искать на странице
 
 

к началу раздела>>
к списку статей Константина Семенова>>

Константин Семенов

МОЙ ДРУГ АЛЕКСАНДР ПУТОВ,

ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК

Александр Путов родился 9 марта 1940 года в г. Каменске Ростовской об­ласти, в России. Детство провел в Сибири (с 1941 по 1947 г.). Закончил сред­нюю школу в г. Но­гинске, Московской области.

1957-1959 г.г. студент II Московского Медицинского института, кото­рый оставил по собственному желанию.

1959-1962 служил в Армии, где начал рисовать в 1962 г. В 1963 г. посту­пил в Мос­ковский Архитектурный институт, который закончил в 1969 г.

В 1973 г. эмигрировал в Израиль, где жил и работал в г. Хайфа до конца 1985 г.

С 1986 г. живет и работает в Париже в живописи, скульптуре и графике в тради­циях Парижской школы, используя всевозможные техники и мате­риалы. Иллюстриро­вал: "Божественную комедию" Данте, стихи поэтов Анри Вол­хонского, Велемира Хлеб­никова, Леонида Губанова, Жан-Пьера Роне, Андрея Лебедева, Михаила Каплана, Вадима Делоне, Насти Хвостовой, Алек­сея Зай­цева, Валерия Мошкина и других авторов.

Из краткой автобиографии А.Путова.

Большое видится на расстоянии. Банальная, но истина, и недавно мне са­мому удалось убедиться в том в тысячный раз.

Дружишь с человеком. Знаешь его в быту, в мелочах. Как он ест; как зябко об­нимает себя, заходя в воду, прежде, чем поплыть; как похрапывает во сне; как раз­дражается, если озорство сына мешает сосредоточиться; как вытряхи­вает крошки хлеба из клокастой бо­роды… С нежностью смотришь на его су­туловатую фигуру, на седую, не думающую редеть шевелюру, в его близору­кие с красноватыми кром­ками век глаза. Это Саша-Сашка-Са­шенька. Мой старинный друг, которого я давно люблю, нежно, чуточку покровительст­венно снисходя к его житейской бес­толково­сти, и – почти с благоговением. Саша, Александр Сергеевич Путов – большой художник… Это мой-то Сашка, что ли? Это ж надо же…

Сколько раз, бывало, издали наметишь гору, на которую подниматься, и – азимут, иначе при подходе непременно попадешь в густую лесную чащу, ко­торая вер­шину застит. Сбиться с пути ничего не стоит. Большое видится на рас­стоянии…

Где-то читал: человек может быть грозным жестоким властителем, перед кем трепещут подданные; великим, не знающим поражения полководцем, от кого бе­жит всякий против­ник; гениальным музыкантом, кому рукоплещет весь мир. Но для своей-то жены он всё равно всегда старый дурак. Большое видится на расстоя­нии…

Познакомились мы с Сашей осенью 1967 года. (Впрочем, обстоятельства на­шего зна­комства и мои тогдашние представления о Саше и его творчестве изло­жены в моей книжке "Начало художника", повторяться не стану, тем бо­лее что ти­раж еще не распродан, а найти меня можно в храме Космы и Да­миана в Шубине). Уже тогда я, воспитанный на вдолблен­ном в мою голову соцреализме, понял, что Саша очень талантливый художник, правда, аб­со­лютно нетрадиционный во всех смыслах. Тогда меня покорила Сашина черно-белая гра­фика, хотя он уже был, как я теперь понимаю, и не менее бли­стательным живописцем. Но – слишком непри­вычным. За всеми моими то­гдашними рассуждениями по этому поводу снова отсы­лаю к "Началу худож­ника". Кстати, именно упомянутая книга и стала причиной нашей встречи с Александром Путовым в августе-сентябре 2001 года в Бретани.

Первые годы парижской жизни Путов обитал в скватах*, потом купил полдома в Гон­нессе, предместье Парижа, а в апреле 2001 года перебрался в Бретань, в ма­ленький городок Плелан-ле-Гран, недалеко от столицы провин­ции, Рена.

Саше понравилась моя книжка о нем, он пригласил меня к себе и оплатил все расходы по поездке. Мне, пенсионеру, не осилить бы.

