«Основы христианской психологии»

 

(программа повышения квалификации, реализуемая в рамках основного направления подготовки бакалавриата «Психология»)

 

 

 

 

Данная программа является особо актуальной для:

 

-         поступающих в вузы на основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология»;

 

-         поступающих на программы дополнительного образования по миссионерскому служению и организации работы с молодежью;

 

-         работников всех сфер социального служения в храмах РПЦ;

 

-         психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности в области христианской психологии.

 

 

 

По окончании программы слушателям выдается свидетельство установленного образца.

 

Прохождение обучения по программе «Основы христианской психологии» учитывается при поступлении в Российский православный университет и при приеме на работу в службах приходского консультирования.

 

 

 


 

ПРОГРАММА

 

1.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Цели: Формирование представления об основах христианской психологии,  ее теории, практики, связи с православным мировоззрением и роли в решении задач социального служения церкви.

 

Задачи:

-         освоение мировоззренческих основ христианской психологии и антропологии;

-         знакомство с основными разделами психологической науки и практики, ее связь с христианскими   воззрениями;

-         изучение психологии личности, христианской психологии;

-         знакомство с основами консультативной христианской психологии;

-         определение места христианской психологии в системе социального служения церкви.

 

2.     ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

 

ВИД РАБОТЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Лекции

136 а.ч.

Итоговая аттестация

16 а.ч.

ВСЕГО

152 а.ч.

 

 

срок реализации: с февраля по июнь;

режим занятий: 1 раза в неделю по 4 академических часа;

вид итоговой аттестации: защита реферата.

 

Куратор курсов:

Мельниченко Александр Владимирович (melnichenco.a@mail.ru).

Запись на курсы проводиться по адресу:

пер. Чернышевского д. 11а. ауд. № 103  т. 8(495)681-89-32 в понедельник, среду, пятницу с 10:00 до 20:00.

 

Факультет психологии РПУ - Инина Наталия Владимировна(inina-n@mail.ru).

 


 

Модуль 1

 

ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Цель модуля: формирование представления о предмете и месте психологии в науках о человеке.

Лекторы: профессор Братусь Б. С., профессор Василюк Ф.Е., иерей Петр Коломейцев, доцент Лызлов А. В.

 

 

1.     Психология в кругу наук и времен.

(4 ч., профессор Братусь Б.С.)

 

Психология как наука о душе. Психология и философские науки. Истоки и причины возникновения научной психологии. Возможности и ограничения естественно-научного подхода. Психология в первой половине 20-го века. Кризис школ европейской психологии. Психология во второй половине 20-го века: основные направления и школы. Судьба отечественной психологии. Психология и гуманитарные науки. Перспективы современной христианской психологии.

 

 

2.     Богословие и психология – проблема взаимоотношения в науке и практике.(4 ч., иерей Петр Коломейцев)

 

Специфика богословия, философии и науки. От единства, через разделение к взаимодействию. Модель Бертрана Рассела. Различие предметов этих видов знания. Три различных дискурса единой книги природы. Принцип демаркации. Междисциплинарные науки. Психология – как междисциплинарная наука.

 

 

3.     Переживание и молитва.

(4 ч., профессор Василюк Ф.Е.).

 

Что делать, когда сделать ничего нельзя? В ситуации кризиса, на переломе судьбы человеку приходится совершить большой душевный труд – принять неизбежное, осмыслить случившееся, нащупать новые опоры существования. Пережить беду – не просто испытать тягостные чувства, это значит справиться, преодолеть, пробиться сквозь безысходность к свету и смыслу. Не только про переживание, но и про молитву иногда говорят: исправить уже ничего нельзя, остается – молиться. Как связаны между собой переживание и молитва? Помогает ли молитва пережить трагедию? Как из переживания рождается молитва? Должна ли молитва заменить живое человеческое чувство? – Таковы вопросы беседы.

 

4.     Проблема этического в психологии.

 (4 ч., иерей Петр Коломейцев).

 

Этические парадигмы. Деонтология, как главный подход к решению этических проблем психологии. Паллиатив, как временный выход из этического тупика. История отношения к больным с нарушениями психики. Этика христианства – как взаимодействие и встреча со Христом. Нравственные максимы и императивы. Встреча с другим, как познание себя и узнавание Христа в другом.

 

5.     История психологии.

(4 ч., доцент Лызлов А.В.)

 

Становление психологии как самостоятельной дисциплины. Ситуация у истоков психологии: три линии — три фигуры: В. Вундт, В. Дильтей, З. Фрейд.

