Единство в многообразии.

Принять другого. Принять себя.

«Вы – тело Христово. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»…». (1Кор 12.21,27)

Анна Косова

Единство

«Да любите друг друга» – рефреном повторяет владыка Василий в конце этого фильма. «Да любите друг друга» – вновь и вновь напоминает нам слова Спасителя апостол Иоанн Богослов.

Недавно об этом говорил на «детской» литургии отец Иоанн Гуайта. Что апостола Иоанн прожил долгую жизнь, у него были свои ученики и они спрашивали его: “Расскажи нам о Христе. Что самое главное Он завещал?” – “Он говорил: да любите друг друга” – “Ну да, ты нам об этом уже рассказывал. Расскажи нам что-нибудь новое!” – “Да любите друг друга – это самое главное”.

 

Мы помним, что эти слова Иисус говорит своим ученикам на Тайной вечери, и полностью эта фраза звучит: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И говорит при этом: «Заповедь НОВУЮ даю вам». Ни о чем другом Он не говорит так. Чаще Он дополняет и расширяет смысл прежних заповедей. А здесь: «Заповедь НОВУЮ даю вам».

 

И далее Иисус молится: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

 

Мне кажется, что эти слова легко читаются, действительно, душа тянется к тому, чтобы все были едины, чтобы все были в дружбе, в любви, и они “сладки, как мед”, но когда тебе говорят: “Иди и ты поступай так же”, – вот тут ты понимаешь, что это невероятная задача, к которой непонятно как подступиться. «Любите, как Я», «Будьте едино, как Мы с Отцом».

Что означает это единство – как Отец в Сыне, и как Сын в Отце? Каковы отношения внутри Неслиянной и Нераздельной Троицы?

Переживали ли мы в своей жизни хотя бы подобие такого единства? Когда другой тебе важнее, чем ты сам? Когда весь шум мира смолкает и ты встречаешься с другим на глубине. Когда исчезает преграда, и слова, и любовь, и жизнь перетекают от одного к другому? Это может длиться совсем недолго – мгновения, минуты, но эти мгновения драгоценны!

ВОПРОС К ЗАЛУ: Давайте немного помолчим и подумаем – переживали ли мы в своей жизни такое единство? С кем? Когда? Просто вспомним эти моменты.

 

Это очень важный опыт. И важно помнить его и благодарить за него. Наверное, мы переживаем мгновения, минуты такого единства с нашими любимыми, с близкими друзьями, иногда в особые моменты молитвы и близости с Богом…

 

Но Господь говорит: «Да будут ВСЕ едино». Как такое возможно? Эта задача видится как огромная гора, вершина которой скрывается в облаках.

Как же нам быть? Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил так: «Мой метод таков: увидеть цель, и потом двигаться к ней, начиная с азов». Итак, что мы имеем?

У нас есть, если можно так сказать, «фотография» этой вершины – икона Троицы. «И путь вы знаете, – говорит Господь Иисус. – Я есмь путь». И с нами Дух Святой – Утешитель; Вдохновитель; Тот, кто шепчет нам на ухо – какую тропинку лучше избрать.

И для того, чтобы начать восхождение, нам нужно еще только одно, очень важное – решимость отправиться в это трудное путешествие. Господь не обещает нам легкого пути, Он говорит, что путь будет узок и труден. Силуан Афонский говорил, что «вера обязывает к подвигу. И нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь».

 

Принятие – первый шаг на пути к единству

 

И какие же первые шаги мы можем сделать?

Думаю, что первым шагом на пути к единству является принятие другого человека. Владыка Антоний Сурожский говорил: «Мы должны научиться видеть человека, слышать человека … не по отношению к себе, а по отношению к нему, признать его право на самобытность, на личное, независимое от нас, трагическое и славное существование».

 

Принять другого – значит, сказать: «Ты мой ближний, ты мне небезразличен».

«Мне небезразлично – жив ты или умер», – говорит добрый самарянин из притчи, в отличие от двух других персонажей. «Мне небезразлично – как ты будешь жить дальше», – говорит он, оставляя деньги, прося хозяина гостиницы позаботиться о пострадавшем и собираясь на обратном пути вновь позаботиться о нем.

 

Апостол Павел говорит о Церкви, что мы – Тело Христово. И, как и различные органы, клеточки тела, мы соединены друг с другом.

Но мы понимаем также, что мы соединены с нашими родными, с нашими друзьями, с коллегами по работе… В конце концов всё человечество, хотим мы этого или не хотим, связано друг с другом тысячами нитей, и это наш выбор – обрывать их, или беречь и укреплять. Но даже если нам кажется, что мы оборвали нить, связывающую нас с каким-то человеком, отвернулись, закрыли лицо ладошками и сделали вид, что этого человека не существует в моей жизни, – это не так. Мы в одной лодке. Зло, сделанное нами, может отразиться на ком-то за тысячу километров от нас. Но и самое маленькое добро меняет ситуацию в мире.

 

Вы, конечно, помните фразу: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Мне всегда казалось, что это относится к неким отдаленным временам. Но вот мы видим своими глазами, что происходящие в мире трагические события, войны, беззакония начинают нас разрывать, и порой граница военных действий проходит внутри одной семьи, между самыми близкими людьми.

