искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Георгий Колосов
ПРОСЬБА
« …Вы торопитесь на ристалище!»
Св. Иоанн Златоуст
Цит. по о. Александру Борисову

Дорогой отче Александре!
Что хотел сказать, почел за доброе передоверить бумаге — чтобы и Вам не слушать в спешке да и мне не запинаться, вспоминая, что забыл.
По секрету, жизнь моя в миру — видимость, и дома, и в культуре. Иногда счастливая, но — отработка. Реально же — от Литургии до Литургии, от Чаши к Чаше. Отсюда, представьте себе, как я ценю Ваши усилия в рамках возможного сделать Литургию возможно более внятной. И для меня возвращенная анафора — молитвенное сердце Литургии! Вообще же пришел к заключению, что, как все это злоупотребление терпением духовников, вся эта беготня по старцам происходит единственно от презрения к Слову — ибо Оно и обличает, и налагает ответственность. Ровно так же, как полная утрата литургического сознания в Церкви гонит слепых искать святыни на стороне — какие бы они ни были — несравнимые с Телом и Кровью. И, всецело признавая аскетический путь, полагаю, тем не менее, что никакие вершины созерцания — человеческого восхождения к Богу — не соединяют с Ним так, как соединяет Причастие — плод Его нисхождения к нам. Поэтому, строго говоря, если для человека во всей его жизни на круг есть что-то более насущное, чем Литургия — он еще не в вере и не в Церкви.
Все это, конечно же, Вы знаете и без меня, и лучше меня. Я говорю об этом только во свидетельство того, как мне близки Ваши чувства по поводу нашего базара на службах, особенно на «поздней», десятичасовой. Но я-то, что — потребитель! Созидатель — Вы. Однако, спросите себя: не разрушаете ли Вы как настоятель того, что созидаете как священник?
20 марта я впервые слышал Ваши увещевания бесчинных, сказанные с явно новым для меня темпераментом. 27 марта, когда я дежурил и, не причащаясь, наблюдал все со стороны, тема повторилась. Хотите знать результат? Человек пятьдесят успели, причастившись, одеться и убежать еще во время причащения. Это были взрослые, без детей. «Христос, конечно, посреди нас, но дела, знаете ли, а Он и в следующий раз никуда не денется». К концу Литургии, что Вы и сами могли заметить, в храме осталось хорошо, если две трети, из которых треть сразу же после причастия превратилась в «клубы по интересам». А теперь ответьте сами себе: какой смысл в этих «серьезных китайских предупреждениях», если во время Литургии (причащения!!) работает гардероб?
А начало — в начале. На «поздней» (почему это на легкодоступной «поздней», а не на труднодоступной «ранней»?) храм на одну треть наполняется после десяти. Причем, отличаются «ветераны», даже из духовных чад о. Александра Меня. Одного из них прежде регулярно видел поспевающим только-только к причащению. Как это прилично обозвать — не знаю, но сколь сие заразно — увы, увы, знаю по себе. А решить все можно просто и одним махом: синхронно с «Благословенно Царство…» — дверь на замок. Висячий. И на решетке — метровый плакат: «Идет Божественная Литургия. Храм закрыт до окончания службы». Поймут все, всё и сразу. Предвижу: «ах, транспорт», «ах, пробки», «ах, метро», «ах, троллейбус»… Ответ: «Притчу о десяти девах помнишь? Значит, нет воли Божьей предстоять тебе сегодня Христу. Почему? Загляни в себя — узнаешь, почему». (Прихожане с детьми — проблема несложная) Этим, кстати, пресечется и то рекордное бесчинство, то поистине «каноническое безумие», когда заходит во время причащения человек с улицы и благополучно «приступает» (видел, и не раз).
Догадываюсь, что Ваша доброта на такую меру Вас не пустит. Но поверь те — далеко не я один горячо ее приветствовал бы. А вот запертая дверь за «оглашенными» — канонический долг, и здесь я честных возражений не предвижу. Как и против издали заметной таблички в Южном приделе: «Гардероб возобновляет работу только после окончания Литургии».
