|
ДРУГ МОЙ САША
Константин Семенов
После третьего гудка в трубке щелкнуло, зашуршало. Родной тенорок
пропел:
– Алё-о-о…
– Саша, это я…
– О! Уже? А мы тебя ждали только к вечеру.
– В Гаагу никого не было, мы из Брюсселя рванули прямо на Париж.
– Подожди, я позову Сильвию, договоритесь, где встретиться.
Сильвия, Сашина жена, сказала, что приедет через полчаса, и я сел
ждать. Двое суток в автобусе, два часа стремительного поезда Париж-Рен
(400 км). Ошеломление от того, что я – Я! – впервые заграницей,
во Франции!, в Бретани! – вытеснены более элегическими мыслями.
Сколько же мы не виделись?.. Саша с Сильвией побывали в Москве
второй и последний раз в конце августа 96-го, то есть через двадцать
три года после Сашиной эмиграции. Приехали без всякого предупреждения.
Помнится, только я успел выпустить из нежных объятий упаковку с
байдаркой, – из отпуска вернулся, – мне новость: "Саша звонил,
телефон оставил". У меня знакомых Саш на два полка наберется,
но по тому, как было сказано, я сразу понял, речь идет о Саше Путове.
Я, прямо под громадным рюкзаком, – звонить. Как в том анекдоте,
сначала жену поцеловал, потом лыжи снял…
Приезжали они с двухлетней дочурой Луизой. Я ей объяснил, что во
Франции она Луиза, а здесь – Лизанька. Она поняла, разулыбалась.
Мы с нею тут же подружились…
За месяц в Москве Саша, хотя и жил бурной светской жизнью: у матери
в Ногинске гостил, со школьными друзьями встречался не раз, –
успел сделать серию отличных рисунков. Было интересно сравнить
их с теми, времен нашего давнего московского общения. Когда Саша
предложил выбрать несколько, я, восхищаясь (это слово, боюсь, станет
ключевым в предлагаемом тексте) и рисунками, и собственным нахальством,
отобрал больше половины, штук тридцать. Саша покрутил головой, но
почти всё отдал… О, знакомый голос, окликает: "Кость`я!".
Сильвия. За пять лет почти не изменилась, такой же снеговичёк фигурой,
такое же милое приветливое лицо. Расцеловались, я подхватил вещички.
Первые сбивчивые слова радостной встречи, слалом на стареньком "Ситроене"
по улицам Рена, выход на магистраль, и – минут через двадцать мимо
окон плывет готика собора. Плелан-ле-Гран. Еще чуть-чуть, и мы
с Сашей стискиваем друг друга. Рядом крутится подросшая Лизанька,
улыбка во всю мордаху. Я думал, она меня забыла, вовсе ведь крохотуля
была. Да нет, поди ты! Родителям строго наказала: "Если дядя
Костя даже совсем ночью приедет, разбудите, встречать буду".
Из машины выполз сонный Васька, их младшенький, четыре года, –
он ездил меня встречать, но позаснул, и я его толком даже не рассмотрел.
Познакомились и подружились позднее.
Сюда в Плелан Путовы перебрались меньше, чем за полгода до моего
приезда, в апреле 2001-го, и хотя быт семьи более-менее развернулся,
мастерской у Саши толком еще нету, и это его мучает.
А мне терпежу нет приступить к главному – смотреть Сашину живопись.
Его графику, как я наивно полагал, я знал. В далеких шестьдесят
седьмом-семьдесят третьем, когда мы с Сашей дружили, я, в основном,
смотрел именно его графику: тушь, карандаш, фломастер. Живопись
Путова для меня была так же далека, как, скажем, философия Кьеркегора
или поэзия Сафо…
После на скорую руку трапезы я выждал необходимую для соблюдения
политеса паузу, ткнул друга локтем в бок, мол, давай. Саша сразу
всё понял. Я шел за ним, волнуясь и робея, как и подобает идти
на долгочаемое свидание…
Тогда, давно, моя 29-35-летнего, голова не была приспособлена к
восприятию чего-то не вполне конкретного. Советское воспитание.
