искать на странице

Подростковый клуб
в Киеве

Мы давно планировали съездить
в Киев, но так выходило, что что-
то мешало посетить древний город. То была «оранжевая революция», то не было времени, то погода неудачная... Однако в апреле мы все-таки нашли пару дней, чтобы выбраться «за границу».
В пятницу вечером все загрузились в поезд и поехали. Нам предстояло пройти две таможни, со «злобными» таможенниками в форме. Однако до этого «приятного» момента было еще много времени. Первое, что замечалось в поезде, — это красные бархатные сиденья. Второе, что тоже немало удивило, — декларации на въезд в страну. Путешествуя по России, как-то забываешь об этом. Тем более, что мы привыкли считать Украину «своей».
Но вот все расселись. Знакомых было много: Воробьевы, Стив, Аня Кабанова, Марфа Носова и многие другие небезызвестные люди. Как только мы сели, поезд тронулся. Как же было приятно снова услышать шум колес, почувствовать качку вагона, вдохнуть запах перемен… Путешествие всегда открывает перед нами что-то новое, меняет нашу жизнь на некоторое время. Это удивительный момент, когда на пару дней выбиваешься из обычной жизни. Возвратившись к делам, чувствуешь, что появилось что-то новое. Что-то, чего не было раньше.
Но вот мы сидим в поезде. Кто-то пьет чай, кто-то разговаривает, кто-то просто наслаждается поездкой. Посидев еще пару часов, мы решаем, что пора бы идти спать. Мне всегда нравилась качка в поезде и шум колес, но отдых в мягком вагоне был для меня приятной неожиданностью. Рано утром нас подняли украинские таможенники. Хотя очень хотелось спать, все же пришлось проснуться и понять, что им было нужно. Показав все необходимые документы, мы поняли, что больше спать не можем, поэтому поднялись и сели завтракать.
Пара часов в поезде, и мы подъехали к Киеву, а на улице сильный ливень! Но ничего не поделаешь, пошли на вокзал. Там нас встретил «непослушник» Сергий — киевлянин. Первым делом мы решили ехать в Лавру, но для этого пришлось поменять рубли на гривны. Второе, что мы услышали, — это был наезд менял на Петю Дмитриевского: «Вы злой! Вам нельзя работать с детьми!» Дело в том, что на вокзале невыгодный тариф и Петрович запретил детям менять деньги на месте. Именно из-за этого и произошел конфликт. Потом мы спустились в киевское метро, проехали пару станций и скоро оказались в Лавре.
В монастыре мы пошли к дому паломника, где висела табличка «Мест нет», там же мы встретились с послушником Василием, который провел нас в соседний домик, где мы должны были жить. Условия были, конечно, спартанские, но это все-таки лучше, чем совсем ничего. Представьте себе, что всех девушек (26 человек) поселили в одной комнате! Комната была очень большой, но заставлена двухэтажными кроватями так, что пройти трудно... Но вот мы расселились. Теперь у нас должна быть экскурсия по Лавре...
Все собрались на улице под мелким моросящим дождиком. Через десять минут подошел Василий и повел экскурсию по монастырю. Мы побывали в ближних пещерах — это было незабываемо. Темные тоннели, люди со свечами и раки с мощами. Причем создается странное впечатление от мощей. Их очень много, и они за многие века не подверглись тлению... И еще: это ведь не просто тела, а что-то большее. Трудно описать, что такое пещеры — это нужно увидеть и почувствовать... Мы побывали в храме и пошли в трапезную. Трапезная находилась в другой части монастыря, и мы шли туда по галерее с замечательным видом на распускавшуюся весеннюю траву.
Трудно поверить, что пятнадцать минут назад мы были в темных пещерах, а теперь идем и любуемся на восхитительные весенние ландшафты... Киев во многом отличается от Москвы. Там сплошные горки и холмы. Для людей, непривычных к физическим нагрузкам, бесконечные спуски и подъемы покажутся очень тяжелыми. Однако виды, открывающиеся постоянно, приводят в восторг. Днепр! Леса, спускающиеся с крутого склона! Величественные храмы! Это незабываемо.
Но вот мы подошли к трапезной — пахнет чем-то очень вкусным. Так оно и оказалось... Наевшись, мы пошли в комнаты на пятнадцатиминутный отдых. Немного посидев, все стали собираться в автобусную экскурсию по городу... Хочу признаться, что из экскурсии мне мало что запомнилось, потому что начало я просто проспала. Однако мы побывали в женском монастыре, в котором был замечательный сад. В саду были чудесные кусты; молодая зеленая травка, помытая дождичком, тоже радовала глаз. Погуляв еще немного по монастырю, мы поделились на две группы. Первая продолжала экскурсию, а другие отправились отдыхать.
Я оказалась в числе вторых, поэтому поехала в Лавру. Но отдыха не получилось. По дороге я встретила послушника Василия, который сообщил о том, что скоро начнется вечерняя служба и что все желающие причаститься должны побывать на исповеди. Мы пошли к храму. Вошли с бокового хода, стали подниматься на хоры. Сверху открывался потрясающий вид на интерьер храма. Виден иконостас: деисусный чин, пророческий, праотеческий... Но больше всего на хорах запомнились сами певчие. Монахи и послушники стояли в центре, лицом друг к другу, и пели псалмы. Подошел Василий, повел нас на исповедь. Она проходила тоже на хорах, только в другом месте. В ожидании священника можно было посидеть на окошке — отдохнуть. Но скоро подошел монах, спросил кто мы и откуда, кто у нас настоятель, сказал, что знает о. Александра, и начал исповедовать. После исповеди я пошла опять поближе к певчим. Скоро они запели «Покаяния отверзи ми двери...», и мы с Василием пошли ужинать. В трапезной мы повстречали тех, кто продолжал экскурсию. Обменялись впечатлениями. И сытно поужинали.
