искать на странице
 
 

к содержанию>>

Библия — Слово Божье и слово человеческое.

Таков девиз конференции, которая приурочена ко дню рождения о. Александра Меня и проходит в Москве уже второй раз.

25-26 января в Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) прошли Вторые Библейские чтения памяти о. Александра Меня. Организатором, как и в прошлом году, выступил Библейский колледж (директор И. Гриц). Открытие ее состоялось в Овальном зале библиотеке, где неоднократно выступал о. Александр Мень. Заседания проходили в зале религиозной литературы.

Спектр тем, представленных на конференции, был весьма широк: от научной библеистики, уточняющей перевод или значение одной библейской фразы или одного стиха, до филолого-культурных исследований, рассматривающих отражение Библии в литературе и живописи, от богословско-проповеднических до прикладных, касающихся СМИ. Докладчики также представляли самые разные исследовательские и учебные институты: Российское Библейское общество, Институт перевода Библии, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Свято-Филаретовский институт, Общедоступный Православный Университет, основанный о. А. Менем, Российский Православный Институт св. Иоанна Богослова, Заокская Духовная Академия и др. Среди участников и гостей были представители не только Москвы и Подмосковья, но из других городов России, а также из Украины, Латвии, США. Таким образом, конференция носила международный характер. Разнообразен был и конфессиональный состав участников, еще раз подтверждая тем самым, что Библия — это общая книга всех христиан, и изучать ее необходимо, суммируя опыт всех школ и направлений.

Среди выступлений много было ярких и запоминающихся, заставляющих еще и еще раз увидеть многогранность библейского текста, разнообразие его интерпретаций и живую силу Слова.

Епископ Серафим (Сигрист), размышляя о Сне Иакова, представил этот известный библейский отрывок (Быт. 28:10-22) как пророчество о Боговоплощении, сравнив его со стихом из Евангелия от Иоанна: «отныне будете видеть небо отверстым…» (Ин. 1:51). Как всегда, владыка сделал это в изящно-поэтической форме. Столь же изящным и блестящим было выступление проф. Евгения Рашковского, который читал свои переводы поэзии качинских евреев, живших в Индии, и поведал удивительную историю этого народа, который внутри языческой культуры сохранил единобожие и приверженность к Торе.

А вот из сообщения американских коллег несколько разочаровали: ни доклад Роба Вайнгартен «Евангелие и культура», ни доклад Дональда Марсдена «Анимизм в книге Бытия» были лишь поверхностным и не всегда вразумительным обзором темы.

Среди людей, неискушенных в библеистике, обычных читателей Библии, бытует мнение, что эта наука скучная, едва ли не вредная для христиан. Чистое сердце и внимающий Богу разум — вот все, что нужно для понимания Св. Писания. Однако некоторые библеисты на этой конференции с успехом опровергли это расхожее мнение. С большим интересом всеми — искушенными и неискушенными слушателями— была встречена глубокая и интересная интерпретация понятия «муки рождения» в синоптических евангелиях, представленная в докладе Олега Лунгу. Также горячо восприняли собравшиеся и доклад Елены Федотовой «Страсти Христовы в аспекте типологической экзегезы». Интересными были также исследования иг. Иннокентия (Павлова) «О значении термина «благодать» в прологе Евангелия согласно Иоанну» и Алексея Сомова «Пс.33:15. К вопросу о формировании образа библейского миротворца». Ярким и запоминающимся был доклад свящ. Александра Геронимуса «Царь. Пророк и священник: триединое служение в Ветхом и Новом Завете».

А в докладе свящ. Владимира Зелинского (который, к сожалению сам не смог приехать из Италии, но его доклад был зачитан) библеистика тонко переплелась с богословием. «Ум Христов»: целостное познание у ап. Павла (1 Кор.2:16) и в «Гностических сотницах» преп. Максима Исповедника» — так назывался доклад о. В. Зелинского.

В докладе свящ. Антония Лакирева «Семья в замысле Божьем» соединились библеистика и пастырское богословие: он глубоко и остроумно размышлял на примере Библии о проблемах семьи.

Сообщение Ильи Грица «Отец Александр Мень: «Пастырь Добрый» в контексте Иез.34) было построено на сопоставлении библейской темы и современной духовной ситуации. Образ о. Александра, рассмотренный сквозь притчу о добром пастыре, показывает, что библейские реалии не отвлеченная духовная материя, а Слово Божье, которые есть «Дух и Жизнь»

Интересным и ярким был доклад Сергея Кокурина, также посвященный судьбе и творчеству пастыря — священномученика о. Александра Глаголева, который был выдающимся библеистом (ему о. Александр Мень в своем Библиологическом словаре уделяет целую статью).

И такая, казалось бы, далекая от Церкви и Библии тема, как СМИ была затронута на конференции. Сообщение Надежды Телеповой «Христианство и СМИ: Библия на радио» вызвало большой отклик, потому что ежедневный прямой эфир, который ведет Надежда на радио «Теос» показывает, что слушатели хотят знать библейскую точку зрения на общие жизненные вопросы и свои личные проблемы.

Неизменно вызывают интерес темы, затрагивающие литературу и искусство. Так было и на этот раз. Даже те, кто вздремнул на сугубо научных темах, со вниманием выслушали доклады Виктора Ляху «Архетипический сюжет о Люцифере в романе «Братья Карамазовы», Лилии Ратнер «Икона «Троица» преп. Андрея Рублева как пространство диалога» и Ирины Языковой «Марк Шагал — читатель Библии».

Ряд докладов был посвящен проблеме перевода и методов исследования Библии: это сообщения Елены Сморгуной «Перевод и комментарий — современная ситуация в отечественной библеистике», Ивана Лобанова «О сносках в переводах книг Нового Завета», Андрея Десницкого «Возможна ли «православная библеистика»?». Последний доклад стал затравкой для круглого стола, который носил название «Пути преодоления разрыва между святоотеческой и современной научной библеистикой». Насколько точно были намечены эти пути покажет время. Но сама конференция показала, что интерес к Библии — научный ли, духовный, личный ли, общественный — не угасает в мире и дает свои плоды, которые оказываются полезными не только исследователям, но и питают других, недаром Библия именуется Книгой Жизни.

Ия Глосс

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-