С. Беспалько
Свет Рождества Христова и современный мир
Фонограмма


 

Введение. Икона рождества.

Братья и сестры, мы находимся в преддверии праздника Рождества Христова. И хотелось бы задуматься: что этот праздник значит для нас? Это только дань христианской традиции? Это веселый праздник, когда мы поем песни, когда в доме елка? Это повод дарить подарки с колокольчиками и ангелочками? Я думаю, что праздник Рождества для нас – это возможность снова приобщиться к этому событию – пришествию в мир нашего Господа. И не просто вспоминать о том давнем событии, а реально снова и снова переживать встречу с Господом.

 

Что же произошло тогда? В Рождестве Сын Божий сошел в Свое творение. В Ев. от Иоанна сказано «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И далее: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины...»

Евангелие подробно рассказывает, как Ангел явился Деве Марии, возвестив, что от Нее родится Спаситель. И важно, что нашлась такая женщина, которая, во-первых, смогла услышать волю Божию, и, во-вторых, ответить согласием: «Вот, Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Очень важный момент - это внимание и вслушивание. Так Богородица слушает Бога, потом Иосиф, потом пастухи, иначе они и не услышали бы Благую весть. И нам сегодня, накануне Рождества, нужна эта внутренняя тишина, для этого мы и собрались, чтобы вслушаться, вдуматься в эти события.

 

В книге Премудрости (18: 14-15) говорится: «ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин».

Почему же Он грозный воин? Дело в том, что Господь приходит и несет любовь в мир зла. Поэтому и о нас при крещении священник произносит слова: «Крещается воин Христов». Но это особый воин, о его оружии пишет ап. Павел в послании к Ефесянам.(6: 14-17): «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

И мы будем сегодня говорить о соотнесении Рождества и мира сего, это проявляется в первую очередь именно в Рождестве, так как в нем уже заложено все дальнейшее – и смерть, и воскресение Господа. 

 

Вот здесь икона Рождества, давайте посмотрим на нее. Мы видим, что вокруг Младенца Христа собрались и Его земные родители, и пастухи (самые простые люди), и волхвы (то есть мудрецы), Ангелы, животные и сама природа в виде звезды (Звезда символизирует собой все творение). Спаситель приходит в мир, который нуждается в Нем, жаждет Его, и поэтому все творение откликается в радости на Его пришествие.

 

Но в этом есть и парадокс: Христос-Спаситель, Царь, приходит в мир как Младенец, самый беззащитный. Он вверяет Себя в руки людей, и мы понимаем, чем Он рискует.

И если мы внимательно присмотримся к иконе Рождества, то мы увидим, что в центре этой всеобщей радости есть и элементы скорби. Богородица на иконе почему-то лежит, отвернувшись от Младенца, со скорбным выражением лица. Да и сама пещера очень напоминает ту пещеру - гроб, в который потом положили Тело Иисуса, сняв Его с креста. А пелены Младенца похожи на погребальные пелены.

Сразу, с момента Своего рождения, Иисус Христос встречается и с трагической стороной жизни, вспомним, что Святое семейство не приняли в гостиницу. Вспомним вифлеемских младенцев, которые стали первыми мучениками за Христа и которые подобны, по словам Анны Шмаиной, безмолвным мученикам ХХ века. Таким образом, с Рождества начинается и Голгофа (то есть крестный путь), и Пасха и будущий путь Церкви гонимой.

 

И при всем при этом, Рождество Христово – источник радости для нас. Господь – источник любви, и мы, приняв это, перестаем быть слепыми (ослепленными нашими страстями, нашими страхами), перестаем быть одинокими (мы с Ним и мы друг с другом), Он дает нам жизнь с избытком, и мы можем делиться этим с другими.

Рождество показывает нам, что вопреки всему несовершенству нашего мира, в нем можно радоваться, мир создан для радости. И ради этого Бог идет на Свои страдания.

 

О вызовах нашего мира

Но мы забыли и часто не понимаем, как радоваться, живя в этом мире? Достаточно взглянуть вокруг, и мы увидим, сколько зла происходит: несправедливость, терроризм, коррупция, землетрясения, болезни. Недаром апостол сказал, что «мир во зле лежит». Всё это можно назвать вызовами времени. Вызов времени означает, что от нас требуется личный ответ, позиция, и это должна быть позиция любви. То, что обычно воспринимается как тяжёлые обстоятельства, можно увидеть с другой стороны – как ситуацию, требующую нашего реального ответа.

