|
Константин Семенов
СВЯТОСТЬ НЕ ПРИЕДАЕТСЯ
На Соловецких островах –
Дожди, дожди.
Ну, как расскажешь на словах
Как льют они…
Из туристской песни.
В прошлом году, потрудившись в Спасо-Преображенском Соловецком
мужском монастыре 17 дней, я уезжал оттуда в тоске и в уверенности,
что всякие иные способы проведения отпуска мне отныне не ведомы.
Нынче мне не хватило месяца, хотя переселиться туда, уйти в монастырь
я не смогу. Пока? Слишком многое держит в миру: две внучки, семья,
друзья, мой приход, этот вот компьютер. А главное – моя сугубо
мирская сущность, "Марфость"…
В этом году на Соловки из "Космы" приехали, именно трудниками,
тринадцать человек: трое братьев, подростки 12 и 14 лет, остальные
сестры, одна из них с дочкой 4,5 лет. Пробыли, как и планировали,
дней десять, для первого раза – вполне.
Прежде всего, хочу извиниться перед сестрами. Я легковесно отнесся
к поручению нашего настоятеля о. Александра. Он благословил меня
набрать на Соловки команду. Я не знал точно, какие послушания ждут
сестер, и сказал про трапезную и сбор грибов-ягод. Естественно,
в голове осело последнее. На самом деле, всех сразу направили именно
в трапезную. А там без выходных и допоздна. Грибы-ягоды начались
со второй половины августа, после их отъезда. Следовало также предупредить,
что условия жизни, скорее всего, будут суровыми, а вероятность
побывать на Секирной горе, острове Анзер и в других достопамятных
местах – иллюзорна. Не зная всех подробностей, я обязан был более
отчетливо, может быть, даже преувеличивая трудности, втолковать
хотя бы то, что знал. Некоторым нагрузка оказалась на пределе сил.
На ошибках учимся. Жаль, что от наших ошибок чаще страдают другие…
Нам, братьям, пришлось заниматься сеном, дровами, камнями. Подробности
– желающим, лично. Не всем интересно. Исполняя самые разные послушания,
я вновь и вновь убеждался, сколь необходима монастырю наша, доброхотов,
помощь, как нас не хватает. Монастырь разрывается на части, задыхается,
пытаясь залатать хозяйственные дыры: заготовка на зиму дров, сена,
картошки, ягод, грибов… Не говоря уже о текущем. Где на всё взять
времени и рук?..
Среди трудников преобладаем мы, москвичи. Говорят, Валаам взяли
на себя питерцы (браво, Северная!). За нами на Соловках следуют
архангелогородцы. Но были – из Мурманска, Самары, Ельца, Почаева,
Днепропетровска, Одессы, откуда-то из Сибири… Всё без единого
исключения, замечательный народ, чистейшие души и трудолюбы. По
возрасту – большинство мои сыновья и даже внуки. С ними не приходится
ни командовать, ни подгонять. Каждый знает, чем и как заняться
в общем деле. Когда меня, назначенного старшим, стали горячо благодарить
и хвалить за одну из проделанных работ, я сказал, что с такими
мальчишками даже маршал Брежнев Берлин взял бы. А сам подумал, что
избыточная похвала и благодарность – клич к бесам гордыни и тщеславия:
"Ребята! Срочно! Сюда! Клиент дозревает!"
Вероятно, я выгляжу старее, чем себя ощущаю. Со мною были почтительны
и предупредительны больше, чем я привык и чем мне нужно. Доски
не давали поднять! Пришлось защищаться, бережен конь, мол, первый
с ног падает. Я уставал, но ведь без переутомления! Значит – недоработал…
Один брат-трудник из Тамбова сказал то, что, вероятно, на уме у
многих: "Я раньше о москвичах думал – так себе народишко.
Теперь вижу, вы – класс!" Что ж, Москва – большой город, у
нас всего хватает…
В нужный момент пришла неожиданная помощь от группы православных
поляков, тоже все молодежь до тридцати. Они поработали с нами несколько
дней, и мы успели подружиться, на прощание сфотографироваться.
Томек, вероятно, их вожак, вполне прилично говорит по-русски,
обещал прислать фотографии. Оказывается, они не впервой на Соловках.
Кроме того, бывали на Валааме, в Коневецком монастыре, еще где-то…
Мы правильно сделали, что привезли с собой, спасибо Норе Мазо!,
круп и сахару. Люди благоразумные советовали не тащить всё из Москвы,
а закупать в Кеми. Был бы потерян день с сомнительным выигрышем
в затратах труда. Сколько приезжало групп: паломников, трудников
– все везли крупу, консервы, сахар. Не для себя. Пожертвование монастырю…
Вечерами у нашей трудобратии повелось совместное чтение вечернего
правила. Что еще сильнее сближает?..