И вот я знакомлюсь с художником, каким стал мой Сашенька – нелегкая и благодатная работа. И мне и мешает, и помогает то житейское, с чего я начал. Мы сидим на чердаке его каменного, как это принято в Бретани, дома. Саша перекла­дывает лист за листом, перестав­ляет холст за холстом. Молчим. О чем тут гово­рить? Ни с кем больше мне не удается так молчать, как с моим Сашей. Лишь из­редка я прошу задержать холст на подольше, или от­ставить в сто­рону, чтобы потом смотреть еще. Время от времени Саша бормочет: "Какой хороший холст (рису­нок)". Без восклицания. Не тщеславная похвальба, и об­ращено не ко мне. Мастер такого класса имеет право на собственную оценку своей работы. Порою я тоже не мог удержаться от вос­торженного междоме­тия…

В творчестве Путова всё необычно. А ведь мы, огромное, всеподавляющее большинство нас, к необычному, взламывающему шоры-рамки наших усто­явшихся сте­реотипов отно­симся в лучшем случае настороженно. Чаще – злобно-враж­дебно. Нам удобнее обитать в привычном. Как в старой обуви. Вроде бы и из моды вышла, и облу­пилась, и подошвы про­худились. Зато как ласково облегает-лелеет наши лю­бимые мозоли. Художник, взыскующий славы мирской, вынужден ютиться в тесном зазоре между: "Фи! Мы это уже видели, на­доело!" – и: "Это ни на что не похожая, непонятная белиберда."

Я ехал к Саше в гости и, вспоминая мои тридцатилетней давности вкусы, тре­вожился, что не приму, не сумею принять его живопись. Начинал знако­миться с нею насто­роженно и – доброжелательно. Без лукавства, с радостью го­ворю: с самых первых картин я убедился, – Сашина живопись не просто хо­роша (и – ура!, мне близка). Портреты.., пейзажи: город­ские, морские-речные и ланд­шафтные – ни одно из слов восхищения в самой превосходной степени не бу­дет избыточным.

Человек творческий мыслит образами. У одного они предметны: облако, дуб­рава, чело­вече­ское лицо, миска соленой капусты. У другого это образ-слово, у кого-то зву­к, нота. У Саши – линия, цвет. Его образы – своего рода зрительная музыка. Сашин цвет, линию не­возможно обосновать, истолковать. Как невозможно объ­яснить, почему композитор именно этой мелодией, музы­кальной темой, тональ­но­стью передает переживание, характер своего героя или какое-то событие, так ни­кто не скажет, почему, например, на портрете Сашиного друга Хвостенко на щеке фиолетовый мазок, а на лбу черный, а ря­дом – желтый.

Кстати о мазке. Сашин мазок меня восхищает. Он может быть крохотным, едва види­мым, а может уверенно пройти через весь холст, смачный, торжест­вующий, не прерываю­щийся на макание кисти в краску. Я не задавался, как это возможно тех­нически, я просто восхищался.

Мысля, воспринимая окружающее посредством цвета, Саша удивительно точно рас­крывает с его помощью внутреннюю суть объекта. Я сам убеждался. Ко­гда мы с ним, в по­следнюю, парижскую неделю моего пребывания во Франции съез­дили в Гоннесс, я сразу уз­нал дом, в котором он прожил сколько-то лет. При­чем, не только его внешний, геометрический облик, но и внутреннюю, не переда­ваемую словами сущность.

А взять Сашины портреты! Писал он и мой. Не могу сказать, что он мне сильно понра­вился – вообще, не следует думать, что мне близки все живопис­ные работы Путова. Это и невозможно, если речь идет о творчестве такого масштаба. Моя жена вообще мой портрет (по фотографии) не приняла, у нее более традици­онные вкусы. Но когда я показал Сашину работу своей при­ятельнице, педагогу-математику, она восхитилась: "До чего же удиви­тельно точно Путов увидел тебя!". Я Танечке верю, она не из лук`авиц.

Я сам, познакомившись в Париже с Сашиным другом – художником и фо­то­графом Ва­лентином Тилем, чьи портреты Сашиной работы рас­сматривал в Пле­лане, – сразу узнал его сначала чисто внешне, а через минут пятнадцать общения необъяснимо для самого себя по­чувствовал глубинное сходство, ко­торое Саша вы­разил цветом.

Но ведь Саша и графике не изменил. Его любимая техника – тушь. Во вре­мена нашего московского знакомства он не менее успешно работал и каран­дашами: простым и цветными – и фломастерами. Теперь – исключительно тушь. Черная. Изредка в скупом сопровожде­нии синей или красной.

