|
вернутья к содержанию>>
Покров Пресвятой Богородицы
История и иконография
Радуйся, Радосте наша,
покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Среди
праздников Божией Матери Покров — праздник особенный. Он празднуется
в самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золотой
и багряный цвета — цвета Царства Небесного. И в то же время, по
народным приметам, на Покров ложится первый снег, убеляя все багряное,
очищая, покрывая «светом, яко ризою». Праздник Покрова Пресвятой
Богородицы Церковь празднует 14 (1) октября.
В основу этого праздника легло событие не из евангельской истории
(как у большинства богородичных праздников) и даже не из русской,
а из истории Византии. Но празднование его утвердилось на Руси в
XII в., при Андрее Боголюбском, который был князем Владимирским,
сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.
Событие, послужившее основанием к установлению праздника Покрова
Пресв. Богородицы, произошло в Константинополе и отражено в греческих
агиографических источниках (житиях), но в византийском богослужении
следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Почитание Матери Божией в Византии всегда было очень высоко. В Константинополе
были собраны многие святыни, связанные с Богородицей, прежде всего,
чудотворные иконы. А во Влахернском храме (Влахерны — северо-западный
район Константинополя) хранились Ее риза, пояс и мафорий, найденные
царицей Еленой во время раскопок в Св. Земли (обретены тогда, когда
и крест Господень). Греки почитали Богоматерь как свою заступницу,
и Она по молитвам не раз спасала Константинополь от вражеских нападений.
Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора
Ираклия (VII в.), который, покидая столицу, поручил ее охрану чтимой
иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов за стены
города. Это послужило основанием для составления Акафиста Пресвятой
Богородице, где Богоматерь названа «Взбранной воеводой».
Таких случаев было в истории византийской столицы множество. Кстати,
один из таких случаев связан с поражением русских. Когда в 860 г.
русские дружины осадили Константинополь, Патриарх Фотий после всенощного
бдения вынес ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора; после
этого поднялась буря, которая потопила русские корабли, и город
был спасен.
Чудо,
послужившее основанием для праздника Покрова, описано в житии блаженного
Андрея, Христа ради юродивого, составленное во II пол. Х в. священником
храма Святой Софии в Константинополе Никифором, лично знавшим св.
Андрея. Чудо это также связано с ризой (мафорием) Пресвятой Богородицы,
хранившейся во Влахернском храме.
В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах
совершался особый чин служения. Сохранились его подробные описания
в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной
церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно
закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого
содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу,
так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил
на прежнее место и оставался до следующей пятницы».
Но блаженный Андрей стал свидетелем особого чуда. Во время очередной
осады Царьграда весь народ собрался во Влахернском храме, чтобы
молиться о заступничестве Божьей Матери. В житии Андрея мы читаем:
«Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся
во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... (Гробница —
пристройка к Влахернской базилике, построенная в сер. V в. императором
Львом I для привезенного из Иерусалима мафория Богоматери.) Был
там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением.
Около 11 часов увидел бл. Андрей Пресв. Богородицу, появившуюся
со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый
Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон,
и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею,
а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот,
когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию
и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил:
«Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив
Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда
Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми
руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого
времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был
распростерт над народом и излучал славу Божию».
Житие
Царьградского юродивого было весьма популярно на Руси: первый древнерусский
перевод был сделан уже в XI в. Князь Андрей Боголюбский почитал
блаженного Андрея как своего небесного покровителя. И потому с особенным
вниманием отнесся к этому видению. По инициативе князя Андрея и
был введен на Руси праздник Покрова. Если в Византии чудо во Влахернском
храме имело местное значение, то на Руси оно стало пониматься как
знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее
заступничеству. С этого времени Русь вообще ощущает особое покровительство
Матери Божьей. Здесь Ее всегда любили и почитали, но именно с XII
в. Русь осознает себя новым земным уделом Пресвятой Богородицы —
третьим после Афона и Иверии (Грузии). И потому праздник Покрова
Пресв. Богородицы является одним из любимейших праздников нашей
Церкви.
Византийских икон, изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы
блаженному Андрею или икон Покрова Пресв. Богородицы, не существует.
Правда, в иконах, иллюстрирующих Акафист Пресв. Богородице, встречаются
клейма с изображением Ее явлений. Есть также иконография праздника
Положения ризы и пояса Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Но эти сюжеты появились лет на сто позднее, чем начали праздновать
праздник Покрова на Руси.
Именно на Руси, где Влахернское чудо получило литургическое оформление,
и была разработана иконография праздника Покрова. Начиная с XII
в. на Руси стали освящать храмы в честь Покрова Пресв. Богородицы.
И вскоре русская земля, украшенная множеством храмов и монастырей,
построенных в Ее честь, вплела в это ожерелье новую жемчужную нить
— Покровские храмы. Самый первый из них и, пожалуй, самый известный
— это церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г.
Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на
пластине золотых (западных) врат Суздальского собора (1220–1233
гг.) Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской
(Она молится в полоборота, повернувшись ко Христу, изображенному
в сегменте неба). Следующие по времени изображения Покрова относятся
к XIV в.— это икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска
Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).
В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений
праздника Покрова Пресв. Богородицы, среди них выделяют среднерусский
(суздальский) и новгородский.
Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского
монастыря в Суздале (ныне в Третьяковской галерее) — отличается
тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне
храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом —
священники, император, патриарх, монахи, миряне. Это вполне соответствует
описанию видения блаженного Андрея.
В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты
(молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Эта деталь соответствует
не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде,
происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме,
когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних
новгородских изображений содержится в росписи церкви Феодора Стратилата
(ок. 1380 г.). Также мы находим подобное изображение и в т.н. «софийских
таблетках» (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Этот тип
иконографии Покрова считался в Новгороде основным. Такая же композиция
описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици.
Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку;
Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча
с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман
по обычаю; а около его народ...».
Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы
простирают покров над Богоматерью Орантой, а над всеми изображен
благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей
и лик ангелов, внизу также святые — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов
и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики.
Этот извод встречается преимущественно в иконах новгородского и
псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений
Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399
г.).
На многих иконах Покрова внизу в центре изображается также Роман
Сладкопевец, стоящий на амвоне. Его изображение на иконе Покрова
кажется странным — Роман жил в V в., а события Покрова относятся
к Х в. Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь
Богородицы, в этот сонм молящихся имеется глубокий символический
смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы.
К тому же изначально Роман служил дьяконом именно Влахернской церкви.
Житие его повествует, что он не имел ни слуха, ни голоса, но от
всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир
храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой.
Как-то, это было под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери
и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав:
«возьми, выпей (!) ее». Роман так и сделал и почувствовал великое
вдохновение и желание петь. Проснувшись, он взошел на амвон и воспел:
«Дева днесь Пресущественнаго рождает…» Все дивились красоте его
голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца.
После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы,
за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть
дьяконом Св. Софии — главного храма в Константинополе. Память Романа
Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова,
— 1 (14) октября.
Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество
Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу Богородицу,
покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором.
Храм, который обычно изображается на иконе Покрова как бы в разрезе,
символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей.
Вот как об этом пишет исследователь иконы князь Евг. Трубецкой:
в иконах Покрова «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное
под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между
покровом и собранными под ним святыми; точно весь этот собор святых
в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери.
Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл
их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной
радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя
через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве
многоцветных преломлений...»
Ирина ЯЗЫКОВА
|