Юбилей о. Александра Борисова

 

Всякий юбилей — это как бы итог определённого времени, который прожил человек, а тем более — такой юбилей, как 70 лет.

В жизни о. Александра вырисовываются три основных этапа:

1. когда он был биологом в академическом институте;

2. когда он служил дьяконом в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине;

3. когда он стал священником и получил приход храма бессребреников Космы и Дамиана.

К счастью, я был знаком с о. Александром все эти периоды и помню его с 70-х годов.

Так, я помню, как в Новой деревне матушка Нонна спрашивала о. Александра Меня, нужно ли ей присутствовать на защите кандидатской диссертации мужа — ведь она в ней ничего не понимает? И о. Александр ответил: «Это ничего, что ты не понимаешь. А Саше приятно видеть тебя на своей защите». И я помню, как мы все радовались тому, что Саша блестяще защитился, и ждали, что он станет большим ученым. И хотя нашим ожиданиям не суждено было сбыться, но научный подход сохранился у о. Александра Борисова в его книгах, ибо в них всегда четко поставлена задача, с ясной  аргументацией и бесспорными выводами. Причем, это проявляется не только в книгах, но и в быту. Так, на кухне своей крошечной квартирки о. Александр решил сделать антресоль, но вот беда: стена в этом месте кривая, и антресоль никак не влезала. Но о. Александр сделал расчет, и в итоге антресоль точно вошла на свое место. Вообще о. Александр очень рукастый человек, многие вещи в своем доме он сделал своими руками, так, он смастерил механический колокольчик, который приводился в движение с помощью лески, прикрепленной к пластмассовому шарику. Это единственный механический звонок, который я знаю в Москве. (У всех моих знакомых — электрический).

Когда о. Александр Мень не мог куда-либо поехать, он посылал Александра Борисова. Так, я помню, что Александр (тогда мы его звали Шура) приехал на мою свадьбу и очень здорово всё организовал.

Интересно, но в 70-е годы мы могли лишь раз в месяц ездить в Новую Деревню, а в остальные воскресенья мы ходили в Никольский храм на Новокузнецкой. И после храма я с женой Людой, Галя Н. и несколько прихожан заходили к Саше на чай. Благо их квартира была рядом с этим храмом и их дом тогда был открыт для нас. Я помню, его мама Дина Сергеевна увлекалась вышивкой и показывала свои работы, а сиамский кот (тогда это была редкая порода в Москве) прыгал с антресолей на спину Валере У., чем тот был очень польщен. Но самое удивительное — это то, что о. Александр в то свирепое время, когда совсем не было никакой религиозной литературы, находил духовную информацию в ….советских газетах. Он специально завел амбарную книгу и туда вклеивал вырезки. Так, помню, однажды он прочел статью из газеты «Известия», в которой сообщалось о том, что найдено нетленное тело средневековой монахини, которое идеально сохранилось. И это вызвало переполох у ученых, которые не смогли дать научный ответ на эту загадку.

Но совсем сейчас кажется невероятным, что Шура приходил к нам с Людой сидеть с нашими детьми. Это случилось так. После рождения второго ребенка Люда ошалела от многолетнего сидения дома и о. Александр Мень попросил нам помочь отпустить Люду в кино. Откликнулись несколько человек, и среди них Шура. Он приходил к нам с редактором своей статьи, они смотрели за детьми и работали над статьей, а мы с Людой ехали в кино.

О. Александр ещё в те далёкие времена, когда назывался Шурой, обладал какой-то необычайной мудростью. Он мог так сказать о том или ином моменте, что его слова запоминались на всю жизнь.

Помню, я отдал ему за ненадобностью фисгармонию, и он приехал ее забирать. Вот мы стоим в Бабушкино на дороге, ищем машину. А я тогда был алтарником в одной из церквей. И Шура мне говорит: «Понимаешь, Олег, начинать карьеру можно с любой, самой маленькой должности, но важно, чтоб у нее была перспектива роста». И хотя прошло много времени, я часто вспоминаю, что по тому или другому поводу сказал о. Александр.

Ещё помню случай: меня, как человека, работающего в ресторане для иностранцев, вызвали в КГБ для того, чтобы завербовать и сделать осведомителем. И перед допросом я пришел к Шуре, и он долго меня инструктировал, как себя вести и что говорить. Я помню, времени до допроса было много, а я так перенервничал, что даже заснул на некоторое время на его диванчике. Тогда всё обошлось, и его советы помогли мне избежать сотрудничества с органами.

Когда о. Александр стал дьяконом, то уже имел след в КГБ, (у него даже был обыск) и практически не имел шансов получить рукоположение в священника. На все его прошения о том, что он не обладает голосовыми данными для того, что бы быть дьяконом, всегда следовал ответ: «Для маленького Знаменского храма, что в селе Аксиньине, Вашего голоса вполне хватает».

