Сергей Беспалько

Страх и отношение к врагам

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Лк 6:27)

 

Мы говорили сегодня о том, что страхи человека бывают разными. Я хочу остановиться на том, как страх проявляется в наших отношениях с людьми. Это связано с нашими врагами.

Сегодня это стало особенно актуальным в нашей стране, потому что большинство людей считают, что мы окружены врагами, что Запад хочет нас захватить, подчинить. Это, во многом, работа телевидения, которое нагнетает атмосферу вражды и страха. Но люди охотно принимают это, во врагах видят причину своих неудач, неудач страны.

Конечно, бывает, что причина вражды реальна, это обиды, конфликты, но часто склонность искать врагов вытекает из самой души, мировоззрения  человека. О. Александр Мень говорил, что поиск врагов – это  проявление языческого восприятия мира, в котором мир поляризован на своих и чужих, друзей и врагов. И этот взгляд на мир преодолевается верой в Единого Бога, в Бога, любовь Которого побеждает зло.

 

Кто же такие враги? Это все, кого я не люблю:

- те, кто меня обидел (отсюда вытекает важность прощения);

- это вообще все те, кого я не принимаю, по любой причине: из-за недостатков характера, внешности, привычек, образа жизни (отсюда следует важность принятия людей);

- с точки зрения нашей сегодняшней темы можно сказать, что враги – это те, кого я боюсь (преодоление этой нелюбви связано с исцелением от страха).

Призвание христианина – любить и принимать всех, то есть не относиться ни к кому, как к врагу. Тогда врагами можно назвать тех, кто сам к нам относится как враг.

Прощение и примирение необходимы по многим причинам:

- это связано с избавлением от страха;

- прощение важно для моей духовной жизни, так как непрощение обид - это как камень на сердце, это мешает духовному росту;

- прощение - это выражение моей зрелости, обретение мира с ближним, с самим собой и с Богом;

- прощение и принятие важно и для отношений в церкви, для созидания церковной общины;

- в случае принятия обидчика Бог входит в наши отношения с этим человеком, как говорил отец Георгий, и начинает менять человека, если он

неправ.

 

Как же происходит подлинное избавление от вражды? Если вернуться к связи вражды и страха, то оказывается, что именно страх вызывает вражду, а не наоборот. Враги становятся воплощением наших внутренних страхов.

Поэтому и избавиться от страха невозможно только внешними действиями. Прощение и примирение должно сначала произойти внутри нас. Путь для этого – укрепление веры в Бога, отношений с Ним.

И тогда: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). И даже: «… не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10:28).

Тогда исчезает страх, и исчезают враги.

Что касается прощения реальных обид, то сначала необходимо осознать обиду (то есть простить - это не значит закрывать глаза и не замечать обиды). Некоторые христиане пытаются избавиться от обиды тем, что напоминают себе о своих грехах. Но мне кажется, что это не выход, потому что получается, что я принимаю обиду не ради Бога, а потому что считаю себя недостойным любви. Бог же не так относится к нам.

Следующий шаг - это захотеть простить, решится простить человека, независимо от его поведения.

Далее – просить Божьей помощи, потому что невозможное человеку возможно Богу. В этом помогает молитва о человеке, чтобы Бог его благословил. (Конечно, Бог благословит человека не на зло, а на изменение, исцеление от зла).

Таким образом, внутреннее примирение с врагами происходит так:

Углубление веры в Бога   ->   исцеление от страха   ->   любовь к врагам.

 

Я попытался понять: а что означает для меня любовь к врагам?

Очевидно, что любовь к врагам отличается от любви к родным и близким. (Хотя, как мы знаем, и близкие могут быть врагами). По крайней мере, любовь к врагам не бывает взаимной, это явный пример того, что любовь - не только чувство, а волевой акт. (Потом, правда, может прийти и чувство любви, когда с нами произойдет внутреннее примирение).

Любовь к врагам не означает потакания злым поступкам. Здесь как раз может помочь разделение отношения к человеку и к его греховным поступкам. Мы можем понять человека, пожалеть его, но не обязаны соглашаться с ним. Любовь выражается в том, что мы желаем таким людям вразумления, избавления от грехов и заблуждений.

Любовь к врагам - это не слабость наша, а сила (вспомним Серафима Саровского и грабителей). Эта любовь не должна делать меня жертвой, это не измена себе.

Для меня любить врага означает желать ему Божьего спасения и исцеления от грехов. Мне помогает рассмотреть отношение к этому человеку, как будто мы стоим перед вечностью: согласен ли я, что этот человек войдет в Царство Небесное (конечно, через покаяние и избавление от грехов)?

В отношении к врагам образцом для нас может служить любовь Господа Иисуса Христа, Который, умирая, молился за распинавших Его.

 

В заключение хочу прочитать вам свидетельство о том, что такое любовь к врагам и что она возможна. