искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к списку статей Константина Семенова>>

Константин Семенов

МЯГКОРИСУЮЩАЯ МОЛИТВА


И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Быт. 1, 3-5

Слава Тебе, показавшему нам свет, даровавшему нам, Твоим де­тям, возможность увидеть все, Тобою сотворенное, славить и воспе­вать имя святое Твое. Зодчеством, ваянием, рисунком, живописью, све­топи­сью. По­следнее у нас принято называть фотографией…

Трудно писать о друге. Лицеприятие неминуемо исказит образ. Изда­лека вид­нее. А рассказывать о художнике только как о художнике и ни слова, как о чело­веке? Увольте.

…Впервые я обратил на него внимание лет шесть назад в один из поне­дель­ничных вече­ров, на братских трудах – мы приводили в порядок терри­то­рию храма. Высокий, тощий. Черные длинные волосы, венцом вокруг голого купола черепа. Черные же борода и усы. Эта чернота и годы приба­вила и придала всему облику нашего нового сотова­рища некую мрачнова­тую торжественность. И – таин­ствен­ность. Потрудившись, наша братия, как обычно, поднялась в трапез­ную: сна­чала чай, а потом – чтение Слова. Он сел поближе к двери и за весь первый вечер – уст не разомкнул. Стал появ­ляться и в следующие понедельники.

Читали, помнится, Луку. По прочтении обсуждали бурно, вперебивку, не очень внятно. От близкого приня­тия к сердцу евангельских истин. Он почти всегда мол­чал, но если уж высказы­вался, то…

– Да читаем ли мы, читая?! Вспомните страсти до Креста – откуда, зачем поя­вился Симон Киринеянин? Иисус с детства при ремесле. Креп­кий дере­венский па­рень, – плотники хилыми не бывают, – выдержавший сорокад­невный голод, три бездомных года, обошел пешком всю Палестину. И неус­танно работал: исцелял, проповедо­вал. Закалка – лучше не придумать. Как же надо было истерзать Его, чтобы Он не смог нести Свой крест, падал?!… Один штрих: надев на голову "тер­новый венец" – скрученные ветки с ост­рыми прочными шипами – "ударяли пал­ками по голове" – вбивали шипы в лоб!

Я всё себе отчетливо представил – озноб по коже. И сказано-то было – до появ­ления у нас публикаций о Туринской плащанице и фильма Мэла Гиб­сона…

Запомнилось осеннее собрание прихода в подмосковном Кратове. Он разложил серию, как мне по­казалось, очень темных, не вполне резких фото­графий. Все, как одна, похо­жих. Темой и оформлением. С врожденными повадками мальчика, ра­зо­блачителя голых королей, я, не обинуясь, выло­жил всё автору. Заодно узнал, нако­нец-то, что зовут его Ге­оргий Коло­сов…

…Фотографию люблю давно. Сам снимал в своих многочисленных пу­тешест­виях, но лень возиться с про­явкой и печатанием, небрежность в экс­по­зиции и на­водке на резкость, через кото­рые про­являлось отсутствие та­лантов в этой области, были непреодо­лимы, при­шлось пе­рейти на слайды. Однако лю­бовь оста­лась. Мало зная имен мастеров фото­графии, свои при­вязанности имею: ниже­городцы рубежа 19-20 в.в. М. Дмитриев и А. Каре­лин, А. Родченко, Е. Халдей, мой старинный ин­сти­тутский друг Давид Шмай­гер, незаслуженно извест­ный только друзьям, Д. Лу­говьер, В. Гип­пенрейтер, В. Песков, Ю. Рост… То, что показал Ко­лосов, совер­шенно непо­хоже на виденное ранее, привычное. А непри­вычное редко воспринимается сразу, и чем оно само­бытнее и глубже, тем – с б`` `ольшим тру­дом.

После Кратова мы стали общаться. Я чувствовал к нему некую тягу, ко­торую не мог, да и не трудился себе объяснить. Вдруг – подарок от Гос­пода. Колосов стал работать у нас в храме дежурным, причем, со мной в смене. И вот уже который год в спарке. С перерывами на отпуск. За это время люди или надоедают друг другу, или свыкаются. Мы – не то и не другое. Мы со­ставили нечто целое. Два коренника одной упряжи – и вместе не тесно и врозь пусто…

