искать на странице
 
 

вернутья к содержанию>>

Вечер памяти о. Александра

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.
Вечер памяти отца Александра Меня

12 сентября, в день памяти блгв. князя Александра Невского, небесного покровителя отца Александра Меня, в Большом зале Библиотеки иностранной литературы прошел вечер памяти о. Александра, который, как обычно, подготовил и провел В. И. Илюшенко.
Открывая вечер, Владимир Илюшенко сказал о не покидающем многих из нас в эти памятные дни двойственном чувстве. Нынешний, 2005 год — юбилейный: 70 лет со дня рождения и 15 — со дня гибели о.Александра. Надо, казалось бы, горевать. Но 9 сентября многие подходили и говорили друг другу: «С праздником!» Владимир Илюшенко рассказал, что после концерта в Международном доме музыки он подошел к митр. Ювеналию со словами: «Владыко, у меня есть дерзновенная мысль: что о. Алексадра нужно канонизировать. Я давно считаю его святым» (митр. Ювеналий — председатель комиссии МП по канонизации). И владыка ответил ему: «Молитесь!».
Владимир Илюшенко заметил, что, конечно, хотя преп. Андрей Рублев «ждал» канонизации 600 лет, а Серафим Саровский — 70, Господь знает Своих святых. Но канонизация отца Александра изменила бы климат и в Русской Православной Церкви, и в обществе, и в стране. Потому что сейчас у нас двойственное отношение к о. Александру Меню, и люди мечутся между этими двумя полюсами. Но положение меняется. Особенно остро это ощущалось при освящении постройки храма преп. Сергия Радонежского в Семхозе в 2000 г., где присутствовали губернатор и многие официальные лица. И слова владыки Ювеналия на панихиде по отцу Александру с каждым годам приобретают все более возвышенные тона. В.Илюшенко отметил, что многие из нас явственно ощущают: отец Александр не ушел, а приобщился к вечной жизни и остается с нами.
Позднее, когда по ходу вечера слово взял прот. Александр Борисов, он вернулся к теме канонизации, чтобы внести важное уточнение в слова Владимира Илюшенко. Отец Александр напомнил, что канонизации святых всегда предшествует их народное почитание и молитвенное обращение к ним. Преп. Серафиму Саровскому люди молились все 70 лет, прошедшие от его кончины да канонизации, приходили к нему на могилку, и там совершались чудеса. То же самое происходило и в наше время, у нас на глазах, — почитание блаженной Матроны, посещение ее могилки, где множество людей получили действительно чудесные исцеления. После этого состоялась канонизация, и теперь Церковь почитает Матрону как святую. То есть канонизация фиксирует народное почитание, которое тем самым признается Церковью. В молитвенном обращении к отцу Александру Меню нет ничего нарушающего каноны, сказал прот. Александр Борисов.
После музыкальной паузы к аудитории с кратким словом обратился профессор Ив Аман:
Событие, которое произошло три недели тому назад во Франции, в Тэзе, — кровавое убийство брата Роже — вернуло нас в атмосферу того шокового состояния, которое было 15 лет назад, после убийства о. Александра Меня. И опять перед нами встают такие же вопросы: что же это было? что это означает? Есть три ответа.
Во-первых это означает призыв ко всем нам. Именно брат Роже тогда, 15 лет назад, сказал, что для общины Тэзе это означает, что они призваны стать более взрослыми. Мы должны внимательно отнестись к этим словам брата Роже и сегодня можем задавать себе вопрос: соответствовали ли мы все эти 15 лет его призыву быть взрослыми?
Во-вторых, как это ни парадоксально, смерть отца Александра, как и смерть брата Роже, — это знак, знак избранности. На конференции 8 сентября кто-то об этом сказал: не каждому дано мученичество, отец Александр его заслужил; и вообще, когда изучаешь путь отца Александра, понимаешь: он целиком прошел под знаком избранности.
И в-третьих — об этом говорил также и брат Люк, человек очень близкий к брату Роже, — это знак надежды. Мы знаем по Евангелию, что если зерно не упадет в землю, оно не даст плода. И прошедшие 15 лет подтвердили это в таком масштабе, о котором в 1990 г. трудно было даже помыслить. В те далекие времена люди шли в Новую деревню, с опаской оглядываясь по сторонам, а сегодня повсюду в Москве мы видим огромные портреты отца Александра (Ив Аман имел в виду висевшие по всему городу афиши концерта оркестра Владимира Спивакова памяти отца Александра в Московском доме музыки, на которых был напечатан его большой прекрасный портрет. — ред.). Важен тут, конечно, не портрет — важно то, что теперь отец Александр стал достоянием всех. Что круг людей, которые знали о. Александра, все время расширяется и через приобщение к отцу Александру все больше и больше людей приходит ко Христу, и не только в России, но и за рубежом. Поражает тот успех, которым пользуется его книга «Сын Человеческий». Как например в Бразилии, где текст издан огромным тиражом. Недавно на книжном салоне в Париже был круглый стол, посвященный отцу Александру, на котором выступал французский издатель книги «Сын Человеческий». Его спросили: почему он издал эту книгу — ведь есть столько книг об Иисусе Христе на французском языке. «Да, — ответил он, — этих очень много, но я лучшей книги о Христе не читал».
