искать на странице
 
 

к содержанию>>

Образ «Спас в силах»

Вопрос: В нашем храме в центральном иконостасе есть икона «Спас в силах», каков ее смысл? Почему она так называется? Что обозначают символические фигуры, изображенные вокруг Христа?

Изображение Иисуса Христа на престоле в окружении небесных сил имеет многовековую традицию: оно появляется уже раннехристианских храмах VI-VII вв. Этот образ получил наименование «Пантократор» (Вседержитель), поскольку представляет Иисуса Христа не в земном, умаленном виде, а во славе, как Царя Небесного.

В Византии рядом с Пантократором часто изображали императоров и императриц, выражая идею сакрализации власти. Византийская культура глубоко впитала идеи Дионисия Ареопагита, толковавшего земную иерархию как зеркальное отражение небесной. Образ Христа-Пантократора с поклоняющимися монархами мы находим, например, в донаторских композициях храма св. Софии в Константинополе: предстоящие Константин IX Мономах с императрицей Зоей (XI в.), коленопреклоненный Лев VI (IX в.) и др. За пределами Константинополя этот образ трактовался иначе: сидящему на троне Спасителю предстоят ангелы, как Его небесная свита, что подчеркивает, прежде всего, тему Царства Небесного. Широкое распространение в христианском искусстве получил образ Христа с предстоящими Иоанном Предтечей и Богоматерью. Эта композиция под названием «дейсис» (греч. «моление») стала смысловым ядром алтарной преграды.

В древнерусском искусстве иконография Христа-Пантократора была хорошо известна, но в XIV-XV вв., в период сложения высокого иконостаса, она получила оригинальную интерпретацию и наименование «Спас в силах. В названии отражена богословская концепция образа — явление Спасителя в силе и славе, а смысл его в раскрытии Божественного замысла о мире: «в устроение полноты времен, дабы все земное и небесное соединить под главой Христом» (Еф 1:10). В основу иконографической схемы образа положены тексты из книги Иезекииля и Откровения св. Иоанна Богослова.

Явление Господа на реке Ховар, описанное в 1 главе книги пророка Иезекииля — это одна из наиболее ярких теофаний в Ветхом Завете, поражающая воображение

«И я видел, и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из середины его как бы свет пламени из середины огня; а из середины его видно подобие четырех животных, — и таков был их вид: облик их был как у человека; и у каждого — четыре лица, и у каждого четыре крыла... подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех... и у каждого два крыла соприкасались одно к другому... и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня... И смотрел я на животных — и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе... у всех четырех вокруг полны были глаз. Над головами животных было подобие свода, как бы вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их... А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека наверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1.4-6, 10, 13, 15-16, 18, 22, 26-28).

Не менее выразительны и апокалиптические образы Сына Человеческого, где Он также является в окружении символических животных. (См. гл.4:1-11; 5:1-14).

На иконе образ таинственной славы Божьей передается в виде символических фигур — геометрических (круг, квадрат, ромб) и изоморфных (животных). В богословской традиции все эти символы вошли в толковании Дионисия Ареопагита, как он описал их в трактате «Небесной иерархии».

Рассмотрим икону «Спас в силах» из центрального иконостаса нашего храма.

Христос в белых одеждах, в сиянии золотых лучей восседает на престоле. Его окружают символические фигуры: на золотой фон наложен красный квадрат, поверх него — синий круг (мандорла), внутри него — красный ромб. Цветовая гамма строится на сочетании красного, синего, белого и золотого. Эти цвета Царства Небесного и одновременно они символизируют соединение во Христе антиномических начал — божественного и человеческого, небесного и земного.

Красный нижний квадрат означает землю (четыре стороны света, четыре стихии и т. п.). Пришествие Христа в мир открыло людям Слово Божье, которое проповедуется во все концы земли, и в уголках красного квадрата мы видим четырех животных (тетраморф), символизирующих четыре Евангелия. Богословская традиция распределяет символы тетраморфа следующим образом: ангел обозначает евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Св. отцы (св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, блаж. Иероним Стридонский, папа Григорий Великий и др.) толковали эти символы как отражение разных аспектов образа Христа в четырех Евангелиях: ангел (или «животное с человеческим лицом») означает приход Христа в мир, тайну Воплощения, телец символизирует искупительную жертву Христа, лев — символ Царства и Христа как Царя, орел — обозначает полет к небесам, духовное видение. Все вместе символы показывают, что Евангелие достигает всех четырех концов земли, тем самым, знаменуя полноту времен.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир бесплотных сил или, по Дионисию Ареопагиту, ангельских чинов. Внутри небесного круга изображаются ангелы — это многочисленные лики с шестью крылами, но также и менее привычные — колеса с крыльями и множеством очей, как подножие престола. Да и сам престол, на котором восседает Спаситель, это тоже вид небесных сил. Все эти чины ангельской иерархии по Дионисию Ареопагиту называются «престолы», «силы», «начала», «власти» и т. д. В Св. Писании неоднократно говорится, что «Господь восседает на херувимах и серафимах» (2 Цар 22.11; Пс 79.2).

