искать на странице
 
 

к содержанию>>

Храм свв.бессребр. Космы и Дамиана в Шубине
Протоиерей Александр Кузин,
28 декабря 2003 года


Слово в Неделю Святых Праотец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Приближается светлый и славный праздник Рождества Христова. Нынешний воскресный день именуется Неделей Святых Праотец. Воздаяние Церковью Православной славы и чести Рождаемому по плоти от Приснодевы Марии Господу и Спасителю Иисусу Христу предваряется прославлением всех родоначальников народа Божия, от которого Христос рожден по плоти, от Адама до Иосифа Обручника.

Взгляните, возлюбленные, на икону Воскресения Христова, которая сегодня, как и каждый воскресный день, лежит на праздничном аналое в наших храмах. Кого, протягивая свои руки, изводит из ада преисподняго воскресший Господь Иисус Христос? Это Адам, Ева и все святые праотцы, патриархи и пророки, коих память сегодня мы празднуем. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27. 52-53), - благовествует Евангелие.

Желая прославить человека, его близкие составляют его родословную из имён знаменитых, славных в глазах людей. Такими именами заполнена история стран и народов. Но вот что говорит о величии Церковь устами Свт. Феофана Затворника в слове на этот праздник:

«Свв. Праотцы - вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно великие только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, - воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает промысел Божий для изглаждения причинённого ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определить, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показаны дела его, ибо очевидно, что он идёт против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.»

Соответственно этим словам родословие Господа Иисуса Христа Св. Церковь Православная выстраивает именами истинно великими в очах Божиих, именами святых. Так что родство Иисуса Христа по плоти выстроено именами тех, кто и по духу сродни Спасителю, то есть Свв. Праотцев, Патриархов, Пророков.

В сегодняшнем же Евангельском чтении нам благовествуется притча о званых на вечерю. Званые – это, конечно, народ Израиля, воспитанный Богом в Его Святом Законе. Образ слуги, позвавшего их на вечерю, для которой они были призваны, - это образ Господа Иисуса Христа, пришедшего в благоприличное время, как толкует блаженный Феофилакт Болгарский. Призвание же произведено через Закон и Пророков. Благословляя же чтение этой притчи в Неделю Святых Праотец, Церковь обращает наше внимание более не на Праотцев, но на тех, кого они призывали, но которые отказались от своего призвания, будучи отягощены мирскими попечениями. Этим Церковь Православная наставляет нас, чтобы и мы, призванные Богом через Святое Крещение, почитая своих наставников и учителей, больше задумывались об ответственности за свое призвание и, скорбя о грехах своих отцов и братьев, учились, не осуждая их, ограждать себя от их грехов и, если возможно, потрудиться для их искупления. Мы должны помнить, что и мы можем быть отвергнуты Богом, если не будем соответствовать своему призванию, чтобы будучи званными стать избранными для вечери Любви Господней в Царствии Его.

Готовясь ко Святому Причащению Божественных Таин Христовых, мы читаем в молитве святого Симеона Метафраста: «…тридневным Твоим и Живоносным Воскресением падшаго праотца возставивый, возстави и мя, грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая». Взирая на восстание из ада Праотцев, мы укрепляемся в надежде на всесильную помощь Спасителя, восставляющего от греховной жизни каждого просящего помощи грешника, каковыми мы все, конечно, являемся. «Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3. 4-10). Так увещевает нас апостол Павел в сегодняшнем апостольском послании.

К чему еще призывает нас Господь? Разумеется, к почитанию памяти святых Праотцев. Но к какому? Фарисеи тоже их почитали. Но Господь сказал им: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23. 29-38). Следует ли из слов Спасителя, что они грешили, строя гробницы и украшая памятники пророкам? Нет. Но они грешили, осуждая своих предков, убивавших пророков, становясь через это осуждение причастными к грехам предков. Так они утверждали себя не сыновьями Авраама, а сыновьями тех, кто убивал своих пророков, тем самым подготавливая себя к грядущему преступному безумию: преданию на Крестную смерть своего Мессию Господа Иисуса Христа. (См. толк. на Ев. Блаж. Феофилакта Болг.)

История народа Израиля на то и священная, что предваряет духовную историю всех последующих народов, в том числе и нашего. Потому и в истории России, даже новейшей, во временах, как мы называем, новомучеников и исповедников Российских, мы можем увидеть отражение древней истории народа Израиля. Исповедники и новомученики наши при своей жизни призывали наших дедов и прадедов стоять за веру и правду Божию, и были мучимы, и были убиты нашими прадедами, соотечественниками, родными нам по плоти. И если мы будем осуждать их, мы уподобимся фарисеям, украшавшим могилы своих праведников и обличенных Господом в Евангелии. Если же, никого не осуждая, мы скорбим о тяжких временах гонений за веру, когда беззаконие торжествовало победу над правдой Божией, если мы восстанавливаем поруганные святыни и поврежденные в годы гонений узы любви Христовой, уже тысячу лет насаждаемые Церковью Православной, как в благодатном саду, в нашем народе, тогда другое дело. Мы становимся детьми не разрушителей Церкви, а детьми Авраама по обетованию, ибо и из камней Господь может сотворить детей Аврааму. И правда Евангелия подтверждается событиями последних лет в России.

«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17.21), - сказал Господь искушавшим Его фарисеям. Эта Благая Весть стала главным ключом к пониманию истории человечества. Изгнанные из Эдемского сада Адам и Ева и их потомки несут в своих сердцах Царство Божие. Оно не было отнято от них и есть залог и надежда возвращения человека в Эдемские кущи, о чем своей жизнью и подвигами свидетельствовали святые Праотцы и свидетельствует Церковь и угодники Божии до наших дней.

Почитая память святых Праотцев, помолимся Богу, чтобы Он укрепил нас в вере, в обетовании Господнем, какое было у святого Патриарха Авраама, по гласу Ангела Божия готового единственного сына своего Исаака принести в жертву Богу.

Попросим дать нам терпения скорбей, болезней и невзгод житейских святого праведного Иова Многострадального.

Дать чуткость сердцам нашим, чтобы видеть Бога не в потрясениях житейских бурь, а в «тонком дуновении воздуха», в «гласе хлада тонкого», то есть в тихих, неброских явлениях нашей обыденной жизни, и мужественную решительность в борьбе с беззаконием, как у святого Пророка Божия Илии.

Даровать нам дерзновение в делании правды Божией Святого Иисуса Навина, молитвой остановившего солнце на небе, чтобы завершить сражение с врагами.

Чтобы кротость праведного Авеля, сына Адама, сопутствовала нам в отношениях с ближними и сочеталась в нас с добродетелями Царя и Пророка Давида, который, мужеством и отвагой побеждая врагов, собрал в единое царство свое отечество и покаянием побеждал внутренних своих врагов-искусителей.

Чтобы надежда на милость Божию не покидала нас никогда и нигде, как и во чреве кита не покидала надежда святого праведного Иону, как не покидала надежда святых отроков Ананию, Азарию и Мисаила в печи Вавилонской и пророка Даниила во рве со львами.

Святии Праотци, Патриарси и Пророци Божии, молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

В заключение, вслушаемся в слова святого епископа Феофана Затворника: «В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается, славите…», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубившись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий среди Израиля… и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост – соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной».

Да дарует нам, братия и сестры, Всемилостивый Господь молитвами Святых Праотцев и всех Святых возможность должным образом подготовиться в великому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа и да сподобимся мы великой радости о Нем радости, укрепляющей и вдохновляющей нас на делание правды Божией в предвечном свете Его Славы. Аминь.


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-