 1784 году священник Петр Яковлев представляет проект застройки своего участка квадратным в плане деревянным жилым домом, который предполагалось поставить на месте двух протяженных деревянных корпусов, и небольшого чулана около границы с участком князя М.А.Гагарина. Но проект не был осуществлен (Приложение 6).

Архивные документы свидетельствуют, что в 1785 году в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (или Космодамианской) был сделан ремонт: была произведена перестилка полов, все стены были оштукатурены и вновь расписаны, старый иконостас был заменен новым, позолоченным.

На планах 1797 и 1799 гг. (фото 5,6,7), изображены три двора священнослужителей в восточной части "Г"-образного в плане церковного владения с упразднением к этому времени кладбищем. На каждом двора по южной его границе был поставлен деревянный жилой дом, въезд во дворы осуществлялся со стороны бывшего кладбища (Приложение 7). Эта планировка была зафиксирована и на планах отдельных дворов 1802 года (фото 8,9).

Архивные документы свидетельствуют о том, что во время войны 1812 года церковь Косимы и Дамиана на Шубине "не горела и не чем не повреждена ни по наружности ни по внутренности" (Приложение 8). Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.)

В 1816 г. была упразднена и разобрана ц.Воскресения Славущего на Дмитровке и в Космодамианскую церковь были переведены прихожане Воскресенской церкви, а также был передан материал от разборки церкви и ее утварь. В 1821 годы был сделан проект пристройки с севера к церкви Космы и Дамиана придела в память упраздненной Воскресенской церкви.

В 1821-24 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф.Элькинского (1788-1827 гг.) было осуществлено строительство нового северного Воскресенского придела. Строительство велось на средства, собранные "прихожанами и благотворителями". После этого была осуществлена переделка апсиды основного храма и колокольни в классическом стиле. Восьмерик колокольни был окружен тосканскими колоннами.

В конце 1810-х гг. небольшие дворы священнослужителей были объединены в один общий двор, расположенный к востоку от церкви, по Столешникову переулку. По линии переулка в 1818 году был поставлен двухэтажный каменный дом для жилья священника, дьякона, просвирни. Об архитектуре этого здания, снесенного в 1970-х гг., можно судить по чертежу 1851 года (фото 11). Скромный фасад с рустованной поверхностью стен и веерными наличниками окон в 1-м этаже, подоконными плитами на консолях во 2-м этаже, гладким аттиком над карнизом, традиционен для архитектуры послепожарного ампира. В глубине служебного двора за главным домом, вдоль западной и восточной границ участка находились служебные каменные нежилые корпуса. В таком виде, практически без изменений, застройка этой части церковного владения сохранялась на протяжении XIX века.

В 1857-56 гг. на средства братьев Ивана и Александра Борисовских был построен южный придел, посвященный Святым Чудотворцам Косме и Дамиану. В это же время, после разборки колокольни нач. ХVIII в. была выстроена новая, поставленная по линии Столешникова переулка. С севера на юг под колокольней и примыкающей к ней пристройкой был сделан сквозной, перекрытый сводами, проход, из которого можно было попасть в трапезную, а из трапезной в приделы и основной храм (фото 12 и 13). В это время была частично изменена отделка фасадов основного объема и приделов с использованием эклектических элементов. В таком виде здание церкви, упраздненной в 1929-30 гг., сохранилось до настоящего времени. Колокольня была разобрана в 1932 году, сохранились два нижних яруса. В 1970-х гг. верх четверика и восьмерик основного объема н. ХVIII века были отреставрирована в первоначальном виде.

Участок, расположенный в глубине церковного владения, на месте бывшего двора священника в теч. XIX века использовался для служебных нужд. Небольшие нежилые и жилые каменные строения по восточной и южной его границе сохранились до 1930-х годов.

