27 декабря 2009
Сколько стоит человек
или
Евфросиния Керсновская: Житие


Межприходская встреча, посвященная просмотру фильма "Евфросиния Керсновская: Житие" (ООО "Арт-Нуво студия" реж. В. Мелетин. 2007) состоялась 27 декабря в храме мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова. В центре события была уникальная фигура художника, свидетеля, но, прежде всего, человека, прошедшего и победившего ад сталинского ГУЛАГа. Будучи репрессирована в 1940-м году, сразу после ввода советских войск в Бессарабию, Евфросиния попала в Сибирские лагеря. Не желая мириться с бесконечными издевательствами и фактически находясь на грани смерти от истощения, она нашла силы бежать и без чьей-либо помощи пройти по тайге полторы тысячи километров. В конце этого немыслимого пути ее ждал арест и приговор к высшей мере наказания, замененной 10-ю годами исправительно-трудовых лагерей (она так и не подписала "признаний").

После своего освобождения Керсновская создала удивительные мемуары — 12 толстых тетрадей и 680 карандашных рисунков. Ныне эти уникальные документы опубликованы, а о судьбе самой Евфросинии снят документальный фильм.

В условиях, когда человеческая жизни не стоила, казалось бы, ничего, ее девизом было: "человек стоит столько, сколько стоит его слово".

 

 

Встреча в храме св. мученицы Татианы началась, как и положено, с молитвы. Участвовали прот. Александр Борисов, о. Владимир Вигилянский, принимал гостей настоятель храма прот. Максим Козлов.

 

 

После кратких вступительных слов о. Александра и о. Максима, о. Владимир предварил показ фильма разговором о трагической истории России XX века. "Неважно, - сказал он, говоря о количестве жертв, - был это один миллион или восемьдесят миллионов, как утверждает Солженицын. У нас в советский период насильственной смертью умерло около 80 миллионов человек, это несколько стран, огромных европейских стран".

 

 

Если бы Керсновская просто оставила нам эти рисунки, это уже было бы потрясающим подвигом и потрясающим памятником (в советское время ее тетради хранились у разных людей будучи закопанными в землю). Отец Владимир сопоставил рисунки и записанные рассказы Евфросинии с евангельскими притчами - концентрированной формой художественной метафоры того или иного факта. Их миссия далеко выходит за пределы темы лагерей и репрессий и имеет непреходящее значение для понимания предназначения человека на Земле - во все времена и в любых обстоятельствах. Впервые познакомившись с "бабой Фросей", отец Владимир увидел как можно оставаться внутренне свободным человеком, даже занимаясь каторжной работой в лагере. Прожив в заключении и ссылках 20 лет, Керсновская всегда находила в труде форму свободы: заходя в переполненную камеру, она первым делом спрашивала, где ведро и где тряпка... Она искала самую трудную работу: на лесоповале, в больнице, в морге, в шахте. И любая работа была для нее как послушание и предназначение.

 

 

Уникальность свидетельства Керсновской еще и в том, что она до ареста никогда не жила при советской власти (родилась и выросла в Бессарабии). Она не воспитывалась ни в советской школе, ни в советской пропаганде и не должна была освобождаться от груза "хомо советикус". Она была верующим человеком, дворянкой, знала 9 языков и работала физически, фермером. Это давало ей привилегию смотреть "со стороны и сверху".Ей не надо было обретать внутреннюю свободу подобно героям Солженицына и Шаламова, она изучала советский опыт извне, наблюдая людей, которые уже были зомбированы системой.

 

 

Вспоминая личное знакомство с Керсновской, отец Владимир отметил, что не встречал другого человека с такой потрясающей внутренней силой. "Нам было бы очень полезно разгадать загадку этой силы... она одна, своей жизнью и совей волей победила всю эту черную махину сталинизма".

 

 

 

Просмотр фильма погрузил присутствующих в атмосферу тех страшных лет: черно-белые разрывы хроники, пронзительно цветные иллюстрации из альбомов Евфросинии, обрамляющая их скупая рукопись свидетельств. В 50 экранных минут уместилась жизнь человека и страны и тут же, на полях, судьбы многих. Жаркий летний день, первая встреча с новыми хозяевами: "Где здесь у вас барин?" - спрашивает с насмешкой всадник в гимнастерке. "Барин? Это я" - отвечает Евфросиния, работающая в поле.

 

 

В фильме приняли участи священник Владимир Вигилянский, впервые написавший в 1990 году статью о Керсновской для журнала "Огонек", Виталий Шенталинский, председатель комиссии по реабилитации репрессированных писателей, Арсений Рогинский, председатель правления международного правозащитного общества "Мемориал", скульптор Дарья Чапковская, рядом с которой прошли последние пять лет жизни Евфросинии.

 

 

Продолжая выступление после показа фильма, о. Владимир призвал говорить правду о том, как ломались человеческие души, как уничтожалась российская наука, истреблялись целые сословия: дворяне, офицеры, духовенство, крестьянство. Теплые слова были сказаны о семье, из которой вышла Евфросиния. Ее брат, учившийся в Сорбонне, в 24 года написал историю русской армии, позже он погиб во французском Сопротивлении.