И вот целых 16 лет о. Александр должен был тянуть «Паки и паки» безо всякой надежды стать священником и духовно помогать людям. Ведь не для этого же он поступился научной карьерой?

И лишь в 1998 году он получил священническое рукоположение и в 50 лет стал молодым священником. Трудно понять замысел Божий, почему столь долго Господь испытывал о. Александра. Только восхищаешься его смирением, потому что он, как герой веры Авраам, стоял в вере, ожидая Божьего обетования, в то время, как те, кто «вырвал» рукоположение любой ценой — у некоего ли полуподпольного зарубежного епископа или в одной из многочисленных непонятных деноминаций, появившихся на Украине, в итоге потеряли главное — свою Церковь. А о. Александр за эти годы приобрел такую силу духовной гравитации, что смог притянуть в свою орбиту много людей и, когда был назначен в храм Космы и Дамиана, уже имел свою общину.

И вот это смирение помогло решить много трудных вопросов. Например, типография, размещавшаяся в храме, не могла получить новое место и долго не выезжала. Как поступали в таких случаях другие приходы? Вот, я знаю, один приход не стал дожидаться, когда старые хозяева-реставраторы получат новое помещение: прихожане пришли и выбросили их бесценные реактивы и инструменты на улицу и заняли церковь. Другие в такой ситуации топором перерубили кабель и обесточили станки, оставив ни в чем не виноватых рабочих без работы.

А о. Александр смиренно ждал, когда рабочим типографии, занимавшей храм, дадут новое помещение, и безропотно служил в крошечном храме, созданном там, где сейчас светелка (там от скученности и духоты некоторые падали в обморок) или служил прямо на станках, прикрыв их рулоном бумаги — знаменитая Пасха «на станках». И такое смирение он проявляет во всем. Если бы люди узнали размер его зарплаты, то, уверен, многие бы перестали роптать на свою жизнь.

Однажды мы с друзьями собрались у о. Александра на какое-то торжество. Кто-то прочел стихи, кто-то спел под гитару, я сыграл на трубе. Вдруг отец Александр говорит: «Олег! Дай, я попробую что-нибудь сыграть». Взял трубу и — с ходу сыграл несколько нот и даже маленькую фразу. Я подумал: «Надо же, какой о. Александр открытый ко всему новому. Вот, после шестидесяти научился водить машину. Мои ровесники-композиторы ни в какую не хотят овладевать компом, а о. Александр не только овладел, но посылает всем «соборные рассылки». Вот и на трубе захотел попробовать сыграть».

Ну, конечно такое беззаветное служение людям не может не вызвать ответной любви. Так, когда у о. Александра была операция и я пришёл навестить его в больницу, я увидел поток людей, словно демонстрация, — которые хотели поддержать его.

И эта любовь к о. Александру безгранична до такой степени, что люди готовы идти за него и в огонь и в воду. Так, когда в 90-х некоторые священники неправильно поняли одну книгу о. Александра и даже стали собирать подписи духовенства под письмом против о. Александра, то в храме, я помню, положение было тревожное, ибо даже не знали, в чем смысл обвинений. И вот один прихожанин пошел в стан противников и раздобыл это клеветническое письмо, чем помог правильно построить защиту. Хорошо, что всё тогда хорошо обошлось, а то могли бы ему и «накостылять».

И все же особенное восхищение у меня вызывает библейское мышление о. Александра. Если о. Александр I (Мень) часто объяснял библейские истины, приводя примеры из области науки, других религий, литературы, то Александр II может сделать то же самое, исходя только из Библии. Один святой призвал: «Ешьте Библию, пейте Библию, одевайтесь в Библию, живите в Библии». Всё это же можно сказать про о. Александра. И если протестанты, без конца цитирующие Библию, утомляют этим бесконечным цитированием, то о. Александр каким-то таинственным образом может наполнить тысячу раз прочитанные места таким живым смыслом, что начинает гореть сердце и восхищаться разум.

Создаётся такое впечатление, что каждая клеточка его тела пронизана Библией, и он всегда спешит поделиться этой радостью с другими.

Конечно, нам безумно повезло, что мы жили в эпоху Александра I и живём в эпоху Александра II. И конечно мы хотим, чтобы эта радость никогда не кончалась. Вот почему сегодня мы пропоем юбиляру «Многая лета» и пожелаем, чтобы мы, прихожане, всегда его только радовали, а Господь чтобы благословил его и всех близких его и все дела его.

Отцу Александру Борисову — УРААА!!!!!!

Олег Степурко