На любое взволновавшее событие Саше необходимо немедленно отклик­нуться рисун­ками. Иначе места не находит, почти заболевает. Нью-Йоркская трагедия 11 сентября за­стала нас в Париже. Вечером по телеви­зору снова и снова жуткие кадры. Утром я отпра­вился познавать Город, а Саша ос­тался. Ве­чером я смотрел его рисунки. Крик невыносимой боли… Жаль, я не успел вы­просить ни одного, все они были отданы Жан-Шарлю и Кри­стине Риccам, коллекционерам и поклонникам Сашиного таланта, у которых мы прожили на пол­ном пансионе неделю.

…И снова о наших предрассудках и консерватизме мышления. На листе бу­маги каран­дашный набросок: куст, голова лошади, женский торс... Худож­ник неиз­вестен. Все проходят мимо. Продать и не пытайтесь. Вдруг – сенса­ция! Спе­циали­сты обнаружили: это же Рем­брандт! Тот же самый листок – доллар за квадратный микрон. (А за луч­шую ксерокопию того же рисунка рубля не дадут). Ведь не то хорошо, что хорошо, а то, что нам разрешила счи­тать хоро­шим компетентная комиссия. Мы – лишь послушные пай-овечки… Разве нет?

Нет пророка в своем отечестве. На родине Саше удалось выставляться лишь четыре раза, причем, дважды в частных домах. За 28 лет эмиграции Александр Пу­тов имел только персональных – 65 выста­вок: Израиль, Канада, Франция, Испа­ния, Швейцария, Германия, Англия, США... За его картинами и рисунками охоти­лись и музеи, и коллекционеры. Разу­ме­ется, не сам Саша занимался рекламированием и продажей своих работ. Тогда бы он был не Пу­тов, а, извините, Шилов, Глазунов или Церетели. Но, к сожалению, маршаны, которые скупали Са­шины работы, – лет на двадцать старше его, и они уже со­шли со сцены*. Нынче у Саши некоторый перерыв, но я уверен, найдутся но­вые це­нители, новые маршаны. Мир не без умных людей…

В Париже мы навестили мсье Бернара Гросье, давнишнего Сашиного зна­комого, пре­дан­ного ценителя его творчества. Бернар поинтересовался, чем Саша занимается нынче. Тот показал свои последние "нью-йоркской" серии рисунки. Как же у Бер­нара и его жены заго­релись глаза! Разговор перешел на другие темы. Саша, в част­ности, сказал, что Жан-Шарль Риcc, они с Бернаром знакомы, видел его работы в Интер­нете. Какой сайт? Саша затруднился – что это такое? По­звонили Риccам, вы­яснили, вошли и увидели, что за четырна­дцать вы­ставленных на продажу картин Путова просят 3,8 – 7,5 тысяч дол­ла­ров. Глаза Бернара и его жены снова загоре­лись, уже азартом коллекционеров. Не может ли Саша продать им один рисунок? Выбирай. Вот этот, сколько он стоит? 500 франков (около 70 долларов). Бернар тут же вынул деньги, и – я го­тов биться об заклад, назови Саша вдвое б`ольшую сумму, ее бы немед­ленно выложили – надо было видеть, как жена Бернара смот­рела на купленный ри­сунок, как бережно понесла лист в другую комнату.

За работой я видел Путова лишь однажды (дело интимное, не для посто­ронних глаз), когда он писал мой портрет. Сначала Саша посадил меня на стул и, часто по­сматривая, си­ними мазками нанес на холст размером прибли­зительно 90?120 см контуры лица и фигуры по пояс, после чего позволил мне наблюдать. Вот он вни­мательно вглядывается в набросок, выбирает кисть, об­макивает в краску, снова взгляд на холст и – несколько ударов в разных его точках. После некото­рого раз­мышления снова кисть в краску… Раза два он снова сажал меня на стул, позиро­вать. За час холст был готов.

…Был вечер, он продлился далеко заполночь. Была бутылка "Гжелки", за­хва­ченная мною из Москвы. Был разговор. "Гжелка" не захмелила нас, напро­тив, обо­стрила точность мысли. В том ночном разговоре Саша размышлял вслух, как осле­пляют людей привычки, трафареты, шаблоны. Саша не жало­вался, не в его правилах, даже не сетовал на то, какое у большинства из нас рабское мышление. Он нам сочувствовал…

Принято считать, что только та картина полноценна и стоит дорого, над кото­рой долго-долго потели-старались. Талант – дело как бы вторичное. Бы­стро, дес­кать, кошки родятся, потому и слепые. За полчаса шедевр не дела­ется. Но, например, Франц Хальс, по словам Пу­това, работал молниеносно и был на редкость плодо­вит. А я читал, как Айвазовский на гла­зах у зрителей за три или четыре часа по па­мяти написал прекрасный морской пейзаж два на полтора метра размерами. И пусть, себе, снобы морщат нос, – на что они еще способны?!..

