|
к началу раздела>>
к списку статей Константина
Семенова>>
Константин Семенов
Я ЗАБОЛЕЛ СОЛОВКАМИ
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Божие силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его.
Матф. 11, 12.
Соловки – место дважды святое. Всемирно известный шестисотлетний
монастырь – земля на семь саженей промоленная. И СЛОН – начало
ГУЛАГ'а – невообразимый сонм новомучеников, земля пересыпанная костями
не на ту же ли глубину? Как осознать это сочетание вполне? Как отзывается
душа наша на такую даже для России исключительную святость? В нынешнем,
2002 году Господь сподобил меня провести там семнадцать дней. Каждое
утро в молитве благодарю Его за это...
***
Обитель получила свое имя от архипелага, что лежит в западной части
Белого моря в полусотне километров от карельского побережья. Монастырская
крепость высится в южной части западного берега Большого Соловецкого
острова. На окружающих его островах: Бол. и Мал. Муксалме, Анзере,
Заяцких – стоят скиты. Основание обители относят к 1429 г., и связано
оно с именами монахов Савватия, Германа и Зосимы.
Карту Большого Соловецкого, смело сравню с голландским сыром в
разрезе, – остров изрешечен большими и малыми озерами; их общее
зеркало вряд ли меньше трети его общей площади. Соединив некогда
часть этих озер, монахи создали для своих нужд внутриостровную навигационную
сеть. Северная часть острова приподнята, вода сама течет из одного
озера в другое, благодаря чему каналы не заросли травою и не заилились.
Теперь это маршрут для экскурсантов и туристов.
В лучшие времена насельников в обители было много, чуть ли не полтысячи.
Они вели свое хозяйство, ловили рыбу, занимались науками и ремеслами,
торговали с Архангельском, не забывая при этом самое главное –
молитву. Говорят, здесь в открытом грунте выращивали культуры,
для таких широт диковинные, чуть ли не дыни и арбузы. Сам я в эти
легенды верю с трудом…
В свое время монастырь представлял собой грозную крепость. Первый
ратный её экзамен в 1571 г. принимали шведские военные корабли.
До сражения дела не дошло, шведам хватило увидеть стены, чтобы
убраться восвояси. Богаче событиями история прихода к Соловкам британского
фрегата в 1854 г., во время крымской войны. Командир судна потребовал
от монастыря сдачи. Монахи отслужили молебен, прошли крестным
ходом по стенам обители. Крепостные пушки к тому времени устарели
на доброе столетие, но случайно выпущенное шальное ядро угодило
фрегату в борт. Когда капитан корабля в подзорную трубу увидел
на крепостных стенах монахов, его изумлению и, я полагаю, ярости,
не было предела. Фрегат открыл ответный огонь, который длился несколько
часов и превратил бы любой город в развалины, но когда канонада
прекратилась, и дым рассеялся, британские моряки не увидели никаких
следов обстрела. Дальше произошло комичное. Чайки, возмущенные учиненным
беспокойством, всей местной популяцией налетели на фрегат, атаковали
его и, пикируя, обсыпали судно пометом, осквернив и флаг Ея Королевского
Величества военно-морского флота, и мундир командира фрегата, после
чего судно с позором удалилось, – пожалуй, единственное забавное
событие за всю историю Соловков. (Как точно легенда соответствует
исторической истине – мне неведомо, но, насколько я знаю повадки
птиц, рассказ об атаке чаек вполне правдоподобен. Моему сыну, в
семь лет, вздумалось замахнулся палкой на ворону. Та улетела за
подкреплением, и – мама с трудом отстирала Мишкину рубашку.).