Один из братьев сказал, что помада и иная парфюмерия на лице женщины
– прямое оскорбление Богородицы. Женщина и без пудры-помады красива…
О. Герман, духовник и благочинный монастыря – Мария, дальше некуда.
Вот бы кого мне духовником... Но я – на послушаниях, у него – ни
минуты свободной, некогда толком поговорить. Однако даже те редкие
и краткие общения с ним для меня бесценны. На второй день по нашем
приезде о. Герман, благословив меня, чуть насмешливо сказал негромким
певучим голосом: "Писатель…" – "ты наш", –
добавил я мысленно. Накануне я передал ему 33-й номер нашей газеты
с замечательной статьей о Соловках Людмилы Стасенко и моей – о них
же.
– Ну, как статья-то?
– Духовнее надо писать…
Духовнее-духовнее… Легко сказать! Найдутся ли во всех языках Земли
слова, достойные передать святость святого места и его воздействие
на человеческую душу, что там совершается-происходит? У меня в
любом случае таких слов искать-не сыскать. Калибром не вышел. Из
рогатки не выстрелить пушечным снарядом. Святость, духовность
– как раз то сокровенное, глубинное, что так просто осквернить,
замутить, неточным словом, но никогда – молчанием…
О. Зосима, как и положено отцу-эконому – Марфа-концентрат. Весь
в делах, везде без суеты поспевает. Подошел однажды к нам, когда
мы кололи двора, и показал, как это делается на самом деле. Колун
– чуть выше плеча и – резкий клевок. А мы-то, аж из-за головы –
у-ух! Раззудись-размахнись! Когда я попробовал прием этого щуплика-недомерка,
дело пошло. Подчас о. Зосима резковат и строг не в меру. Всё это
только кажимость. Сойдешься поближе – сама теплота и любовь. Как
он привязался к Арсеньке Кузнецову (они с мамой-Леной поспели аккурат
к Преображению Господню)! Столько в глазах, голосе, нежности к
мальчишке! А что до Арсеньки, он тоже работал с нами – отвозил дрова
на тачке в сарай. Не всяк в свои 12 лет (там и отметили: лимонадом,
яблоками и булочками) так достойно трудится…
Иеродиакон о. Герасим, с которым мы больше всего имели дела и в
этом и в прошлом году, – именно он распределял нас на послушания,
– узнал меня (только имя пришлось напомнить) сразу, обрадовался.
Там всегда радуются приезжающим повторно. В одном разговоре попросил:
– Костя, включи меня в свой синодик…
– Отец Герасим, я за вас четверых (он знал, кого я имею в виду)
с прошлого года молюсь каждый день.
Глаза о. Герасима вспыхнули на мгновенье. "Спаси, Господи…"
За несколько дней до моего отъезда начал говорить что-то очень
теплое. Потом махнул рукой:
– Давай без лишних слов… Главное, что на душе, на сердце. (Самого
главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце. Лис из "Маленького
принца"). Ты непременно приезжай на тот год. А то, может,
останешься?
– Нет, отец Герасим. Я человек городской, мирской. А потом, у меня
семья, две внучки. Я в них влюблен…
Похожий разговор был и с иеромонахом о. Петром, в прошлом году
еще дьяконом. Я и тогда восхищался его мощным голосом, его величественным,
когда он в облачении, обликом. Переоблачившись в рабочий подрясник,
о. Петр тут же делался добродушным с хитрецой мужичком. Кто бы
сказал, что он – москвич, выпускник МИРЭА? Накануне моего отъезда
о. Петр приобнял меня:
– Костя, непременно еще приезжай. Даже если уже и работать не сможешь,
всё равно приезжай. Мы тебя кормить будем…
– Отче Петре. Если у Господа нет на меня других планов, на тот
год обязательно приеду. И дальше. Буду проситься у нашего отца
настоятеля на полтора месяца. Вообще, знать, когда, – помирать бы
сюда приехал…
– Да-да. И лежали бы рядышком…
А еще он обещал молиться о моем брате Владимире, чтобы Господь
дал ему веру…
Выхожу утром окунуться в Святом озере и застыл. Насыщаю память
восходом, чтобы надолго. Появляется согнутая напополам буквой
"Г" фигура матушки Марии, родной мамы о. Иосифа, настоятеля
монастыря. Увидела меня, улыбнулась, поздоровалась, помолчала. Потом
говорит: "Мы каждое утро к мощам Зосимы, Савватия и Германа
прикладываемся. А у нас под ногами – сплошь мощи новомучеников.