«Понимающая психология»: история и перспективы. Дильтеевская идея структурной психологии. Структура как архитектоника душевной жизни и как способ бытия-в-мире. Три «типа мировоззрения» по В. Дильтею как три структурно различных способа человеческого существования. Настроение как базовая настроенность: от Дильтея к Хайдеггеру.

«Объяснительная психология»: основные концепции и история развития. Объяснение и возможность психокоррекции. Понятие «техники» в психологии.

 

6.     Философия психологии.

(4 ч., доцент Лызлов А.В.)

 

Практическая психология в её истоках. История и современное состояние психоанализа. Психоанализ и философия. Философский психоанализ Ж. Лакана. Границы психоанализа. «Анти-Эдип» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Причины расхождения Юнга с Фрейдом. Либидо у истерика и шизофреника. З. Фрейд: «Либидо и типы характера».

Перспективы взаимодействия философии и психологии сегодня. Психологический потенциал философии.

 

 

 

 

Модуль 2

 

ЛИЧНОСТЬ – НОРМА И АНОМАЛИИ.

 

Цель модуля: : знакомство с основными проблемами становления и развития личности.

Лекторы: профессор Слободчиков В.И.,  профессор Гаврилова Т.П., профессор Копьев А.Ф., доцент Храмова Н.Г.,  Проценко Е.Н., Мартынов С.Е.

 

 

1.     Проблема психологии возраста.

(4 ч., профессор Слободчиков В.И.)

 

Ступени взросления: Воплощение. Оживление. Одушевление.  Персонализация. Индивидуализация. Универсализация. Инобытие.

 

Кризисы рождения и кризисы развития.

 

2.     Психология взросления человека.

(4 ч., профессор Слободчиков В.И.)

 

Детство- как явленность себя Богу (Я есмь, вот я, Господи!).

Подростничество - как обретение лица и проба себя (И тогда я сказал   – нет!).

Молодость- как встреча с собой (Быть или не быть!).

Зрелость -  «На том стою и не могу иначе!».

Старость - «И теперь живу уже не я, но живет во мне Христос!».

 

Христианская психология – психология Пути.

 

3.     Основы психологии индивидуальности.

(4 ч., Профессор Гаврилова Т.П.)

 

Индивидуальность как совокупность психических и личностных особенностей человека, отличающих его от других людей. Темперамент, личность, характер, их развитие от рождения до смерти. Все это изучают и другие психологические дисциплины – психология личности, психология индивидуальных различий, возрастная психология, - но психология индивидуальности исследует все эти свойства и процессы не в отдельности, а в системе взаимосвязанных элементов.

Так если человек сознательно строит свою жизнь в направлении личностного роста и духовного развития, он способен управлять собой: воздействовать на свою эмоциональность, изменять свой характер, свои привычки и склонности.

 

4.     Основные факторы индивидуально развития.

(4 ч., профессор Гаврилова Т.П.)

 

Индивидуальность человека складывается под влиянием многих факторов:

-         социально-культурной ситуации развития,

-         наследственности,

-         эмоционального климата семьи,

-         ценностей, которые взрослые транслируют ребенку,

-         его опыта взаимоотношений со сверстниками.

Понимание индивидуальности человека необходимо, прежде всего, профессионалам, работающим с людьми, тем, кто помогает, учит, наставляет и детей и взрослых: священникам, психологам, учителям. Умение видеть уникальности другого – условие полноценного взаимодействия людей в личном, семейном, деловом общении. Тем, кто хочет личностно и духовно измениться предстоит нелегкий путь самопознания.

 

 

5.     Фундаментальные эмоции

(4 ч., доцент Храмова Н.Г.)

 

Значение эмоций в психологической жизни личности очень велико. Эмоциональные состояния определяют  и отношения человека с другими людьми, и его  поступки, и  оценки событий. Важно для каждого понимать и, по возможности, управлять  собственными эмоциями, являющимися ядром душевных переживаний. Эмоции в значительной степени  формируют  чувства, ценностную направленность, поведенческие установки личности. Та или иная мозаика фундаментальных эмоций человека является матрицей его характера, его способа реагирования на жизненные ситуации.

 

6.     Аксеология высших смыслов.

(4 ч., доцент Храмова Н.Г.)

