Любить – это открывать ценность другого

Я расскажу вам об одной женщине, живущей в L’arche, в Англии. Она рассказала, что ее родители всегда дрались. И она очень боится взаимоотношений. И она решила в детстве, что не будет вступать во взаимоотношения. Она хотела успеха. Чтобы ей восхищались. Она решила хорошо учиться в школе, хорошо работать. Она делала карьеру, но она не хотела взаимоотношений, потому что это опасно. Она видела, что отношения родителей – это плохие отношения. И она говорит – я носила маску. Я действительно боялась встречаться с другими людьми. И однажды она пришла в «Ковчег». Она поняла, что такое любовь. Она увидела, что умственно-отсталые люди ее любят. У многих из нас может быть плохой образ любви. Любовь – это не обладать, не контролировать. Любовь – это поднимать, любить – это открывать. Что мы открываем в другом, когда мы его любим? Его ценность. Ты ценен, ты важен. У тебя есть твои сильные стороны, слабые стороны. Может быть, проблема со здоровьем или еще какие-нибудь другие недостатки. Но ты прекрасен. У тебя есть миссия в жизни и в Церкви. Многие люди не знают, что они прекрасны. Многие люди не знают, что они званы на брачный пир. Но где-то в глубине нам нужно преображение. Нам надо открыть, кто мы на самом деле. Открыть, как мы прекрасны. Потому что мы дети Божии и мы призваны стать людьми свободными. Свободными людьми, а не теми, кого контролирует страх. И в глубине души нам нужны изменения, преображение. Брачный пир в Кане галилейской – это важный момент. Это реальность. И есть более глубокий смысл в этой реальности. Реальность – это праздник брачного пира. И тут случается нечто драматическое. Это две бедных семьи. И у них не хватает вина. Это большое унижение. Они унижены. Люди к ним пришли из Назарета, других городов Галилеи, они пришли на неделю пить вино, а это бедные семьи, нет больше вина. Это унижение. Мать Иисуса каким-то образом близка к этим семьям. Она близка к униженным людям, над которыми смеются. К неудачникам. И она видит их унижение. И она обращается к Иисусу. Говорит – у них нет вина больше. Она понимает, что это значит. Она понимает, знает, что Иисус понимает это. Унижение. И Она хочет, что бы Иисус что-то сделал. И мы слышим странные слова Иисуса, которые кажутся отказом. Я хочу поговорить про смысл этих слов. Он просто говорит: «Что мне и тебе? Мой час еще не пришел». Это похоже на отказ. Но Мария знает Иисуса. Она любит Его. Иисус любит Марию. Она идет к слугам и говорит слугам – делайте, что Он вам скажет. Может быть, это то, что Мария говорит каждому из нас. Сделайте то, что скажет вам Иисус. Потому что это путь к освобождению, к радости, к миру, и путь к познанию Бога. Мне приятно думать об этих слугах, которые наполняют водоносы. Я не знаю, сколько туда воды вошло, чтобы наполнить это. Но я себе представляю, что эти люди ходят туда-сюда к колодцу, наливают воду, и думают – что же такое происходит? Я когда-то пытался подсчитать, сколько же воды на это пошло, чтобы наполнить все эти водоносы. «Отнесите это вино к распорядителю пира», – и они видят, что вода стала вином. Преображение. Это похоже на то, как вода нашей человечности должна превратиться в вино любви. Нам нужно изменение. Любить так, как любит Иисус. И я сказал, что Иисус пришел нас изменить, чтобы мы не смотрели на людей осуждающим или проклинающим взглядом. Но чтобы мы видели людей так, как Он их видит. Чтобы мы так смотрели на людей с ограниченными возможностями, как он смотрит на них.

Вы знаете, что самый центр Евангельской вести – он находится в 6-ой главе от Луки – главное послание Иисуса. Будьте милосердны, как Отец Мой милосерд. Не судите. И не судимы будете. Не осуждайте. И не будете осуждены. Прощайте. И будете прощены. Это самое главное в вести Иисуса. Сострадание, прощение. Но быть милосердным, как Бог милосерд – это означает, что мое сердце должно измениться каким-то образом, чтобы я видел людей и любил людей так, как их видит и любит Бог. И претворение воды в вино – это важный момент, это открывает силу Иисуса – что Он действительно мессия, действительно Сын Божий. Это также откровение о том, что я призван измениться. Что вода моей человечности должна претвориться в вино любви Божией.