По мощам ходим"…
Улучил попасть на обзорную экскурсию по монастырю. Вела Марина
– москвичка, три языка, поет в храме Николы в Кузнецах (помню ее
по прошлому году, она и в трапезной успевала и экскурсии иностранцев
водила). Узнал много нового и интересного. В моих прошлых текстах
о Соловках (в нашей газете и "Истине и жизни") есть неточности,
но незначительные. В качестве государственной тюрьмы Соловецкий
монастырь использовался уже при Иоанне IV, и за первые четыреста
лет через нее прошло сто узников. За 35 лет СЛОН'а и СТОН'а – десятки
тысяч жертв. Sieg Heil!, партия большевиков-ленинцев!
О судьбе святомученика Филиппа, митрополита Московского, Марина,
в частности, сказала, что по приказу Иоанна IV он был задушен Малютой
Скуратовым. Филипп осуждал опричнину и отказался благословить
какое-то очередное кровавое дело царя-душегуба, кажется, покорение
Пскова. Убив старика, Скуратов упрекнул монахов: "В какой
духоте вы держите Филиппа! Он у вас там задохнулся". Не развивая
мысль дальше, Марина просто сказала, что считает святотатством
даже разговоры о причислении Иоанна IV (и, пока еще потихоньку,
в сослагательном наклонении, Малюты Скуратова) к лику святых.
Не понимаю, как люди, вовсе неглупые и, казалось бы, близкие к
церкви, знаю даже одного священника, могут называть свирепого убийцу,
под конец царствования вместе со своим подельником обезлюдевшего
Россию, христианином и мудрым правителем. Кровь жертв вопиет!
Если так, найдутся желающие и Сталину нимб пожаловать. Чем не братья,
по мукам безвинно убиенных? Одной хазы братаны. Один кол осиновый
по их могиле плачет. Впрочем, мы назначаем "святыми"
тех, кто ближе нам по духу. Случается, "святые" разоблачают
свой народ…
На Анзере, возле самой вершины Голгофы, стоит та самая береза –
распятье. По довольно известной фотографии трудно угадать ее высоту.
Нет масштаба. На самом деле она высокая, ей вряд ли менее 60 лет.
Она застала и СЛОН и СТОН. Остается удивляться, что коммунисты ее
не спилили, как поступили они в 1960 г. с сосной близ вятского
села Великорецкого, на которой в 1383 г. было явление иконы Николая
Угодника. Лет 700 та сосна прожила, пока большевики не распознали
в ней скрытого врага народа и не казнили…
Страшное место Анзер, карцер Соловецких лагеря, потом тюрьмы. Не
только неисчислимостью жертв и страданий страшное, но и нулём
гарантий, что урок усвоен. Нас, homo'в sapiens'ов, хлебом не корми,
дай исполнить шаг на месте по граблям. И то верно! Старые грабли
бьют надежнее. Не только я, куда как более достойные и известные
люди взывают о покаянии всего нашего разноплеменного народа за
многовековое небрежение к воле Божией, за…, за… Впрочем, говорено
не раз, у всех уже на ушах навязло. Как принято выражаться в высших
чиновных кругах, процесс пошел. Я имею в виду – Апокалипсис. И не
остановить его. Потому что нам всё по фигу. У нас есть дела и поважнее
Спасения. Ненавидеть друг друга. Стрелять без промаха. Или взрывать
– так производительнее. Вот, только о поколении внуков душа плачет.
Побывать и на Анзере и на Секирной горе – тоже тюрьма в тюрьме
– просто необходимо. Постоять, подумать, помолиться, поплакать
в душе. Но больше я, скорее всего, туда не поеду. Не та болячка,
чтобы растравлять снова и снова…
Знакомый еще по прошлому году Саша из Зеленограда рассказал историю
Троице-Сергиевского монаха, приезжавшего на Соловки. По крови
чех. Родился в католической семье, вырос в католической традиции.
Соприкоснувшись случайно с православием, вдруг в одночасье остро
понял, что именно оно наиболее полно сохранило дух христианства.
Перешел в нашу веру, приехал в Россию. Здесь окончательно пришел
к выводу, что если и ждать миру спасения, то – через Россию. Не
комментирую. Не сталкиваясь с католичеством, не зная его, не смею
судить, спасутся католики и протестанты или нет. Полагаю кощунственной
дерзостью что бы то ни было решать за Бога. Однако, если Благодатный
огонь в Иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху действительно
нисходит только на православный алтарь, то, собственно, о чем еще
говорить?! – "Се Сын Мой Возлюбленный!" И эти свидетельства
заставляют меня снова и снова благодарить Господа за то, что Он
дал мне жизнь именно в моей стране с ее страшной и героической,
гнусной и величественной историей, в моей православной вере, в
моем народе, к которому и боль моя, и восхищение, и омерзение.
Для всех этих противоречий постоянно нахожу подтверждения, подпитываюсь.
В тему – еще несколько любопытных свидетельств. Два монаха приехали
на остров из Молдавии вскоре после восстановления статуса монастыря.