«И конечно отец Александр мистически нас не оставил, — сказал Ив Аман. — Мы можем обращать свою молитву к нему. Но он оставил нам также огромное письменное наследие и устное наследие. Все время выходят новые книги, новые сборники, новые кассеты. И это дает нам очень много пищи, всегда. Поэтому давайте читать отца Александра! С праздником!»
Еще одно слово памяти о. Александра, произнесенное другим французом, прозвучало на вечере благодаря З. А. Масленниковой. Письмо Эжена Сентева по случаю пятнадцатой годовщины убийства отца Александра Меня Зоя Афанасьевна предварила интересной предысторией.
Будучи студенткой Военного института иностранных языков Красной армии, Зоя Масленникова оказалась в 1944 г. на языковой практике в лагере для военнопленных, где находились насильственно мобилизованные в германскую жители Эльзаса и Лотарингии (Восточной Франции), которые не хотели воевать за немцев и при первой возможности сдавались в плен. Там З. Масленникова и познакомилась с Эженом Сентевом. Через 52 года, в течение которых они ничего не знали друг о друге, Зоя Афанасьевна опубликовала воспоминания об этой встрече в журнале «Континент», и профессор Ив Аман разыскал во Франции Эжена Сентева. Эжен приехал в Москву, познакомился о. Александром Борисовым, с прихожанами храма Космы и Дамиана и книгами о. Александра Меня, которые стали выходить на французском языке. После этого многое переменилось в его жизни. Эжен Сентев — человек высокообразованный, академик. В свое время он окончил духовную семинарию, но потом стал врачем. Вера никогда не уходила от него, но жизнь и вера были для Эжена чем-то отдельным, не связанным между собой. После приезда в Россию у него перевернулось представление о вере. Она ожила, наполнила его жизнь.
Затем Зоя Афанасьевна зачитала письмо Эжена Сентева:
«Памяти отца Александра Меня.
Когда я учился университете, мне повезло встретиться с замечательным человеком. Он был священником и преподавателем богословия, канонического права, очень известным профессором. Он мне привил также любовь к философии, логике, метафизике, короче он сформировал мою личность в юности. 50 лет спустя мне удалось пройти по стопам другого необыкновенного человека. Я вернулся в Россию слишком поздно, чтобы встретиться с ним лично, — Бог уже призвал его к себе. Это был священник Александр Мень. Прихожане звали его отцом. Подобно моему первому учителю, он был духовным пастырем, учителем, университетски образованным человеком, великим богословом, известным писателем, он обладал огромной культурой. Я не знал его. Но после его смерти он продолжает источать свет множеству верующих, собравшихся вокруг него. Среди них много интеллигентов, писатели, музыканты, актеры, поэты, художники. <…>
Будучи человеком глубокой православной веры, укорененным в русской культуре, он любил напоминать, что те преграды, которые люди воздвигают между собой, до неба не доходят. Он устанавливал связи братства между всеми Церквами мира.
Будучи талантливым писателем, он опубликовал много книг. Он исследовал в своих трудах всю историю человеческой мысли в ее медленном продвижении ко Христу.
Последняя его книга, которую мне удалось прочитать в переводе на французский, называлась «Иисус, учитель из Назарета», по-русски — «Сын Человеческий».
Особенно сильным переживанием было мое пребывание в Семхозе, молитва в часовне, воздвигнутой на месте его гибели, затем в Новодеревенской церкви, в которой он обычно служил, и наконец посещение его дома. Я имел честь побывать в его кабинете, стены которого с пола до потолка уставлены книжным полкам, и даже посидел за его рабочим столом. Это было незабываемым, волнующим переживанием для меня, католика, приехавшего из Франции, — сесть в кресло великого православного священника. Он погиб от насильственной смерти, как его Учитель, Христос. И как его Учитель, он сеял вечные слова.
Эжен.
5 сентября 2005 г.
г. Мерц, Лотарингия»