 

Многие ставят вопрос – кто виноват в том, что мир во зле лежит. Часто люди склонны упрекать в этом Бога: если Бог благ, Бог всеведущ и всемогущ (то есть знает и может все), то Он и должен отвечать за всё, что происходит в мире. Но мы должны понять, что не Бог – причина зла этого мира. Мы понимаем, что зло вошло в мир через человека. Свобода - это дар, сопряженный с риском и ответственностью. А человек выбрал свободу только для себя.

 

Иногда считают, что Бог наказывает людей страданиями. Но Библия говорит нам, что страдания нельзя рассматривать как наказание от Бога за грехи самого человека или за грехи родителей. Богу не нужны страдания людей, не Он посылает их. Наоборот, Он выбрал страдание для Себя ради нашего спасения.

История длиннее жизни человека, и смысл многого откроется позже. Но по опыту прошлого мы знаем, что Господь умеет и из наших грехов и ошибок повернуть события так, чтобы они служили добру. Вспомним, хотя бы, Иосифа, которого братья продали в рабство. (Не надо только думать, что это добро было бы недостижимо без этих грехов и ошибок.)

По Божьей милости страдание может обрести смысл для человека. Многие люди живут беззаботно, жизнь сама по себе кажется им такой интересной, что они и не задумываются о Боге, о смысле жизни. И когда они вдруг встречаются с трагизмом этой жизни, то им приходится задуматься, ради чего мы здесь, есть ли смысл в нашей жизни. Им может открыться сострадание, желание делать что-то доброе. (Но без Бога страдание может и озлобить, ожесточить.)

Опыт многих людей свидетельствует, что в своем страдании они встретили Бога. Причем не наказывающего их, а утешающего, Который страдает вместе с ними. Это рассказывал о. Георгий об умирающих детях из Республиканской больницы. Даже самые страшные и, казалось бы, бессмысленные страдания – уничтожение 6 млн. евреев в Холокосте, тоже, я верю, не были напрасны.

 

Надо отметить и то, что зло уже неотделимо от законов падшего мира. И просто уничтожить зло - значит уничтожить этот мир (Вспомним потоп). Но план Божий - жизнь вечная (Ин 12:50), а для нашего мира это означает, чтобы Евангелие (Благая весть) было проповедовано всем, чтобы у всех была возможность узнать о Боге, обратиться к вере. Кстати, мы - христиане – ответственны за то, как Евангелие проповедуется.

 

Зло действительно очень сильно. Но борьбу с ним ведет Сам Господь, как и во времена исхода из Египта. Есть такой рассказ в книге пророка Даниила (10 глава, 1-14). Даниил молился и постился три недели, но не слышал ответа от Бога. И вдруг ему явился Ангел и сказал: «... С первого дня... слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского (то есть ангел-противник) стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей (то есть архангел Михаил), пришел помочь мне... А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена...» То есть идет вселенская битва, которой мы даже не замечаем, а нам может казаться, что Бог ничего не делает.

 

Важно также то, что Бог при создании мира Сам ограничил Себя, давая свободу творению. Теперь Бог только верен Своему слову по отношению к миру. Бог Сам ограничивает Своё всемогущество. Бог призвал нас действовать в этом мире (доверил нам его, чтобы мы его хранили и возделывали). Поэтому, как говорил о. А. Мень, не мы должны спрашивать Бога, почему в мире существует зло, а Бог может нас спросить, почему в мире существует зло.

 

Об этом писал также православный богослов О. Клеман: «Да, существует всемогущество Божие, поскольку Он может создавать, позволяет существовать другим свободам за пределами Своего бытия... Но надо также сказать следующее: если есть всемогущество Бога, то оно неотделимо от его всеслабости. Бог стирается, в какой-то мере уходит на второй план, чтобы предоставить ангелу и человеку пространство для их свободы.»

Даже находясь на кресте, Господь Иисус не стал использовать Свою божественную власть и сходить с креста. Он хочет, чтобы мы стали борцами со злом, и притом действовали так, как указал нам Иисус.

 

Ответ Божий

Давайте вернемся к этому важному вопросу – о том, отвечает ли Бог на вызовы нашего мира. Что же это за вызовы? Это всегда «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» - то же, что было, когда в мир пришел Иисус.

Самого Господа Иисуса Христа встретило зло в Его земной жизни. И началось это – с самого Рождества, даже ещё раньше. Именно «Да», сказанное Марией, стоит у истоков нашего Спасения. Для Неё это связано с риском страдания, даже, возможно, смерти.

