Христос внутрь вас есть!

Отец Александр на прошлой нашей встрече сказал: «Самое главное на таких наших встречах – это даже не то, что мы услышим что-то для себя новое, или что-то поймём или откроем. Это всё, конечно, очень важно. Самое главное – это явление общины». Так вот, именно эти евангельские слова: “Христос внутрь вас есть” – и делают это явление возможным, доводят его до полноты. И та радость, с которой мы участвуем в этой встрече, в большой мере определяется тем, что Христос посреди нас.

“Царство Божие внутри вас”,– так переводят одни. И "среди вас", "между вами", так переводят другие. Или, другими словами, "уже здесь". И этот последний перевод греческого “энтосмон”, находит все больше сторонников. Именно "среди вас", "посреди вас".

Интересно, что эти слова Иисус говорит фарисеям в ответ на их вопрос: «Когда придёт Царствие Божие?». И слова эти «посреди вас» им знакомы. В устной Торе уже было сказано: « Там где двое или трое собраны для изучения закона, там Шехина посреди них». Шехина, то есть Премудрость Божья, Присутствие Божье. Возможно, уже тогда у фарисеев возникло желание побить Иисуса камнями. Но святоотеческая традиция, несмотря на это, освятила в большей степени толкование «внутрь вас», и теперь для нас это очень важно.

Христос внутри нас – это когда в глубине своего сердца мы ощущаем присутствие Божие, и тогда из него уходят гордость, эгоизм, вытесняемые миром, радостью, любовью. Рождается светлое, радостное чувство близости небесного Отца.

Христос посреди нас – Царство возникает подобно магнитному полю в отношениях между людьми на той глубине, которая глубже эмоций и изменяет прежде всего эти отношения, Царство незримо уже присутствует среди людей, если в их душах воцаряется Господь.

И в том и другом случае сам Иисус актуализует Царство. Где Он, там Царство.

Часто бывает, что 2 различных перевода не противоречат друг другу, а обогащают смысл. Так и здесь. Мы призваны к тому, чтобы оба эти процесса – возрастание Царства и внутри и посреди нас – шли одновременно, может быть, с разной интенсивностью и протяжённостью, но неизменно обогащая и питая друг друга.

Каждый из нас с момента крещения или воцерковления нацелен Церковью и нашим сердцем на то, чтобы облечься во Христа: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. И община призвана стремиться к тому, чтобы являть собой и в себе праведность, мир и радость в Духе Святом, т.е. Царство Небесное.

На евангельской группе сестра просит помолиться о ней, она уже давно не может выбраться на исповедь и причастие. И вот уже мы делим с ней радость приобщения к Святым Тайнам. Другая сестра, прочитав потрясшую её статью, пересказывает её нам, и мы становимся богаче.

В семье после наших долгих общих молитв рождается долгожданный ребёнок. Нас стало больше! Сколько благодарности друг другу и Богу! Или наоборот, кто-то теряет близкого человека. И наши сочувствие, молитва, внимание, помощь дают поддержку и утешение, делают более глубокими наши отношения с Богом и между собой.

Как сказал об этом ап. Павел в послании к Ефесянам: “Чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; из Него всё Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви”. Попросту говоря, духовное возрастание каждого из нас приводит к укреплению общины, и сила общины питает каждого её члена.

У Жана Ванье есть прекрасная книга «Община – место праздника и прощения». Он выделил два самых важных момента, которые делают жизнь в общине возможной. Много лет тому назад несколько сестёр из нашей маленькой общины, где мы все очень любили друг друга, решили пожить летом за городом, чтобы вместе помолиться, почитать слово Божье, немного отдохнуть. И вдруг оказалось, что отказаться от своего собственного способа заварки чая, или от непременного обжаривания лука для борща, хотя у нас только плитка с одной конфоркой, очень трудно, практически невозможно. А мы и не подозревали, что так трудно уступить даже в такой мелочи! Конечно, были обиды, было испрашивание и получение прощения, и было осознание своей немощи! И уж конечно, был необходим праздник! Вот сейчас, когда наша встреча – это сплошной праздник радости общения, новых знакомств и постижения очень важных для нас открытий, когда у нас чай в пакетиках, и чёрный и зелёный, и даже кофе, когда нам не надо заботиться ни о готовке, ни о мытье посуды, и лишь лёгкая грусть по поводу утилизации пластиковой посуды омрачает наше чело, нам трудно представит себя на месте тех нас, с конфоркой. Помните слова из любимого акафиста “Слава Богу за всё”? «Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других».

