|
к
содержанию>>
Апология критики.
( К статье А. Зорина о Тютчеве «Изысканность и затемненность».
«Приходские вести» № 16)
«Кто может судить поэта?» — вопрос христианки, пишущей стихи. Я
думаю, что судить может: во-первых, Бог, во-вторых, те, для кого
они, стихи, пишутся, тем более если читатель сам поэт и критик.
И суд здесь не обличение, а глубина интереса. Я люблю Тютчева, многое
помню наизусть. Никогда не задумывалась насколько стихи христианские,
какова их духовность, что от страсти, что от Бога.? Оказывается,
надо задумываться, а не просто плыть по рифмам, по чувствам.Я благодарна
А.Зорину, что он открыл мне, как надо читать любимых поэтов. Сам
автор так любит Тютчева, что труд его на восьми листах журнала вылился
в серьезное исследование.
А что я любила в Тютчеве? Многое было просто «Ах!» от красоты слова,
мелодичности, от импрессио картин природы, от настроения, созвучного
моему. Не будучи еще церковной, я серьезно принимала его пантеизм:
« Не то, что мните вы природа...в ней есть душа, в ней есть язык».
Зорин показал, сколько очаровательных нелепостей мы встречаем у
поэта, но есть просто страшные вещи:
Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит,
Иль унесет за облака.
Далее идут рассуждения о двусмысленности этих строк. Надо обладать
дерзновением, чтобы обличать эти стихи. И здесь обижаться за Тютчева
нелепо. В данном случае я думаю, что такие двусмысленности развращают
и наши чувства, и наши мысли. И что уж никогда мне не было близко:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Почему бы так не сказать про Индию, про Италию? И уж очень высокопарно.
Да, вот еще, я разделяю мнение А.З. о стихах:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
У Зорина: « Народ, не знающий Слова Божия, благословенным назвать
нельзя. Благословение дается по вере, а вера — от слышанья.» О,
как это актуально и сейчас для России, когда на упаковках иконок
напечатано: «Русь Святая, храни веру православную». Это просто лубок.
Удивлением и открытием для меня стало мнение А.Зорина, что прямой
духовный наследник Тютчева — Есенин, их роднит необычайная лиричность
и отчужденность от мира, любование «бедными селениями».
И как бы итог рассуждений Зорина: « Тютчев — подлинный поэт, может
быть, великий мистик, но не христианского толка, каковым его считают
иные ревнители национального духа. Психологическая нечеткость, допустимая
в лирическом самовыражении, неприложима к религиозным смыслам…»
Есть вещи, которые меня смутили и у А.Зорина в этой статье, но я
рада и благодарна, что прочитала и осмыслила главное — надо иметь
ответственность за свои пристрастия.
Однако это вовсе не значит, что поэт, узнав мнение читателя, «воспитается»
и станет писать по-другому, как хочется читателю. Нет, характер
и дар будут теми же — здесь как бы обреченность,
корни которой трудно понять: это тайна. М.И. Цветаева в статье
«Искусство при свете совести» об этом говорит так: «Произведению
должно родиться, как ребенку, даже если оно будет иметь совсем не
положительные результаты». В данном случае понятие «судить» значит
отозваться, понять, принять или не принять, не остаться равнодушным.
Еще раз признаюсь в любви к поэту Федору Тютчеву — волшебнику слова,
великому лирику.
Закончу его же стихами:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать.
В. Юдаева
|