 

У Священного Писания есть сакральное свойство: в период эпохального сдвига оно вновь раскрывает свой замысел, свой смысл  в новом культурно-историческом контексте мировой современности. За  вековой известностью Заповедей Божиих, порой трудно увидеть ту упреждающую помощь, которую они оказывают нам из прошлого, вооружая нас на то, чтобы мы вернее ориентировались в цивилизационных вызовах, правильно встретили будущее, и тем самым восстановили  целительную для человечества связь времен.

 

7.     Психосоматика в обыденной жизни

(4 ч., Мартынов С.Е.)

 

Влияние психических стрессов на физическое состояние организма является давно доказанным наукой фактом. В лекциях будут проанализированы конкретные формы  влияния больших и малых психологических расстройств на появление и формы протекания различных соматических (физических) болезней. Специальное внимание уделено влиянию СМИ и рекламы на формирование представлений человека о его нормах и возможностях (мода на «фигуру», лицо, способы действия и реакции). Предложены пути движения к обретению психологического здоровья и целостности личности, а также способы защиты от агрессивных психологических воздействий  социокультурных стереотипов и ожиданий.

 

 

8.     Психология зависимости:  от алкоголя до компьютера.

(4 ч., Проценко Е.Н.)

 

Проблема зависимости становится одной из центральных в жизни современного человека. Растет число зависимых от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр и др.   Будет раскрыта психологическая природа этого явления, показаны  пути и средства для преодоления опасных форм зависимостей. На ряду с этим проведен анализ истоков зависимости, лежащих в семейных отношениях,  рассмотрено понятие «дисфункциональной семьи», «неблагополучной семьи», тех «ролей», которые вынуждены играть члены «неблагополучной семьи» («козел отпущения», «потерянный ребенок», «клоун» и др.) Многие формы зависимости являются следствиями неблагополучия в семье. Будет предложен обзор основных форм психологической помощи людям, склонным к зависимости, на основании 20-летнего опыта практической работы автора курса.

 

 

9.     Философско-психологические предпосылки диалогического общения. Диалогический подход

(4 ч., профессор Копьев А.Ф.)

 

Рассмотрение основных предпосылок диалогического подхода: общефилософских, теоретико-методологических и практических. Реконструкция философско-антропологической концепции диалога  М.М. Бахтина. Рассмотрение  диалога как центрального момента не только консультационного, психотерапевтического процесса, но и как фундаментальной основы человеческих взаимоотношений.

 

10. Практическое применение диалогических форм общения в психотерапии и психологическом консультировании.

(4 ч., профессор Копьев А.Ф.)

 

Производится соответствующая «диалогическая ревизия» основных теоретических подходов в психологической теории и практике. Рассматриваются возможные методическо-практические решения, основанные на осознанном применении принципов диалогизма. Занятия будут проводиться в максимально интерактивной манере. Привлекается иллюстративный материал из различных случаев психологической практики; не исключается рассмотрение какого-либо конкретного эпизода из консультационной деятельности слушателей.

 

 

Модуль 3

 

ДУХОВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА

 

Цель модуля: формирование представлений о целях, задачах и ценностях брака, основные  проблемы внутрисемейной коммуникации, детско-родительские отношения и основные задачи развития .

Лекторы: доцент  Машкова И.Н., доцент Храмова Н.Г., Козлова М.И..

 

1.     Культурно-психологические предпосылки супружеской жизни.

(4 ч., доцент Машкова И.Н.)

 

Проблема психологической совместимости супругов на разных уровнях организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая совместимость, индивидуально-психологическая и сексуальная совместимость, социо-культурная совместимость, духовно-нравственная совместимость).

Представления об индивидуально-психологических особенностях супругов, темпераментах и характерах (типология).

Представления о культурных нормах и традициях, проблемах взаимопонимания супругов,   их позициях в общении, отражающих различия в социальном статусе.

 

2.    Духовные и психологические проблемы брака.

(4 ч., доцент Машкова И.Н.)

 

Представления о духовно-нравственном потенциале супругов, целях и ценностях семейной жизни, мотивах вступления в брак.

Связь стабильности брака с субъективной удовлетворенностью браком.

Психологические причины супружеских конфликтов.

Развод как духовная и душевная травма, динамика изменения взаимоотношений между супругами  в послеразводный период.

 

3.     Конфликты отцов и детей в современном мире. Духовные и культурно-психологические аспекты. (4 ч., доцент Машкова И.Н.)

 

Конфликт «отцов» и «детей» как результат распада современной семьи,  признаки кризиса молодежного сознания, основные воспитательные проблемы.