Есть вещи и более тонкие, и тоже просто решаемые: пауза перед причащением, после «Святая святым!» Как заполнить, чтобы не провоцировать болтовню, но и не нарушить благоговения? Да, молитвами из «Последования» (может быть, лучше — короткими, начиная с пятой и далее, без шестой). Но с непременным призывом помолиться от служащего священника. Прерывание этих молитв на любом месте — иногда даже на последней фразе (!) — действенный путь превратить их в очевидную для всех профанацию, участвовать в которой нет смысла. И, конечно же, (простите, отче!) дико слышать объявления, о каком бы благородном деле ни шла речь, «пока отец Александр (Иоанн) готовит причастие…».
Далее, общая исповедь. Да… наверное. Но прежде чем о ней — немного о себе, чтобы обозначить исходную точку. Еще не зная 9 апостольского правила, я лет 12 назад, в своем церковном детстве, интуитивно ощущал Литургию без причастников как жуткое небрежение Христу, а, если не успели исповедать и не выпадало причаститься мне — как знак самой прискорбной для меня отверженности. Понятно, что теперь, зная Предание, таинство Покаяния и возможность причащения не связываю никак. Но, поставив Причастие выше созерцания, не ужасаться нашему несоответствию не могу («От них же первый…»).
Итак, общая исповедь. На которой вспоминается неизбежно стандартный — шире-уже — набор разнокалиберных грехов, предосудительных, но не отлучающих. И ни намеком не вспоминаются отлучающие — прелюбодеяние, например. Очевидно, что все это, чем дальше, тем менее действенно. А между тем, наш главный общий грех перед Чашей — бесстыдное забвение Смерти на Кресте, — цены Того, что мы из Чаши получаем в соотнесении с тем, чем сами за Это «утрудились» заплатить! Отсюда — все остальное, не начиная — кончая, ибо это уже «вершина вниз» — наглым пропуском службы, болтовней перед Чашей и убеганием после причастия. Боюсь, что без такого обличительного ключа нас с нашим «рвением» сам св. прав. Иоанн Кронштадтский своей общей исповедью не прошиб бы. (Кстати, об «утрудились». Я за семь лет ни разу не слышал у нас требования хотя бы к неофитам каждый раз поститься и каждый раз прочитывать «Последование» целиком — простейший, кроме всего прочего, способ войти в церковнославянский язык.)
И, наконец, самое деликатное. Общая исповедь как импульс к покаянию — хорошо, но, если нет речи об отлучающих грехах, то для чего разрешительная молитва? И как она вообще может быть, не засвидетельствованная личным покаянием? Зачем, милый отче, Вы берете на свою совесть наши мерзости? Сколь естественней и справедливее было бы переложить их на наши головы! Как? Легко. Не с Чашей в руке, как везде принято, а после молитв из «Последования» и общей исповеди (может быть, покаянной минуты молчания?) произнести простое предупреждение: «Напоминаю: причащаются только те, кто готовился к причастию — постом, покаянием и молитвой; не опоздал ни на минуту на Литургию и не произнес ни одного праздного слова во время службы. Не причащаются имеющие тяжкие грехи и не разрешенные от них священником в таинстве Покаяния. Также не причащаются без личной исповеди впервые пришедшие на Литургию. Ушедшие с предыдущей для них Литургии прежде ее окончания не причащаются в течение месяца». Всё! Дальнейшее — на нашей совести. (Я бы, цепной сторож, еще и добавил: «Да ни един от вас не дерзнет преступить запрет священника, чтобы не стяжать великих бедствий на свою голову!»)
А теперь, задним числом, большая оговорка. Как простой потребитель, да еще существо с обостренным чувством целого, я вместе со всеми и уже довольно давно страдаю от покалеченности литургийной службы, разодранной на «тайные» и «явные», да и от многого другого. Недавней неожиданностью для меня стало разве что время сией «литургической реформы» — пятый век, все та же расцерковившая Церковь империя. А у нас еще и ц.с. язык, и хоры, внятные через раз. Словом, я по себе знаю невозможность полноценного молитвенного участия в Литургии, если не знаешь ее наизусть — и за священника, и за хор. И каково выстаивать службы, совсем ничего не понимая, — тоже не забыл («год за три»). Догадываюсь также, что образованным, «умственным» всякое неосмысленное действие еще трикраты труднее. Однако, на «Пассиях», куда приходят бескорыстно плакать о Его Кресте, и приходят во множестве, тоже не все просто и понятно. И тем не менее — «почувствуйте разницу!».