В основном, жизнь монахов – это труд, противостояние суровой природе,
и – молитва, молитва, молитва… А что касается трагической стороны
монастырской жизни, то она началась еще во времена Алексея Михайловича*,
второго из династии Романовых, Тишайшего. Именно этот кесарь не
счел святотатством устроить в монашеской обители государственную
тюрьму. Не знаю, сколько узников тут было до 1917 года**, но пришедшие
к власти большевики скоро превратили монастырь сначала в СЛОН (Соловецкий
лагерь особого назначения) – один из самых страшных островов архипелага
ГУЛАГ'а, – который затем преобразовали в СТОН (тюрьма). Символичнее
не придумаешь…
Очень прошу, родные мои, не принять боль, горечь и ревность, которых
я не мог, да и не стал избегать в дальнейшем тексте, за насмешку,
издевку, тем более – за упрек.
Но!.. Знаю московский приход, из которого ежегодно 200-250 человек
(4-5 автобусов) отправляются в паломнические поездки. Во Францию,
Италию, Черногорию. Приблизительно столько же – на день-два по
монастырям ближнего и дальнего Подмосковья. Тоже паломниками.
А если кто и едет в какой-нибудь монастырь потрудиться, – это считанные
и неведомые остальным одиночки. Вряд ли этот приход единственный
в своем роде. Не осмелюсь обвинить своих братьев и сестер во Христе
в равнодушии к отечественным святыням. Думаю, главная причина таких
перекосов – неведение. Доски объявлений многих московских храмов
увешаны рекламными листками паломнических служб – это их работа,
это их заработок. Но когда я обратился в Соловецкое подворье в Москве
за советом, когда и как лучше всего ехать на Соловки трудником,
мне сказали, что они этим не занимаются, дали телефон обители, чтобы
я договаривался сам. Почему монастыри, задыхающиеся от нехватки
рабочих рук, не зовут нас? Не приходит в голову? Боятся побеспокоить?
Ждут, что сами догадаемся? Но ведь дитя не плачет – и мать не разумеет.
Поймите меня правильно. Нет на земле ни одной страны-народа-языка,
к которым бы я испытывал неприязнь. К святыням Лурда, Тэзе, Мир
Ликийских, Меджугорья я отношусь, как и полагается относиться к
любой святыне – с благоговейным почтением. И вместе с тем несколько
отстраненно. Я люблю анганглийский и украинский языки, и в joke-розмове
(шутливом трёпе) могу вставить слово-другое из любого из них. Но
как русский человек (при всей смеси кровей, текущей в моих жилах)
серьезный разговор – только по-русски. И почтение к нашим, российским
святыням у меня – сокровенное. Кроме того, признайтесь, родные мои,
паломнические поездки к зарубежным святыням в большой степени –
поиск новых впечатлений, праздник, фестиваль песни о том "как
хорошо жить братья вместе,.. это словно елей на бороде Аарона",
и многое иное. Не призываю никого к тому, на что сам абсолютно
не способен – к суровой аскезе. Но всё же быть христианином любой
конфессии – это, прежде всего, труд, напряженный и суровый: молитвенный
или даже просто физический, до усталости, порою до изнеможения.
На христианском языке – делание.
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. (Притч.
5,15). Кто из нас, родные мои, пойдет к радушному соседу пусть даже
не на пир-застолье, а помочь в его домашних делах (речь не идет
о чрезвычайной нужде), коль в нашем собственном доме разор и запустенье,
без наших рук лишь усугубляющиеся? Кто из нас станет вкушать прекрасные
яблоки из прекрасного соседского сада, оставив на опадание и гниение
не менее сладкие и ароматные свои? Ни один из зарубежных, часто
с любовью посещаемых мест паломничества не рухнет, если мы туда
не поедем, либо будем ездить реже. У зарубежных братьев по вере
мы приятные гости, из тех, кому рады, но кого, не видя, не вспоминают
и не спохватываются. А Соловецкий монастырь просто не выживет без
нашего внимания и помощи. И эти мои слова распространяются, увы,
почти на все российские православные святыни, где нужны наши руки,
наши сердца, наши пожертвования, наши молитвы. Я был – в Соловецком
монастыре, но прошу всё сказанное мысленно распространить на сотни
других русских православных монастырей силятся, которые возстать
после десятилетий безбожной власти. Им без нашего участия не подняться.