Затем продолжается история, и Иисус сталкивается с религиозными авторитетами своего времени. Человек по имени Никодим. Он приходит ночью встретиться с Иисусом. Иисус открывает ему новое видение, открывает Царство Божие, царство любви. Не такое царство, в котором мы живем, царство войны и сражений. Чтобы войти в этот замысел Божий, нам надо измениться, родиться заново. Надо родиться от воды и Духа. Надо стать свободными. Свободными любить друг друга, людей другой религии, других традиций, людей с физическими недостатками. Мы призваны быть открытыми другим. Углубиться в то, что мы есть. И открыться и принимать других, непохожих на нас людей. Иисус пришел изменить нас.

Теперь я хочу перейти к 4-ой главе от Иоанна.

Иисус в Иудее, Он с учениками собирается в Галилею. Это, может быть, три дня пешком. Иисус встает рано и идет до полудня. Мы видим, что в полдень Иисус оказывается в Самарии, в городе Сихем, недалеко от поля, которое патриарх Иаков подарил Иосифу, своему сыну. Чтобы лучше понять то, что произошло, я хочу рассказать о самарянах. Самаряне – это маленькая группа, меньшинство, которое откололось от Иудейской религии. Они верили только в первые пять книг Библии, Тору, и они поклонялись не в Храме Иерусалимском, но в своем собственном храме на горе Гаризим. Иудеи презирали самарян, это как отрезанные ветки от истинного виноградника. Иудеи знали, что они правы, а самаряне плохие. Они не имеют ценности. У них нет истинного познания Бога. И поэтому иудеи презирали самарян. Это прекрасно, что в Евангелии от Иоанна первая миссия Иисуса обращена не к иудеям, а к самарянам. Каким-то образом в сердце Христа было желание собрать людей вместе. Самаряне – это дети Авраама. Они откололись от иудеев по причинам, которые я не буду приводить, но это 700 лет ненависти и вражды между самарянами и иудеями. Они были врагом. Иисус сидит у колодца, и сказано что Он устал. Я очень люблю такие моменты, когда видим, что Иисус – человек. Он устал. Он сидит один, а все ученики ушли в деревню купить пищи. Я не могу понять, почему все ученики ушли. Может быть, они хотели оставить Иисуса. Мы, может быть, тоже иногда хотим Его оставить. Оставить Его одного и заняться своим делом. Развлекаться, делать то, что нам хочется. А может, они пошли вместе в деревню, потому что боятся самарян, для самозащиты. Как бы там ни было, Иисус сидит у колодца. И Самарянка приходит. Не знаю, видели ли вы деревни, где все жители собираются за водой. Если вы были в Африке, в Индии, в каких-то таких странах – там люди собираются вокруг колодца деревенского. Но они никогда не приходят туда в полдень. Они приходят или рано утром, или вечером, но никогда в самое жаркое время дня. Почему эта женщина приходит в полдень за водой? Когда так жарко? И можно понять, что эта женщина – женщина со сломленными взаимоотношениями. Она жила с пятью мужчинами, и мужчина, с которым она сейчас живет – это не отношения Завета. Это женщина, у которой история сломленных взаимоотношений. Это очень больно – сломленные отношения. Влюбиться. Войти в отношения Завета, и потом отношения ломаются. Это причиняет очень много боли. Может быть, кто-то из вас это пережил – сломанные взаимоотношения. Когда вы входите в какие-то близкие отношения с кем-либо, а потом отношения ломаются. Это очень больно и унижает. Чувство, что никто не может любить меня… Никто не хочет меня. Раз меня никто не любит – это может быть потому, что я плохой. И когда мы проживаем сломленные взаимоотношения, наше самоуважение ломается. Если меня не любят, я не достоин любви. Если я не достоин любви – что-то со мной не так. И тут эта женщина, самарянка, которая принадлежит к меньшинству, на которое с презрением смотрят иудеи и которая прожила сломанные взаимоотношения. Иисус сидит у колодца. Женщина приходит за водой. Иисус смотрит на нее и говорит – дай мне пить. Это очень прекрасно – Иисус как бы становится нищим. Он учит