|
|||
список статей
|
Пять вопросов к отцу Александру и его ответы.
(Из «Практического руководства к молитве» Рига 1991 (Н.Большакова) ) |
||
|
|||
Эти
вопросы возникли в процессе чтения Евангелия с последующим обсуждением
с моими сестрами по приходу в 1983 году, весной. Я задала их отцу Александру
в письменном виде, как было принято между нами. Обычно он отвечал очень
коротко, несколькими фразами, - устно или отпечатанными на машинке. Но
на этот раз вручил мне кассету: «Я решил наговорить ответ...» Вопрос первый С внешней точки зрения, Церковь есть сообщество людей. Для того чтобы
понять ее природу, часто прибегают к аналогиям, взятым из социальной жизни.
Поэтому Церковь иногда воспринимают как союз людей, группу людей, иерархическую
структуру; указывают на правовые нормы, которые связывают Церковь в единство.
Что же такое Церковь? Вот, апостол Павел прибегает - ну, как бы сказать,
к биологическому сравнению: он называет ее телом или, как бы мы сказали,
организмом. Вопрос второй Воскресение Христово есть победа над смертью в принципе. Первый человек,
- а Христос был по естеству Своему и совершенным Человеком, - первый Человек,
Первенец из Мертвых (Кол 1:18), побеждает смерть, воскрешается Богом...
воскрешается жизнь, предваряя тем самым грядущее воскресение. В тайне
Своего воскресения Христос создал Церковь. Если бы Христос не воскрес,
то не было бы и Церкви, Вы все знаете, какое было состояние учеников,
насколько мало было посеянное зерно, насколько трудно было предположить,
что из этого маленького зачатка что - то разовьется. И именно тайна Воскресения,
и именно явление живого Христа людям после распятия, людям отчаявшимся,
потерявшим веру, совершило переворот среди учеников и положило основание
для будущего. Очень важно подчеркнуть, что апостол Павел, перечисляя явления
Воскресшего, ставит в один ряд с ними и видение ему у порога Дамаска.
А мы могли бы продолжить, что каждое открытие человеком Христа есть продолжение
явлений Воскресшего. Пусть в разных формах, но тем не менее он продолжал
являться, Его воскресение означает, что Он остался на земле, что он здесь
с нами, что Он живой, не что его наследие - Его мысли, Его идеи, - а Он
Сам остался с нами . Он воскрес для того, чтобы быть в человеческом роде
и являться, как Он являлся Павлу, каждому из нас, если мы захотим Его
воспринять, а иногда является тем, кто не хочет Его воспринять, но Бог
видит глубину каждой души, и знает кого пробудить от сна. Вопрос третий Потому что все догадки о Боге, чувства Бога, мистический опыт людей -
это всегда главным образом человеческое - и то, что человек может узнать
о Боге, как он может к Нему приблизиться. Между тем, то, что Бог дает
нам, - Сам, - дано во Христе. Он есть максимальное приближение Божественного
к человеку. Для того, чтобы постичь Бога, человек должен перестать быть
человеком. А для того, чтобы постичь Богочеловека, мы можем оставаться
людьми. Для этого Он и стал одним из нас, чтобы наступил момент диалога.
И нет другого через которого можно было бы придти. Поэтому Он есть «дверь»
в Вечность. Разумеется, всякая религиозная мысль, всякое религиозное чувство
в той или иной мере приближает человека к Богу. Но глубочайшее и единственное
приближение - через Христа. Вы можете спросить: а как же быть с людьми,
которые Христа не знают? Виноваты ли они в этом? Есть тайна, мы можем
думать, что Христос действует и среди этих людей... анонимно. Они могут
не знать Его имени, но каким-то мистическим образом Он может приходить
к ним. Потому что в глубине только Он и остается настоящей подлинной дверью.
Все это человеческое - религии, законы, обряды; все это может быть прекрасным.
Религия может быть очень высокой, а может быть страшной и дурной. Но Христос
предлагает нам иное: предлагает Самого Себя - не религию как систему предписаний,
а опыт общения с Ним, который приводит к самому Богу. Он есть Дверь...
Вопрос четвертый Почему должен придти соблазн? (Мф 18:7; Лк 17:1) В условиях нашего мира, в условиях мира, где совершается непрестанная борьба между светом и тьмой, между правдой и ложью, между жизнью и смертью, - верным нет основания думать, что они будут поставлены в какие-то исключительные условия. Господь никогда этого не обещал. Он говорил о том, что искушения обязательно постигнут нас. Даже Он сам был подвергнут искушениям. В соблазнах испытывается бескорыстная вера человека. Когда древний Израиль был освобожден из Египта, прежде чем придти в Землю Обетованную, он должен был пройти по пустыне. И там было много соблазнов: соблазн войны, соблазн ропота, соблазн отчаяния ... Но человек должен через все это пройти, для того чтобы быть достойным Земли Обетованной... Вопрос пятый Самый трудный вопрос: «Почему человек подвластен греху, даже когда сопротивляется ему, не хочет его творить ни словом, ни мыслью ? В чем его механизм ?» Вопрос этот труден потому, что мы не до конца знаем вот эту структуру
человека, то, что здесь названо механизмом. Преображение человека дается
ему нелегко. В нашей крови, в нашей природе находится вот та дисгармоничность,
которая порождает грех. И она настолько массивна, настолько подавляющая,
что сила добра часто оказывается на поверхности, не успевая пустить корни
глубоко внутрь. И одним из выводов апостола Павла было то, что человек
не способен сопротивляться греху. «Бедный я человек! Кто избавит меня
от этого тела смерти?» - говорит он, - «Два человека живут во мне ...»(
Рим 7:24 Ср. Рим 7:22, 23 и Гал. 5:17) Два человека ... один - новорожденный,
подлинный, духовный, а другой - ветхий, уходящий корнями в бесчисленное
количество поколений...
|
|||
|
|
|
|