Всё должно быть понятно, по полочкам, однозначно. Сашина живопись
в это "должно" никак не вписывалась. Только вот графика
Путова, почему она меня так тревожила? А ведь тоже не канонический
реализм. Первый же Сашин рисунок, который я увидел у него на мольберте,
"Псарня", остановил меня на полушаге с рукой, полувынутой
из рукава пальто, – я впервые пришел к Саше. В "Псарне"
тут же узнал свадьбу, где мы познакомились. Наши места оказались
по соседству, разговорились. Потом один из гостей встал, многозначительно
оглядел нас и после присловья, здесь, мол, вроде, все свои, огласил,
совершенно неуместно, злобный анекдот про евреев. Гости примолкли,
стало неловко – зачем же на свадьбе-то, да еще с такими, в тон
анекдота, комментариями? Тем более и впрямь, вроде бы собрались
"все свои". Я не сразу заметил, что моего славного с
черной кудлатой бородой и добрым доверчивым взглядом соседа нету
рядом. Отыскал его в одной из пустых комнат плачущим. Выпили
мы самую малость, и то были не пьяные слезы. "Старик, у меня
мама еврейка… За что нас все так ненавидят?" Мы, не прощаясь,
оделись и потихоньку пошли себе. И вот теперь – "Псарня"…
– Костя, о чем ты думаешь? Ты меня не слышишь.
– Ой, Сашенька, прости, вспомнил, как мы познакомились…
Идея моей поездки во Францию сначала бродила в голове у Саши. Он
многократно оглашал ее по телефону или в очередном письме. Я в
ответ – какой маршрут Алтая-Саян-Забайкалья зовет меня на этот
раз. Во Францию, Сашенька, раньше моих восьмидесяти не зови. Не
то чтобы активно не хотелось. Зачем говорить о недосягаемом, себя
дразнить!
К тому времени Саша из Израиля, куда он эмигрировал, и где пробыл
двенадцать лет, перебрался под Париж. Я подсознательно чувствовал,
что приедь к Саше, придется разрываться между ним и великим Городом.
А зачем мне это, если есть Тува и Бурятия, или Русский Север?
Кроме того, наше с Путовым общение в Москве, по крайней мере, с
моей стороны, было легковесным и серьезных плодов не дало. Да,
его рисунки мне нравились, некоторые производили неслабое впечатление.
А еще мне нравятся осенние листья клена, котлеты с картофельным
пюре... Ну, поеду я во Францию, ну, посмотрю как там Саша рисует…
То ли дело ухнуться на шестиместном плоту в пену порога на Кантегире
или Баш-Хеме!..
Прислушиваюсь к себе, не кокетничаю ли сам с собой. Нет. Всё правда.
Когда в 1973 г. Саша уехал, я помнил о нем, но – как-то спокойно,
не подозревая в себе семян, которые, хотел или не хотел, посеял
во мне этот немногословный парень, одержимый творчеством. Собственно
так бы оно и тлело-затухало теплохладно, не будь первого приезда
Саши в Москву в 1989-м. То, что он позвонил в первый же день, удивило
меня еще больше, чем тронуло и обрадовало. Мы встретились, и это
событие сыграло гораздо б`ольшую роль, чем я мог ожидать. Семена,
которые Путов, наверняка, не ставя перед собой такой задачи, посеял
во мне, и о которых я, повторяю, не подозревал, проклюнулись.
Побеги бурно рванули в рост. Корневища подробно пронизали меня.
А плодами – осознание того, что изобразительное искусство бесконечногранно,
не замыкается на старательном перенесении на бумагу, холст, дерево,
внешних, видимых непытливым глазом геометрических форм и красок
окружающего мира. В тот первый приезд мы и виделись-то всего раза
два, да и то в компании, и не вели никаких таких разговоров, и
рисунков он своих не привез, и в Москве не сделал. Один вид Сашин
разбудил во мне интерес к Звереву, Филонову, Гончаровой. У меня
словно пелена спала с глаз. Нет, я не отвернулся от своих любимых
Гойи и Рембрандта, Дюрера и Эль Греко, Веласкеса… Левитана и
Куинджи – можно, я прерву перечисление? Я обогатился новыми именами,
новыми симпатиями. Без Сашиного влияния я бы не сумел оценить
и Вадима Сидура, о котором не было сказано ни слова. Даже, пожалуй,
Юнну Мориц я не смог бы полюбить так глубоко, хотя о существовании
этого огромного поэта Саша мог и не знать. Не ясна связь? Прямой
нет. Дело в раскрепощении моих взглядов, в уходе от предрассудков
и предвзятостей. И освободил меня от крепости Саша Путов, как-то
вдруг, в одночасье открывшийся для меня, именно в тот, первый,
приезд в Москву, большим художником.
…И вот мы сидим на обширном чердаке его каменного дома в Плелане.
Саша перекладывает холст за холстом, рисунок за рисунком. Я молча
восхищаюсь, старюсь уложить в душе, в памяти, нежданно свалившееся
на меня богатство, радуюсь способности оценить Сашино творчество.
Графика Путова претерпела рост-переворот, предстала для меня совершенно
новой. Мне плевать на афиши многочисленных Сашиных выставок почти
в десятке стран (только родину не интересует художник Александр
Путов, как и многие-многие таланты, покинувшие ее, не выдержав
ее нелюбви, чаще всего активной), на сайт в Интернете, где Сашины
картины котируются тысячами долларов. Творчество Путова мне дорого
не лычками известности. Его имя – во всемирной энциклопедии художников,
но не это убеждает меня в том, что Александр Сергеевич Путов, 1940
года рождения, выпускник вечернего отделения Московского Архитектурного
института, и другие подробности биографии, большой художник. Я
смотрел Сашину живопись, рисунки, до усталости, по несколько часов
в день, и всё мое существо воспринимало всякую его линию, цвет,
мазок. Воспринимало, восхищалось, радовалось. Уже башка чугунеет,
ничего не варит, спина ноет, а мне прерываться – тоска…
Большинство своих работ Саша не только никак не называет, даже
не нумерует. Грядущим исследователям его творчества, а что такие
будут, – ничуть не сомневаюсь, придется поступать, как мне. Свою
книгу "Начало художника", об Александре Путове периода
нашего московского знакомства, я иллюстрировал почти сотней его
рисунков, причем многим пришлось давать названия самому.
Описывать Сашины картины пустое занятие. Попробуйте передать словами
закат в горах, глоток воды из таежного ручья. Мне хочется рассказать,
насколько это возможно, о человеке, которого я очень люблю.
Как все большие художники, Саша человек не от мира сего. Его доверчивость
меня поразила с первых минут знакомства, и продолжает поражать,
восхищать и забавлять поныне. Причем то не доверчивость простофили,
а неумение представить себе, что человек, с которым общаешься,
может оказаться примитивным подлецом. При всём при том, что Саше
пришлось много хлебнуть от человеческой подлости. В Советской армии,
где над ним, евреем, очкариком и совершенно очевидным интеллигентом
измывались, можете себе представить как. Во всяких выставочных
комиссиях и галереях, куда он приходил показать свои работы. В ОВИРе
при оформлении документов на выезд. В Израиле, где при попытке
вступить в Союз художников (или как он там называется) Саше заявили,
что он не умеет рисовать, и ему надо бы лет пять поучиться. То,
что через короткое время усилиями одного коллекционера и галерейщика
у Саши с большим успехом прошла первая в его жизни персональная
выставка, никого из чиновников от искусства не вразумило, Путова
так и не приняли в Союз. Нередко его элементарно обжуливали покупатели.
Но Саша не потерял доверия к людям. Да и люди, достойные доверия,
встречались ему куда как чаще. Кстати и мой опыт показывает, что,
в конечном счете, выигрывает – доверие.
Все нормальные творцы – народ с приветом. Как пример Сашиной неотмирности
– за двенадцать лет жизни в Израиле он не овладел ивритом, а за
восемнадцать лет жизни во Франции так и не выучился как следует
французскому. Ему это просто лишнее. В его душе свой волшебный
мир. И жаль тратить время и душевные силы на всякую, там, мелочь.
