|
к началу раздела>>
к списку статей Константина
Семенова>>
Константин Семенов
ЛИКИ И ЛИЦА СОЛОВЕЦКИЕ
Кто на Соловках не был – тот не видел настоящего монастыря.
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Из проповеди в день
памяти преподобных Зосимы Савватия и Германа Соловецких 21.08.04.
При первом соприкосновении с таким огромным явлением, как Соловки
(Оптина, Киевская или Псковская Печера, Валаам, Почаево…) воспринимается
внешнее: история, архитектура, окрестности…
С каждым новым приездом, особенно, если видишь себя там не сторонним
наблюдателем: экскурсантом или паломником, а прямым участником
жизни святыни, трудишься там, это внешнее – нет, не меркнет, не
обесценивается, но, так или иначе, отступает на второй план, а
ты уже начинаешь чувствовать себя частью общины, ее сложного организма.
В моем случае – Соловецкого Спасо-Преображенского Ставропигиального
мужского монастыря.
Соловки 2006 для меня начались деловитым, так обращаются к своим,
о. Герасима: ''О! Наконец-то! Мы тут тебя заждались. Когда выйдешь
на послушание?''
– Когда-когда… Поселюсь, схожу на завтрак (он здесь в полдень),
выйду.
Разговор состоялся около половины одиннадцатого утра, через 10
минут после того, как я сошел с катера ''Святитель Николай'' на
берег Большого Соловецкого острова. Обычно приехавшему день прибытия
дается, чтобы он, ошеломленный тем, что он здесь, на острове, или
по-монашески – на отоце океан-моря, на легендарных святых трагических
благословенных Соловках, имел возможность придти в себя…
Как и предыдущие три раза я ехал сюда трудником, то есть, с целью
поработать во славу Божию. На этот раз – на полтора месяца. Пока
это предел моих мирских возможностей, да и моего желания…
Я как-то очень внятно ощутил, что для проникновения в дух святыни,
в ней непременно нужно потрудиться. И подольше. По крайней мере,
мне, по всей своей структуре – классической Марфе.
Владеющие каким-нибудь рукомеслом: плотники, слесари, автомеханики,
швеи… – будут востребованы в соответствии с их специализацией.
У нас, работников (хм-хм…) умственного труда, послушания попроще:
копать, грузить, пилить, колоть, таскать, катать. Но не как в армии,
– таскать именно плоское, а катать – круглое.
В этот приезд мне пришлось ошкурить – по очень щепетильным прикидкам
– около трех километров доски: тридцатки, сороковки и пятидесятки.
Этими цифрами обозначается толщина доски в миллиметрах. С сосной
иметь дело даже приятно, – она охотно расстается с корой. С елкой
– намучаешься. Доски шли на обрешетку кровли.
Кроме того, я: носил кровельное железо на третий этаж братского
корпуса, грузил кирпич, пилил для кухни снятые с кровли старые
доски обрешетки, колол чурбаки для кубовой, выбрасывал пятилитровые
жестяные банки из-под американского растительного масла. Банок
было не меньше двух сотен. Чтобы они поместились в прицепе, их
пришлось затаптывать всмятку. Крепкая мужская работа на выносливость
на свежем воздухе и с видом на стены, башни и храмы монастыря.
Вечерами, по окончании основных работ, поливал огород. О. Герасим
попросил взять это дело под мою личную ответственность. Мое ''я''
не означает, что работы выполнялись в одиночку.
Как и в прошлые годы среди приехавших потрудиться в обители во
славу Божию сильно преобладаем мы, москвичи. Но поодиночке – вся
матушка-Россия. Мурманск, Апатиты, Котлас, Вологда, Омск, Тобольск,
Краснодар, Архангельск, Брянск, Елец, Якутск (!!!), разумеется,
Северная наша столица… В основном, молодежь. Для меня это – до
сорока.
Очень всем понравились двое мальчишек-братьев из Санкт-Петербурга.
Одному 15, другому – 12 лет. Приехали сами, без папы-мамы. Пробыли
в монастыре не меньше трех недель. Подвизались в трапезной. Накрывали-убирали
столы трижды в день человек на 40-100. Веселые, общительные. Кем
прикажете больше восхищаться, ими самими или их родителями?