Они безмолвно взывают к нам о помощи. Неужели не откликнемся?
На государство-то наше надежда известная. У него, у государства
российского, своих забот по горло, куда как важных. Посытнее накормить
орды своих чиновников. Не дать угаснуть чеченской войне. Найти,
с кем бы еще повоевать. Бодаться то с Западом, то с Востоком, чтобы
не иссякали запасы врагов. Издавать законы о том, кому, как и во
что верить, и какая вера традиционная, какая – нет. Да мало ли
еще? А может оно и к лучшему? Чем дальше ястребиный глаз нашего
кесаря будет от дел Боговых, от церкви, тем больше надежды, что
она, церковь наша, не испробует на себе в очередной раз кесаревых
когтей и клюва. Так что мы и только мы, доброхоты (в прямом, не
в нынешнем глумливом смысле этого слова), можем и обязаны поддерживать
и созидать монастыри, храмы, часовни Божии. Им, не устану повторять,
нужны и молитвы наши, и пожертвования, и труд,
В самой Соловецкой обители чуть больше десяти монахов, на всем
архипелаге, с учетом скитов, – порядка тридцати. Такими силами
не то, что привести монастырь в порядок – поддерживать уже существующее,
невозможно. А хозяйство там немалое: коровье стадо, пусть небольшое,
на которое надо запасти сено на зиму и которое нуждается в ежедневном
уходе; огород, тоже требующий заботы; катер, несколько автомобилей
и трактор – не обойтись без опытного механика. В уже обжитых
зданиях печное отопление – нужны дрова. Не говоря уже о том, что
больше половины сооружений ветшают без реставрации и ремонта.
Главное, ради чего человек уходит из мира в монастырь – это труд
Марии: общение со Христом, молитва, и необходимость в пусть менее
утонченных натурой, но трудолюбивых и заботливых Марфах, – огромная.
Марии взывают о помощи. Сам я Марфа – дальше некуда, готов за Марию
делать всё, пусть бы только она за меня молилась. Ее молитва – не
чета моей…
Что касается именно Соловецкого монастыря, то трудникам здесь рады
круглый год, причем летом потребность в них пиком возрастает. По
моим представлениям мужские руки нужны еще сильнее, чем женские,
и особенно – руки искушенные в каком-нибудь ремесле: плотницком,
слесарном, златошвейном, поварском… Не останутся без полезного
дела и те, кто, не ропща, согласен копать землю, пилить-колоть
дрова, таскать камни, косить сено, чистить картошку, мыть посуду.
К концу лета наступает особое послушание для сестер: собирать грибы
и ягоды, часть из которых тут же идет в трапезную, часть заготавливается
на зиму.
Приехавшим на послушание придется заранее смириться с мыслью, что
им, может быть, не удастся побывать на острове Анзер или на Секирной
горе. Анзер и Секирка… Два особо скорбных места на архипелаге.
Две особые святыни новомученические: места массовой смерти узников.
Верещагинский "Апофеоз войны" показался бы здесь детской
пирамидкой. Как я хотел побывать там, поплакать-помолиться! Но
– в трудах послушнических не удалось.