«Безотцовщина» как духовная и душевная проблема подрастающего поколения, связь инфантилизма, интеллектуальной и физической неразвитости детей с распадом семьи и устранением отца от воспитательных задач.

Проявления материнской «отчужденности» в процессе беременности, рождения и воспитания детей, ее пагубные последствия.

Понятие о родительстве, «отцовство» и «материнство» » как ответственные и священные призвания; ответственное родительство как исполнение Замысла Божия о предназначении человека.

Цели и задачи родительства: забота о развитии телесности, забота о развитии душевности, забота о развитии духовности ребенка.

 

4.  Психолого-педагогические основы воспитания детей в семье.

(4 ч., доцент Машкова И.Н.)

 

Ответственное «отцовство» и «материнство» как предпосылки формирования зрелой, полноценной личности ребенка, позитивные качества «материнства» и «отцовства».

Представление о «родительской воспитательной позиции»; аномалии родительской любви и ее позитивное проявление, роль авторитета и примера отца и матери в деле взросления ребенка и воспитания полноценной личности.

Доверительность и иерархичность семейных взаимоотношений как необходимые условия создания христианской воспитательной среды, послушание ребенка – результат взаимной «сопричастности» членов семьи, подвига самоотверженной родительской любви и христианского педагогического служения, свойства ответственного родительства: смирение, строгость и властность; родительское терпение, использование методов поощрения и наказания в процессе воспитания ребенка. 

Этапы нравственного развития ребенка, особенности религиозной жизни детей подросткового возраста, влияние семейного воспитания на формирование представлений о Боге.

Справедливость родителей, поддержка, помощь и заинтересованность в организации совместной жизнедеятельности и общении с ребенком.

Позитивное и негативное влияние семьи на развитие личности ребенка.

 

4.     Антропология супружеских отношений

(4 ч., доцент Храмова Н.Г.)

 

Отношения между мужчиной и женщиной  многосложны, полифоничны,  иррациональны. Что является основой такой  психологической многогранности? Каждая культурная традиция понимает отношения мужчины и женщины в  браке по-своему, сообразно своему культурно-историческому коду. Основой религиозного постижения супружеских отношений в русской  традиции является православное понимание антропологии человека. Именно в этом аспекте  рассматриваются как идеальные образы супружества, так и их искажения.  

 

5.     Психологические особенности современных школьных реформ

(4 ч., доцент Храмова Н.Г.)

 

Родительская общественность серьезно озабочена теми деструктивными процессами, которые пронизывают всю структуру школьного обучения.  Двадцатилетняя модернизация  российского образования ставит перед  обществом  все больше и больше вопросов, главным из которых является следующий: «Почему «новые технологии» не позволяют достичь даже «удовлетворительного» уровня «старых» школьных знаний?»   Сегодня  необходимо  найти адекватное понимание  психологических особенностей обучения, сложившегося в результате современных школьных реформ.  Психологический  анализ образовательных парадигм позволяет  увидеть те системные тупики, в которых оказалась современная российская педагогика. Обсуждение этих проблем поможет найти оптимальный выход из создавшегося положения в  нашем школьном образовании.

 

6.     Вариации на тему гендерной психологии

(4 ч., Козлова М.И.)

 

Пол и гендер. Биологические аспекты и социальные аспекты. Этническая и культурная вариативность. Гендерные отношения, роли, нормы, неравенство, справедливость, дискриминация, стереотипы, асимметрия, идентичность, стратификация, дифференциация, идеология, подходы, баланс, конструирование и тому подобные взрослые игры, в процессе которых вместе с водой (несправедливость) выплеснули и ребенка. На самом деле, лекция будет о детях. Об их истинных потребностях и интересах.

 

 

Модуль 4

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Цель модуля: Рассмотрение взаимоотношения христианской психологии и социальной повседневности.  Значение христианской антропологии для решения актуальных социально-психологических проблем.

 

Лекторы: протоиерей Григорий Логвиненко, доцент Храмова Н.Г., доцент Зобов А.С., Фредерика де Грааф.

 

 

1.     Социальная психология и ее место в системе научного знания

(4 ч., протоиерей Григорий Логвиненко, кандидат богословия).

 

Социальная психология и ее место в системе научного знания. Донаучный  и религиозно-философский период формирования социально-психологических идей. Экспериментальный период развития социальной психологии. Социометрия и изучение малых групп. Влияние гуманистической идеологии. Современные социально-психологические теории и практики.