То есть, разумеется, элементарные бытовые вещи он может изложить
(с ррраскатистым "рррр"), но – не более. Когда последнюю
неделю моего гостевания мы жили в Париже у его друзей Жан-Пьера
и Кристин Риз, я диву давался. Только что отдали должное Нотр-Даму,
перешли на левый берег Сены, идем, любуемся. Я: "Сань, смотри,
какое могучее здание на том берегу…" "Ага… Ты знаешь,
это, может быть, Лувр". Нет, каково! Иду я, москвич, по Москве
с приезжим другом, он мне, смотри, мол, какой красивый дом! Слушай,
и впрямь замечательный. Это, может быть, Большой театр… Сашка
поражался, как я быстро научился ориентироваться в метро, и вообще,
в городе. Чего проще, посмотрел на карту и – вперед. Сань, давай
меняться, мне твой талант художника, а тебе моя житейская сметка.
Ни за что бы не согласились, даже будь такое возможным. Ни он,
ни я. Кощунству надо знать меру…
Но если приспичит, Саша не пропадет. В Плелане. Уехала, было, Сильвия
с детьми в Рен по делам. Сидим работаем: смотрим Сашины листы и
холсты. Подходит время обеда. Хочется чего-нибудь пожевать, да
жаль отрываться. Наконец Саша решительно встает, мы идем на кухню.
Осмотр холодильника и пустых кастрюль. Саша берет среднюю по размерам,
ставит на газовую плиту. Наливает половину воды. Закипела. Саша
подумал-подумал, высыпал туда полкружки спиралек-макарон, у нас
такие же. Пока варились, Саша подумал еще, достал пару помидор
помясистее, помыл-покрошил, высыпал в варево (уже интересно!).
После дополнительных размышлений, достал банку шпрот в масле,
вскрыл, вытряс туда же, посолил, помешал, поставил на стол. Неординарный
творец во всем неординарен. Более вкусное варево мне редко доводилось
есть.
Но это всё трёп-мелочь-три-ха-ха. Я не могу сказать, что Саша лишен
чувства юмора, вовсе нет. Но только если речь не идет о том, что
для него свято. Для него свят Господь и Бог наш Иисус Христос и
его, Сашина, роль в выполнении задачи, поставленной Творцом перед
ним-творцом. Тут Саше не до шуток. Не протестует, просто понимает
всякое слово всерьез. Рассказывая о своих друзьях, Саша часто с
симпатией упоминал Жана Миньяна, коллекционера и маршана, который
долгое время поддерживал Сашу, покупая его картины. Всякий раз
при слове "Миньян", я не ленился спросить: "Армянин?"
Всякий раз Саша спокойно отвечал: "Нет, француз". Я
так и не добился, чтобы он на меня рявкнул: "Хорош придуриваться!
Сколько раз говорено, француз он, а не какой не армянин!"
Саня даже не заподозрил подвоха…
При всём немногословии за несколько часов вдвоем, Саша, нет-нет,
что-то расскажет о месте, вдохновившем его на пейзаж, о человеке,
чей портрет достал. В основном это его друзья-художники: Валентин
Тиль, Хвостенко, Богатырев… О каждом из них Саша говорил с любовью,
называл замечательным человеком и прекрасным живописцем. Часто
ли встретишь поэта, художника, столь далекого малейшей зависти
или ревности? Кстати, я не видел ни одного Сашиного автопортрета.
Забыл спросить, почему.
Случалось, он рассматривал собственный давно не виденный холст
и одобрительно бормотал: "Какая хорошая живопись." Не
хвастовство, а профессиональная оценка работы, в данном случае
– своей. Мне довелось побывать в Сашином доме под Парижем, познакомиться
с одним из его друзей, чьи несколько портретов я видел. Меня восхитило,
как точно Саша выразил внутреннюю сущность строения и человеческой
личности – цветом. Потом, уже в Москве, мой друг, рассматривая фотографии
некоторых Сашиных холстов и рисунков, вполголоса самому себе пробормотал:
"Музыка цвета... И линии." Спасибо, Георгий. Точнее не
скажешь…
Кто как, а Путов, когда вдохновение впрягает его в работу, любит
одиночество. Правда, у Ризов я смотрел по "видаку", как
трудится художник Александр Путов. Записано в сквате* …надцать
лет тому назад. Саша был моложе. Но, зная Путова по Москве, я не
ожидал от него такого лихого озорства.
