искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Новый иконостас в Семхозе

Вхраме преп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз архим. Зинон (Теодор) завершил работу над росписью
алтарной преграды. Нижнюю часть фрескового иконостаса — местный ряд — о. Зинон написал еще в прошлом году, пообещав, что после Пасхи закончит все полностью. И вот теперь мы можем видеть над местным рядом прекрасный дейсис — полуфигурный ряд святых в молитвенном предстоянии Христу, помещенному в центре. Стиль росписи, строгий и эстетически выверенный, ориентирован на лучшие византийские образцы, что характерно для направления, в котором работает о. Зинон как иконописец.

В то же время, образы не выглядят архаично, они очень современны, созвучны нашему времени; они также не воспринимаются и как нечто далекое от русской традиции, потому что в них есть и высокая эстетика византийской традиции, и глубина молитвенного проникновения, свойственная русской иконе.
Иконы написаны в технике фрески на фоне каменной кладки. Икона есть окно в мир невидимый, и здесь, благодаря прекрасной живописи, мы можем видеть, как сквозь грубую материю проступают образы Царства Небесного, на фоне камней материальных возникают образы святых как камни Горнего Иерусалима. Словно на наших глазах невидимое обретает видимость: благодаря молитвенному предстоянию Церкви — и той, что стоит в храме и молится Господу, и той, что славословит Его на небесах, осуществляется прорыв из мира материального в духовный мир, дух побеждает косную материю и преобразует ее в мир красочный и прекрасный.
Местный и дейсисный ряды разделяет резной белокаменный фриз, сообщающий каменной алтарной преграде, выполненной в аскетичном стиле, элемент изящества. Кстати, белокаменная резьба возвращает нас в традиции домонгольской Руси, когда такая резьба украшала храмы Владимира, Суздаля, Москвы.
Великолепно и изысканно выглядят Царские врата, выполненные в древней технике золотой наводки (рисунок золотой краской наносится на почерневшую медную пластину). И в данном случает архим. Зинон использовал византийские и древнерусские прототипы: достаточно вспомнить Золотые врата суздальского собора Рождества Пресв. Богородицы (XIII век). Но при этом образец не повторяется в точности и не копируется, а переработан в соответствии с духовными потребностями времени и места (храма, общины).
Можно сказать, что постепенно храм преп. Сергия Радонежского обретает свое лицо, которое не только вполне индивидуально, но и соответствует древним традициям, которые так любил и уважал о. Александр Мень. Вместе с тем это и мостик к эпохе великого молитвенника за землю Русскую, преп. Сергия.
Ирина Языкова


 

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-