нас, как подходить к сломленным людям. Как подходить к людям, которые пойманы депрессией. У которых сломлен образ самого себя. Я думаю, что женщина со сломленными отношениями близка к депрессии. А Иисус – как нищий. Мне нужна твоя помощь. Может быть, Он учит нас, как подходить к сломленным людям. Как подходить к умственно отсталым людям. К людям в депрессии. Не сверху – я могу для тебя что-нибудь сделать, а – ты можешь для меня что-то сделать. Может быть, так мы увидим, что Иисусу мы нужны. И Он может подойти к нам как нищий, бедный. Иисус просто говорит женщине: дай Мне пить. Она удивлена. Еврей просит у нее пить? В той культуре никогда иудей не обратится к самаритянину. И также мужчина к женщине, если они остались вдвоем. Она поражена. «Ты, иудей, просишь меня, самарянку, пить?» Это не позволено культурой. Это невозможно. Это противоречит всей реальности культуры. Иисус сидит, она стоит, наверное, и Он говорит – ты мне нужна. Может быть, вы откроете Иисуса, как Он говорит вам: «Ты мне нужен, или нужна». Иногда я слышу как люди говорят, что благой Бог не может существовать, когда столько боли в мире. И землетрясение в Пакистане, и войны, страхи, несправедливость, ужасный разрыв между богатыми и бедными, и кошмарные интернаты куда запирают инвалидов, вся реальность мира инвалидов, боль, которую они проживают и их родители, столько много боли в мире. Может, Бог не существует, не может существовать? Но может быть, эта боль исходит от нас – потому что мы не умеем делиться, мы не знаем, как любить друг друга. Мы все закрыты в своем маленьком мирке. Весь вопрос – как мы можем измениться, чтобы мы могли подходить к людям, которым больно, чтобы мы могли навещать инвалидов, которые заперты в интернате. Чтобы мы могли открыть красоту и ценность таких людей в глазах Бога .

И удивительная вещь про Бога – это Его смирение. «Я нуждаюсь в тебе – чтобы показать, что любовь возможна в этом мире. Пойдешь ли ты за мной?» Это смирение Иисуса. Есть еще один прекрасный текст в Апокалипсисе. В третьей главе. «Вот Я стою у двери и стучу, и кто услышит меня и откроет дверь, тогда Я войду и мы будем вместе вкушать еду». И это очень трогает, что Иисус стучит в стенку нашего сердца. Он не открывает ее силой. Он хочет, чтобы мы открыли эту дверь. Но нам надо услышать, как Он стучит. Может быть, в голове слишком много шума, слишком много планов, очень мало тишины. Чтобы услышать, как Иисус стучит в дверь, нужна тишина. Потому что Он не стучит громко. Он не пытается открыть дверь силой. Он стучит нежно. Но может быть, мы не хотим слушать. Не хотим слышать стук в дверь, в дверь нашего сердца. И даже если мы слышим – может быть, мы боимся ее открыть. Потому что мы не хотим, чтобы Иисус пришел в нашу жизнь и чтобы Он занял все место в нашем сердце, и тогда мы преобразимся, станем свободными. Иисус подходит кротко и стучит в дверь. Он вступает во взаимоотношение с этой женщиной, самарянкой. А она не может этого понять. Иисус смотрит на нее и говорит – если бы ты только знала дар Божий, если бы ты только знала, как сильно тебя любят, если бы ты только знала красоту, которая в тебе, если бы ты только знала жизнь, которая в тебе, и что ты можешь давать жизнь людям – если бы ты только знала – и уже не Я просил бы у тебя воды, тогда ты просила бы у меня воды. И Я дал бы тебе воду живую, воду жизни. Женщина не может это понять. «Откуда Ты возьмешь эту воду? Тебе ее даже нечем зачерпнуть из колодца. Может быть, Ты более великий, чем наш отец Иаков, который выкопал этот колодец и дал воду всей семье и всему скоту? Откуда ты возьмешь эту воду?» Иисус просто смотрит на нее – и удивительно, как Он постепенно входит с ней во взаимоотношения. Он продолжает диалог, Он делится. Женщина не может понять, она умная женщина. Она хочет понять. Может, из-за этого у нее столько сломанных взаимоотношений. Потому что мужчины не очень любят умных женщин. Это другая проблема.