К сожалению, большинство всё-таки приезжает от силы на неделю-полторы,
а для всякой работы, даже не требующей специального обучения, какой-никакой
навык нужен. Хотя бы время привыкнуть, приладиться. Ну и – проникнуться.
Духом особым. Соловецким...
Дыры возникают постоянно и внезапно: пришла баржа – разгрузить,
кончился запас досок и железа у кровельщиков – поднести, выбросили
кучу мусора из ремонтируемого здания – убрать. И всё – срочно. Наши
работодатели, монахи, из-за острой нехватки рабочих рук и отсутствия
их резерва, вынуждены были перебрасывать нас с места на место.
А с учетом того, что они не специалисты по научной организации
труда, не удивительно, что КПД нашего усердия ниже, чем хотелось
бы…
Ежеутренне, в 6 часов – богослужение. Вся монастырская братия выстраивается
в два ряда от алтаря ко входной двери в ожидании настоятеля, о.
Иосифа. Как же красивы эти бородатые, молодые и – не очень – лица!
Хорошая мужская красота. Не та, мирская, которую передают словами
''красавец, красавчик''. Тут другое. Тут – красота ликов. Умиротворенно-радостная.
Невольно сравниваешь с лицами большинства тех, кого встречаешь на
улицах, будь то Москвы или того же поселка Соловецкого. Не осуждаю,
упаси Бог. Печалуюсь…
Каких замечательных сынов-дочерей могли бы родить-воспитать эти
мужи. И тут же мысль: там, вне монастыря, удилось ли бы им стать
такими же? Вот то-то и оно…
Но монахи на то и монахи. Я видел, как меняются, прямо на глазах
те, кто приехал сюда потрудиться. (Очень прошу паломников не обижаться.
Не сравниваю. Не было возможности наблюдать). Прошлый, 2004-й.
Со мною в келии молодой парень из Москвы. Сам признался, что его
сюда привезли друзья, на исправление. Лицо – челюсть вперед, в
глазах: ''а в рыло хошь?''. Уже на второй день у меня с ним случилась
размолвка. Суть не важна, но поверьте, не моя вина. Я стал избегать
общения с ним – зачем мне эти искушения. Через два дня он сам ко
мне обратился:
– Константин, Макс и Андрей говорят, чтобы я крестился. А я не
могу. Я татарин.
– Ну и что?
– Как ну и что? Как я крещусь, если татарин?
Я ему про ''несть еллина, несть иудея''. Он заинтересованно поднял
брови, задумался. Я продолжил:
– Рамиль, ты веришь, что всё сотворено Богом?
– Ну да! А как же? Не само же?!
– Может быть, ты веришь в Аллаха?
– Да не-э-э-э… Ты что!, – он даже засмеялся.
– А во Христа, Сына Божия, что Он умер на Кресте жертвой за наши,
в том числе мои и твои грехи, а потом воскрес, ты веруешь?
У парня даже лицо переменилось, стало серьезным, торжественным.
Он молчал, довольно долго, потом негромко и очень твердо:
– Да. Верую.
После крещения я подошел к Рамилю, (в крещении Руф) поздравить.
У того слезы на глазах. Не явные, бутафорскими каплями. Внутренние…
И – радостные. За две недели до моего отъезда лицо его неузнаваемо
и благодатно переменилось. Он решил остаться на острове на зиму.
На третьей неделе моих Соловков-2005 я увидел его – вероятно, подвизался
в одном из дальних скитов и пришел по делу.
– Руф, ты ли это?! Тебя просто не узнать.
– Да, это я. Здравствуй, брат Константин. – и – по-монашески устами
к плечу, к другому, снова к тому.
Такие же изменения произошли и с Олегом из Воркуты. По крови немец,
его отец или дед погиб в Воркутлаге. Приехал в обитель в 2002. Нервный,
обидчивый, быстрый на ссору. Уже в мой следующий приезд я встретил
спокойного доброжелательного послушника. Сейчас Олег заведует инструментальной
кладовой, чтец, прислуживает в алтаре, поет на клиросе, я не спрашивал,
но, думаю, готовится к пострижению.