Огромный зал. Зрители, Сашины друзья, которых я легко узнаю по
его портретам. Стоят три холста, выше Сашиного роста, вероятно,
метра два, и шириной немного больше высоты.
Из-за занавеси, что на заднем плане, появляется человек во фраке
и канотье. Начинается пантомима – механическая игрушка: угловатые
движения, фиксация поз. Звучит музыка: то ксилофон, то некое механическое
дребезжание и голос – восточная мелодия без слов. Это Камил Челаев,
чеченец или дагестанец, давно живущий во Франции.
Саша берет кисти и, макая в черную краску, наносит, казалось бы,
беспорядочные, мазки. На один холст, на следующий, круг за кругом…
К первому миму присоединяется мим-женщина. Ритм музыки ускоряется.
Саша движется быстрее, начинает приплясывать, что никак не мешает
ему работать кистями. Мазки чаще и гуще, черный цвет сменяют другие.
На одном холсте возникает музыкант с ксилофоном, на втором несколько
фигур, на третьем – нечто вполне абстрактное. Вся игра продолжается
чуть больше часа. Как мне показалось, съемка шла непрерывно, а
из записи ничего не вырез`али.
Мне было необходимо увидеть, как большой мастер создал три шедевра,
я уверенно применяю это слово, за час или даже меньше.
Было два или три вечера, протянувшиеся заполночь, когда трепач
и балагур я, не издав ни звука, слушал-впитывал и старался запомнить
то, что говорил друг. Саша размышлял вслух. Иногда это необходимо
самому молчаливому молчуну в присутствии слушателя. Лучше, молчащего.
…Редко кому из самобытных, никому не подражающих художников удается
снискать прижизненное признание. Какой смельчак дерзнет хотя бы
похвалить, не то, чтобы купить, рисунок или картину, если авторитетно
не объявлено, что она – шедевр? Тем более, если и автор неизвестен.
А вдруг, какая княгиня Марья Алексевна от живописи станет говорить,
что картина "Фи!", и восхищаться ею – "не комильфо".
Ить позору-то не оберёсси! Щукины-Морозовы-Третьяковы-Амбруазы
Воллары пусть себе рискуют, а нам-то за каким лешим? Так что художнику,
если он хочет быть известным и покупаемым, приходится лавировать
между Сциллой "старо, мы уже это видели" и Харибдой
"это ни на что не похоже, так никто не делает". На Западе
в этом отношении еще хуже.
В свое время, еще до эмиграции, Господь свел Сашу с удивительным
человеком, покойным Михаилом Григорьевичем Шварцманом, художником
и мыслителем. Шварцман помог Саше разобраться в сумятице поисков,
раздумий, осознать его, Сашину ответственность перед Творцом
за данный ему талант. Они проанализировали ранние рисунки Путова
(которые мне все подряд без исключения и без оговорок нравились),
увидели в них гордыню, попытку выпятиться, снискать одобрение людей,
что делает художника несвободным, мешает хвалу и клевету приемлеть
равнодушно, а отсюда – шаг до суетной попытки оспаривать глупца…
В беседах со Шварцманом, которые Саша законспектировал в собственном
переосмыслении, дан анализ и убедительный разгром большинства
течений живописи прошедшего столетия: модернизм, натурализм,
формализм, сюрреализм… Все они результат не поиска истины в Боге,
а суетных метаний, тщеславного искания мирского успеха. То есть,
гордыни, что из самых страшных человеческих пороков.
Я лишен возможности подробно излагать Сашины записи. Если их слегка
обработать и издать, несомненно, они найдут заинтересованного
читателя, так же, впрочем, как стихи Леонида Губанова, Вадима
Делоне и Валерия Мошкина. К каждому стихотворению Саша сделал рисунок,
как вся его графика, блистательный. Ксерокопии у меня есть, ищу
издателя, на барыш не претендую.
Моя душа болит-ноет за Сашу. Его ранимость, болевой отклик на всякое
человеческое горе, на всякую человеческую бесчеловечность – я бы
уже давно рехнулся… Последнюю мою неделю во Франции, повторяю, мы
провели в Париже. 11 сентября сидим у Ризов, впились в экран телевизора.
С ужасом смотрим кадры, которые видел весь мир. Сашка окаменел.
Утром вижу его в том же каменном нетерпении заняться своим Главным
делом. Едва позавтракали, оставляю друга одного. После увиденного
накануне и у меня потребность отвлечься. Всё равно помочь пострадавшим
не могу. Даже кровь у меня, у иностранца-пенсионера не примут.
Возвращаюсь вечером с ощущением, что ноги до колен стёр-укоротил
об асфальт Парижа. Саша просветленный, спокойный. Смотрю рисунки.
В них вся его боль. Сострадающая душа, выплакавшись, очищается,
освящается слезами. Особенно внутренними, невидимыми… Плакать
можно мелодией, стихом. Или линией рисунка…
Жаль, я не успел испросить себе хотя бы парочку, он всё отдал Ризам.
Впрочем, бывает, что моя деловая хватка поджимает хвост…
Сказать о Саше и не обмолвиться словом о Сильвии, в православном
крещении Дарье, было бы ничем не оправданным свинством. По крови
француженка, рождением швейцарка, возрастом много моложе мужа,
она не только ведет всё домашнее хозяйство, не только радушно принимает
Сашиных друзей как своих собственных. Из трех недель в Бретани
неделю ее стараниями мы провели в кемпинге на побережье Атлантики
(погода была – я вас умоляю!). Почти каждый день Дарьюшка до обеда
возила нас по памятным местам провинции. Сама выбирала маршруты,
сама готовила краеведческий рассказ. В пути из кассетника постоянно
– негромкая музыка. Вивальди, Мендельсон, бретонские народные
песни, малоизвестная опера Гайдна "Балтасар" в замечательном
исполнении одного из лучших оперных коллективов Великобритании.
Дарьюшка негромко верно подпевает.
Живя в Бретани, Сильвия полагает долгом изучить бретонский язык,
хотя все там говорят по-французски, и я не уверен, что бретонским
в обиходе пользуются многие. При таком подходе у нас, у русских,
из Прибалтики, Средней Азии, с Кавказа, никогда бы не возникало
затруднений в общении.
Русским Дарьюшка владеет свободно – изучала в Пражском Карловом
университете. Еще до знакомства с Сашей бывала в СССР: в Москве,
Ярославле… Прекрасно понимает идиомы, игру слов, анекдоты… В случае
чего, может (pardon!) сквозь зубы даже матерком пульнуть. У нее
это получается так мило, самый занудный моралист не придерется.
Но при всём при этом Сильвия не просто знает, – душой в Сашином
творчестве, и ей ведом мужнин масштаб художника. Нечастое сочетание:
"кюхе, киндер, кирхе" и – потребность в прекрасном…
Недаром мой московский друг, некогда посетивший их, назвал Сильвию,
без тени иронии, "настоящей боевой подругой"…
Лизанька, чувствуется, была, несколько разочарована и обижена,
что я мало уделял ей внимания. Как-никак, она меня помнила, ждала.
Я объяснил, что не могу жертвовать возможностью – доведется ли
еще? – пересмотреть работы ее отца. Девочка поняла, и в свободное
время уже липла ко мне, как бывалоче в Москве, в 1996-м, к удовольствию
обоих.
…Я могу рассказывать и рассказывать о Саше, его семье, включая
такую незаурядную личность, как черный кот Пушкин. Перескакивать
с одного на другое, возвращаться вспять. Получится своего рода "Вечное
движение" Ференца Листа или Иоганна Штрауса, нескончаемая
песнь о Сашке-Сашеньке-Alexander-е Putov-е, большом русском художнике…
Январь 2002
--------------------------------------------------------------------------------
*Скват – художническая коммуна в самовольно захваченном пустующем
здании, из которого человека, переночевавшего там беспрепятственно
три ночи подряд, можно выселить только по решению суда. (Примеч.
автора)
|