Трудничать на Соловки приезжает не каждый. Ни вечерние пьяные застолья,
ни гадкие разговоры, ни сквернословие труднику не угрожают. Но народ-то
собирается с самых разных краев-мест. О чем не переговоришь, душа
к душе, заполночь, забывая, что завтра, то есть, ой, уже давно как
сегодня, надо встать так, чтобы успеть на шестичасовую утреню с
акафистом. И так – каждый Божий день…
Утреннее богослужение идет до восьми. До девяти часов отдых: можно
почитать или подремать. В девять – развод на послушания. До полудня
работа, потом – первая трапеза, завтрак. До часа время отдыха,
затем работа до четырех, после чего – "полдник". До пяти
отдых, и – снова работа. Номинально до восьми вечера, но нередко,
чтобы закончить какое-то определенное дело, и позже: всё равно
ужин – только после вечерней службы, то есть не раньше половины
десятого. Дней за пять до Преображения Господня из Софрино привезли
паникадило для Спасо-Преображенского собора, главного в монастыре,
и нам, чтобы успеть к престольному празднику, приходилось трудиться
и после ужина. Собирали леса, монтировали семиярусное паникадило,
леса убирали, делали генеральную уборку собора. Зато каким праздничным
был для меня последний день на Соловках, Преображение Господне.
Приехало много паломников, и среди них – такой радостью мне было
увидеть нескольких одноприхожан.
Монастырская кормежка непритязательная, но вполне вкусная, и в
достатке. В поселке, окружающем монастырь, несколько частных
банек, есть и монастырская, так что всегда можно найти, где помыться.
Мы, наша компания, почти каждый вечер окунались в Святое озеро,
соль-пыль смыть, ободриться после трудов праведных напряженных.
Соловецкие "удобства" для трудников – ровесники большинства
остальных сооружений монастыря; их основные конструктивные концепции
были тиражированы во всех привокзальных заведениях того же назначения,
с той разницей, что здесь они содержатся в достойной подражания
чистоте и почти не оскорбляют обоняния.
Родным нашим сестрам во Христе придется смиренно принять некоторые
требования монастырского устава: на службу и в трапезную появляться
в юбках, в храм не заходить без головного платка (заодно сестры
смогут убедиться, что платок своим весом не перетрудит даже самую
слабую женскую шейку, а их облик только выиграет), на богослужении
братья стоят по правую (сестры по левую) сторону от прохода и первыми
проходят к причастной чаше, как, впрочем, и в трапезную.
Тех, кто решится поехать на Соловки в первую половину лета, встретит
множество комаров, так что надо запастись терпением, и репеллентами.
Но, поверьте мне, родные мои, всё это мелочь, о которой можно и
не вести речи. Главное, здесь возникает особое чувство своей нужности,
причастности к общему подлинно богохвалимому деланию и особые
близость-дружба. Вместе со мной трудились, в основном, молодые
парни, лет 30-35-ти. Как не похвастать, что я не так уж заметно
отставал от них в любом деле? А если, коля дрова, наловчиться
попадать топором в нужное место, дело и вовсе пойдет на лад. Мы
сблизились, мы огорчались, когда у кого-то подходило время отъезда,
мы обменялись адресами, чтобы и на следующее лето всем снова собраться
здесь.
Уж на что я, пенсионер за шестьдесят, и то при прощании монахи,
которые давали нам работу, звали меня и на следующий год. И, не
боюсь повториться, это чувство своей необходимости так д`орого,
что уезжать не хотелось. Вроде бы уже и без внучки стосковался,
и семью хотел видеть, и храм родной, и одноприхожан, из коих мне
большинство хорошо знакомы и близки.
Сколько трудников было в монастыре во время моего пребывания там,
сказать нелегко. Наша группа – десять-пятнадцать человек, ее состав
постоянно менялся. Были еще люди на иных послушаниях, сколько –
Бог-весть. Точно знаю, гораздо меньше, чем остро необходимо.
Каждый день я вновь и вновь обходил монастырь и, преисполнившись
благоговейных чувств, мне, в общем-то, не очень свойственных,
глаз не мог оторвать от суровой фортификационной красоты, дикой
мощи стен и башен, сложенных из многотонных – никакому Гераклу
от земли не оторвать – живых валунов (ни архивы, ни устные предания,
ни раскопки археологические не раскрыли с достоверностью технологической
тайны подъема таких тяжестей на высоту восемь-двенадцать метров).
