искать на странице
 
 

к содержанию>>

В память вечную будет праведник


Утром, 5 февраля, скончался архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из самых почитаемых церковным народом старцев-духовников. Он отошел ко Господу воскресным утром, причастившись Святых Христовых Тайн, когда во всех православных храмах совершалось богослужение "малой Пасхи", как христиане называют каждый воскресный день, прообразом которого является Воскресение Христово. Отец Иоанн скончался на 96-м году жизни, в Псково-Печерском монастыре, насельником которого был почти сорок лет, с 1967 г. Вместе с ним ушла целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви.
Родился будущий подвижник в многодетной семье 11 апреля 1910 г., в г. Орле. Он был восьмым ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. При крещении ему дали имя Иван. Еще в детстве он прислуживал в храме, будучи послушником у Орловского архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика. Первое указание о будущем монашестве он получил еще в отрочестве от двух архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова) и епископа Николая (Никольского). А место будущего служения предсказала ему орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, назначив встречу на Псковской земле.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и переехал в Москву, где работал по специальности и при этом прислуживал в храме. 14 января 1945 г. в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. 25 октября того же года, на праздник Иерусалимской иконы Божией Матери в Измайловском Христорождественском храме в Москве Патриарх Алексий I рукоположил диакона Иоанна в священнический сан. Пять лет о. Иоанн служил в Измайлове, где проявил себя как истинный пастырь.
За это время он сдал экстерном экзамены на курс семинарии и, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить Академию ее не удалось: в ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. отец Иоанн был арестован и получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из заключения досрочно 15 февраля 1955 г. и был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 г. перемещен в Рязанскую, где священствовал почти 11 лет.
Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, он и принял монашеские обеты своего духовного сына 10 июня 1966 г., на праздник преп. Сампсона Странноприимца. Это было совершено тайно в г. Сухуми. В это же время о. Иоанн духовно сблизился с оптинским старцем игуменом Иоанном (Соколовым), оказавшим на него большое влияние.
5 марта 1967 г. иеромонах Иоанн поступает в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 г. он был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 г. - в сан архимандрита.
Наместником Печерской обители в то время был архимандрит Алипий (Воронов), человек незаурядный, высокого ценивший архим. Иоанна. Школу монашеского послушания и монастырский устав жизни о. Иоанн проходил здесь у знаменитых печерских старцев, подвизавшихся тогда: иеросхимонаха Симеона (Желнина), схиархимандрита Пимена (Гавриленко), архимандрита Афиногена (Агапова). А поскольку Псковско-Печерский монастырь был одним из немногих уцелевших в годы советской власти от закрытия, то здесь подвизались и старцы тех обителей, что были уничтожены большевиками. Они также оказали на архим. Иоанна свое влияние: это последние Валаамские старцы - иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов). Жили на покое в монастыре и архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков), с которыми также архим. Иоанн тесно общался.
Отец Иоанн (Крестьянкин) был очень светлым и ясным человеком, излучавшим пасхальную радость по завету преп. Серафима. Таких пастырей в нашей Церкви, увы, немного, сейчас больше распространено суровое, даже мрачное православие, о котором можно сказать слова выдающегося русского историка. В. О. Ключеского "наши батюшки больше уча бояться беса, чем любить Бога". О. Иоанн всегда учил любви к Богу, и сам щедро делился этой любовью. Он умел ободрить человека, поднять его из самых глубин депрессии и уныния, внушал здоровый оптимизм, основанный на вере в бесконечное Божье милосердие и всемогущество Бога. "Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим", - писал отец Иоанн одному из своих духовных чад. Старец обладал даром прозорливости и рассудительности, был очень трезвым и здравым, он и чад своих всегда предупреждал против духовной экзальтированности и нездоровой апокалиптической взвинченности, которая так характерна для нынешних православных верующих. Так, уже будучи на одре болезни, отец Иоанн увещевал церковный народ и старался прекратить истерию по поводу ИНН.
Его часто называли всероссийским старцем, потому что приезжали к нему люди за духовным советом со всех концов страны. Его знали также и далеко за пределами России, во многих странах мира. В последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имел возможности принимать желающих, но письма со всего света продолжали приходить на адрес монастыря, и на многие из них он отвечал сам. Эти ответы неоднократно издавались, книга "Письма архимандрита Иоанна" выдержала уже несколько печатных изданий на многих языках, и в ней находят утешение и помощь люди, которые не видели старца, но почувствовали, что он обращается лично к ним. Получили широкую известность публикации его проповедей, а также книги "Опыт построения исповеди", "Настольная книга для монашествующих и мирян" и другие.
11 апреля 2005 г. отмечалось 95-летие со дня рождения архим. Иоанна (Крестьянкина). В этот день Святейший Патриарх Алексий направил ему теплое поздравительное послание и наградил орденом преп. Серафима Саровского (I степени).
Отпевание новопреставленного архим. Иоанна состоится 7 февраля в Успенском Псково-Печерском монастыре.
Отшествие ко Господу отца Иоанна произошло в день памяти новомучеников и исповедников Российских. И это не случайно: он сам пострадал за веру в годы гонений, прошел тяжелое испытание в тюремном заключении, но остался верным чадом Церкви во всех испытаниях, и потому причастен к подвигу исповедников. И мы верим, что, присоединившись к сонму российских подвижников, он будет предстоять пред престолом Божиим, молясь о России и о всех нас.
Вечная ему память!

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-