|
Во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Возлюбленные о Христе братья и сестры!
В этом году Навечерие Рождества, Рождественский Сочельник совпал
с Неделей Свв. Отец, когда Церковь славит земных предков Господа
Иисуса Христа. Евангельское чтение Недели Свв. Отец нам благовествует
родословие Господа Иисуса Христа. Ев. Чтение Навечерия - Ев. зачало
на Великой вечерни благовествует о событиях в Вифлееме: Рождестве
Иисуса Христа, возвещении Ангелов, поклонении Младенцу Христу волхвов
и пастухов, Ангельском пении, славящем Богомладенца.
Как же Св. Церковь учит нас? Всё Церковное научение содержится
в текстах Св. Писания, песнопениях и молитвах этого дня.
После Божественной Литургии сейчас сразу будет отслужена Великая
Вечерня Рождества Христова. Предлагаю вам предварительно ознакомиться
с кратким содержанием предстоящей службы.
После обычного начала, в стихирах на «Господи возвах» поётся о
плодах принятия Богом Словом зрака - вида раба, о его спасительном
значении для человечества и всей вселенной. В первой стихире перечисляются
препятствия, которые уничтожаются с пришествием на землю Сына Божия:
«Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещы дает, и Херувим
отступает от Древа жизни». То есть разделительная преграда между
человеком и Богом разрушилась, огненный меч, охранявший вход в рай
(Быт. 3, 24) прекратил своё действие, и Херувим отступил от Древа
жизни. Затем указывается на положительное содержание дарованного
нам Христом спасения: «И аз райския пищи причащаюся». Райская весть
осенила человечество: человек, изгнанный от лица Божия после грехопадения,
обрёл радость поклониться Богу в образе Иисуса Христа родившегося
в Вифлееме. Открылся путь ко спасению человека.
Вторая стихира говорит о свете, которым «просветишася всяческая»
в Рождестве Христовом, показывает различное отношение к этому свету
небесных и земных свидетелей и участников события - пастырей, волхвов,
Ангелов, наконец, мятущегося Ирода.
Третья стихира раскрывает идею царства Божия, как царство всех
веков, наступившего на земле после воплощения Сына Божия, когда
мир необратимо изменился. Нет такого уголка на земле и нет такой
области жизни человека, где не было бы свидетельств пришествия в
мир Спасителя. И необоснованны речи о т.н. «постхристианском» мире.
Во истину - Его же Царству не будет конца.
Четвёртая стихира обращается к нашей душе вопрошая, какой дар принесём
мы Христу, пришедшему на землю: «Что тебе прнесем Христе, яко явился
еси на земли, яко человек, нас ради?». «Каяждо бо от тебе бывших
тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду,
волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли».
Чудный ответ дает святой песнописец «Мы же - Матерь - Деву». В этом
ответе заключается одно из самых сокровенных убеждений, пронизывающее
весь духовный опыт Православной Церкви и получившее глубокое и многообразное
выражение в её богослужении.
После пения «Свете тихий» следует особо торжественное чтение рождественских
паремий. Вместо обычных для праздничной Вечерни трёх паремий, их
читается восемь. Первая - библейское чтение о сотворении мира: «В
начале сотвори Бог небо и землю…». Эти слова настраивают нас на
восприятие всего Ветхого Завета, как единого пророчества о пришествии
на землю Христа. Вдохновенными словами пророка Исайи: «С нами Бог!
Разумейте, языцы, и покоряйтеся», заканчивается чтение паремий.
Апостольское чтение (Евр. 1,6) говорит об отношении к Сыну Божию
Ангелов. Когда Бог Отец вводит Первородного во вселенную, Он говорит
«и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». О таком же поклонении родившемуся
на земле Сыну Божию рассказывает читаемое на Рождественской Вечерне
Евангелие (Лк. 2,1-20). Эти два чтения как бы дополняют друг друга,
раскрывая перед духовным взором молящихся временную и вечную стороны
празднуемого события.
Дорогие братья и сестры, в наше время, когда наш ум расслаблен
духовными немощами и болезнями современной жизни, нам тяжелее, чем
нашим предкам внимать словам. Надо ещё восстановить падающий авторитет
слова, вернуть его из состояния носителя информации к его Божественному
статусу, к тому Слову, которым все начало быть, к Богу Слова, рождающемуся
ныне в Вифлееме. Так постараемся же вернуть утрачиваемое нами благоговейное
отношение к Слову, проповедуемому Церковью. После Великой Вечерни
мы идём в свои дома, в свою домашнюю церковь, и проведя подобающим
образом, время Рождественского Сочельника, вернёмся в храмы, чтобы
молитвенно соединиться в радости о рождающемся ныне Богомладенце.
Да даст нам Господь силы внимания и благоговения, при участии нашем
в богослужении праздника, чтобы научаться через слова службы жизни
во Христе, научаться делу нашего спасения, да не напрасно для нас
Богодухновенные глаголы Церковной службы будут вещать о родившемся
для нашего спасения Господе Иисусе Христе.
Аминь.
С наступающим Вас праздником Рождества Христова!
Протоиерей Александр, священник храма Космы и Дамиана в Шубине
- Столешников пер. д. 2.
|