В советское время домовладение использовалось под различные учреждения и склады. На участке к югу от церковного здания было выстроено большое прямоугольное в плане здание гаража, с небольшой пристройкой с западного фасада. С южного его фасада вплотную к гаражу, было выстроено в 1950-х гг. здание лаборатории, "Г"-образное в плане, с использованием остатков каменного одноэтажного строения конца XIX века (фото 14,15,16). Здание б. церкви, в 1960-х годах было дополнено пристройкой с западного фасада и приспособлено под типографию.

 

Строение 6

Современный объем бывшей церкви Космы и Дамиана в Шубине с двумя приделами, трапезной и колокольней сформировался на протяжении двух столетий в результате нескольких строительных периодов.

В 1702-1722 гг. была выстроена вновь новая каменная церковь, вместо старой, обветшавшей, построенной в 1626 году, и включила фрагменты древней кладки, обнаруженные в основании четверика и его апсида (кирпич на известковом растворе, размером 28x13x8, клеймо с орлом). От этого периода строительства сохранились четверик главного храма, восьмерик с главкой над ним, объем трапезной. Традиционная для ХVII века композиция церкви с расположением храма, трапезной и колокольни на одной общей оси была сохранена при перестройке заново в нач. ХVIII века здания основного храма, выстроенного с использованием традиционной для н.ХVIII века формы восьмерика на четверике (фото 18,19,20).

В 1820-23 гг. был пристроен с севера к объему трапезной Воскресенский придел. В северной стене трапезной была сделана лучковая арка, через которую можно было попасть в объем Воскресенского придела. В период 1820-50 гг. была переделана апсида главного храма, получившая современную форму и отделку.

В 1857-58 гг. вместо прежней колокольни нач. ХVIII века, к этому времени разобранной, была выстроена новая, поставленная по линии Столешникова переулка, и пристройка за ней, вплотную к трапезной. От колокольни сохранился только нижний ярус, остальные были Разобраны в советское время. В 1857-58 годы, кроме колокольни, был выстроен южный Космодамианский придел. В южной стене был сделан широкий арочный проем, соединяющий трапезную с южным приделом и во 2-й половине XIX века заполненную витражом (фото ). В 1850-e годы была сделана сохранившаяся в 1-м этаже эклектическая отделка фасадов.

Здание бывшей церкви Космы и Дамиана было частично отреставрировано в 1970-е годы. Бала восстановлена в первоначальном виде отделка восьмерика с главкой на ажурных валютах. На трех восточных гранях восьмерика расположены широкие полуциркульные ниши. Четыре высоких прямоугольных окна на гранях восьмерика имеют традиционные для ХVIII века столярку и кованные решетки. Восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом, покрыт листовым железом с покраской, низ кровли имеет ажурный металлический подзор (фото 20) Все углы восьмерика обработаны гладкими лопатками с профилированными базами (фото 19). Основание восьмерика подчеркнуто профилированной тягой, переходящей под окнами и опоясывающей также, как и венчающий карниз, весь восьмигранный объем.

Верхний ярус четверика, отреставрированный в 1970-х гг., имеет на южном и северном фасадах небольшие прямоугольные окна, расположенные в профилированных нишах с лучковым завершением, обрамленные гладкими полуколонками с капителями, опирающимися на профилированную подоконную плиту, завершенные разорванными гранеными фронтонами. Объем четверика опоясывает профилированный карниз с сухариками.

Фасады первого этажа приделов, трех полуциркульных в плане апсид, а также нижнего яруса колокольни сохранили отделку 1857-58 гг. в традиционном для этого времени эклектическом стиле.

Фасад нижнего яруса колокольни по Столешникову переулку выделен расположенным по центру входным порталом с полуциркульным завершением (фото 22). Центральная часть стены с порталом фланкирована сдвоенными лопатками. В узких боковых простенках расположены прямоугольные ниши. Над входом по центру расположены три небольших полуциркульных ниши. Сохранившийся нижний ярус б. колокольни завершен поясом с поребриком и профилированным карнизом. Оконные проемы в стене колокольни были пробиты в советское время (фото 21).

