искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Покров Пресвятой Богородицы
История и иконография
Радуйся, Радосте наша,
покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Среди праздников Божией Матери Покров — праздник особенный. Он празднуется в самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золотой и багряный цвета — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложится первый снег, убеляя все багряное, очищая, покрывая «светом, яко ризою». Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Церковь празднует 14 (1) октября.
В основу этого праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников) и даже не из русской, а из истории Византии. Но празднование его утвердилось на Руси в XII в., при Андрее Боголюбском, который был князем Владимирским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.
Событие, послужившее основанием к установлению праздника Покрова Пресв. Богородицы, произошло в Константинополе и отражено в греческих агиографических источниках (житиях), но в византийском богослужении следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Почитание Матери Божией в Византии всегда было очень высоко. В Константинополе были собраны многие святыни, связанные с Богородицей, прежде всего, чудотворные иконы. А во Влахернском храме (Влахерны — северо-западный район Константинополя) хранились Ее риза, пояс и мафорий, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земли (обретены тогда, когда и крест Господень). Греки почитали Богоматерь как свою заступницу, и Она по молитвам не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, покидая столицу, поручил ее охрану чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов за стены города. Это послужило основанием для составления Акафиста Пресвятой Богородице, где Богоматерь названа «Взбранной воеводой».
Таких случаев было в истории византийской столицы множество. Кстати, один из таких случаев связан с поражением русских. Когда в 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Патриарх Фотий после всенощного бдения вынес ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора; после этого поднялась буря, которая потопила русские корабли, и город был спасен.
Чудо, послужившее основанием для праздника Покрова, описано в житии блаженного Андрея, Христа ради юродивого, составленное во II пол. Х в. священником храма Святой Софии в Константинополе Никифором, лично знавшим св. Андрея. Чудо это также связано с ризой (мафорием) Пресвятой Богородицы, хранившейся во Влахернском храме.
В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах совершался особый чин служения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы».
Но блаженный Андрей стал свидетелем особого чуда. Во время очередной осады Царьграда весь народ собрался во Влахернском храме, чтобы молиться о заступничестве Божьей Матери. В житии Андрея мы читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... (Гробница — пристройка к Влахернской базилике, построенная в сер. V в. императором Львом I для привезенного из Иерусалима мафория Богоматери.) Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел бл. Андрей Пресв. Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».
Житие Царьградского юродивого было весьма популярно на Руси: первый древнерусский перевод был сделан уже в XI в. Князь Андрей Боголюбский почитал блаженного Андрея как своего небесного покровителя. И потому с особенным вниманием отнесся к этому видению. По инициативе князя Андрея и был введен на Руси праздник Покрова. Если в Византии чудо во Влахернском храме имело местное значение, то на Руси оно стало пониматься как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству. С этого времени Русь вообще ощущает особое покровительство Матери Божьей. Здесь Ее всегда любили и почитали, но именно с XII в. Русь осознает себя новым земным уделом Пресвятой Богородицы — третьим после Афона и Иверии (Грузии). И потому праздник Покрова Пресв. Богородицы является одним из любимейших праздников нашей Церкви.
Византийских икон, изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею или икон Покрова Пресв. Богородицы, не существует. Правда, в иконах, иллюстрирующих Акафист Пресв. Богородице, встречаются клейма с изображением Ее явлений. Есть также иконография праздника Положения ризы и пояса Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Но эти сюжеты появились лет на сто позднее, чем начали праздновать праздник Покрова на Руси.
Именно на Руси, где Влахернское чудо получило литургическое оформление, и была разработана иконография праздника Покрова. Начиная с XII в. на Руси стали освящать храмы в честь Покрова Пресв. Богородицы. И вскоре русская земля, украшенная множеством храмов и монастырей, построенных в Ее честь, вплела в это ожерелье новую жемчужную нить — Покровские храмы. Самый первый из них и, пожалуй, самый известный — это церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г.
Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на пластине золотых (западных) врат Суздальского собора (1220–1233 гг.) Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской (Она молится в полоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба). Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в.— это икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).
В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресв. Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и новгородский.
Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале (ныне в Третьяковской галерее) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне. Это вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея.
В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Эта деталь соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений содержится в росписи церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.). Также мы находим подобное изображение и в т.н. «софийских таблетках» (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Этот тип иконографии Покрова считался в Новгороде основным. Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...».
Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а над всеми изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается преимущественно в иконах новгородского и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).
На многих иконах Покрова внизу в центре изображается также Роман Сладкопевец, стоящий на амвоне. Его изображение на иконе Покрова кажется странным — Роман жил в V в., а события Покрова относятся к Х в. Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в этот сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. К тому же изначально Роман служил дьяконом именно Влахернской церкви. Житие его повествует, что он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой. Как-то, это было под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: «возьми, выпей (!) ее». Роман так и сделал и почувствовал великое вдохновение и желание петь. Проснувшись, он взошел на амвон и воспел: «Дева днесь Пресущественнаго рождает…» Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца. После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть дьяконом Св. Софии — главного храма в Константинополе. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова, — 1 (14) октября.
Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором. Храм, который обычно изображается на иконе Покрова как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей.
Вот как об этом пишет исследователь иконы князь Евг. Трубецкой: в иконах Покрова «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери. Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений...»
Ирина ЯЗЫКОВА

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-