Напоследок, после оговорки — о том, что не бросается в глаза с амвона. Болтающие, оскорбляя литургическое благоговение, не только огорчают служащего, но и ощутимо мешают молящимся, а порой и тяжко искушают — пусть без умысла, зато бесы — снайперы. …В запрошлом декабре я принес Вам с другого прихода табличку: «Разговаривающим в храме посылаются скорби! Амвросий Оптинский». Находка! Вручил в радостной надежде на благословение развешать срочно и кругом. — «Нет, нельзя, испугаются». Кто? Да, если бы и так — не странно ли иметь попечение о разоряющих молитву более, чем о творящих ее?
…Пожалуй, с не ведающими, что делают, здесь стоит объясниться до конца — на случай, если кто-то, кроме Вас, все это прочтет. Да и Вам — говорю от имени многих — наши чувства не могут быть безразличны. Наше и только наше Общее Дело — Литургия Верных — после «Херувимской» происходит за закрытыми дверям в личном присутствии Христа, и есть по сути и по форме молитвенное восхождение к Тайной Вечере и физическое участие в ней. И нелегко нам, жидким молитвенникам века сего, да еще при всех издержках службы, на этом восхождении непреткновенно устоять. Недоумение о посторонних — самая мягкая реакция на тех, кто своим вторжением сталкивает нас вниз. После «Святая святым» физически, повторяю — начинается Тайная Вечеря, простертая по времени в век будущий и умноженная численно всеми христианскими святыми двух тысячелетий, поименно известными единому Приглашающему. Только непререкаемый Его приказ заставляет нас переползать через собственное недостоинство как через порог Иерусалимской горницы. Вламывающиеся в нее к середине пира «не в брачной одежде» или выскакивающие с него поговорить, не забыли ли они о «тьме внешней», где «плач и скрежет зубов»? Понимают ли они, что в миллионную очередь оскорбляют нас, а в первую очередь — Хозяина пира? …Милый отче! Кто им это должен объяснить?
…Давно уже слышу Ваш законный вопрос, что это вдруг подвигнуло меня на такой текст? Отвечаю: последние полгода я впервые стал бояться за наш приход. Мне известно, отчего рухнул «дворец» о. Г.К. Внешние вражды — чушь, третья производная. Изначально всегда дело в духе, и вот его частная иллюстрация — один эпизод (из первых рук). Причащается весь набитый храм из лжицы о. Г. К. , и никто — ни один человек! — не подходит к тихо стоящему в двух шагах с Чашей до конца причащения о. М. Д. При бесспорном соучастии настоятеля самый «подкованный» приход России дружно поставил руку, держащую Чашу, выше Того, что в Чаше! У меня этому имени нет. Плоды «просвещения» тем более ошеломляют, что сам о.Г.К. — рьяный литургист, знаток древних чинов.
У нас, слава Богу, ничего подобного, но мне тревожно, и тоже из-за происходящего на Литургии. Описанный выше эпизод на Сретенке — дополнительный повод задуматься о перекосе и в нашем собственном приходском просвещении. Я долго не мог привыкнуть к тому, что, оказывается, никакая углубленность в Библию сама по себе «мистического ума» не прибавляет. А если чувства Бога не видно и на Литургии, возможно ли оно вообще? Поразительно, но из наших первых специалистов-катехизаторов есть и самые заметные «литургические разгильдяи». Да и церковный стаж, как это ни странно, ни при чем. Рассказали мне недавно про одну нашу сестричку — сотрудницу не новую, которая бесстрашно двинулась к Чаше после чашечки кофе. Куда дальше?...

Дорогой отче Александре! Божьей милостью Вы выстроили большой приход. И я счастлив в своих братьях и сестрах. Я вижу элиту прихода по средам и пятницам, когда из храма выходят сытые и перевязанные бездомные. И во все другие дни самоотверженных служений — милосердных и просветительских, престарелым и подросткам. Я вижу ее — при нездешней тишине припадающую к Его Кресту на «Пассиях». И на Великом покаянном каноне, и на Двенадцати Евангелиях. Она — различимое большинство и на Литургиях. Но здесь нужно вспомнить о сословной, как говорили в старину, специфике нашего прихода. Со всеми вытекающими… Нас нужно немножечко достроить. Примите это как корыстную просьбу заинтересованного лица.
С неизменной благодарностью
Ваш брат Георгий.
Текст письма печатается в авторской редакции, пунктуация сохранена. — ред.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-