Саша говорил и о другом распространенном предрассудке – слой грунта, якобы, дол­жен быть толстым. Но даже я, не будучи художником, как инженер, знаю: чем толще слой вещества, по природе своей не являющегося несущим, то есть настолько прочным и упру­гим, чтобы самостоятельно противостоять нагрузке, тем скорее тот слой разрушится. Будь оно клей, краска, грунт или – штукатурка. "Знатоки-ценители" уверены: раз грунта мало, значит, художник жадный или бедный, а такие не бывают талантливы. Поэтому при покупке картины они смотрят не на нее саму, а на отбортовку холста, толст ли слой грунта.

Один турецкий астроном открыл новую планету, о чем и сообщил на все­мир­ном кон­грессе. Но был он в шальварах, феске и башмаках с загнутыми вверх но­сами, и никто не стал его слушать. Зато когда он повторил доклад, будучи одет в европейский костюм, ему тут же поверили и присвоили новой планете классифика­ционный номер. (Из "Маленького принца").

Потом, в Лувре и музее Родена я сам убедился, что некоторые великие мастера (Рафаэль Санти, Ван-Гог) наносили на холст тончайший слой грунта, задача кото­рого не более чем не дать краске впитаться в материал холста, от чего краски туск­неют, расплываются, как – ху­дожник не может предугадать и использовать выра­зительным приемом. На картинах с тол­стым, словно масло на бутерброде обжоры, слоем грунта, он потрескался, следом и красочный слой – я видел такое собственными глазами в том же Лувре.

Я прошу прощения у Саши, что пустился, как бы, его оправдывать и защи­щать. Словно художник Александр Путов в том нуждается.

И всё же мне удалось увидеть, как работает Александр Путов. У Ризов на ви­деокассете. Два фильма, снятых в сквате "Ситроэн", где обитала группа "Артклош" (нищие художники), в большинстве своем выходцы из СССР.

Итак, фильм первый. На невысоких подставках вроде наших табуреток десятка два с половиной листов бумаги формата А1 (на глаз). Саша, тогда го­дами пятна­дцатью моложе, еще без седины, сутулости и легкий в движениях (до травмы ноги, после которой он полно­стью так и не оправился), наготове. Держит пузырек с ту­шью и кисточку.

Сигнал старта. Саша стремительно подходит к первому листу, молние­носным движе­нием – завитушка, за ним лист второй, третий… Проходя круг за кругом, Саша наносит на бумагу завитки за завитками, и – постепенно воз­никают образы. На каждом листе иные, очень выразительные, интересные. За несколько десятков минут Путов создал серию рисун­ков. Каждый из них – шедевр. Я знаю значение этого слова и применяю его точно. Я сам, сидя у эк­рана, не удержался, зааплодиро­вал, так же как и собравшиеся в сквате.

Второй сеанс не менее эффектен. Тот же огромный зал. Зрители, среди них Сашины друзья: Тиль, Хвостенко, Камиль Чалаев, Сильвия – теперь Са­шина жена. Стоят три холста, выше Сашиного роста, вероятно, метра два, и шириной немного выше высоты.

Из-за занавеси на заднем плане появляется человек в костюме и канотье. На­чинается пантомима – механическая игрушка: угловатые движения, фик­сация поз. Звучит музыка, то ксилофон, то некое механическое дребезжание и голос – вос­точная мелодия без слов. Это Камиль Чалаев, чеченец или дагеста­нец, давно живу­щий во Франции.

Саша берет кисти и, макая в черную краску, наносит, казалось бы, беспо­рядоч­ные, мазки. На один холст, на следующий…

К первому миму присоединяется мим-женщина. Ритм музыки ускоряется, Саша, подчи­няясь ему, движется быстрее, начинает приплясывать, что никак не мешает ему работать кистями. Мазки чаще и гуще, черный цвет сменяют другие. На одном холсте появляется му­зыкант с ксилофоном, на втором не­сколько фигур, на третьем – нечто вполне абстрактное, но выразительное. Вся эта игра продолжа­ется чуть больше часа. Как мне показалось, съемка шла не­прерывно, а из записи ничего не вырез`али.