В этот году – Андрей из Мурманска и Руслан из Котласа. В первые
дни – те еще от`орвы. Через неделю… Не буду повторяться. Неспроста
же монастырь называется Преображенским…
Вернусь к монахам. Когда-то я любил слушать солдатское пение. Давно
не доводилось. Скорее всего, и теперь не стал бы затыкать уши. Но
то, что я слышал во время богослужения в обители не назвать даже
пением. Звучат не просто голоса, а все их стремящиеся к Богу существа,
вся триада: дух, душа, тело. Мне нечего добавить. Это надо слышать.
Я уже рассказывал в предыдущих соловецких текстах, что в алтаре
тот же отец Петр, иеромонах, или иеродиакон о. Герасим – устремленные
ко Господу молитвенники. В подрясниках – энергичные труженики.
Мне довелось наблюдать, как в обители воплощается заповедь ''не
убий''. Муха жужжит о стекло. Георгий, послушник на вахте, то есть
мой, церковного сторожа, коллега, осторожно ловит ее, открывает
форточку, выпускает наружу. А я бы...
В одно из первых воскресений в обители, после трапезы размышляю,
как распорядиться свободным до вечера временем. Проходит о. Герасим.
– Константин, хочешь поехать с нами?
– Да, конечно!
– Поклонный крест устанавливать. Поедешь?
– Я уже сказал, да, конечно!
Возглавлял дело отец Иосиф, настоятель монастыря. 47 лет, из рязанских.
В 1990-м у него, в Иоанно-Богословском монастыре, что под Рязанью,
крестился мой сын. У о. Иосифа и отец и братья священнослужители.
На Соловках он года с 1991. Здесь же обитает его мама, матушка Мария.
О. Иосиф просто восхищает. Везде на месте, везде с полной отдачей.
Крепкий русский мужик – азартный трудяга; он же отрешенный от земного
молитвенник, а с высокопоставленными гостями – Нас-то-ятель …
Крест устанавливали на полпути к Секирной горе, на том месте, где
до Катастрофы стояла часовня. Кресты на острове ставят всегда одинаково.
Небольшой сруб. В него – основание креста, потом – одни на растяжках
держат, остальные обкладывают основание креста валунами, камнями,
камешками. В самой физически тяжелой работе о. Иосиф – первым.
А потом, когда крест уже стоял, твердо и несокрушимо, он, – красное
разгоряченное и совершенно счастливое лицо, – запел молитву. Громко,
радостно, вдохновенно…
Когда всё было закончено, я подошел к о. Герасиму, поблагодарить
и попросить всегда звать. Вероятно, в моем тоне были торжественные
нотки. В монастыре непонятные. О. Герасим воззрился на меня с недоумением,
пожал плечами. Мол, расслабься.
Во время трапезы нам читают душеполезные тексты: жития святых,
слово отцов церкви. На Успение Пресвятой Богородицы мы слушали
отрывки из Ее жития. Вся жизнь, вся, – без единого греха. Ни разу
ни капельки раздражения, уныния, злости. Ни одной ни с кем ссоры.
И тут в голову непрошено: до чего же сладенькая, бесцветная... Господи!
Что я мелю?! Мне безгрешная жизнь кажется пресной! В Царствии Небесном,
о Котором я истово прошу в моих молитвах, мне будет... скучно. Нет,
даже неуютно, плохо, нестерпимо. Тогда получается, что Господь не
в наказание, а по милосердию не вводит в Царствие Свое вот таких
как я. Чтобы не мучались. Но я же не хочу, страшусь оказаться там,
внизу, в преисподней, в царстве врага рода человеческого. Катастрофа.
Тупик, в котором я, оказывается, пребываю, о том не подозревая.
Меня пронзил потный панический ужас. Я просто не знал, как дождаться
о. Германа, духовника и благочинного монастыря. Жгло. Ждать невмоготу.
Срочно исповедаться! О. Герман выслушал мои сбивчивые, с повторами
и невнятицей, сквозь с трудом давимые рыдания слова и сказал то,
самое необходимое, что и успокоило и напитало мою душу. Несколько
слов. Каждое – по пуду золота ценой...
За неделю до отъезда началось знакомое по прошлым приездам раздвоение.
Скорее домой! К моей Нелечке, к моему внучью. И – Господи, как же
быстро здесь летит время! Как долго оно будет тянуться до нового
моего сюда приезда. Если в воле Твоей тому приезду состояться.
О том и молюсь…
Октябрь 2005
|