Как часто лёгкое невнимание или забывчивость по отношению ко мне помогали вдруг осознать мне мои неоплаченные долги в прямом и переносном смысле! Как часто я оправдываю своё плохое отношение к другому, объясняя его не моими, а его несовершенствами! Как не хватает мне любви! Именно с этим пришла я когда-то к старенькому священнику на исповедь. И он мне ответил: «Когда будет хватать, приходите поделиться!» Ему, наверное, уже было открыто, что только Царство Божие освобождает нас от амбиций, страхов, зависти, неумения любить.

 

Как вы знаете, у меня богатый опыт паломнических поездок. Это тоже место праздника и прощения. Праздник – это понятно. А вот за что нам прощать друг друга? Оказывается – за многое. Так мало в нас терпения, сочувствия к слабостям, желания войти в положение другого. Вот я заняла удобное место – в автобусе ли, или за трапезой – всегда ли я посмотрю, насколько удобно другим, особенно тем, кто слабее? Как тут не вспомнить слова ап. Павла из 1-го послания к Коринфянам: “Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены”.

Наверное, когда кто-то в лучшие свои минуты выбирает интересы другого, когда брат перевязывает гниющие ноги бездомного, а сестра выбирает работу в Хосписе или усыновляет ребёнка с особенностями, тогда «недалеко от них Царство Небесное». Помните слова, которые так любил повторять наш о. Георгий? “Ора эт лабора” – молитва и труд, работай так, как будто всё зависит от тебя и молись так, как будто всё зависит от Бога.

 

Хочу напомнить эпизод из жизни св.Терезы Малой. В очень строгом Кармелитском монастыре монахини должны стоять на богослужении на одном и том же месте. И рядом с Терезой всегда стояла сестра, которая всю службу перебирала какие-то пакетики, шуршала ими, очень этим Терезе мешая и отнюдь не вызывая к себе добрых чувств. Но ведь Господь заповедал нам любить друг друга! И, относясь к этой важнейшей заповеди с полной серьёзностью, Тереза постоянно начинает оказывать ей мелкие услуги, делать подарки, моля Бога помочь ей полюбить эту сестру. И когда Тереза вручала ей очередной подарок, сестра сказала ей: «Дорогая сестра, даже и не знаю, за что Вы меня так любите!» И тогда Господь открыл сердце Терезы, и она нашла в нём подлинную любовь к этой сестре. Есть ли во мне подобная решимость? Вчера на семинаре после чтения слова Божия и обсуждения меня вдруг стукнуло: на протяжении этих дней кого я только не вспомнила из тех, кого мне трудно принять, а собственного близкого родственника вытеснила! Спасибо сёстрам за молитвы, у наших отношений появилась надежда!

 

Ищу ли я Царства Божия? Да, конечно! Я очень хочу здесь и сейчас и в жизни будущего века очутиться в Царстве, где всегда с нами будет Христос, где все будут жить по законам этого Царства. И где, по словам Натальи Ининой, «ощущение близости к Богу, Его невыразимой и неохватной любви к нам позволит почувствовать себя таким, каков ты есть, без страха, в полном доверии, и увидеть другого человека таким же образом». Но я помню, что одно из отличий этого Царства – необходимость отдать себя, отдать своё. И как же часто я не готова поступиться не то что своим имением, но даже своим мнением ради мира и любви, этих неотъемлемых свойств Царства Небесного. Сразу встаёт вопрос: ведь если я не отстаиваю своё мнение, значит, я соглашаюсь с чужим, абсолютно неприемлемым? Мне очень нравится позиция отца Петра: «Вы знаете, уважаемый имярек, я совершенно с Вами не согласен, но давайте не будем об этом!» Своя позиция обозначена, и мир не нарушен бесплодными в 99% случаях дискуссиями. Но это в скобках, а возвращаясь к Царству: “И рад бы в рай, да грехи не пускают” – это с одной стороны. Но с другой – «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную!». Так что уповаем! Господь призывает всех! А результат? Он может нас и удивить. Помните стихотворение Кибирова о Моте из налоговой инспекции и Магде из массажного салона? Нарочито эпатирующее по форме, оно тем самым помогает преодолеть нам некоторые наши представления о тех, кого нам бывает очень трудно принять:

Я воображаю наши лица

В судный день, когда поправ законы,

рыболов, и мытарь, и блудница

воссияют у Господня трона.

 

А вот ищу ли я Царства Божия прежде всего? На этот вопрос не то что отвечать, даже ставить его страшно!

