|
Воскрешение мертвых
В последние десятилетия все большую популярность среди читателей
завоевывает такая ветвь литературы non-fiction, как биографии и
мемуары. По-видимому, людям необходимы своего рода “свидетельские
показания” о том или ином времени, причем такие “показания”, которым
можно верить.
Мы давно уже привыкли к жизнеописаниям “замечательных людей” —
великих писателей, ученых, политиков. Они действительно поучительны
и, как правило, информативны. Но жизнь “незамечательных людей” (термин,
разумеется, условный) может быть не менее поучительной и интересной,
вот только свидетельств о ней почти никогда не остается.
В этом отношении книга Ольги Ривкиной “Пути неисповедимые” составляет
редкое исключение. Когда читаешь ее, невольно задаешься вопросом:
что это — семейная хроника? Да, но не только, поскольку, например,
Светлана Аллилуева, ближайшая подруга Ольги, вовсе не член ее семьи.
Между тем мы узнаём много нового и о самой Светлане, и о кремлевских
обитателях. Может быть, это просто воспоминания? Да, но не только.
Это и самоотчет, и анализ эпохи, и исповедание веры. Это честный
рассказ о времени и о себе.
Ольга Ривкина не расцвечивает свое повествование метафорами, стилистическими
изысками, хотя в ее безыскусную летопись неожиданно оказываются
вкраплены беллетристические вставки — стихи и сказки, грустноватые,
лирические, тонкие, раскрывающие еще одну грань дарования автора.
Но дело не в чистоте жанра (как раз смешение жанров — одно из достоинств
этой “неканонической” книги). Дело в искренности, наблюдательности
и остром чувстве истории, присущем Ольге Ривкиной (по образованию
она именно историк).
Человек русской культуры, она происходит из еврейской семьи. Ей
удалось проследить свою родословную на протяжении двух столетий,
с начала XIX века. Перед нами проходит галерея ее предков: прабабушка
Дебора, жена купца первой гильдии, тайно отдававшая все свои деньги
беднякам и нищим; прадед Самуил — кантонист, прослуживший 32 года
в Николаевской армии, а впоследствии владелец мыловаренного завода,
человек грубый и деспотичный и в то же время прямой и мужественный,
заслуживший медаль “За спасение души” (вынес из огня женщину с двумя
ее детьми); бабушка Тэма (“товарищ Таня”) — революционерка-подпольщица,
старая большевичка, обладавшая сильным характером, однако добрая
и отзывчивая, фельдшерица, спасавшая беспризорников от голода, а
крестьян, вместе с мужем-врачом, от тифа, к концу жизни разочаровавшаяся
в “деле борьбы за народное счастье”; мать, артистическая натура,
наделенная тем же даром действенного сочувствия и любви к людям;
отец, тоже профессиональный революционер, а потом журналист, человек
яркий, обаятельный, остроумный, но ”ницшеанского склада”.
А еще мы знакомимся с другими родственниками Ольги Ривкиной —
с ее дядей Гришей, ее братом (тоже Гришей), ее мужем Сеней, ее детьми,
ее кормилицей украинкой Олей, ее няней Марией Иосифовной, с ее многочисленными
друзьями. И всё это люди с индивидуальными характерами, очерченными
живо и точно. От предков Ольга унаследовала жизненную стойкость,
благородство и упорство. Главным для нее, как она сама пишет, “были
поиски правды, недовольство собой и стремление стать лучше”. Ей
глубоко чужд национализм. Еврейские и русские судьбы в ее книге
постоянно переплетаются, но это не солженицынские “Двести лет вместе”
(а на самом деле — врозь). Это тесное взаимодействие и взаимовлияние,
а подчас и слияние, двух национальных стихий, пережитые не книжно,
а экзистенциально. Даже столкнувшись с антисемитизмом, Ольга Ривкина
не перестала быть русской и по праву называет себя “духовной полукровкой”
(слова Марины Цветаевой).
Рассказ автора о собственной жизни, о жизни родных и друзей был
бы неполон, если бы он не проходил на фоне эпохи (в основном советской),
описанной скупыми красками и запечатленной в точных приметах времени.
Аресты родных и знакомых, эвакуация в Пензу, возвращение в Москву,
учеба в “правительственной” 25-й школе и знакомство со Светланой
Аллилуевой, поступление на истфак МГУ (опять-таки вместе со Светланой),
замужество, рождение детей, семилетнее путешествие с мужем-строителем
по “стройкам коммунизма” (которые возводили зеки), более чем тридцатилетний
редакторский труд в Издательстве восточной литературы — все эти
вехи биографии автора тесно связаны с событиями в жизни страны —
ежовщиной, сталинизмом, войной, двадцатым съездом партии, хрущевской
оттепелью, брежневским застоем. Одно не оторвать от другого. Во
всем ощущается дыхание эпохи.