Но между нами да не будет так! Мы же христиане!

 

Меня потрясла история о молодых людях из России и Украины, которые встретились прошлым летом в общине ТЭЗЕ. Вообще, в эту общину приезжает молодежь со всего мира, но надо было так случиться, что эти люди попали в одну группу, которая должна была встречаться и работать вместе целую неделю.

И в первую встречу они вообще не могли друг друга услышать. Накал страстей был таков, что они кричали друг на друга, предъявляли претензии и т.д. Никакого диалога не было. Это был выплеск негативных эмоций, и казалось, что нет никакого выхода.

Но они приехали туда ради Христа. В течение недели они вместе трудились, вместе молились, общались, обращались к Богу… И это был потрясающий опыт, потому что, когда они уезжали, они плакали на плечах друг у друга, клялись в дружбе и говорили, что «мы не будем больше безоговорочно верить тому, что говорят по телевизору. У нас есть друзья, друзья в России, друзья в Украине, и мы знаем, что то ценное, что произошло между нами, оно между нами и останется».

 

При этом принятие, конечно, не означает, что все вопросы решены. Могут быть очень трудные, очень болезненные темы. Какие-то вопросы даже, возможно, вообще не будут никогда разрешены.

Мы помним недавно случившееся грандиозное событие: встречу Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. И вы помните, что первое, с чего они начинают: «Мы встретились как братья». У нас еще много проблем, но если мы начинаем с того, что «мы – братья», это становится основой для продолжения дальнейшего диалога, чтобы отношения развивались.

 

Надо сказать, что тема принятия, поиска единства очень широка. Она может включать и отношения между разными общинами внутри Православной Церкви; и отношения с другими христианскими церквями; и отношения с неверующими людьми, или людьми других вероисповеданий. Темы важные и нужные, и невозможно подробно поговорить о них в рамках одной встречи. Наверное, мы будем продолжать о них говорить. Но сегодня мы предлагаем вспомнить тех людей, с которыми нам особенно трудно, с которыми у нас нет единства, нет мира. Скорее всего, это люди из нашего ближайшего круга. И на этой встрече давайте этими ситуациями и ограничимся.

 

Будем вместе молиться, размышлять, искать решения. И если после этой встречи вокруг каждого из нас станет чуть больше любви и мира – это будет очень хорошим результатом.

 

 

Многообразие

 

С многообразием вот такая интересная штука.

Если я попрошу вас представить себе город, в котором все дома одинаковые, все деревья одинаковые, все машины одинаковые, и одинаковые люди ходят по одинаковым улицам – вы скажете, что это фильм ужасов.

Мы радуемся разнообразию цветов, звуков, пению разных птиц и многому другому. Но в отношениях с людьми нам порой бывает очень трудно именно из-за того, что мы разные. И мы мечтаем: «Ах, если бы он был чуть больше похож на меня, тогда мне было бы с ним легче! Я бы, наверное, мог бы его понимать».

 

Почему инаковость другого чаще воспринимаешь, как неудобство для себя, как проблему для себя? А не как богатство, помощь, силу… Может, ключевое слово – для себя? И мы так уверены в своей правоте, что нам трудно увидеть другой путь, другой вариант?

 

Мне очень нравится сравнение, что все мы – как симфонический оркестр. Скрипки, волторны, ударные… В оркестре каждый видит только свои ноты, свою партию, и не видит картину в целом, как ее видят композитор и дирижер. Только композитор знает – какие инструменты нужны в его произведении, и когда они должны вступать. Не наше дело оценивать.

 

Я хочу поделиться с вами личным воспоминанием. Когда я была маленькой и училась в музыкальной школе, мама водила меня в Консерваторию на симфонические концерты. Обычно это было для меня и трудновато, и скучновато, и я чаще всего разглядывала картины на стенах, музыкальные инструменты и т.д.

И однажды я заметила в оркестре человека, который не делал вообще НИЧЕГО. Все трудились, то вступали, то замолкали, а он просто сидел. Потом выяснилось, что он играл на треугольнике. Это очень «сложный» музыкальный инструмент, который представляет собой металлический прут, изогнутый в форме треугольника. По нему ударяют металлической палочкой, и он говорит «дзынь». И больше ничего он не умеет.

И вот, в нужный момент, этот музыкант поднялся, поправил бабочку, сделал «дзынь» и опять сел и ничего не делал до самого конца.

Но! Для композитора без этого «дзынь» произведение было бы неполным, бедным и, во всяком случае, не таким, как он его задумал!

 

И еще один важный момент – принять себя, свое место в этом оркестре.

Допустим, я – барабан, а всю жизнь мечтаю быть скрипкой. Но сколько к барабану струны ни прилаживай, он не станет скрипкой никогда!

Может, лучше не тратить силы на бесплодные мечты и довериться Тому, Кто создал меня барабаном, причем именно таким барабаном, как я (барабаны ведь тоже разные бывают). Довериться, и постараться сыграть свою партию как можно лучше, чтобы в конечном итоге получилось красивое, замечательное произведение?