«Поразительная Надежда» (выдержки)

Николас Томас Райт

 

Для первых христиан посмертная судьба человека рассматривалась как событие из двух этапов. Первый из них – пребывание  «на небе», то есть в некоем духовном пространстве, в котором душа человека пребывает до всеобщего телесного воскресения. Это некоторая временная стадия – прелюдия к всеобщему Воскресению, когда будут «новое небо и новая земля», в которых будет царствовать Правда.

В отношении посмертной участи человека взгляды первых христиан были близки к взглядам фарисеев и их учеников. Как известно, партия саддукеев не разделяла этой веры в Воскресение, и из-за этого между обеими партиями нередко возникала острая полемика (Деян.23,6-10).  В Израиле, начиная со времен Маккавеев, т.е. примерно с 3-го века до Р.Х., , ожидалось, что история закончится всеобщим воскресением (см. напр. Ин.11,23-24). Но в первых христианских общинах появились существенные отличия от этой, уже имевшейся веры фарисеев и их учеников. Именно на эти отличия и обращает внимание Т.Райт, справедливо полагая, что их возникновение имело своей причиной именно тот потрясающий опыт, который пережили жены мироносицы и апостолы, когда на третий день после  смерти Иисуса из Назарета на Кресте встретили Воскресшего Учителя.

Каковы же эти отличия?

1. Мы не видим разнообразия представлений о жизни после смерти в разных первохристианских общинах. Вера в Воскресшего Христа занимала центральное место. Ею пронизано все вероучение первых христиан.

2. Какое тело обретут воскресшие? Согласно воззрениям времен Маккавеев тела их не будут отличаться от тел ныне живущих людей. Христиане верили в полное преображение наши тел. Наиболее полно это выражено в 15-й главе 1-го Послания к Коринфянам. Нынешнее тело – душевное, оживотворяется человеческой душой, а воскресшие тела будут духовными – оживотворятся Духом Божиим. Тела воскресших станут результатом нового творения.

3. Согласно иудейским воззрениям воскресение из мертвых – масштабное событие, которое охватит всех иудеев, и даже все человечество. Это не могло коснуться только одного отдельного человека. Воскреснуть – означало вернуться к телесной жизни после телесной смерти.

4. Для христианских общин стало общим направлением их жизни «Эсхатология сотрудничества» Бог призвал верных сотрудничать с Ним силою Св. Духа. Христиане призваны предвосхищать Воскресение в личной и общественной жизни в своей миссии и святости. Они ответственны за преображение нынешней жизни в свете такого будущего.

5. Сразу же изменилось использование слова «Воскресение», когда оно использовалось в метафорическом смысле. У иудеев это слово означало возвращение из изгнания, национальное, этническое и географическое восстановление Израиля. С первых же дней христианства эта метафора исчезает. Слово «Воскресение» становится метафорой Таинства Крещения, смерти и воскресения со Христом для крещаемого (Рим.6,3-11).

Даже сами образы возвращения из изгнания становятся метафорой нынешнего обновления людей и каждого отдельного человека и его последующего телесного воскресения.

6. Вера иудеев в Воскресение переплелась с представлениями о Мессии. В рамках иудаизма никто не думал, что Мессии предстоит смерть и Воскресение из мертвых. Мессия, как ожидали иудеи, одержит победу над язычниками, очистит храм, принесет в мир Божию справедливость. Иисус не выполнил ни одну из этих задач. После распятия Иисуса ни одному из иудеев и в голову не могло придти, что Иисус из Назарета есть Помазанник  от Бога.

Но очень скоро христиане стали утверждать, что Иисус из Назарета и есть Мессия. И главным основанием этого утверждения было Его Воскресение. Вспомним обращение ап. Павла. Именно встреча с Воскресшим Иисусом Христом стала причиной обращения жестокого гонителя христиан в пламенного апостола. Невозможно объяснить эту веру первых Христиан в то, что Иисус есть Мессия без Его Воскресения.