искать на странице
 
  к содержанию>>
Апология критики.

( К статье А. Зорина о Тютчеве «Изысканность и затемненность». «Приходские вести» № 16)

«Кто может судить поэта?» — вопрос христианки, пишущей стихи. Я думаю, что судить может: во-первых, Бог, во-вторых, те, для кого они, стихи, пишутся, тем более если читатель сам поэт и критик. И суд здесь не обличение, а глубина интереса. Я люблю Тютчева, многое помню наизусть. Никогда не задумывалась насколько стихи христианские, какова их духовность, что от страсти, что от Бога.? Оказывается, надо задумываться, а не просто плыть по рифмам, по чувствам.Я благодарна А.Зорину, что он открыл мне, как надо читать любимых поэтов. Сам автор так любит Тютчева, что труд его на восьми листах журнала вылился в серьезное исследование.

А что я любила в Тютчеве? Многое было просто «Ах!» от красоты слова, мелодичности, от импрессио картин природы, от настроения, созвучного моему. Не будучи еще церковной, я серьезно принимала его пантеизм: « Не то, что мните вы природа...в ней есть душа, в ней есть язык». Зорин показал, сколько очаровательных нелепостей мы встречаем у поэта, но есть просто страшные вещи:

Твоей святыни не нарушит

Поэта чистая рука,

Но ненароком жизнь задушит,

Иль унесет за облака.

Далее идут рассуждения о двусмысленности этих строк. Надо обладать дерзновением, чтобы обличать эти стихи. И здесь обижаться за Тютчева нелепо. В данном случае я думаю, что такие двусмысленности развращают и наши чувства, и наши мысли. И что уж никогда мне не было близко:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Почему бы так не сказать про Индию, про Италию? И уж очень высокопарно.

Да, вот еще, я разделяю мнение А.З. о стихах:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

У Зорина: « Народ, не знающий Слова Божия, благословенным назвать нельзя. Благословение дается по вере, а вера — от слышанья.» О, как это актуально и сейчас для России, когда на упаковках иконок напечатано: «Русь Святая, храни веру православную». Это просто лубок.

Удивлением и открытием для меня стало мнение А.Зорина, что прямой духовный наследник Тютчева — Есенин, их роднит необычайная лиричность и отчужденность от мира, любование «бедными селениями».

И как бы итог рассуждений Зорина: « Тютчев — подлинный поэт, может быть, великий мистик, но не христианского толка, каковым его считают иные ревнители национального духа. Психологическая нечеткость, допустимая в лирическом самовыражении, неприложима к религиозным смыслам…» Есть вещи, которые меня смутили и у А.Зорина в этой статье, но я рада и благодарна, что прочитала и осмыслила главное — надо иметь ответственность за свои пристрастия.

Однако это вовсе не значит, что поэт, узнав мнение читателя, «воспитается» и станет писать по-другому, как хочется читателю. Нет, характер и дар будут теми же — здесь как бы обреченность,

корни которой трудно понять: это тайна. М.И. Цветаева в статье «Искусство при свете совести» об этом говорит так: «Произведению должно родиться, как ребенку, даже если оно будет иметь совсем не положительные результаты». В данном случае понятие «судить» значит отозваться, понять, принять или не принять, не остаться равнодушным.

Еще раз признаюсь в любви к поэту Федору Тютчеву — волшебнику слова, великому лирику.

Закончу его же стихами:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие дается

Как нам дается благодать.

В. Юдаева

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-