|
о. Петр Мещеринов
250 лет со дня рождения Моцарта.
Источник Церковный Вестник, 1-2 январь 2006
27 января 1756 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста
в австрийском городе Зальцбурге в семье музыканта Леопольда Моцарта
родился младший сын. Мальчика назвали Иоанном Хризостомом Вольфгангом
Феофилом (последнее имя известно всем в итальянской транскрипции
– Амадей). С четырёхлетнего возраста в Вольфганге Амадее стал обнаруживаться
необыкновенный музыкальный дар. Изумлённый отец писал: «я мог бы
рассказать о таинственном гении моего сына и подробно описать, с
какой сказочной быстротой он постиг музыкальную науку»... С шестилетнего
возраста Вольфганг стал сочинять музыку; кроме того, он в совершенстве
овладел игрой на клавире и других музыкальных инструментах. Родители
чудо-мальчика организовывали гастроли по разным странам, удивляя
его искусством вельмож, князей, королей и самого Римского папу.
Слушая необыкновенного концертанта, владыки мира сего умилялись
до слёз и осыпали ребёнка поцелуями, а маленький Моцарт при этом
доверчиво спрашивал: «а ты вправду меня очень-очень любишь?», чем
приводил королей и князей в немалое замешательство...
По отзывам знавших его людей, Моцарт был чрезвычайно живым, весёлым,
дружелюбным, глубоко чувствующим, добрым и благородным человеком.
В нём постоянно жила музыка; созрев в его сердце, она заносилась
на бумагу почти без помарок. Моцарт хорошо сознавал источник своего
чудесного музыкального дара. Он говорил: «музыка приходит ко мне
просто потоком. В моём мозгу я не слышу произведение в его развёртывании,
но держу его целиком, одной глыбой, так сказать. Всё это проходит
во мне как волшебный и грандиозный сон. Как происходит, что я не
забываю это, как забывается сон? О, наверное, это самый бесценный
дар, за который я должен возблагодарить моего Создателя».
Моцарт был глубоко верующим человеком. Его религиозность была,
как и всё в его жизни, живой и неформальной; она не могла ограничиться
только обрядовой стороной католической Церкви, к которой принадлежал
композитор (как видно из его писем, он часто исповедовался и причащался);
он постоянно искал нравственного и духовного смысла жизни. В письме
к отцу Моцарт писал: «я всегда думаю о Боге, признаю Его всемогущество
и страшусь Его гнева. Но я знаю и Его любовь, Его сочувствие и сострадание
к тем, кого Он сотворил. И никогда Он не оставит тех, кто Ему служит».
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Существует
легенда об отравлении композитора. Трудно сказать, насколько она
истинна. Моцарт жил как бы в «два раза быстрее», интенсивность его
внутреннего существования была чрезвычайно высока – это отмечали
все близкие композитора. В своём возрасте, который для современных
людей – безоблачное начало самостоятельной активной жизни, Моцарт
много размышлял о смерти. «Я никогда не ложусь спать, не поразмыслив
о том, что на следующий день, быть может, меня уже здесь не будет»,
писал он, «и, однако, никто не может сказать, что я пребываю в грусти
и печали. Я благодарю моего Господа за то, что Он осчастливил меня
пониманием смерти, этой лучшей подруги человека. Я благодарю каждый
день моего Творца за это высшее счастье и сердечно желаю его всем,
себе подобным».
Музыка Моцарта уникальна. Она утешает, возвышает и очищает душу.
Слушая Моцарта, как будто дышишь свежим воздухом в зимнем утреннем
солнечном лесу. Если творчество Баха в двух словах можно охарактеризовать
как глубину и совершенство, музыку Гайдна и Генделя – как здоровье
и радость, то Моцарт – это утончённость и небесная красота, выраженная,
насколько это возможно, в звуках. Вместе с этим в творчестве Моцарта
за кажущейся «лёгкостью» мне видится первая, главная «проблема»
человека и человечества. Человек – сотворённое Богом по Его образу
и подобию, но вместе с тем падшее существо. Художественное отображение
этого было дано Моцарту; от того его музыка необыкновенно светозарна
и гармонична, но вместе с тем – глубоко, невероятно трагична. Моцарт
совместил в своём творчестве Божий свет, сущий в каждом человеке,
и кошмар существования его в падшем и смертном мире...
В наше время, когда культурное пространство разрушается, когда
над людьми властвует пошлость, мелочность, стадность, нам необходим
Моцарт. Своей подлинной эстетической драгоценностью, высокой религиозностью,
очевидным воспитательным и нравственным достоинством при одновременной
доступности, его музыка лечит и избавляет нас от расхристианизированной
современной антиэстетики, низости и попсы, возвращая нас в лоно
великой христианской европейской культуры и обращая наши сердца
к Тому, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный
(Иак. 1, 17) – к Богу, служителем Которого всегда был и осознавал
себя Вольфганг Амадей Моцарт.
|