Иисус просто говорит: «Если ты будешь пить воду из этого колодца – ты захочешь пить опять. Но вода, которую Я тебе дам – после нее ты не будешь жаждать. Потому что вода, которую Я дам тебе – она станет в тебе источником воды, которая течет в жизнь вечную». Это одна из удивительнейших фраз в Евангелии. Иисус говорит одной из самых сломленных женщин в Евангелии, самарянке, а не иудейке, женщине со сломленными отношениями в прошлом, женщине, которая в депрессии, замкнулась в себе – чтобы она начала подниматься с Иисусом. И Он сначала просит помощи и дает обетование, обещание. Если ты будешь пить воду, которую Я дам – эта вода станет в тебе источником воды, текущей в жизнь вечную. В Евангелии от Иоанна вечная жизнь – это не жизнь, которую мы будем иметь после смерти, – это жизнь с Богом во мне – сегодня, сейчас. Это жизнь, которая дается через крещение. Это обетование Иисуса, что я буду жить жизнью Бога. И Иисус обещает женщине, что если она будет пить воду, которую Он ей даст, – а вода символизирует Дух, Дух Божий, Духа, которого Иисус хочет дать нам, Духа Святого, – это новое вино от Бога, это преображение, которое нам обещано, – если ты получаешь это, если ты пьешь воду Христа, – то ты становишься источником жизни для других. Иисус говорит как бы – если ты узнаешь, насколько ты любима Богом – ты будешь открывать другим людям, как сильно их любит Бог. Если ты получаешь любовь – ты отдаешь любовь. Если ты получаешь истину – ты отдаешь истину. Если ты получаешь Духа Святого – ты даешь Духа Святого. Мы постепенно преображаемся. И женщина постепенно входит в отношения с Иисусом и говорит: дай мне этой воды. Тогда мне не надо будет ходить к колодцу и черпать ее. Все-таки она не совсем еще понимает. Здесь два уровня. Вода в колодце и колодец воды, которая – сердце Христа. Это жизнь с Богом, чтобы ты и я – мы могли стать источником воды для других, но не такой воды… Каждый из нас может стать источником жизни для других. Мы все призваны стать источниками жизни. У нас у всех разные призвания. Мы занимаем разные места в теле Христовом. Но Иисус призвал всех нас быть источником жизни. Одна из сложностей в христианстве – я думаю, что священники призваны, сестры призваны, – а женатые люди не очень. Это типа граждан второго сорта. Однажды у нас была встреча с епископами во Франции, и у них есть «воскресение призвания». Там они молятся о призвании священников и сестер. Я сказал – хорошая идея. Это что значит, – что умственно отсталые люди – у них нет призвания? Что, их Иисус не зовет? Мы все призваны Иисусом. Мы все призваны к святости. Мы все призваны расти в святости. Мы все призваны стать друзьями Иисуса. Это не какие-то несколько особых людей. Мы все особые. И в этом все откровение Иисуса. Каждый человек особенный. Вот почему Иисус проводит время с самыми исключенными, самыми бедными людьми, открывая, что каждый из нас призван. И эта самая сломленная женщина в Евангелии – она призвана стать источником жизни для других. Но, как я говорил, она еще не совсем понимает. Она говорит – дай мне немного этой воды, и тогда мне не надо будет ходить в полдень к колодцу. Это прекрасный разговор – Иисуса и самарянки. Сначала он говорит – дай мне пить, и первая часть кончается. Уже она говорит – дай мне пить. Это прекрасные отношения между Иисусом и этой женщиной. Затем Иисус говорит: иди и позови своего мужа. И возвращайся сюда. О – о. Это проблема. Он прикоснулся к ее ране. Ее боль в том, что у нее нет мужа. И не только нет мужа. У нее было пять мужчин в жизни. И тот, с кем она сейчас живет, – это не отношения завета. Он нежно прикасается к ее ране, к больному месту. Потому что