 

 

 

С подробным рассказом об истории публикаций Керсновской (первая статья вышла 20 лет назад) выступил Игорь Моисеевич Чапковский, принимавший в этой работе непосредственное участие. Одним из первых вариантов названия альбома было "Двадцатилетнее путешествие европейца в страну советов". Полный текст произведения вошел в шеститомник, содержащий иллюстрации из 12 тетрадей под общим названием "Сколько стоит человек". И в этом тоже победа простой русской женщины над бесчеловечной системой. Ведь идеология ГУЛАГа заключалась еще и в том, чтобы доказать, что его не было. Уже в начале 40-х годов был издан запрет на фотографии внутри ГУЛАГа, и рисунки Керсновской это едва ли не единственное визуальное свидетельство, воссоздающее тюремно-лагерный быт с предельной детализацией.

 

 

Игорь Чапковский напомнил, что по прогнозу Д.И. Менделеева в России конца XX века должны были бы жить 596 млн. человек. Эта цифра заставляет задуматься, особенно учитывая что аналогичный прогноз ученого касательно Америки оправдался. Сегодня ГУЛАГа нет, мясорубка не работает, но задачей сопротивления остается смотреть и знать свою историю, не может быть здоров и счастлив народ, где души невинно убиенных вопиют к Богу "доколе?"

Силы для преодоления темных страниц своего прошлого мы черпаем в судьбах исповедников и подвижников . "Для нас было большое счастье - жить рядом с Евфросинией Антоновной" - закончил свое выступление Игорь Чапковский.

 

Протоиерей Максим Козлов сравнил наследие Керсновской с книгой Сергея Волкова "Погружение во тьму" и житием священноисповедника Афанасия Сахарова. Есть внутренняя свобода, которую у человека отнять нельзя. И есть настоящее христианство, которого нельзя лишить никакими внешними гонениями. Из одних и тех же испытаний кто-то выходит с надломом и ужасом, а кто-то с осознанием того, что любая жизнь от Бога. Житие несводимо к конкретным историческим обстоятельствам, оно всегда больше, чем конкретная история. Опыт преодоления зла, в том числе и в себе, всегда вне времени. Это житийный опыт и он входит в опыт Церкви на все века. Мучеников веры объединяет опыт, который всегда выше ужаса, на таких личностях, именно на личностях, а не на идеологиях, совершается подлинное свидетельство христианской жизни.

 

Продолжая тему, начатую отцом Максимом, протоиерей Александр Борисов сначала поблагодарил всех, чьими усилиями было сохранено и опубликовано наследие Евфросинии Керсновской. Говоря о проблемах, поднятых фильмом, он отметил что по-настоящему свободные, думающие люди всегда редки. Сопротивление злу должно начаться с Церкви, с отказа от разделения на "мы" и "не мы". Нести единство - задача христиан и это было проще в годы гонений, когда все верующие были братьями по несчастью. И именно на них, более, чем на ком-либо другом, лежит долг осмысления своей истории. Об этом нельзя забывать, от этого нельзя отворачиваться, ибо безразличие, а вовсе не сомнение, - главный враг веры. Истинное же противостояние ГУЛАГу - видеть в другом человека, драгоценного для Бога.

 

 

 

Подводя итог встрече, отец Максим согласился с мыслью о. Александра, что 90-е годы были временем разделений. Сегодня, как и всегда, мы должны употреблять усилия чтобы при осознании разности взглядов уметь смотреть друг другу в глаза и пытаться любить друг друга христианской любовью. Определяя приход св. Татианы как консервативный, а приход храма Космы и Дамиана как либеральный, отец Максим отказался говорить о чем-либо, ведущим к дискуссиям и разделениям, но призвал обратиться к тому, что делает нас единым при всей разности взглядов. История нашей Церкви и нашего народа обязывает расширять Христом заповеданное единство, противостоящее розни мира сего, - пусть не в глобальных масштабах, а в масштабах "нескольких десятков людей".

По завершении встречи, отец Максим пригласил присутствующих на исполнение Рождественской оратории владыки Илариона (Алфеева), которое должно состояться в их храме 13 января наступающего года.

 

 

Встреча приходов закончилась молитвой и неформальным общением участников.

 

 

С удовлетворением отмечая несомненную плодотворность встречи, хочется верить, что опыт подобных межприходских контактов будет продолжен. Особой благодарности заслуживают гостеприимные хозяева в лице, прежде всего, отца Максима и инициаторы встречи в лице общины Осанна.

 

Все фото

 

Другие ссылки

"Евфросиния Керсновская. Житие"

 

Биография Евфросинии Керсновской

"Времена года с Евфросинией Керсновской", телесюжет 1991 г.

Проект "Е. Керсновская. Сколько стоит человек"

Вигилянский В. Житие Евфросинии Керсновской // "Огонек". - 1990. - № 3

Галерея Art in Exile