Мне было необходимо увидеть фильм о том, как большой мастер за час или даже меньше создал три шедевра, я снова уверенно применяю это слово.

Обыватель завопит: простите, за час – 10 квадратных метров шедевра, за которые с меня по­просят ты­сячи баксов?! Не морочьте мою бедную голову! Это наглое мошен­ниче­ство, шарлатанство, если не приступ сумасшествия!

Обыватель знает: шедевры создаются долгим неистовым трудом, на какой он сам не способен. Так было, так есть. Значит, так и должно быть. На то он и обыватель, чтобы все­гда точно знать, как должно быть… То, что огромная энергия взрывом выде­ляется в течение долей секунды, ему ведомо из учеб­ника физики за пятый класс. А что художник способен на взрывоподобный выброс своей творческой энергии, обывателю не только невдомек, он с него­дованием отвергнет такую возможность. Непри­вычно – значит неправильно. Ссылку на Хальса или Ай­вазовского он тоже не примет, не поверит.

Культура проявляется в частности, и в том, что человек умеет восприни­мать непривыч­ное, как возможное, допустимое, даже представляющее цен­ность.

Не могу не сказать, резко изменив направление разговора, и о Путове-ил­люст­раторе. В свое время, еще в Москве, Саша давал мне читать "Божествен­ную коме­дию" Данте. Все поля книги были густо зарисованы тушью – Са­шины коммента­рии-размышления по поводу тек­ста. Кто-то, работая-читая книгу, оставляет на полях след ногтя, карандаша или словесные пометы. Саша – рисунки. Они, эти рисунки, никак не связывая меня, моей фантазии, мысли, не загоняя в русло Саши­ного восприятия, помогли мне оце­нить поэму. Хотя, каюсь, грешен, "Рай" я даже не начал. Тогда я был на двадцать лет далек от Бога.

Из нынешней поездки я привез от Саши стихи Вадима Делоне, Валерия Мош­кина и Михаила Каплана. К каждому стихотворению Сашин рисунок. Раньше он прислал мне в та­ком же составе Леонида Губанова.

Отличная бы получилась книга: "Стихи поэтов русского андеграунда в иллю­страциях Александра Путова". Издатели, ау!

Большой художник – в любом смысле этого слова – непременно если не фи­лософ, то, по крайней мере, мыслитель. Путов – не исклю­чение. Саша не речист, я это понял в самом начале нашего знакомства. Однако самому отъяв­лен­ному мол­чуну подчас позарез необхо­димо выговориться. Благодарю Гос­пода – Он надо­умил Сашу выбрать в качестве слуша­теля меня.

Главное, что больше всего волнует Сашу – крест ху­дожника, его ответ­ст­вен­ность пе­ред Богом, а, следовательно, и перед людьми за данный ему та­лант. Всякий творец остается таковым до­коле он соработник Творца. Я знал, что Саша крестился в православие еще в СССР, что он человек верующий, и разговор не был неожи­данным.

То, что на картинах и рисунках Александра Путова почти отсут­ствуют Спа­си­тель, Бого­родица, церкви, ангелы, другая религиозная атрибутика не мешает мне утверждать: Саша не лукавит, когда гово­рит, что ни одного мазка, ни од­ной линии не делает, не посоветовав­шись с Господом, без Его согласия, то есть без молитвы. И я знаю, что это так и есть, хотя и не знаю, что это такое. Как же это, к сожа­лению, далеко от меня! Хотя я совершенно согласен, что не только икону писать или храм строить, – щи варить, дрова колоть, наконец, попку младенцу вытирать можно и должно с молитвой. Лучше полу­чится. Случилось мне, нарушая невыска­занный за­прет, по острой не­об­ходимости, заглянуть Саше в комнату, когда он работал. О-о!, ка­кое у него было лицо… Сосредото­ченное, просветленное, отрешенное от мира каким-то внутренним восторгом.

Слушая Путова, читая записи его бесед с художником и интереснейшим чело­веком, Михаилом Григорьевичем Шварцманом, и другие, отрывочные и немногие записи (которые он вряд ли соберется обработать), я не нашел точ­ных формули­ровок Сашиных взглядов. Но я убедился – наши мысли и на твор­чество, и на роль творца в выполнении замысла Творца тесно совпадают. Это дает мне право излагать Сашины идеи своими словами.