После ужина у нас было свободное время. Кто-то просто разговаривал, кто-то сидел в соседней комнате. Я сидела в комнате, где Ваня Краснов читал анекдоты. И тут у нас случился небольшой инцидент. Пока мы читали анекдоты, зашел какой-то человек и сказал, что ночует в этой комнате. Ну, ночует и ладно. И мы продолжили читать анекдоты. Пришел Ваня Клочков, спросил этого человека, как его зовут: «отец Вячеслав», — ответил мужчина. Наверное, у некоторых в этот момент отвисла челюсть. И практически в этот же момент отец Вячеслав начал нам объяснять, что в монастыре нельзя читать анекдоты... Я вышла. Когда я вернулась, дети слушали лекцию о торжестве Православия...
Вот так закончился наш первый день в Киеве...
Половина седьмого... Подъем. Не выспавшиеся и голодные, мы собрались на Литургию. Но на улице унылое состояние прошло. Рано утром очень красиво: мокрая дорога, туман; над монастырской стеной едва видны золотые купола, на каштанах распускаются первые листочки... Мы поднялись на крутой холм, прошли через небольшой сад и оказались на огромной площади. Василий снова провел нас через боковую дверь, и мы оказались в храме. Начиналась Литургия...
После Причастия мы собрались около храма, и Василий повел нас в дальние пещеры. Мы спустились вниз. В тоннеле сыро и как-то непривычно. Спускались долго и почти в полной темноте. Воздух был влажный и холодный, но внизу стало теплее. Мы опять ходили через темные проходы мимо рак с мощами. Василий рассказывал о многих святых: чем они прославились, когда им молятся. Несмотря на странность пещер, там было не страшно, а, скорее, таинственно... Не было яркого света, только тусклые огоньки свечек.
Через сорок минут мы выбрались на поверхность, и Василий предложил посвятить время перед обедом «шоппингу». Мы побывали в иконописной лавке, в лаврском софринском магазине. Рядом со зданием стояли небольшие купола с крестами. Каждый, если ему нужно, может приобрести себе такой. Конечно, походы по магазинам — занятие интересное, но голодные, невыспавшиеся дети предпочитают сытный обед всему остальному... Наевшись и наговорившись, мы получили в свое распоряжение немного времени на отдых и прогулки.
Стив предложил пойти погулять по монастырю, посмотреть территорию. К нам присоединились Саша Кремлев и Аня с Полиной. Мы решили пойти к Днепру. Пока мы спускались с холма, перед нами открылся прекрасный вид на реку и Родину-мать. Это огромная статуя женщины с мечом. По замыслу, она должна была быть выше колокольни в Лавре, но в какой-то момент конец меча просто обломился, а чинить не стали. Мы продолжили спускаться, прошли мимо высокой монастырской стены, направились к небольшой часовне. Там можно было набрать освященной воды... Мы посидели немного, поговорили. Посмотрели на часы и поняли, что нам надо бы поскорее возвращаться назад... К счастью, мы не сильно опоздали.
Теперь мы должны были идти в пешеходную экскурсию по городу. Мы погуляли по Крещатику, посмотрели на следы «оранжевой революции», которой в Киеве уделяется намного меньше внимания, чем у нас в Москве (во всяком случае, так кажется). Мы встречали людей, которые предлагали сфотографироваться с обезьянкой. Около одной мы остановились, и крошечная мартышка прыгнула мне на голову. Вскоре мы оставили бедное животное в покое. Но, пройдя полсотни метров, все начали проситься у Петровича в туалет. Петя не сразу понял, что на горизонте показался McDonalds... Мы не стали задерживаться и пошли дальше по Крещатику…
Поворот, и мы оказались около высокого храма с росписями Врубеля. Сергей, проводивший экскурсию, рассказал нам многое про этот храм и про «раскол» Церкви на Украине. Украинская Православная Церковь принадлежит Московскому Патриархату. Однако нашелся местный епископ, который провозгласил себя патриархом. Понятно, что так просто это не пройдет, поэтому многие против самостоятельного избрания патриарха... Посмотрев на чудесные врублевские росписи, мы пошли дальше. Теперь нам предстояло побывать в Софии, но все были изрядно вымотаны и остались сидеть в садике. Посидев с полчаса, мы решили прогуляться вниз по Андреевскому спуску. Эта улица очень похожа на наш Арбат. Это место, «куда нельзя ходить после получки» — деньги уходят моментально. Спускаясь, мы заглянули в домик Булгакова, но не стали там задерживаться, потому что время поджимало. Потратив 25 копеек, мы прокатились на Фуникулере...
Когда мы вернулись в Лавру, оставалось уже совсем немного времени до отправки поезда. Поэтому мы быстро поужинали и стали собираться домой. Возвращаться никому не хотелось, поэтому «укладывались» не торопясь... Но вот все собрались, прошли последний раз по улочкам монастыря, попрощались с послушником Василием... Подошел наш автобус... И тут мы встречаем отца Вячеслава, рассказывавшего про торжество Православия! Попрощавшись, мы быстренько залезли в автобус и поехали на вокзал.
Киевский вокзал не произвел на нас такого впечатления, как в первый раз, и мы, не задерживаясь, сели в поезд. Там мы поужинали остатками пирожков — всем, чем успели запастись в Киеве. Игра «Контакт» была незаменима — в дальней дороге это хороший способ провести время. Все обменивались впечатлениями, воспоминаниями. Говорили свои пожелания на будущее…
И снова дорога, снова бесконечные разговоры, снова домой…
Лиза АСТРЕЦОВА
15 лет

-Оставить отзыв в гостевой книге -