Сейчас, пытаясь рассказать о Колосове, я вдруг наткнулся на то, что в ком дру­гом некоторые его качества и привычки дико, до ссор, до разрыва, раздра­жали бы меня. А тут – совершенно спокоен. Да и различия у нас имеют место быть. Во взглядах на жизнь, во вкусах, темпераменте… воспри­ятии Слова Божьего. Причем, в последнем – разномнения глубочайшие, взаимоис­ключающие. Но я не сказал "не­примиримые" неслучайно. Я – Марфа и Колосов – Мария нераз­дельны, как два по­люса, С и Ю. Разрежь магнит между полюсами, ан нет! Всё равно на каждом об­резке и С и Ю. По­люса соединяет тело из железа высшей пробы, и чем чище то железо, тем гуще и прямее силовые линии. Наши силовые линии – прочная братская во Христе любовь, и, не всегда разделяя-пони­мая взгляды один дру­гого, при­нимаем друг друга, какие есть. И – дополняем, как уже упомянутые физи­че­ские реальности. Но если быть точным, общего в наших взглядах на всё, не стану пере­числять – не­сравненно больше, чем розного.

Колосов моложе меня на семь лет, окончил МЭИ, сколько-то отработал по обо­значенной в дипломе профессии, пока фото­графия не вытеснила полученную спе­циальность, и увле­чение байдарочный туризм, в котором он выполнил норматив мастера спорта, но, не со­мневаюсь, не утрудился оформить хотя бы третий разряд. Хло­потно. Опять же, м``астерство мас­терств`а – не прибавляет.

Колосов рассказывал мне свою фотобиографию, но она выпадает из темы. Разве что отдельные штрихи. Своей "alma mater" он считает клуб "Но­ватор", что в рай­оне м. Академическая. Оттуда вышло множество известных и, еще больше – безвест­ных, преданных своему делу фотомастеров. Не­сколько лет фотоэкспедиций на Русский Север: Пинега, Мезень, Кенозерье, Соловки… Не знаю, как у кого, у меня каждое названное вызывает таинст­венный трепет души, сладкую нежную боль. Мне тоже доводилось бывать на Русском Севере. Для меня это последняя незаплё­ванная, непоруганная часть Святой Руси, моей России. А дальше – перст Божий… Однако, – слово фотомаэстро. Пусть сам расска­жет о времени и о себе …

К началу 2000-го – ты помнишь по братским собраниям – я был в Слове с головой, но жизнь вовне – зависла. Кто я? Где я? – Инок? Ху­дож­ник? Церкви? Культуры? В келье? В миру? И вот цепь невероятных сов­падений приводит меня, пропитавшегося Исааком Сирином, на Ва­лаам. Пригласил о. Савватий – ныне благочинный и по-прежнему фото­граф – как раз на Страстную и на Светлую – пик года! Я твердо решил: буди перст Божий – в мир не вернусь. Но, поехавши за кельей, аппара­ту­рой на всякий случай обвешался, да и карточки прихватил.

В первый же день пригласивший представил меня игумену. На ауди­ен­цию – 4 минуты. Что делать? Я начал извлекать из коробок "Север" (и "Кре­стный ход")… Расстались мы с трудом через полчаса, – игумену впритык на службу. Напоследок успеваю с просьбой: "Благословите быть на Ли­тургии на Великий Четверг и на Пасху; и на "12 Евангелий" очень нужно. На всё остальное время – любое послушание от мытья туалетов". От­вет игумена, бывшего архитектора – незабываем: "Здесь хрусталем гвоздей не заколачивают. Снимать и только снимать – всё, везде и как за­хочется. Но, один комплект фотографий – мона­стырю."

…На Страстной, понятно, ни до чего. Я, кстати, в недурной форме был тогда, странно вспомнить: поклончикам счет – на сотни, 6-8 часов службы – в охотку, легко, и вообще, весь интерес – под сводами. И хотя на Светлой что-то сдвину­лось, и я нехотя пощелкал, в Москву вернулся в недоумении. Развеялось оно в два дня – по окончании проявки. Я увидел сюжеты, которых раньше и не мыслил. Распечатал небольшую серию, как сложилось, по­смотрел, да больше Его ни о чем и не спрашивал. Но в июне очередной раз сходил Крестным ходом на реку Великую и – лоб в пол, пол в лоб: "Господи! Дай любое служение в Церкви!". Такие лбы Он, видно, бе­режет ("стучите, и откроют"): через два месяца – вакансия сторожа и пред­ложение настоятеля. До сих пор – четыре года прошло –полагаю это место одним из главных в моей жизни Его даров. Вы­трезв­ляет всесто­ронне: ниоткуда ни себя, ни страну, ни Церковь лучше не ви­дать. В ре­зультате – свобода и ноль иллюзий. И жизнь от Литур­гии до Литургии. К тому же правило ночное в храме – у солеи перед Рас­пятием и хоть до утра – такое только присниться мо­жет. Не зря же мы с то­бой здесь ка­кой раз Новый Год акафистом встречаем.

