искать на странице
 
 

к содержанию>>

Прот. Александр Борисов

Благодать крещения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам». Такими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение, которое предваряет Евангельское повествование о крещении Господа Иисуса Христа от Иоанна.

Творец мира открывает Свою истину, Свою волю всем людям через Свое слово. Но людям очень трудно слышать это слово. Грех настолько заморозил человеческое сердце, что порой бывает необходимо усилие, какие-то катаклизмы, катастрофы, чтобы человек смог пробиться из этого своего закрытого сердца, поглощенного своими желаниями, своими помыслами, честолюбием, сладострастием, чем угодно, непросвещенным благодатью Божьей. Ему кажется, что маленькая жизнь, которой он обладает, которую, как ему кажется, он может сделать своей, вот она-то и есть подлинное его счастье. А подлинное счастье человека — это быть с Богом.

«Да приидет Царствие Твое» — так Господь призывает нас молиться в той единственной молитве, которую Он дал в Евангелии. И вот эта благодать Божия является в проповеди Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Св. Писание говорит нам, что Бог многократно и многообразно открывал Свою волю через пророков и мудрецов, а в последнее время говорил через Сына Своего, Которым и веки сотворены, то есть, через Того, через Кого сотворил время и весь материальный мир. Слово Божье, Мудрость Божия, которой созидается этот мир, воплощается в человеческий образ и приходит во всем подобный нам, кроме греха. Он приходит и берет на Себя всю человеческую судьбу, для того, чтобы показать человеку путь его истинного предназначения, путь каждого из нас. И эта благодать Божия является вслед за законом.

В Евангелии, которое читается в Пасхальную ночь в храме, мы слышим заключительные слова отрывка Евангелия от Иоанна: «Закон был дан через Моисея, благодать же и истина явились через Иисуса Христа». Через Моисея Господь открыл человеку те простые нравственные требования, которые Он от него ожидает. Но одного знания о том, что есть добро, для человека недостаточно. Апостол Павел сокрушается и говорит: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу; ибо доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, вот то-то я и делаю». Поэтому человеку необходимо не только знание Закона, но и благодать, сила, благой дар, потому что в нас благодать не обитает. И Господь нам показывает этот путь. В Евангелии от Марка, как бы подводя резюме всей Благой Вести, Он говорит: «кто имеет веру и крестится, спасен будет, а кто не имеет веры (то есть, доверия к Иисусу Христу, что через Него Бог нам открывает истину) тот осужден будет».

Вот Господь приходит в этот мир, приходит к Иоанну Крестителю, как один из сотен людей, которые приходили на Иордан омыться от своих грехов. Иоанн, как человек глубоко духовный, с пророческим даром, говорит Ему: «Ты ли приходишь от меня креститься? Я должен принимать крещение от Тебя». Господь же говорит ему таинственные слова: «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И тогда Иоанн допускает Его креститься.

Что означают эти слова Господа? Мы, может быть, до конца их не понимаем, как и не понимал Иоанн, но, слушая Его, принимаем крещение, не спорим с Ним. Так нам надлежит исполнить всякую правду. Какую же правду? А ту правду, что Сын Человеческий пришел на землю, чтобы пройти весь наш человеческий путь от рождения до смерти, от получения благодати Божией через крещение до смерти крестной на Голгофе. Понятно, что Господь не имел нужны в освобождении от грехов, Он во всем подобен нам, кроме греха. Но уже с этого момента Спаситель начинает принимать на Себя грехи мира, и воды Иордана становятся для Него смертельной купелью, в которую Он входит и выходит, побеждая грех. И идет далее, продолжая эту борьбу с грехом, потому что тут же после рассказа о крещении Господа говорится, что Он был ведом Духом в пустыню для искушения от дьявола.

Вот так и мы с вами, пробуждаясь от духовного сна, обретая веру в Господа, обретая Его Церковь, таинство крещения, не должны думать, что сейчас все пойдет хорошо, все будет замечательно. По-разному, но Господь попускает нам проходить испытания духовные. У одного это какие-то внешние соблазны, трудности, болезни. У другого соблазн уныния и однообразия: вот я пришел, в начале все было радостно, хорошо, а через какое-то время вроде уже ничего особенного не происходит, человек даже отходит от Церкви, думая, что все это, конечно, хорошо, но не для меня, и есть какие-то другие более важные и интересные дела. Потом опоминается через год, другой, приходит, но как-то не улавливает чего-то главного. У него уже нет этого огонька, как сказано: «Господь будет вас крестить Духом Святым и огнем».

Господь дает благодать и огонь веры, который так важно нам не погасить. Это свет, который во тьме светит, но тьма не может объять его. И не только тьма окружающего мира, тьма падшего мироздания, но и тьма нашего собственного сердца, нашего безразличия, равнодушия, эгоизма, себялюбия, гордыни. Эта тьма тоже хочет потушить огонек, который Господь зародил в нас в таинстве крещения. И потому для нас важно возгревать в себе благодать, как говорит апостол Павел: «не неради о данной тебе благодати». Именно к нам обращены эти слова о данной нам благодати в таинстве крещения, в таинстве причастия, в таинстве общения с Господом: не неради, а старайся делать усилия, преодолевай искушения.

А средства для этого нам даны очень простые: таинства, молитва, опыт других людей, через книги, через Слово Божье. Книг сейчас у нас имеется в избытке. Никогда в России не было столько благоприятных обстоятельств для духовной жизни человека. Мы можем очень много говорить о недостатках нашей современной жизни, но Господь дает нам самое главное: нет никаких гонений, церкви открыты, пожалуйста, приходи, Библия — в любом формате, любого шрифта, любых изданий, пожалуйста, книги, море литературы! Только было бы у нас желание хранить тот огонек, который вел бы нас вслед за Христом. А Христос нам показывает этот путь. Пусть Господь дарует нам этот огонь, это желание, эту решимость идти за Ним.

Все те бесконечно прекрасные дарования, которые сегодня открываются перед каждым человеком, будем принимать с благодарностью сердца в свою жизнь. Будем трудиться для того, чтобы благодать и милость, которые нам даны в крещении, действительно просияли в нашей жизни, в наших трудах, в нашей внешности даже. Ведь как прекрасна внешность добродетельных святых людей, как они красивы и прекрасны! И как печально бывает видеть человека, может и с правильными чертами лица, красивого по сути, но унылого, печального, закрытого. Пусть эта благодать будет в каждом из нас и согревает нашу жизнь, наше сердце и созидает жизнь вокруг нас. Аминь.

19 января 2006 г.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-