Один поляк, католик – из Львова. Как и тот чех, о котором было
говорено, этот, уже взрослым, соприкоснулся с православием, перешел
в него и вскоре, чуть не автостопом, приехал на Соловки. Уже семь
лет здесь. И тем молдаванам, пусть даже и изначально православным,
и этому поляку далеко не сразу удалось привыкнуть, вписаться в
совершенно незнакомые обычаи, привычки, правила. Но – вписались,
приняли, привыкли, и как представить себе соловецкую монашескую
общину без них?..
Однако на солнце не без пятен. Еще в прошлом году меня шибанула
одна история. Во времена СЛОН'а вместе с православными на Соловках
были заключены католические и иных конфессий священники. Большинство
там и осталось… Несколько лет назад монастырь посетили паломники
из Италии и, с разрешения о. игумена, установили на месте погребения
католических пастырей большой крест. Свой, разумеется. Приехав
на следующий год, креста не обнаружили. Место захоронения было
осквернено. Никаких разъяснений на этот счет получить не удалось.
Насельники монастыря ссылались на то, что крест находится за пределами
стен, а значит и опеки обители, а светские власти
– на то, что охранять религиозные объекты не обязаны. Тогда итальянцы,
опять-таки, без своеволия, вновь установили свой католический крест
и памятную табличку с именами здесь упокоенных – известных христианских
богословов и архипастырей. На следующий год вместо того креста
появился наш православный, а табличка исчезла. Я не хочу пространно
комментировать. Стыдно. Единственно, что скажу: есть у нас враг
пострашнее самых стрррашных католиков. Наша ненависть ко всему,
что отличается от нас. Как с нею в Царство Небесное?..
Первую неделю – жара. Купались в Святом озере по 3-4 раза в день.
Вода – свежей дойки молочко. А потом на Соловецкие острова пришли
дожди… дожди… С ними туман, морось. Пространство сокращается до
– рукой достать. В любом ином месте такое навевает уныние, тоску.
Но только не здесь. Белая муть, съедая подробности, оставляет лишь
очертания башен и стен монастыря. Обитель обретает особую мистику.
Зато всю праздничную неделю: Преображение Господне, Память Зосимы,
Савватия и Германа, Собор Соловецких святых, память Соловецких
Новомучеников, а потом и на Успение Пресвятой Богородицы солнце
работало, не отлынивая.
Во всякую погоду я не пропускал хотя бы раз в день обойти монастырь,
веря и не веря, что не сплю, могу прикоснуться щекой к рыжеватому
лишайнику ледникового периода валунов. Святость не приедается.
Но сколько же еще предстоит поработать, чтобы привести монастырь,
каждое его сооружение в достойный его истории, его духа вид!..
Капля – камень равнодушия точит. Снова и снова повторяю, и буду
повторять при любом удобном и неудобном случае. Пока не обратятся
наши сердца и руки, наши мысли и души к нашим собственным святыням,
пока не поймем, что именно здесь наше место, здесь Господь ждет
наших усилий, – не сможет Россия возродиться. Без наших в поте лица
усилий бесполезно и безнравственно уповать на покровительство
Богородицы и небесных сил. Там халява – не поощряется. Солью земли
назвал Спаситель тех, кто идет за Ним. Солью земли Русской дерзну
назвать тех, кто своим трудом помогает возродиться-выжить русским
православным святыням. Всех наших мальчишек и девчонок, зрелых
мужей и жен, которые не считают напрасно проведенным отпуск в
трудах в Соловецком, Валаамском, Коневецком и так далее и так далее
монастырях. Но! Если в армейский котел бросить лишь несколько крупинок
соли, каша так и останется несъедобной. Соли земли не бывает слишком
много. Я спросил о. Герасима, когда стоит приезжать с наибольшей
пользой для монастыря. "С конца мая и до начала ноября, и чем
вас больше, тем лучше. Никто не останется без дела. "…
28 августа вместе со мною уезжало много трудников. На причал пришел
о. Петр. Попрощаться, благословить нас. Весь такой растроганный.
Рыжеватая борода, крупное доброе лицо, красные жилки, слёзы на глазах.
У меня самого еще за неделю до отъезда – раздвоение души. Всё сильнее
печаль по поводу вот-вот отъезда, и – аж не могу, хочу к двухлетней
лапоньке Машке, ее новорожденной "сест'ёнке" Лизаньке,
ко всему, что дорого и любимо… А на причале – пеленой на глазах
печаль расставания. И я упросил Господа вернуть мне умение плакать
– в детстве частенько бывало. По делу, но чаще без дела…
Вглядываясь с кормы "Святителя Николая" в тающие силуэты
Соловков, я не прощался. Минута длится долго. Час проходит куда
быстрее. Год пролетит, – не замечу. Когда-то в конце каждого своего
путешествия я бодро приговаривал: "Поход окончен. Да здравствует
поход!". Я, хоть и пессимист, но – жизнерадостный…
2003
|