это больное место – где сломлен ее образ самой себя. Так что он прикасается нежно, и он невероятный педагог. Он очень кроткий, нежный Он подходит к людям нежно, он нежно открывает, кто они такие. Она говорит – у меня нет мужа. Когда я слышу, как она это произносит, я слышу в этом вопль человечества. Я одинок. Никто не посвятил меня себе. Никто не любит меня. Никто меня не хочет. И я думаю я из-за этого начал “L’Arche” в 1964 году, потому что я услышал этот вопль умственно отсталых людей, которые были заперты в приютах. Он были одиноки. Жили в большой группе инвалидов. Они не были свободны. Их поместили в заведение, потому что умерли их родители. И когда эта женщина говорит – у меня нет мужа, – в этом плач вопль стольких многих людей в мире. Никто на самом деле не хочет посвятить себя мне. Всем все равно, живу я или умер. Меня исключили, выбросили. Когда она говорит – у меня нет мужа, я совсем одна, никто обо мне не заботится. Иисус говорит – да. И у тебя было пять мужей. И тот, с кем ты сейчас живешь, тот тебе не муж. И тут ты сказала правду. Очень важная вещь – Иисус хочет, чтобы мы были в правде. Не в иллюзиях. Не притворялись. Смотреть на правду, – кто я такой. Правду моей сломленности, моих страхов. Моей греховности. Чтобы открыть, что я сломленный человек, что мы все сломлены. Мы можем спрятаться за барьерами безопасности. И даже за барьерами дружбы, где мы говорим друг другу – ты прекрасен, и ты прекрасен, мы прекрасны. Но дружба не для того, чтобы за ней укрываться. Дружба – это то, что помогает нам расти, расти в любви, становиться истинными детьми Божиими. Открывать, насколько нас любят, и как мы прекрасны, и что у всех нас есть призвание в теле Христовом. Иисус хочет, чтобы мы были подлинными. Потому что когда мы встречаем Иисуса, он открывает нам, кто мы такие. Иногда меня беспокоит – когда молодых людей катехизируют, им говорят, что Иисус спас тебя. Спас от чего? От смерти? Но моя мама умерла. Мой брат покончил жизнь самоубийством. Что значит – Иисус спасает? Спасает меня от чего? И я верю, что мы не можем вступить в отношения с Иисусом, пока мы не прикоснемся к нашей собственной сломленности. Нашим страхам. К тому, как мы убегаем от людей. Мы хотим успеха, но мы боимся посвятить себя людям. Мы боимся людей, которые непохожи на нас. Мы не знаем, как вступать в отношения с непохожими людьми. Мы прячем от себя бедных и сломленных. Помещаем их в заведения. И люди, о которых мы не хотим знать, – мы их выбрасываем из жизни. Мы боимся взаимоотношений, боимся верности… Когда мы устанавливаем связь со сломленным человеком, этот человек начинает чувствовать мир и каким-то образом и вас исцеляет то, что создана эта связь. Я уже не хочу убегать. Когда ты становишься другом сломленного человека, возникает связь между нами и что-то происходит. И я не могу уже просто убежать. И может быть, мы все боимся верности, посвятить себя – посвятить себя бедным. Может быть, мы могли бы себя посвятить богатым, – они бы нам дали денег… Но посвятить себя бедным, исключенным людям – мы этого боимся, может быть… И мы не знаем, как это сделать. И мы храним дистанцию. И продолжается жизнь, где так много исключенных людей, которые злятся. Иисус вступает в отношения с этой женщиной и открывает ей, что она гораздо прекраснее, чем она осмеливается думать. Что она может давать жизнь. Но также он открывает, что он знает, что она сломленная. И нам всем надо открыть – что это означает, что Иисус нас спасает. Это получить новую жизнь, так что нами уже управляют не страхи, отвержение, что нас оставят, – но мы свободны следовать за Иисусом – через брак, в общине, вместе с другими людьми…