По мере нашего знакомства, сближения и моего проникновения в ко­ло­совский фотомир, я делался всё более зачарован и околдован им. Попутно осваивал и поня­тия. Для начала – Колосов никогда не работал в цвете, не любит его в фо­тографии. Полное совпадение наших вкусов.

Колосов мне рассказывал историю "пикториализма" – так называется стиль фо­тографии, в котором он работает (кстати, по-английски pic­ture – кар­тина). Термин "пик­ториальная фотография" в 1869 г. ввел англичанин Г.П.Робинсон. Главный признак пикториальности по Робинсону – акаде­мическое совершенство компози­ции. Од­нако, названное качество – необхо­димое условие любой художественной фотогра­фии…

Впрочем, снова слово Колосову:

Пикториализм (от лат. "пиктус" – писаный красками) – господ­ствующее в мировой художественной фотографии направление первой четверти XX века. Отличительные признаки – обобщенный рисунок изо­бражения и самоценная красота композиции. Очевидное сходство с жи­вописью. Эстетические истоки: импрессионизм и всё, что раньше и не­много позже. Технологические инструменты: сложная печать с исполь-зованием краски вместо серебра, дававшая художнику полную свободу рук и (или) съемка мягкорисующей оптикой – специальной или простым оч­ковым стеклом ("монокль"). Освобождая изображение от деталей, мо­нокль "мыслит" не поверхностью, а пространством, в глу­бину, остав­ляя место тайне. Пикториализм похоронен на Западе, но вос­крес в Рос­сии в начале 80-х (XIX в.) и всё больше привлекает художников и зрите­лей как наиболее полно реализующий мистическую природу фото­гра­фии.

Желающих узнать о пикториализме подробнее отсылаю к публикациям Г. Ко­лосова в журналах "Совет­ское фото" №№ 5 и 8, 1988 г. "Монокль на малоформат­ной камере" и № 7-8, 1993 г., другие… А еще лучше – придти к нам в храм в наше дежурство. Маэстро с удо­вольствием расскажет вам всё вживую.

…Теперь немного от себя. Чем подробнее информация – словесная или визу­аль­ная, тем скорее она уста­ревает. Яр­кий пример – географическая карта. Желанию увидеть лес в целом от­дельные дере­вья – помеха. Монокль вы­являет глу­бинное, отшелушивая мелочи, постороннее. Именно это при первом знакомстве с фотогра­фией Коло­сова я принял за недостаточ­ную рез­кость. Фото­гра­фия как средство со­зерцания была мне тогда неведома...

…Люблю почесать язык по поводу того, как Колосов мастерит себе мо­нокли. Берет, значит, самую просветленную от Карла Цейса систему, мо­лотком и зубилом вышибает оттуда все сорок восемь линз, брезгливо выти­рает пальцы об штаны и – вставляет в обойму, драчёвым напиль­ником до­веденную до не­обходимого размера, стеклышко от очков. Не могу я не под­трунивать, по крайней мере, мысленно, и над тем, что в своем увлечении "пикториализмом" Колосов аж заходится, относится к другим течениям в фотографии, как к чему-то ущербному. Так иной меломан-Бахо­люб не признает Мендельсона, не говоря уже о Прокофьеве или Шнитке. Впрочем, скорее всего, я клевещу на друга, если только можно делать это с любовью.

На день рождения Колосов подарил мне свой снимок Соловков. Каж­дый день заво­рожено смотрю на него, вижу себя там, когда же, когда же снова?!, хотя в мои лета гнать время – опрометчиво…

Приняв всей душою манеру Колосова, оценив ее, я, тем не менее, не из­ме­нил своим старым привязанностям и признаю фотографию во всех ее качествах: се­мейная карточка на память, документ эпохи, репортаж, свиде­тель обвинения, со­зерцание, то есть picture, картина. Вот гляжу на фото­графию внучки и тут же слышу ее голо­сок: "Деда Костя, задави комарика, Машу укусил." Сразу на душе тепло и неж­ность, хотя сни­мок – свой, домо­рощенный.