Когда я читаю это место в Нагорной проповеди, хочется сосредоточиться на том, что всё остальное приложится, уходя от настоящего ответа на этот вопрос. Но послушайте, вот опыт, который предлагает нам бл. Августин:
Представьте себе, что Бог явился к вам и сказал: «Я дам тебе очень много. Я дам тебе всё, чего ты ни попросишь — наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты все можешь сделать. Ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица».

Дрогнули глубины вашего сердца? Поверхностные желания так и рванулись вперед, но при этих последних словах застыла и замерла глубина глубин. Поверхность разума может этого и не знать, а вот глубина знает, что Бог нам нужен больше всего на свете. И сердце наше неспокойно, пока не упокоится в Нем.

У каждого из нас свои раны, часто очень глубокие. Конечно, мы стараемся помочь друг другу, и делать это необходимо, но исцелить и ввести нас в своё Царство может только Христос, только Его любовь. А что можем мы? Помните слова великой ектении? «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», то есть самих себя, наших ближних, наших братьев и сестёр, и все наши дела, все наши проблемы и несовершенства вверить в руки Божии, постараться от всего сердца отдать себя на волю
Божию.

Сейчас, когда мы ещё продолжаем праздновать Пасху, на литургии, после возгласа «Возлюбим друг друга» о. Александр с воздетыми руками возгласил: «Христос воскресе!». В другое время мы слышим «Христос посреди нас!» Спасибо огромное Вам, отец Александр за то, что Вы произносите эту древнюю часть литургии. В древней Церкви после этого возгласа действительно совершалось целование мира (“лобзанием святым приветствуйте друг друга!”), в котором участвовала вся Церковь, все собрание.

Какова природа той радости и благодарности, которая каждый раз охватывает нас при этом возгласе и при целовании мира? Ответить на этот вопрос и закончить я хочу длинной, но прекрасной цитатой из книги «Евхаристия. Таинство Царства» о. А. Шмемана.

Шмемана пересказывать – только портить. Да это, по-моему, и невозможно. Так что послушайте: «Собрание в Церковь есть прежде всего таинство любви. В церковь мы идем за любовью, за той новой любовью Самого Христа, которая даруется нам в нашем единстве. В церковь мы идем, чтобы эта Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол. 3:14), чтобы, составляя Тело Христово, мы могли пребывать в любви Христовой и ее являть в мiре. Но потому так горестно, так противоречит исконному опыту Церкви наше теперешнее предельно индивидуализированное благочестие, которым мы эгоистически отделяем себя от собрания, так что даже стоя в церкви продолжаем ощущать одних «близкими», а других — «далекими», «не имеющими отношения» к нам и к нашей молитве и мешающей нам «духовно сосредоточиться. (Некоторое время назад в нашем храме на литургии стоял человек, у которого сзади к воротнику пиджака была приколота записка: «прошу через меня свечи не передавать. Конечно, это передавание мешает, но всё же… – М.С.) Не значит ли это, что собрание в церковь имеет другую цель, уже заключенную в самом слове «собрание»? Через него исполняется церковь, совершается наше приобщение ко Христу и к Его любви, так что, участвуя в нем, составляем «мы многие — одно тело…». А тогда и целование мира раскрывается нам во всем своем значении. И это так потому, что для древних христиан оно было не просто символом любви и не только напоминанием о ней, а священнодействием любви — тем видимым знаком и обрядом, в котором и через который невидимо, но действенно совершается излияние Божественной любви в сердца верных, облечение каждого и всех вместе — в Любовь Христову. Не будем забывать, что в призыве «приветствовать друг друга целованием святым» речь идет не о нашей личной, природной, человеческой любви, которой действительно мы не умеем любить, а о любви Христовой, вечное чудо которой в том, что она каждого, стоящего рядом, претворяет в брата, безотносительно к тому, имеет ли он или не имеет отношения ко мне и моей жизни, что само назначение Церкви в преодолении страшного, дьяволом в мир введенного и его погубившего отчуждения. И что в церковь мы и приходим за этой любовью, всегда подаваемой нам в собрании братьев.

Мы можем только захотеть этой любви и приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга до участия в собрании Церкви. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Приготовить же себя — это и значит спросить себя — идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы, как алчущие и жаждущие — не только помощи и утешения — а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и озаряющего нас новой любовью к Богу и к ближнему? Или же боимся, что эта любовь ослабит все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто от Церкви мира лишь с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы собственного «отчуждения» и не имеем действительного участия в Церкви…«Достигайте любви», — говорит Апостол (Кор. 14:1). И где же достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Христос соединяет нас в Своей любви?

Христос посреди нас! И есть и будет!