искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Прот. Александр Кузин
Проповедь в день Преставления апостола и
евангелиста Иоанна Богослова и
Прославления святителя Тихона,
патриарха Московского и всея Руси

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Возлюбленные о Христе братие и сестры! Сегодня Св. Церковь празднует преставление апостола-евангелиста Иоанна Богослова и прославление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.
Господь Иисус Христос Апостола Иоанна назвал Воанергес — сын грома — за его пламенную веру. В иконографии ап. Иоанна символизирует величественная птица — орел.
Как на орлиных крыльях взлетает разум апостола, поднимаясь над обыденными смыслами бытия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».
Орлиным взором видит он земные сущности: «Что есть мир: похоть ума, похоть очей и гордость житейская».
Апостолом любви зовут его христиане: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга якоже аз возлюбих вы», — говорит Иисус Христос устами Апостола. «Чада, любите друг друга», — повторял ап. Иоанн всю жизнь.
Как бы ни были велики и значимы события времени земной жизни Иисуса Христа, важно, что они выражают духовный смысл всей жизни человечества от Адама до Страшного Суда. Именно такое видение жизни Христа было открыто апостолу Иоанну, почему он и назван Церковью Богословом.
Иудеи верили, что с приходом Мессии — Христа немедленно наступит вечное Царствие Божие. Но они это наступившее Царство не увидели. «Царство Божие внутрь вас есть», — сказал Иисус Христос, и Царство Божие есть жизнь во Христе, — учит святая Церковь.
Евангелисты Матфей и Лука описывают, чему уподоблял Господь Царство Божие: он уподоблял его явлениям, близким к сознанию окружавших его людей, — зерну горчичному, полю с пшеницей и сорняками, людям добросовестным к своим общественным обязанностям.
Апостол Иоанн Богослов увидел большее: Царство Божие было открыто для него Самим Богом как единый образ. Как на едином полотне художника, апостол в книге Откровения изображает Божий мир. Мир вне времени и суеты века сего, где раскрыты все тайны, скрытые от людей и даже от духов завесой временных явлений, исторических закономерностей, причин и следствий. Так на иконах, живописующих житие святого, в едином поле иконы иногда изображает иконописец всю жизнь святого: его рождение, житие, подвиги и кончину.
В чем смысл нашей жизни? Научиться подчинять себя законам Божиим в условиях, когда законы падшего естества в нас требуют именно естеству подчинить нашу жизнь.
В чем смысл изучения нами истории — истории мира или истории народов? Увидеть Промысел Божий, всегда проявляющийся и всегда побеждающий законы века сего.
Откровение Иоанна Богослова — книга о последних временах и конечных судьбах мира, завершающая книга Библии.
«Аз есмь Альфа и Омега, Начало и Конец», — сказал Господь в этой таинственной книге. Совершающееся в Апокалипсисе совершается в вечности, ведь Царство Божие — вне времени. Совершается победа Бога, Царства Божия над князем мира сего.
Апокалипсис стал главной темой в русском обществе рубежа XIX–ХХ веков. Духовно чуткие люди особенно ощущали в это время дыхание Последних Времен.
Могущественнейшая держава мира — Россия — была чревата страшными потрясениями, зревшими под спудом и разразившимися в 1917 году катастрофой, потрясшей и даже перевернувшей весь мир.
Через житие свт. Тихона, патриарха Московского и Всея Руси мы видим напряженную духовную брань, которую вела Церковь Божия в страшные, кровавые и судьбоносные времена начала ХХ века. Молитвами и деяниями свт. Тихона и других новомучеников и исповедников российских была одержана великая победа Церкви над тьмой века сего.
Когда знакомишься с историческими подробностями этой борьбы, поражаешься сложности и запутанности ситуации, поражаешься фанатической, сверхчеловеческой хитрости и подлости врагов Церкви. Как можно было разглядеть, разгадать и победить их? Это было возможно только тем, кто способен был подняться на орлиных крыльях веры, располагая к себе людей любовью жертвенной — Христовой, силой Благодати Божией. Только так можно было победить в битве с врагами Церкви. И эта победа — не заслуга, не плод трудов великих людей — это чудо Божие, сотворенное по их молитвам, тысячекратно Благодатью Божией усиленным действием их трудов и подвигов.
Свт. Тихон был призван Богом для их окормления.
Смута рубежа XIX–ХХ веков охватила все стороны жизни России. В особенности России, потому что в остальном мире смута уже разрушила христианское бытие. Россия оставалась последним оплотом христианства и была охвачена духом революционных преобразований общественного уклада, государственного устройства и стремлением к революционным преобразованиям в Церкви. Духовно здравые люди, достойнейшие мужи Отечества, во главе которых был наш последний государь-император страстотерпец Николай Александрович, множество пламенных молитвенников, среди которых Иоанн Крондштадский, прп. Серафим Вырицкий, мудрые государственные деятели, такие как К. П. Победоносцев, П. А. Столыпин и другие — видели опасность происходящего и усердно, не щадя жизни боролись против смуты. Но Богом было попущено разрушение российской государственной власти — самодержавия. Под угрозой было и самое дорогое достояние нашего народа — наша святая вера и наша Церковь.