…Колосова нередко называют "живым классиком". Для меня клас­сик – это мрамор, белый, лучше, черный; гранит или бронза; Опекушин, Эрзя, Го­лубкина; странички учебника и унылые медальоны на фасаде школы. А живой классик –нечто вроде севрюжины под хреном, идущей на нерест…

Но если всерьез, я без малейшей зависти рад за друга. У него много по­сле­дова­телей и учеников, молодых и не очень. Приходят к нам, по­казывают своё, почти­тельно слушают, что им провещает мэтр. Мэтр журчит го­лосом, вещает, но без важности, если и рисуясь, то вовсе незаметно, в его журчании любовь к своему делу, к собратьям. И тогда трёп затихает во мне, и я сам проникаюсь таинством учительства. Разумеется, Ко­лосов не ограничивается таким способом передачи опыта. У него есть, уже было сказано, публика­ции в специальных журналах. Его приглашают читать лекции студентам. Воцерковление культуры – сложнейшая задача и для нас, России, и, в еще б`о`льшей мере, для Запада. И перед слушателями Колосов выступает не столько как фотомастер, но, в первую очередь, как верую­щий христианин.

Не раз Колосов участвовал и в фотовыставках. В 2001 году его снимки видел г. Хьюстон, США. На фотобиеннале 2002 Колосов выставлял свой "Се­вер" и "Вся­кое дыха­ние". Я и сам ходил дважды, и друзей водил. Специ­ально. На Колосова. В 2003 году его экспозиция "Дым времени" на выставке "Серебряная камера" полу­чила вторую премию, а весной 2004 в фотосалоне, ул. Покровка, 15 состоялась малень­кая (по вместимости зальчика) персо­нальная выставка, где он показал свой Велико­рецкий крестный ход. (Кстати, именно ту серию, с которой я в свое время начал знакомство с Ко­лосовым). Для той экспозиции мы с его приятелем-учени­ком из, приблизи­тельно, сотни фотографий отбирали пятьдесят. Жаль, я не мог обра­титься за советом к Бурида­новой ослице (умерла, страдалица, от голода, не зная, с какой из трех копён клевера начать трапезу, так все они были хороши). Вы­брать одни, значит отвергнуть другие! Можно ли что-то у Ко­лосова отверг­нуть?! И те же снимки не на столе, а на стене, в паспарту, размещенные в соот­ветствующем по­рядке – это я вас умоляю! Золушка возле кухонного очага и на балу…

В светлице нашего храма Колосов показал серию "Братья и сестры" – порт­реты прихожан. Не люблю свое изображение на фотографиях, но у Коло­сова – никогда не думал, что с виду я вполне благообразная личность. Чтобы по­лучить такой фо­тошедевр, тут уж – в шею всякую иронию, под­линно, шедевр, – Колосов посадил меня на стул, обставил белыми экра­нами, зонтами и осветите­лями, завел на какой-то разговор и за два часа от­щелкал немерено пле­нок, чтобы получить шесть сним­ков. Зато каких! Ко­гда мне удалось отвлечься от того, что это именно мой портрет, я оценил его… А взять портреты других наших при­хожан! Подлинный мастер, Коло­сов, увидел самое главное – искру Божию, вложен­ную в каждого из нас. Уви­дел, раскрыл и показал, бережно, прита­енно, чтобы не спугнуть, не обес­цветить излишней откровенностью.

Наконец, персональная выставка-ретроспектива в Питере, в Петропав­лов­ской крепости осенью 2004 года. Без малого две сотни работ, и сплошь один Коло­сов!..

Так что же так завораживает, нет, притягивает в фотомире Колосова? Есть мас­тера с куда как б `ольшей фантазией в выборе сюжетов, композиции и ракурсов. Од­нако, всё это так, шелуха…

…Все мы, и верующие и безбожники, молимся. Кто Богу, кто – еще чему. Боль­шинство нас, людей церковных, молится по молитвослову, при­совокупляя собст­вен­ные слова. Бах, Моцарт, Рахманинов, Чесноков… мо­лились фугой, ре­квиемом, песнопениями. Рублев, Дионисий, Феофан – иконой. Колосов, христиа­нин, человек большой любви к Богу – фотомолит­венник. Его Валаам, его Соловки, его портреты, его… любая его серия – это молитва, гимн Господу. Ко­лосов мо­лится своей мягко­рисующей оптикой. Для него фотография – служе­ние, и когда он гово­рит, что, нажимая кнопку затвора, не всегда ведает, что же, собственно, хочет получить, я понимаю, что тут ничуть от лукавства. Всё делает Творец, а Ко­лосов при Нем – хо­рошо налаженный инструмент. В этом смысле подобных ему масте­ров фо­тогра­фии не знаю. Мои любимые вышеназванные умеют выразить любовь к природе, родной земле, животным, человеку. Но то всё – зем­ное. Не всяк, снимаю­щий церковь, церковный светописец. Лишь у Колосова фотогра­фия – это любовь к Божиему творе­нию, то есть к Самому Богу, что и побуждает тех, кто про­никся твор­чеством Колосова, назы­вать его живым классиком, каких бы образов во мне ни вы­зывало такое словосочетание.