Переходот теоретических научно-богословских проблем к практическим вопросам, возникающим в практике приходского консультирования.  

 

 

2.     Проблемы приходского консультирования – от научно-богословских проблем к практических вопросам .

(4 ч., протоиерей Григорий Логвиненко, кандидат богословия).

 

Социальная психология и социальное служение Русской Православной Церкви. Богословские (антропологические) основания Социальной концепции Русской Православной Церкви. Практика приходского консультирования. 

Социально-психологические и этические проблемы, возникающие в связи сраспространением новых технологий (ВРТ и ЭКО) в современной репродуктивной медицине.  Дети из пробирок. Редуцированное  и замороженное детство. Суррогатное материнство и святость и целостность брачного союза. Другие острые проблемы биоэтики и деонтологии.

 

 

 

3.     Основные типы социальной жизни в свете христианского учения. (4 ч., доцент Храмова Н.Г.)

 

Христианское антропология может найти отражение в любых аспектах социальной жизни. Евангельский антропологизм по своей бытийной сущности несет в себе не только духовную, но и социально-деятельную направленность. Координаты инобытия, общности и творчества определяют содержание социально-психологических ареалов, в которых личность осуществляет собственное самобытие.  Социальная жизнь человека (и общества в целом)  может иметь своим содержанием  творческое бытие,  а может – и искаженное, и испорченное, и даже – безумное небытие.

 

4.     Практическое консультирование на приходе

(4 ч., доцент Зобов А.С.)

 

Консультирование как особая часть практической психологии. Цели, задачи и средства психологического консультирования. Этика и ответственность в консультировании. Индивидуальное и групповое консультирование. Правила в группе.

Особенности консультирования на приходе. Почему здесь встречаются как верующие, так и неверующие. Какого рода помощи они ждут. Круг вопросов, который интересует прихожан и «захожан».

Женские темы и мужские темы.

Жизненные кризисы и поиск смысла жизни.

Конфликты, обиды, борьба, страх, гнев, месть, прощение.

Ресурсы консультанта: Священное Писание, Святоотеческое наследие, православная антропология, академическая психология, притчи, сказки, жизненный опыт участников и консультанта, обратная связь в группе и взаимная поддержка.

 

 

 

5.     Человек перед лицом вечности. Психология умирания.

(4 ч., Фредерика де Грааф).

 

Место смерти в христианской антропологии и психологии. Этапы изменения сознания при неизлечимой болезни: проблема  встречи с диагнозом, ретроспектива прежней жизни, осознание порога и др. Взаимоотношения с родственниками умирающего, типичные особенности и ошибки в поведении близких. Принятие себя и своей судьбы. Психологическая помощь близким после утраты. Опыт работы Первого Московского хосписа.

 

Модуль 5

 

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

 

Цель модуля: знакомство с общепсихологическими механизмами веры и религиозности. Деструктивные психотехники и психокульты.

Лекторы: иерей Петр Коломейцев, Инина Н.В.

 

1.     Культурно-исторические и психологические предпосылки психологии религии.

(4 ч., Инина Н.В.).

 

Ранние формы религии: элементарные верования и магическое мышление древних людей,идея мистической сопричастностикак дорелигиозной формы верований. Религиозность и исследования психологии личности. Религиозность как универсальная потребность индивидуального сознания.

 

2.     Психология веры и религиозности.

(4 ч., Инина Н.В.)

 

Психоанализ, концепция религиозности Фрейда и ее критика. Психология предрассудка. Духовность как условие человеческого бытия. Типология форм и видов веры. Связь невротических состояний и деструктивных форм веры и религиозности, таких как суеверие, предрассудок, фанатизм.

 

 

3.     Диструктивные психотехники и психокульты.

 (4 ч., иерей Петр Коломейцев).

 

«Успешная» психология. Травматичная практика ЭСТа, лайфспринга и Синтона.

 

4.     Тупики психологии.

(4., иерей Петр Коломейцев)

 

Сайентология – антипсихологическая практика Рональда Хаббарда. Псевдонаука валеология.

 

 

5.     Критика трансперсональных практик.

(4 ч., иерей Петр Коломейцев)

 

Трансперсональная психология – хакерский взлом психических механизмов. Шаманизм. Эзотерическое учение Карлоса Кастанеды.

 

 

6.     Психология тоталитарных сект.

(4 ч., иерей Петр Коломейцев)

 

Учение и практика Ошо Раджниша. Эскапизм и тоталитарные секты.