|
Вопрос: В нашем храме в центральном иконостасе есть икона «Спас
в силах», каков ее смысл? Почему она так называется? Что обозначают
символические фигуры, изображенные вокруг Христа?
Изображение Иисуса Христа на престоле в окружении небесных сил
имеет многовековую традицию: оно появляется уже раннехристианских
храмах VI-VII вв. Этот образ получил наименование «Пантократор»
(Вседержитель), поскольку представляет Иисуса Христа не в земном,
умаленном виде, а во славе, как Царя Небесного.
В Византии рядом с Пантократором часто изображали императоров и
императриц, выражая идею сакрализации власти. Византийская культура
глубоко впитала идеи Дионисия Ареопагита, толковавшего земную иерархию
как зеркальное отражение небесной. Образ Христа-Пантократора с поклоняющимися
монархами мы находим, например, в донаторских композициях храма
св. Софии в Константинополе: предстоящие Константин IX Мономах с
императрицей Зоей (XI в.), коленопреклоненный Лев VI (IX в.) и др.
За пределами Константинополя этот образ трактовался иначе: сидящему
на троне Спасителю предстоят ангелы, как Его небесная свита, что
подчеркивает, прежде всего, тему Царства Небесного. Широкое распространение
в христианском искусстве получил образ Христа с предстоящими Иоанном
Предтечей и Богоматерью. Эта композиция под названием «дейсис» (греч.
«моление») стала смысловым ядром алтарной преграды.
В древнерусском искусстве иконография Христа-Пантократора была
хорошо известна, но в XIV-XV вв., в период сложения высокого иконостаса,
она получила оригинальную интерпретацию и наименование «Спас в силах.
В названии отражена богословская концепция образа — явление Спасителя
в силе и славе, а смысл его в раскрытии Божественного замысла о
мире: «в устроение полноты времен, дабы все земное и небесное соединить
под главой Христом» (Еф 1:10). В основу иконографической схемы образа
положены тексты из книги Иезекииля и Откровения св. Иоанна Богослова.
Явление Господа на реке Ховар, описанное в 1 главе книги пророка
Иезекииля — это одна из наиболее ярких теофаний в Ветхом Завете,
поражающая воображение
«И я видел, и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и
клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из середины его как бы
свет пламени из середины огня; а из середины его видно подобие четырех
животных, — и таков был их вид: облик их был как у человека; и у
каждого — четыре лица, и у каждого четыре крыла... подобие лиц их
— лице человека и лице льва с правой стороны у всех четырех; а с
левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех...
и у каждого два крыла соприкасались одно к другому... и вид этих
животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил
между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня... И
смотрел я на животных — и вот, на земле подле этих животных по одному
колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их как вид
топаза, и подобие у всех четырех одно; и по устроению их казалось,
будто колесо находилось в колесе... у всех четырех вокруг полны
были глаз. Над головами животных было подобие свода, как бы вид
изумительного кристалла, простертого сверху над головами их... А
над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду
как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие
человека наверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы
вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида
чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг
Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой
вид имело это сияние кругом» (Иез. 1.4-6, 10, 13, 15-16, 18, 22,
26-28).
Не менее выразительны и апокалиптические образы Сына Человеческого,
где Он также является в окружении символических животных. (См. гл.4:1-11;
5:1-14).
На иконе образ таинственной славы Божьей передается в виде символических
фигур — геометрических (круг, квадрат, ромб) и изоморфных (животных).
В богословской традиции все эти символы вошли в толковании Дионисия
Ареопагита, как он описал их в трактате «Небесной иерархии».
Рассмотрим икону «Спас в силах» из центрального иконостаса нашего
храма.
Христос в белых одеждах, в сиянии золотых лучей восседает на престоле.
Его окружают символические фигуры: на золотой фон наложен красный
квадрат, поверх него — синий круг (мандорла), внутри него — красный
ромб. Цветовая гамма строится на сочетании красного, синего, белого
и золотого. Эти цвета Царства Небесного и одновременно они символизируют
соединение во Христе антиномических начал — божественного и человеческого,
небесного и земного.
Красный нижний квадрат означает землю (четыре стороны света, четыре
стихии и т. п.). Пришествие Христа в мир открыло людям Слово Божье,
которое проповедуется во все концы земли, и в уголках красного квадрата
мы видим четырех животных (тетраморф), символизирующих четыре Евангелия.
Богословская традиция распределяет символы тетраморфа следующим
образом: ангел обозначает евангелиста Матфея, телец — Луку, лев
— Марка, орел — Иоанна. Св. отцы (св. Ириней Лионский, св. Ипполит
Римский, блаж. Иероним Стридонский, папа Григорий Великий и др.)
толковали эти символы как отражение разных аспектов образа Христа
в четырех Евангелиях: ангел (или «животное с человеческим лицом»)
означает приход Христа в мир, тайну Воплощения, телец символизирует
искупительную жертву Христа, лев — символ Царства и Христа как Царя,
орел — обозначает полет к небесам, духовное видение. Все вместе
символы показывают, что Евангелие достигает всех четырех концов
земли, тем самым, знаменуя полноту времен.
Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир бесплотных
сил или, по Дионисию Ареопагиту, ангельских чинов. Внутри небесного
круга изображаются ангелы — это многочисленные лики с шестью крылами,
но также и менее привычные — колеса с крыльями и множеством очей,
как подножие престола. Да и сам престол, на котором восседает Спаситель,
это тоже вид небесных сил. Все эти чины ангельской иерархии по Дионисию
Ареопагиту называются «престолы», «силы», «начала», «власти» и т.
д. В Св. Писании неоднократно говорится, что «Господь восседает
на херувимах и серафимах» (2 Цар 22.11; Пс 79.2).
Квадрат и круг образуют земную и небесную славу Христа, а также
эти фигуры символизируют мироздание: соединение неба и земли, вселенной,
построенной как величественный храм.
Красный ромб, окружающий фигуру Христа, обозначает огонь, сопровождающий
божественное явление. У Иезекииля мы читаем: «из середины его как
бы свет пламени из середины огня» (1:5), а во Второзаконии и сказано,
что Господь «есть «огонь поядающий» (4.24) В Св. Писании Бог обращается
к человеку из среды огня, вспомним «неопалимую купину» (Исх. 3.2),
Он является в грозе и буре, шествует в огненном столпе или пребывает
непреступном свете.
Восседающий на престоле облачен в белые одежды с золотым ассистом
— это символы божественной славы и нетварного света. Правой рукой
Спаситель благословляет предстоящих и молящихся, левой придерживает
раскрытую Книгу.
Символика книги в христианском искусстве глубока и разнообразна.
Христианство является религией Книги, религией Слова, оно основано
на Откровении, записанном в Священном Писании. А отсюда и мир, и
храм, и икона понимаются как текст, написанный Самим Богом, как
книга, данная людям для прочтения. В иконографии «Спас в силах»
книга это —Евангелие, которое принес Спаситель в мир, и Книга Жизни,
в которую вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5). Это и
апокалиптическая книга, написанная внутри и извне, запечатанная
семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме
Агнца (Откр. 5.1-7). Образ книги связан с темой Страшного Суда,
центром которого издревле было изображение Этимасии (греч. Престола
Уготованного), на котором лежит Евангелие. Этот образ символизирует
Христа, восседающего на престоле Отца, на престола Царства Небесного.
В иконе «Спас в силах» тема Страшного Суда явлена через образ второго
пришествия Иисуса Христа в силе и славе, когда Господь является
судить живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8). «И суд Его праведен»
(Ин. 5,30) и «никто не избежит Суда Христова» (Рим. 14,10). Тема
Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом
искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения
охватывали целые народы и формировали эпохи. Сегодня эта тема отнесена
в разряд мифологических или, по крайне мере, неактуальных. Но вспомним,
что говорит Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир,
чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я
пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий
слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет
судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн о Суде
пишут так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более
возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).
Каждая литургия есть преддверие Суда, который ставит нас лицом к
лицу с Богом Живым, с Судией и Спасителем, и мы с надеждой просим
«доброго ответа на страшном судище Христове». На каждой литургии
актуализируется и тема Царства: грядущее становится реальностью
«здесь и сейчас».
Об этом свидетельствует и тексты в книге, которую держит Господь.
Наиболее часто употребляемый текст — это слова из Евангелия от Матфея:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»
(Мф. 11:28). Встречаются и другие вариаты: «Я — свет миру» (Ин.
8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.
7.24) и др. Но все эти тексты помогают человеку предстать пред Богом
в Его Свете и принять Его Слово, которое как «меч обоюдоострый проникает
до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления
и намерения сердечные» (Евр. 4.12).
Образ «Спас в силах» один из наиболее глубоких и богословски насыщенных
в иконописи. В русских храмах он является не только центром иконостаса,
но и всего храма, отчасти повторяя и усиливая изображение Христа-Пантократора
в куполе (а иной раз и заменяя его, как в нашем храме). «Спас в
силах» — это точка отсчета в храме, точка концентрации литургического
смысла всех изображений и всего того, что в нем происходит. Этот
образ помещен в центре иконостаса, подчеркивая христоцентричность
богослужения. Справа и слева от Христа изображены святые (деисисный
чин, «дейсис», в просторечии «деисус») — это образ Церкви торжествующей,
молящейся у небесного престола. Но и те, кто стоит в храме во время
литургии, все мы «единомыслием исповемы» и обращенные в молитве
ко Христу, входим в тот же круг. Ведь все мы — святые на небесах,
и грешники на земле — все, кто возносит молитвы Владыке небес и
земли, образуем единое тело Церкви, глава которой — Христос.
Можно сказать, что в иконе «Спас в силах» сосредоточен смысл всей
литургии, и когда Церковь провозглашает «Бог Господь и явися нам…»,
этот образ дает нашим глазам узреть смысл этого явления.
Ирина Языкова
|