И конечно, особенно значимыми для всех участников вечера стали слова прот. Александра Борисова, выступление которое мы приводим полностью:
«Есть такой православный обычай, когда в день ангела того или иного человека он сам или его близкие обращают внимание на то рядовое евангельское чтение, которое в этот день читается. Дело в том, что эти чтения передвигаются, поэтому одно и то же чтение приходится на тот же день редко, может быть, раз в десять или пятнадцать лет. Таким образом, каждый год чтение в этот день становится как бы неким напутствием.
Сегодня день ангела отца Александра Меня, 12 сентября. Накануне, 11 сентября, в день Усекновения головы Иоанна Предтечи, были его похороны. Это тоже было очень символично. Конечно, убийцы не могли все специально подгадать — это именно Господь так попустил. И это нам показывает, что отец Александр действительно был Предтечей для сотен и тысяч людей, и, как и Иоанн Креститель, был так же предательски убит, и в этот день его погребали. Интересно, что полгода со дня смерти о. Александра попадают на день Обретения Главы Иоанна Предтечи. То есть все даты оказываются связанными с Иоанном Предтечей.
А сегодня читался отрывок из Евангелия от Марка, глава 3. Это чтение идет вслед за эпизодом исцеления в субботу человека, имеющего сухую руку: «Воззрев с гневом на фарисеев и скорбя об ожесточении сердец их, Иисус говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». И далее следует сегодняшнее чтение:
«Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (Мк 3:6–12).
Если мы сопоставим это евангельское чтение с тем, что мы знаем об отце Александре Мене, то увидим многое разъясняющее нам.
Вот фарисеи составили совещание с иродианами против Него. Фарисеи — это религиозная партия в Израиле того времени, сторонники жесткого соблюдения Закона, скрупулезного следования всем-всем мелким предписаниям. Иродиане, напротив, — это люди, которые ориентируются главным образом на государственную и царскую власть, от фарисеев они довольно далеки. Но тут у них появляется общий враг — Иисус, который нарушает субботу и который делает что-то совершенно не то, к чему они привыкли. Вместо того, чтобы, как фарисеи, произнести равнодушную фразу «ты приди в другой день и исцелись», Он тут же исцеляет. Вместо того, чтобы нарушать все законы нравственности, как Ирод, который как раз накануне по капризу своей жены казнил Иоанна Предтечу, Иисус творит вокруг Себя Добро. И вот эти люди, совершенно друг к другу равнодушные и даже враждебные, сговариваются вместепротив общего врага — Иисуса.
А что делает Господь? Он, услышав об этом, удалился с учениками Своими. И за Ним последовало множество народу из Галилеи, Идумеи и из других мест.
Что делал отец Александр во времена, когда его преследовали, вызывали на допросы и т.д.? Он продолжал свое дело: он продолжал исповедовать, крестить, посещать людей, проповедовать — продолжал делать все то, что он делал до этого, не вступая ни в какую конфронтацию и спор с властями, понимая, что ему надо делать свое дело.
Множество народу отовсюду, из самых разных городов — Ташкента, Ленинграда и др. — приезжали только для того, чтобы с ним познакомиться, поговорить с ним, пообщаться. Отец Александр принимал множество таких людей. Но он не желал становиться известным.
Вслед за этим чтением рассказывается о том, как Иисус «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь».
Для Господа было важно дать людям не просто физическое исцеление, но дать исцеление духовное, нравственное. А физическое исцеление было как бы Его благодеянием, проявлением Его власти над природой, Его любви к человеку и желания, чтобы человеку было хорошо, чтобы человек мог в полную меру своих сил трудиться для Бога и для ближнего. Цель Господа — создание Церкви, продолжение этого труда Божьего по преображению человеческих сердец. И о. Александр тоже трудился именно над этим. Да, у него действительно был дар исцеления — он никому об этом не говорил, но есть много свидетельств тех людей, которые это исцеление получали. Но главная цель о. Александра была та же: трудиться для того, чтобы люди могли менять свое сердце, видя этот свет, этот смысл жизни, который он открыл для себя во всей полноте, в какой только может это открыть человек. И конечно знакомство с таким человеком, как о. Александр, — это огромная удача для каждого, кто его знал потому что это действительно милость Божия, которая прорывается к людям, и — имеющий уши — да слышит.
Вот о чем я хотел сегодня сказать и поделиться с вами той радостью, что дело отца Александра продолжается, что то, что он написал, то, о чем он говорил в своих выступлениях, — все это сейчас существует и доступно нам.
Это необычайно радостно, хотя, конечно, мы прошли через эту трагедию кончины мученика. И такое удивительное совпадение, что в год 70-летия со дня рождения о. Александра и 15-летия его трагической кончины, притом довольно близко по времени к этой сентябрьской дате — в августе, происходит убийство другого праведника — брата Роже из Тэзе, убийство, конечно, тоже не случайное.
Почему Господь это допускает? Я думаю, что это происходит потому, что Господь нам показывает, что Он — с нами и с этим безумным миром, который сеет вокруг себя зло. И через Своих праведников Он соразделяет с миром этот ужас террора, эти невинные страдания и показывает, что Его избранники прошли через эти трагедии и вошли в вечность. Господь по-прежнему с нами, и по-прежнему говорит нам: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.»

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-