Квадрат и круг образуют земную и небесную славу Христа, а также эти фигуры символизируют мироздание: соединение неба и земли, вселенной, построенной как величественный храм.

Красный ромб, окружающий фигуру Христа, обозначает огонь, сопровождающий божественное явление. У Иезекииля мы читаем: «из середины его как бы свет пламени из середины огня» (1:5), а во Второзаконии и сказано, что Господь «есть «огонь поядающий» (4.24) В Св. Писании Бог обращается к человеку из среды огня, вспомним «неопалимую купину» (Исх. 3.2), Он является в грозе и буре, шествует в огненном столпе или пребывает непреступном свете.

Восседающий на престоле облачен в белые одежды с золотым ассистом — это символы божественной славы и нетварного света. Правой рукой Спаситель благословляет предстоящих и молящихся, левой придерживает раскрытую Книгу.

Символика книги в христианском искусстве глубока и разнообразна. Христианство является религией Книги, религией Слова, оно основано на Откровении, записанном в Священном Писании. А отсюда и мир, и храм, и икона понимаются как текст, написанный Самим Богом, как книга, данная людям для прочтения. В иконографии «Спас в силах» книга это —Евангелие, которое принес Спаситель в мир, и Книга Жизни, в которую вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5). Это и апокалиптическая книга, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7). Образ книги связан с темой Страшного Суда, центром которого издревле было изображение Этимасии (греч. Престола Уготованного), на котором лежит Евангелие. Этот образ символизирует Христа, восседающего на престоле Отца, на престола Царства Небесного.

В иконе «Спас в силах» тема Страшного Суда явлена через образ второго пришествия Иисуса Христа в силе и славе, когда Господь является судить живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8). «И суд Его праведен» (Ин. 5,30) и «никто не избежит Суда Христова» (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи. Сегодня эта тема отнесена в разряд мифологических или, по крайне мере, неактуальных. Но вспомним, что говорит Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн о Суде пишут так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16). Каждая литургия есть преддверие Суда, который ставит нас лицом к лицу с Богом Живым, с Судией и Спасителем, и мы с надеждой просим «доброго ответа на страшном судище Христове». На каждой литургии актуализируется и тема Царства: грядущее становится реальностью «здесь и сейчас».

Об этом свидетельствует и тексты в книге, которую держит Господь. Наиболее часто употребляемый текст — это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Встречаются и другие вариаты: «Я — свет миру» (Ин. 8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7.24) и др. Но все эти тексты помогают человеку предстать пред Богом в Его Свете и принять Его Слово, которое как «меч обоюдоострый проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4.12).

Образ «Спас в силах» один из наиболее глубоких и богословски насыщенных в иконописи. В русских храмах он является не только центром иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя и усиливая изображение Христа-Пантократора в куполе (а иной раз и заменяя его, как в нашем храме). «Спас в силах» — это точка отсчета в храме, точка концентрации литургического смысла всех изображений и всего того, что в нем происходит. Этот образ помещен в центре иконостаса, подчеркивая христоцентричность богослужения. Справа и слева от Христа изображены святые (деисисный чин, «дейсис», в просторечии «деисус») — это образ Церкви торжествующей, молящейся у небесного престола. Но и те, кто стоит в храме во время литургии, все мы «единомыслием исповемы» и обращенные в молитве ко Христу, входим в тот же круг. Ведь все мы — святые на небесах, и грешники на земле — все, кто возносит молитвы Владыке небес и земли, образуем единое тело Церкви, глава которой — Христос.

Можно сказать, что в иконе «Спас в силах» сосредоточен смысл всей литургии, и когда Церковь провозглашает «Бог Господь и явися нам…», этот образ дает нашим глазам узреть смысл этого явления.

Ирина Языкова

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-