Северный фасад Воскресенского придела (по Столешникову переулку) имеет отделку, современную отделке колокольни. Полоса цоколя отделена гладкой горизонтальной тягой. Первый этаж с тремя полуциркульными окнами, расположенными в прямоугольных нишах стены, завершен профилированным карнизом с сухариками и аттиком. Аттик с раскреповкой на углу в виде полустолбов с филенкой, выделен расположенным по центральной оси стилизованной аркой, обрамленной полуколонками и профилированной аркой с килевидным завершением (фото 23). Полуциркульные окна северного фасада Воскресенского придела, а также его апсиды, имеют наличники в виде профилированных арок, опирающихся полуколонны с капителями и базами. Полуколонны расчленены по высоте полукруглым профилем на две части.

Плоскость стены северного придела по переулку фланкирована спаренными стилизованными пилястрами. Все архитектурные детали уличного фасада колокольни и северного придела выделены побелкой.

Полуциркульная в плане апсида главного храма имеет отделку в эклектическом стиле. Линия высокого белокаменного цоколя поддержана линией профилированного венчающего карниза с сухариками. Прямоугольные окна с профилированными откосами, обрамлены наличниками в виде полуколонок, завершенных раскрепованной профилированной полочкой с сухариками. Полуциркульный профиль разделяет полуколонии по высоте на две части (фото 25).

Отделка фасадов южного Космодемьянского придела повторяет в основном отделку фасадов северного Воскресенского придела. Полуциркульные окна обрамлены только гранеными полуколонками с базами и капителями. Горизонтали профиля делят полуколонки на две части по высоте. Апсида южного придела раскрепована широкими прямоугольными нишами, заполненными полуциркульными окнами и полуциркульными нишами (фото 26).

Внутренняя планировка в основном сохранилась, но была дополнена в советское время различными достройками при приспособлении здания вначале под склад, а в 1960-е годы под типографию.

Проход под колокольней, перекрытий крестовыми и цилиндрическим с распалубками сводами (фото 29-33) служит входом в церковь.

Арочный портал (фото 34) обрамляет вход в помещение бывшей трапезной, перекрытое лотковым сводом (фото З5,37,З8). В восточной стене б. трапезной в 1890-е гг. была сделана мощная арка, ведущая в помещение главного храма. Поверхность самой арки сохранила первоначальную отделку в виде профилированной филенки с круглым медальоном на месте замкового камня (фото 36). Алтарная стена главного храма имеет три арочных проема, два крайних в настоящее время заложены и превращены в ниши (фото 39,40). Внутреннее пространство апсиды, перекрытое полусферическим сводом, лишено декора (фото 39,41). Боковые стены трапезной после пристроек приделов были пробиты и в каждой из них была сделана арка с лучковой перемычкой. Арка в северной стене соединяет пространство трапезной с северным Воскресенским приделом. Фрагменты отделки помещений бывшего Воскресенского придела относятся к 1890-м годам, когда вместо плоского перекрытия был сделан цилиндрический свод, сохранившийся до настоящего времени. От первоначального архитектурного оформления сохранилась лишь профилированная тяга на стенах с изломами над полуциркульными окнами (фото 44). Алтарная стена прорезана тремя арочными проемами. Полуциркульная в плане стена быв. апсиды отделана лишь настенной профилированной тягой, огибающей полукружия окон (фото 45).

Пространство южного Космодамианского придела перекрыто цилиндрическим сводом. Алтарная стена прорезана тремя равнозначными большими арками (боковые арки – диаконские врата – были существенно сужены и оформлены как порталы в середине 90-х годов XX в. по проекту арх. Ирины Родионовой – прим. ред.). Отделка помещений быв. апсиды представлена профилированной с большим выносом тягой, огибающей полукружия окон и ниш, и имеющей над ними стилизованные килевидные завершения (фото 47,48). Лучковая арка в южной стене трапезной с конца XIX века была заполнена витражом (фото 37), отделяющим помещения холодного придела от остальных отапливаемых помещений церкви.