Бог дает человеку талант, творческий заряд, – речь может идти и о науке, и об искус­стве, и о самом незамысловатом ремесле – вовсе не для того, чтобы че­ловек этот талант за­рыл, то есть по лени, недомыслию, неуверенности в себе, предрас­судкам отрекся от него. Иных останавливает распространен­ное мне­ние, будто творчество, особенно в области ис­кусства, непременно ведет к тще­славию, гор­дыне, отдаляет от Бога. Конечно, зачастую так и случается. Но гор­дыня в человеке изворот­лива, и может проявляться в чем угодно, в том же от­казе от творчества, то есть зарывании таланта. Нет уж! Дан талант – изволь, тру­дись. Во славу Божию. Не зна­ешь как? – молись, Он подскажет. Господь призывает нас ко со-творчеству, и с нас будет строго спрошено, если вздумаем от­лынить. Талант, данный чело­веку – знак доверия Бога, и горе тому, кто это дове­рие обманет.

В том, что творчество может стать страстью, средством наживы, самовозве­ли­чивания и иной греховности, оно, само творчество, не виновато. Как не ви­новата река в том, что в ней тонут неумелые пловцы. Ножницами можно ис­кусно выкро­ить облачение иерарха, ими же выкалывают глаза кошке или об­стригают лапки го­лубю. Что, после этого, долой ножницы?

Оружие вручают воину для защиты своей страны и народа от супостата, и воин прися­гает стране и народу. Человека, который зарыл данный ему Госпо­дом та­лант или употребил не во славу Его, уподоблю воину, который приме­нил оружие не по назначе­нию или не при­менил, когда было необходимо, то есть клятвоприступнику.

Своими размышлениями Саша сопроводил иллюстри­рованный каталог первой вы­ставки в Хайфе. Некоторые я привожу, как подтверждение сказан­ного выше:

…Цель жизни человека на земле, смысл ее и задача – восста­новить утрачен­ную связь с Небом..

…Долго блуждал я в потемках, пока душу мою не озарил луч света. Там, где сердце, ра­зум и воля сливаются воедино, там, из глубины мироздания воссияла мне белая точка.. На черном…

…Законы природы многообразны и имеют между собой определенную связь или рису­нок. Этот невидимый мир связей и структур художнику дано отлично ви­деть, тогда, как большинство людей наблюдают лишь внешнее проявление в ма­терии этих невидимых пру­жин бытия..

…Подобно тому, как законы в природе являются внутренней структурой ее, ри­сунок является структурой композиции, ее законом..

…Действительность, строго говоря, – это Бог. Все прочее же, либо дей­ст­ви­тельным не является, либо является лишь в некоторой степени в меру участия Бо­жеского как в при­родной стихии, так и в делах человеческих.

…Предмет искусства – непознаваемое, ибо всё познаваемое – предмет науки и фило­софии. И потому искусство надо видеть.

Белая точка на черном,..

Белая точка на черном…

Черное вокруг белой точки,

Свет, озаривший ночное,

Дух, одолевший тьму плоти,

Псарь, покоривший бешеных псов страсти, —

Белая точка на черном…

Белая точка на черном…

"Белая точка на черном" часто сопровождает Сашины записи и рассужде­ния. Я не стал спрашивать-уточнять, что имеется в виду. Вряд ли всё можно внятно объяснить словами. Впрочем, и не надо. Каждый волен понимать по-своему. Для меня это свет в конце тоннеля, выход из пропасти ада по "Пау­тинке" Акутагавы Рю­носкэ, врата узкие… …

В последний вечер вместе Саша увидел мой молитвослов. Долго листал... – Слушай, дай его мне. – Возьми. – Насовсем. – Что ты, Саша, он же потрепан­ный, клеен­ный-пере­кле­енный, по листочкам распадается. Я тебе из Москвы пришлю точно такой же, но­вый. – Не надо. Отдай мне этот. По нему так много молились…

Теперь этот молитвенник – ниточка, нас связующая.

2002 г.

--------------------------------------------------------------------------------

* Скват – художническая коммуна в самовольно захваченном пустующем здании, из которого человека, переночевавшего там беспрепятственно три ночи подряд можно выселить только по решению суда. (Примеч. автора)

* Ура! Один из них, Жан Миньян, наплевав на возраст, отыскал Сашу в Плелане и снова стал организовывать его выставки и покупать его работы. (Примеч. автора 2004 г).

 

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-