Само Воплощение – это шаг навстречу страданиям. Господь стал человеком, вошел в наш мир страданий и смерти, ничем не защищенный и безоружный. Он взял на себя все последствия греха. Вот что значит «взял на Себя наши грехи, принял образ раба».

Это выражается и в дарах, которые принесли Иисусу волхвы: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирна — как смертному человеку. В этих дарах уже пророчество о смерти и воскресении Господа.

Нет такого страдания или зла в современном мире, с которым бы ни встретился Господь Иисус. И Он во всех этих ситуациях дает Свой ответ. И это может быть, с одной стороны, примером и утешением для нас, а с другой стороны, источником нашей веры в то, что духовно Господь уже победил. И мы призваны приобщиться, причаститься, участвовать в Его победе.

Еще раз хочу повторить: Бог не безучастен к страданиям: Он Сам сходит в страдания и при этом не нарушает законов падшего мира. Это похоже на то, как Януш Корчак, который не мог защитить своих учеников от фашистов, пошёл с ними в газовую камеру. Или как мать Мария Скобцова или Симона Вайль… Всё зло, которое мы видим сейчас, испытал на Себе Иисус в Своей земной жизни: и преследования, и унижения, и ложь, и предательство, и позорную смерть. Это стало неизбежно с момента Его рождения, т.к. Он стал человеком во всем, кроме греха.

Бог страдает вместе со страдающими, дает утешение тем, кто знает Бога. Таков парадоксальный ответ Бога - не убирая зла, умножать добро и любовь. (Бог ведь дал нам свободу, и Он эту свободу уважает.)

Бог победил зло тем, что «разрушил стены ада». До Христа все люди после смерти не могли быть с Богом (это и называется адом). И когда Иисус умер, Тело Его было во гробе, Он спустился в ад и вывел оттуда праведников, которые там томились. Теперь все верующие могут войти в Царство Божие. Причём не только после смерти, но уже и сейчас. Например, когда мы собираемся вместе на Литургии, когда мы общаемся, молимся, чувствуем любовь, мир, радость.

 

Бог не бессилен и в этом мире. Я верю, что Он уже делает всё, чтобы побеждать зло и видимым образом.

И наконец, будет время, когда Бог придет окончательно исцелить (преобразить) мир – это второе пришествие Господа Иисуса Христа, которого все верующие ждут с надеждой.

 

Наш ответ

Хотелось бы поразмышлять и о том, как мы призваны действовать в русле этого плана Божиего. Какова может быть наша позиция? Предъявляем ли мы Богу претензии, впадаем ли в отчаяние при виде окружающего зла? Или стремимся стать Его помощниками, проводниками его воли?

Первое, к чему мы призваны, - это обратиться к Богу, открыться Ему, принять Иисуса Христа в свою жизнь, узнавать Его, наполняться Духом Святым.

 

Также мы призваны активно противостоять злу. Главным образом – в самих себе, стараться не поддаваться греху, покаянием возвращаться к Богу, не отчаиваться, а доверять Богу. В отношениях с людьми, с ближними, молиться Богу о примирении, чтобы во все конфликтные ситуации приходил мир. Представьте, когда двое находятся в состоянии конфронтации, как туда может войти Господь? Если же найдется человек, который призовет Бога, это даст Богу возможность действовать, давать мир. То есть злу надо противостоять, формы могут быть разные, но обязательно – с любовью.

 

Но что можно сделать, если кажется, что я бессилен изменить что-то в этом мире? Да, мир вообще я не могу изменить, но я могу влиять на мир вокруг себя – в моей семье, храме, на работе, в транспорте - это поле работы каждого из нас.

Часто может показаться, что все наши усилия тщетны, что нас не слушают. Но наше призвание – это сеять веру, надежду, любовь и не заботиться о результате. Помните притчу о сеятеле, мы тоже можем быть в роли сеятеля, то есть наше дело – все равно сеять, независимо от того, как воспринимают наши действия.

Господь нас поддерживает в этом служении, Он сказал: «Не бойся, малое стадо». И когда совсем тяжело нести свой крест, можно вспомнить слова из послания к Евреям (12:4-6): «Вы еще не до крови сражались».

 

Важно нести другим людям любовь и Благую весть, которой мы сами наполняемся от Бога. Утешать страдающих людей, помогать им встретить любящего Бога, сострадающего им: Как сказано в послании к Римлянам (12:15): «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

Передавать людям эту подлинную радость Рождества Христова. Тогда появятся силы переносить все тяготы этого мира. Тогда можно, как сказал апостол, всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить.

Обсудить на форуме