У меня к Колосову свой личный счет благодарности. Чье как, а мое во­цер­ков­ление после крещения в 1991 году – медлен­ный, шаг за шагом, подъем в гору. Не­редко съезжаю по осыпи житейских сует – хорошо, если не каждый раз до по­дошвы. До вершины – ой-ёй-ёй! И не видать ее за ту­чами греховности. Первым впечатлением от фотогра­фий Колосова я уже хвастался. А когда увидел его "Вели­корецкий крестный ход" снова, то… то… Иными словами, следующий ход я уже шел с ним. И сле­дующий и – сколько Бог даст сил, буду ходить.

—"—

…Если Господь кого оделяет талантами, то редко одним. Ни разу Коло­сов не на­звал себя поэтом. Он мало кому показывает свои стихи. Только по большому блату. Да и называет их не стихами, а текстами. Мое везение и в том, что мне раз­решено без комментариев привести особенно меня тро­нувшие. Впрочем, нет, отбор снова шел только после мысленного общения с упомянутой ослицей. Итак, стихи, то есть, тексты Коло­сова, взятые мето­дом вольного тыка…

* * *

Как есть любовь превыше обладанья,

Так зрелость есть превыше мастерства.

Свобода — им единое названье

И признак их — спокойное молчанье.

Венец для них — забвения трава.

1982

* * *

И как конец духовной жажды,

И как венец земным дарам

Хочу отпраздновать однажды

Освобождение во Храм,

Переходя под эти своды,

Уже не воздухом дышать,

И дольним опытом свободы

Ничьих цепей не искушать.

9.12.89


ЦЕРКОВЬ
(Полный признак)

В решающем и больше не земном

Мы предстоим как колыбельным строем,

И немощью младенческой орем,

И сами для себя гроша не стоим.

Но плачи наши – скорбные извне,

Нам внутренне чем дольше, тем дороже,

И радостью в невидимой броне,

И музыкой надежды в славе Божьей.

27.10.2002.

И, не зная как завершить свой текст, просто выскажу пожелание: Геор­гий Мстиславич, родной мой брат во Христе и напарник по дежурству в храме! Да по­может тебе Господь в приумножении талантов, Им тебе дан­ных, во славу Его и в наше обогащение и радость! А мне, Господи, дай еще совместно послужить в на­шем храме Космы и Дамиана, что в Шубине. Аминь!

—"—

Post skriptum: Колосов по поручению Господа сподобил меня съездить в Питер на два дня на его выставку. Ходил… Смотрел… Душа моя, душа ёр­ника и трепача, пла­кала. Слезами умиления и радости о Господе…

—''—

Post post skriptum: в октябре-ноябре 2005 года в Музее архитектуры г.Москвы проходила фотовыставка ''Почти весь Колосов''. 250 листов. ''Русский север''; ''Великорецкий крестный ход''; ''Всякое дыхание'' – то, что я к негодованиюКолосова называю макросъемкой; ''Соловки''; ''Валаам''; ''Братья и сестры'' – не полный перечень серий.

Если отвлечься от наших с Колосовых взаимоотношений, можно уве­ренно сказать, что выставка – огромного масштаба и значения событие в культурной жизни нашего города. Таких не было и вряд ли когда повто­рятся. Я рад и за Москву, и за тех, кто выставку увидел, – судя по записям в книге отзывов, равнодушных не было, равно, как и хулителей, – за Коло­сова, которого Господь избрал Своим любимым моноклем и за Самого Гос­пода (надеюсь, Он не сочтет дерзостью мою радость за Него), поскольку Он не обманулся в Своем выборе и Его монокль Его не подвел. Мне же остается только продолжать молиться за друга и – печаловаться. Когда-то я увижу всё это во всей полноте и в достой­ном оформлении. Будь эта выставка постоянной, я бы ходил на нее в первое время ежемесячно, потом – не реже двух раз в год. И друзей бы водил, внучек и внука по мере их вырастания. Чтобы проникались. Красотой нашей земли. Красотой наших монастырей. Красотой наших проявлений любви к Богу. Красотой наших лиц...

--------------------------------------------------------------------------------


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-