Христос внутрь вас есть!
Отец Александр на прошлой нашей встрече сказал: «Самое главное на таких наших встречах – это даже не то, что мы услышим что-то для себя новое, или что-то поймём или откроем. Это всё, конечно, очень важно. Самое главное – это явление общины». Так вот, именно эти евангельские слова: “Христос внутрь вас есть” – и делают это явление возможным, доводят его до полноты. И та радость, с которой мы участвуем в этой встрече, в большой мере определяется тем, что Христос посреди нас.
“Царство Божие внутри вас”,– так переводят одни. И "среди вас", "между вами", так переводят другие. Или, другими словами, "уже здесь". И этот последний перевод греческого “энтосмон”, находит все больше сторонников. Именно "среди вас", "посреди вас".
Интересно, что эти слова Иисус говорит фарисеям в ответ на их вопрос: «Когда придёт Царствие Божие?». И слова эти «посреди вас» им знакомы. В устной Торе уже было сказано: « Там где двое или трое собраны для изучения закона, там Шехина посреди них». Шехина, то есть Премудрость Божья, Присутствие Божье. Возможно, уже тогда у фарисеев возникло желание побить Иисуса камнями. Но святоотеческая традиция, несмотря на это, освятила в большей степени толкование «внутрь вас», и теперь для нас это очень важно.
Христос внутри нас – это когда в глубине своего сердца мы ощущаем присутствие Божие, и тогда из него уходят гордость, эгоизм, вытесняемые миром, радостью, любовью. Рождается светлое, радостное чувство близости небесного Отца.
Христос посреди нас – Царство возникает подобно магнитному полю в отношениях между людьми на той глубине, которая глубже эмоций и изменяет прежде всего эти отношения, Царство незримо уже присутствует среди людей, если в их душах воцаряется Господь.
И в том и другом случае сам Иисус актуализует Царство. Где Он, там Царство.
Часто бывает, что 2 различных перевода не противоречат друг другу, а обогащают смысл. Так и здесь. Мы призваны к тому, чтобы оба эти процесса – возрастание Царства и внутри и посреди нас – шли одновременно, может быть, с разной интенсивностью и протяжённостью, но неизменно обогащая и питая друг друга.
Каждый из нас с момента крещения или воцерковления нацелен Церковью и нашим сердцем на то, чтобы облечься во Христа: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. И община призвана стремиться к тому, чтобы являть собой и в себе праведность, мир и радость в Духе Святом, т.е. Царство Небесное.
На евангельской группе сестра просит помолиться о ней, она уже давно не может выбраться на исповедь и причастие. И вот уже мы делим с ней радость приобщения к Святым Тайнам. Другая сестра, прочитав потрясшую её статью, пересказывает её нам, и мы становимся богаче.
В семье после наших долгих общих молитв рождается долгожданный ребёнок. Нас стало больше! Сколько благодарности друг другу и Богу! Или наоборот, кто-то теряет близкого человека. И наши сочувствие, молитва, внимание, помощь дают поддержку и утешение, делают более глубокими наши отношения с Богом и между собой.
Сейчас, когда мы ещё продолжаем праздновать Пасху, на литургии, после возгласа «Возлюбим друг друга» о. Александр с воздетыми руками возгласил: «Христос воскресе!». В другое время мы слышим «Христос посреди нас!» Спасибо огромное Вам, отец Александр за то, что Вы произносите эту древнюю часть литургии. В древней Церкви после этого возгласа действительно совершалось целование мира (“лобзанием святым приветствуйте друг друга!”), в котором участвовала вся Церковь, все собрание.
Какова природа той радости и благодарности, которая каждый раз охватывает нас при этом возгласе и при целовании мира? Ответить на этот вопрос и закончить я хочу длинной, но прекрасной цитатой из книги «Евхаристия. Таинство Царства» о. А. Шмемана.
Шмемана пересказывать – только портить. Да это, по-моему, и невозможно. Так что послушайте: «Собрание в Церковь есть прежде всего таинство любви. В церковь мы идем за любовью, за той новой любовью Самого Христа, которая даруется нам в нашем единстве. В церковь мы идем, чтобы эта Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол. 3:14), чтобы, составляя Тело Христово, мы могли пребывать в любви Христовой и ее являть в мiре. Но потому так горестно, так противоречит исконному опыту Церкви наше теперешнее предельно индивидуализированное благочестие, которым мы эгоистически отделяем себя от собрания, так что даже стоя в церкви продолжаем ощущать одних «близкими», а других — «далекими», «не имеющими отношения» к нам и к нашей молитве и мешающей нам «духовно сосредоточиться. (Некоторое время назад в нашем храме на литургии стоял человек, у которого сзади к воротнику пиджака была приколота записка: «прошу через меня свечи не передавать. Конечно, это передавание мешает, но всё же… – М.С.) Не значит ли это, что собрание в церковь имеет другую цель, уже заключенную в самом слове «собрание»? Через него исполняется церковь, совершается наше приобщение ко Христу и к Его любви, так что, участвуя в нем, составляем «мы многие — одно тело…». А тогда и целование мира раскрывается нам во всем своем значении. И это так потому, что для древних христиан оно было не просто символом любви и не только напоминанием о ней, а священнодействием любви — тем видимым знаком и обрядом, в котором и через который невидимо, но действенно совершается излияние Божественной любви в сердца верных, облечение каждого и всех вместе — в Любовь Христову. Не будем забывать, что в призыве «приветствовать друг друга целованием святым» речь идет не о нашей личной, природной, человеческой любви, которой действительно мы не умеем любить, а о любви Христовой, вечное чудо которой в том, что она каждого, стоящего рядом, претворяет в брата, безотносительно к тому, имеет ли он или не имеет отношения ко мне и моей жизни, что само назначение Церкви в преодолении страшного, дьяволом в мир введенного и его погубившего отчуждения. И что в церковь мы и приходим за этой любовью, всегда подаваемой нам в собрании братьев. |
||
Мы можем только захотеть этой любви и приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга до участия в собрании Церкви. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Приготовить же себя — это и значит спросить себя — идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы, как алчущие и жаждущие — не только помощи и утешения — а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и озаряющего нас новой любовью к Богу и к ближнему? Или же боимся, что эта любовь ослабит все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто от Церкви мира лишь с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы собственного «отчуждения» и не имеем действительного участия в Церкви…«Достигайте любви», — говорит Апостол (Кор. 14:1). И где же достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Христос соединяет нас в Своей любви? Христос посреди нас! И есть и будет!
|
|