Трехсветное первоначально пространство основной части восьмерика на четверике в советское время была разделено перекрытием на два этажа. Современный (до 1993 г. – прим. ред.) 2-й этаж находится в верхнем ярусе четверика с небольшими окнами, имеющими плоские откосы. Четырехгранное пространство через воронкообразные парусные своды на углах переходит в восьмигранник, перекрытий восьмигранным сомкнутым сводом (фото 52). Вертикальные плоскости стен завершены профилированным карнизом (фото 51). На западной грани сохранился фрагмент настенной живописи (фото 50).

За колокольней и арочным переходом 1850-х годов была сделана в советское время 2-х этажная пристройка для производственных и бытовых нужд расположенной в здании быв. церкви Космы и Дамиана типографии МК СССР. На западной стене пристройки 1850-х гг. сохранилась первоначальная архитектурная отделка, находящаяся сейчас внутри здания. Приделы и трапезная были перекрыты общей кровлей в середине XIX века, на наружных гранях восьмерика и четверика сохранились следы первоначальной кровли ХVIII века, более низкой, чем сохранившаяся до настоящего времени.

Подвал используется только под основной частью быв. церкви, где в 1890-е гг. была поставлена домовая печь и для этого были разобраны своды. Наружный сход в подвал выложен из кирпича марки "БАИ".

 

Оценка:

Здание быв. церкви Космы и Дамиана, построенное в 1702-1722 гг., включившее остатки предыдущего церковного здания ХVII века, достроенное в 1820-х и 1850-х гг. является памятником архитектуры и стоит на Госохране.

 

Рекомендации:

Научная реставрация.

 

 

Историко-культурное обследование домовладения

Церковь Космы и Дамиана "Что на Шубине"

Церковь Космы и Дамиана в Шубине ("что на Шубине", "за золотой решеткой", "за Гагариным двором" известна с 1626 г. В 1626 г. вместо деревянной церкви строится каменный храм. В ХVIII в. (в первой четверти) храм перестраивается. Главным становится престол Благовещения, придельным во имя святых Космы и Дамиана, но в народе продолжают ее называть по-старому. В 1812 г. не горела. В 1821-1822 гг. пристроили новый придел – Воскресенский (в связи с разборкой в 1814-1815 гг. Воскресенской церкви на Большой Дмитровке /стояла на углу с Космодемьянским переулком, известна с 1472 г./, ее престол переносен в церковь Космы и Дамиана). В Советское время приход бил закрыт и в ее стенах устроили хранилище.

Косма и Дамиан, два родных брата, по профессии врачи, христианские святые мученики, жившие близ Рима во второй половине III в. За свои исцеления не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что и получили название бессребреников. За свои проповеди учения Иисуса Христа были приведены на суд императора Карина. Они исцелили императора от его болезни, мучившей его долгие годы, и были им отпущены на свободу. Но врач-язычник, из зависти к ним, убил их камнями (в 284 г.). Память святых празднуется христианской церковью 1 июля (14 июля по н.ст.).

(По поводу Космы и Дамиана см. здесьприм. ред.).

1. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989, с. 142-143.

2. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. Т.ХVI, СПб., 1895, с.426.

 

Использованные источники и литература:
1. Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине. Эскизный проект реставрации. М.,
1978.
2. Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине. Мсторико-архивные материалы. М.,
1979.
3. Моспроект-2. Мастерская 17. Историко-архитектурное обследование территории владения церкви Косьмы и Дамиана в Шубине. М., 1989
4. Православная Москва. М., 1993
5. Сорок сороков. Т. 2, М., 1994.
6. "Московские церковные ведомости", 1889, N50
7. 'Московские церковные ведомости", 1897, N45
8. "Московские церковные ведомости", 1899, N21
9. С.К. Романюк. Из истории московских переулков. М., 1988.