Всероссийский Поместный Собор, который подготавливался при императоре для восстановления патриаршества, при своем созыве в 1917 году, после свержения государя, в подавляющем большинстве был охвачен либеральными настроениями. Сторонники либеральных реформ и «обновления» церковной жизни преобладали численно и отличались завидной активностью, не оставляющей надежды на то, чтобы был поднят вопрос о восстановлении патриаршества. И только в процессе работы Собора, когда на глазах соборян разыгрывалась страшная трагедия защитников Кремля — храброй горстки юнкеров и вооруженных студентов, противостоящей орде опьяненных вседозволенностью «красных гвардейцев», произошло изменение соборного сознания. Решающим фактором окончания сопротивления защитников Кремля был варварский обстрел соборов и святынь Кремля из дальнобойных орудий с Воробьевых гор, грозивший стереть Кремль и его святыни с лица земли…
Жестокость большевиков отрезвила пыл реформаторов и по предложению арх. Антония Храповицкого был внесен вопрос и утверждено решение о восстановлении патриаршества. Когда после голосования и жребия был выбран на патриарший престол митрополит Тихон (Белавин), Собор ликовал, это чувство радости передалось православным москвичам и всем православным людям России. Он был воистину Пастырь, сочетавший в себе смирение, кротость, проницательный ум и величие Пастыря Божия. На его Богослужения собиралась, казалось, вся Москва. Россия, лишившаяся своего Царя, радовалась обретению своего Пастыря.
Безбожники быстро увидели опасность того, что может захлебнуться революционная кровавая вакханалия, дававшая ее зачинщикам и вождям надежды на богатство и власть.
Главным врагом своим они видели Церковь, способную объединить народ для отпора стихиям насилия и беззакония. Однако способность эта была ослаблена внутренними нестроениями в обществе, чем и воспользовались революционеры.
Раскол, зревший в недрах Церкви и извергнутый из нее Поместным Собором, выплеснулся наружу, в общество. Раскольники сбросили маски ревнителей устоев православия и пошли на прямой сговор с безбожниками. «Обновленцы», «живоцерковники» вместе с большевиками участвовали в гонениях на Церковь. Доносы, провокации и клевета были их оружием. Крайняя нечестивость «обновленцев»: желание иметь женатый епископат, разрешение для священников на второй и даже третий брак, открытый разврат отвращали от них верующих людей. Только помощь большевиков, получаемая ими в обмен на соучастие в их преступлениях, удерживала их от полного краха. Многие из священнослужителей и мирян в условиях нарушенных общественных связей были сбиты с толку раскольниками. Церковь, выдержав битву за единство на Поместном Соборе, продолжала борьбу против безбожников и раскольников в российском обществе. И Церковь победила.
Непримиримая позиция Церкви в отношении насилия, святотатства, всех беззаконий «революционного коммунизма» вынуждала большевиков восстанавливать государственный порядок, налаживать хотя бы минимальную законность. Уже и сами большевики стали тяготиться революционным хаосом. Появилась надежда на компромиссы с властью, хотя и безбожной и враждебной Церкви. Упорядочение жизни в России стало важным не только для Церкви, но и для большевиков, вынужденных для сохранения собственной власти переходить от хаоса и террора к государственному строительству.
Соответственно, Святейший Патриарх, который в 1918 году мужественно выступил в своем послании против беззакония, анафематствовав насильников, грабителей и святотатцев, перешел к позиции компромисса с теми людьми из большевиков, которые вынуждены были обещать и даже частично исполнять требования о смягчении правящего режима в отношении Церкви. Послание, содержащее призыв к верующим о лояльности к существующей власти, потребовало от Святейшего Владыки не меньшего, а, видимо, и большего мужества, чем призывы к отпору кощунникам и насильникам. Патриарху говорили близкие ему люди: «Ваше Святейшество, Вас проклянут». Он отвечал: «Пусть мое имя погибнет, а Церковь будет жить».
Свидетельство Церкви о лояльности к властям не остановило гонений, репрессий. Христиане гонимы во все времена, но такого масштаба гонений не было с первых веков христианства. Многих епископов, священников и мирян, тысячи и тысячи, по политическим доносам судили неправедным судом, сажали в тюрьмы, ссылали, расстреливали. Однако проявленная Церковью, ее исповедниками, твердость в отстаивании Правды Божией в годы окормления нашей Церкви свт. Тихоном вдохновила верных ее чад на труды и исповеднические подвиги во славу Божию, остановила врагов Церкви, вынудила их смириться с ее существованием и отказаться от планов ее полного уничтожения.
Вся жизнь свт. Тихона, от принятия патриаршества до кончины, была чередой скорбей, страданий, лишений, которые он мужественно переносил, трудясь на благо Церкви и горячо любимого им народа Божия. Он выстоял, он победил. Победил вместе со всей русской Православной Церковью. Мы — наследники этой победы. Нынешнее духовное возрождение — ее плод.
Святителю Отче Тихоне, моли Бога о нас, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Помоги, Господи и нам победить в нашем духовном сражении, которое тоже отражено на великом полотне Апокалипсиса, отражено от века. Тайна лишь в том, войдем ли мы в число победителей. Дай нам Господи сил, чтобы молитвами святого апостола Иоанна, святителя Тихона и всех святых, быть победителями в этом сражении. Неосужденно предстать на Страшном Суде и быть вписанными в Книгу Вечной Жизни.
Аминь.
9 октября 2005 г.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-