Но главное — люди, их судьбы. Именно через них реализуется в книге
связь времен. Необычайно выразительны портреты трех друзей Ольги
— Светланы Аллилуевой, Григория Померанца, Муси Покровской, Екатерины
Крашенинниковой. Им посвящены десятки страниц, пронизанных глубоким
сердечным чувством, окрашенных восхищением, грустью и любовью. Вот
ее краткий отзыв о дочери Сталина: “Светлана — личность исключительная
не по своему родству с тираном, а по своему таланту, по тому достоинству,
принципиальности и мужеству, с которыми она прожила свою жизнь”.
Вот еще один отзыв: “... благодаря Померанцу я поняла, что на коренные
вопросы бытия, такие, как смысл жизни, добро и зло, справедливость
и милосердие, искать ответы надо не там, где действуют законы “эвклидовского
разума” с его бесспорной доказательностью, а совсем в другой плоскости”.
Но: “Григорию Соломоновичу, так хорошо понимающему, что Тайна бытия
не может быть объяснена до конца, почему-то не дается понимание,
что такова же природа церковных таинств, в частности Таинства крещения,
настолько не дается, что слова “таинства” и “обряды” он ставит в
один ряд”.
С нежностью описывает Ольга свою школьную подругу Мусю Покровскую
и всю семью ее, унаследовавшую от предков, рязанских крестьян, упорядоченность
жизненного уклада, которую не поколебали никакие революционные преобразования.
А вот что пишет Ольга о Кате Крашенниниковой, ставшей ее крестной
матерью: “...высокая, стройная, с легкой, летящей походкой, с ясным,
светлым, милым лицом, внимательными серыми глазами... всего важнее
была она сама, наполненная внутренним горением, ощущением высшего
смысла бытия”. А вот высказывание самой Кати: “Россия верующая держит
на своих плечах Россию неверующую”.
Медленно, но неуклонно нарастает в книге тема христианства, вначале
— как бы в виде неких зарниц, потом — захватывая все пространство
жизни и судьбы. Постепенное изживание материалистических и социалистических
иллюзий было одновременно и постепенным созреванием души, раскрытием
ее навстречу Богу. Приход к вере во Христа стал главным событием
в жизни Ольги Ривкиной, он перевернул эту жизнь. Путь ее нравственного
и духовного становления — тернистый путь одного из представителей
дикого племени советской интеллигенции от атеизма к вере — прослежен
очень внимательно, на “молекулярном” уровне. Самые значительные
страницы книги посвящены именно христианству. Вера автора — не заемная,
не вычитанная, а глубоко пережитая. Она имела право сказать: “После
крещения началась новая жизнь... наполненная новым содержанием и
смыслом”. И не случайно в книге всплывают имена о. Александра Меня
и митрополита Сурожского Антония, которые для многих (и для Ольги
в том числе) стали путеводителями ко Христу.
С крещением изменилась жизнь не только самой Ольги, но и всех
ее близких. “Другое,- пишет она,- началось мало-помалу для всего
нашего рода — дочерей, внуков, зятьев, сестер, племянников, наконец,
для моей старенькой мамы и, как венец всего, — для моего мужа, с
которым мы обвенчались и отпраздновали золотую свадьбу. Но крещение
нашего рода оказалось только началом. Христианство захватывало наших
друзей, их родных и товарищей. Среди крестников моей Маши (дочери
Ольги. — В.И.) есть два архимандрита, а крестница стала насельницей
Шамординского монастыря. Круги добра расходятся все шире и шире”.
Конечно, не для всех принявших крещение борьба со злом кончается
победой. На этом пути неизбежны и препятствия, и срывы. Вера — это
риск и, более того, акт мужества. Не все выдерживают испытание,
не все понимают, что на принявших веру во Христа и вошедших в Его
Церковь ложится особая ответственность. Это проверяется только на
личном опыте. И потому так весомо звучат слова автора: “Оказалось,
что крещение — это еще не спасение, а возможность спасения. Можешь
справиться, а можешь и провалиться. Побеждает тот, у кого хватает
мужества отказаться от застарелой привычки полагаться на себя и
на деле выполнить слова Христа “Да будет воля Твоя, а не моя”!
Книга Ольги Ривкиной — это не просто человеческий документ. Написанная
сдержанно, деликатно, целомудренно, она призывает читателя подняться
на новый, более высокий духовный уровень. У автора благодарная память:
всех, кто неслучайно встретился ей на жизненной дороге, кто образовал
ее как личность и как христианку, она вспоминает с признательностью
и любовью. Ее тревожит потеря человечеством родовой памяти, потеря
связи всего человеческого рода. Сегодня, когда всех детей Адама
раздирают ненависть и вражда, осознание нашей неразрывной связи
более чем актуально. Поэтому стоит прислушаться к Ольге Ривкиной:
“У Иосифа Бродского есть слова: “Люди — это то, что мы о них помним”,
и в этом смысле то, что я помню и пишу об умерших, можно считать
их воскрешением. Такое воскрешение можно считать и воскрешением
времени, в котором люди жили. Если представить себе время как пространство
человеческой жизни, то это и есть история рода, рода человеческого.
“Память их в род и род”,- читают в церкви на заупокойной службе”.
|