искать на странице
 
 

к содержанию>>

ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

В этом году Навечерие Рождества, Рождественский Сочельник совпал с Неделей Свв. Отец, когда Церковь славит земных предков Господа Иисуса Христа. Евангельское чтение Недели Свв. Отец нам благовествует родословие Господа Иисуса Христа. Ев. Чтение Навечерия - Ев. зачало на Великой вечерни благовествует о событиях в Вифлееме: Рождестве Иисуса Христа, возвещении Ангелов, поклонении Младенцу Христу волхвов и пастухов, Ангельском пении, славящем Богомладенца.

Как же Св. Церковь учит нас? Всё Церковное научение содержится в текстах Св. Писания, песнопениях и молитвах этого дня.

После Божественной Литургии сейчас сразу будет отслужена Великая Вечерня Рождества Христова. Предлагаю вам предварительно ознакомиться с кратким содержанием предстоящей службы.

После обычного начала, в стихирах на «Господи возвах» поётся о плодах принятия Богом Словом зрака - вида раба, о его спасительном значении для человечества и всей вселенной. В первой стихире перечисляются препятствия, которые уничтожаются с пришествием на землю Сына Божия: «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещы дает, и Херувим отступает от Древа жизни». То есть разделительная преграда между человеком и Богом разрушилась, огненный меч, охранявший вход в рай (Быт. 3, 24) прекратил своё действие, и Херувим отступил от Древа жизни. Затем указывается на положительное содержание дарованного нам Христом спасения: «И аз райския пищи причащаюся». Райская весть осенила человечество: человек, изгнанный от лица Божия после грехопадения, обрёл радость поклониться Богу в образе Иисуса Христа родившегося в Вифлееме. Открылся путь ко спасению человека.

Вторая стихира говорит о свете, которым «просветишася всяческая» в Рождестве Христовом, показывает различное отношение к этому свету небесных и земных свидетелей и участников события - пастырей, волхвов, Ангелов, наконец, мятущегося Ирода.

Третья стихира раскрывает идею царства Божия, как царство всех веков, наступившего на земле после воплощения Сына Божия, когда мир необратимо изменился. Нет такого уголка на земле и нет такой области жизни человека, где не было бы свидетельств пришествия в мир Спасителя. И необоснованны речи о т.н. «постхристианском» мире. Во истину - Его же Царству не будет конца.

Четвёртая стихира обращается к нашей душе вопрошая, какой дар принесём мы Христу, пришедшему на землю: «Что тебе прнесем Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?». «Каяждо бо от тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли». Чудный ответ дает святой песнописец «Мы же - Матерь - Деву». В этом ответе заключается одно из самых сокровенных убеждений, пронизывающее весь духовный опыт Православной Церкви и получившее глубокое и многообразное выражение в её богослужении.

После пения «Свете тихий» следует особо торжественное чтение рождественских паремий. Вместо обычных для праздничной Вечерни трёх паремий, их читается восемь. Первая - библейское чтение о сотворении мира: «В начале сотвори Бог небо и землю…». Эти слова настраивают нас на восприятие всего Ветхого Завета, как единого пророчества о пришествии на землю Христа. Вдохновенными словами пророка Исайи: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», заканчивается чтение паремий.

Апостольское чтение (Евр. 1,6) говорит об отношении к Сыну Божию Ангелов. Когда Бог Отец вводит Первородного во вселенную, Он говорит «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». О таком же поклонении родившемуся на земле Сыну Божию рассказывает читаемое на Рождественской Вечерне Евангелие (Лк. 2,1-20). Эти два чтения как бы дополняют друг друга, раскрывая перед духовным взором молящихся временную и вечную стороны празднуемого события.

Дорогие братья и сестры, в наше время, когда наш ум расслаблен духовными немощами и болезнями современной жизни, нам тяжелее, чем нашим предкам внимать словам. Надо ещё восстановить падающий авторитет слова, вернуть его из состояния носителя информации к его Божественному статусу, к тому Слову, которым все начало быть, к Богу Слова, рождающемуся ныне в Вифлееме. Так постараемся же вернуть утрачиваемое нами благоговейное отношение к Слову, проповедуемому Церковью. После Великой Вечерни мы идём в свои дома, в свою домашнюю церковь, и проведя подобающим образом, время Рождественского Сочельника, вернёмся в храмы, чтобы молитвенно соединиться в радости о рождающемся ныне Богомладенце. Да даст нам Господь силы внимания и благоговения, при участии нашем в богослужении праздника, чтобы научаться через слова службы жизни во Христе, научаться делу нашего спасения, да не напрасно для нас Богодухновенные глаголы Церковной службы будут вещать о родившемся для нашего спасения Господе Иисусе Христе.

Аминь.

С наступающим Вас праздником Рождества Христова!

Протоиерей Александр, священник храма Космы и Дамиана в Шубине - Столешников пер. д. 2.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-