Пытаться передать, что я в эти минуты думал-переживал, – слов таких
нету в моем словаре. Я не мог до конца поверить, что вижу всё наяву,
завидовал самому себе, одновременно печалуясь, что пройдет десять…
девять… вот уже только три… дня, и Соловки уйдут для меня в прошлое,
в историю, хорошо, если только до следующего года…
О. Герман, благочинный и духовник монастыря, дивно светлая личность,
благословил меня причащаться часто, что я и делал все три Соловецких
воскресения. И вот последнее утро, последняя литургия, последнее
причащение на Соловках, последние часы перед отъездом. Я стою на
корме "Василия Косякова", перед глазами одухотворенно
прекрасные лица о. Германа, о. Зосимы, о. Герасима, о. Петра,
о. Мисаила (судьба и пути, приведшие сюда каждого, достойны особого
рассказа, но без их ведома, не посмею), иных, чьих имен я не знаю...
Монастырь уплывает в туман, становится всё призрачнее и меньше размерами,
не теряя при этом своего священного величия. За кормой – чайки.
В какой-то песне они стонут и плачут, и я думал, что это придуманная
красивость. Но нет, обычно крики чаек и впрямь – болезненный стон
и тоскливый плач. А тут – требовательный азарт. Люди подбрасывают
кусочки хлеба или булок, птицы ловят на лету, а иные, аккуратно,
ни разу не причинив боли, снимают угощение прямо с пальцев.
В первых числах августа, когда я приехал на Соловки, солнце ни
за что не хотело садиться, не дождавшись, когда мы угомонимся-заснем.
После летнего солнцестояния день в этих широтах сокращается стремительно,
и 19 августа ночь была, хотя и короткой, но уже темной. Мы, трое
сотоварищей по трудам Соловецким, бродим по ночной Кеми. Сна ни
в одном глазу. Наш поезд – утром. Не упускать же случай увидеть
знаменитый деревянный Кемьский собор?! Даже сумерки, даже леса,
даже забор не скрыли, какой он соразмерный и ладный, с его пятью
шатрами-главками, из которых центральная, как водится, выше.
А когда мы, также не торопясь, шли в сторону вокзала, снова и снова
вспоминая самые яркие события наших Соловецких дней, в небе вдруг
запылала спол`оха. В детстве я их перевидал несчитано. Но от неожиданности
– обычно спол`охи бывают к сильным морозам, в Якутии они никогда
не загорались раньше начала ноября, – я принял ее за облако, но
тут же разобрался, что к чему, и когда мои друзья заголосили, ой,
Константин, что это?, всё им объяснил. Спол`оха горела, переливалась
и мерцала то занавесью, то извилистой в поперечную полоску со светло-зеленоватым
отливом ковровой дорожкой, и глаз от всего этого невозможно было
отвесть. Вдруг осенило, что сегодня, в день Преображения Господня,
Он шлет нам знак любви Своей. Мы невольно крестились на этот свет
и благодарили Господа и за Соловки, и за труды наши, и за это вот
Полярное сияние, которое спокон века на Русском Севере называли
спол`охой…
Так до чего же хочется надеяться, что число тех, кто в следующие
годы предпочтет послушание, трудничество в одном из православных
монастырей России, постепенно сравняется, а потом и превзойдет
число стремящихся за святынями в дальние страны, свои, мол, никуда
не денутся… А что касается наших возлюбленных братьев во Христе
из зарубежных монастырей, узнай они о нашем новом выборе – одобрят,
порадуются и помолятся и за нас, и за православие…
Ноябрь 2002 г.
--------------------------------------------------------------------------------
* Уточнение №1 (2003 г.). Первые узники появились в Соловках при
Иоанне IV. (Примеч. автора)
** Уточнение №2 (2004 г.). За первые 400 лет монастыря – порядка
трехсот. (Примеч. автора).
|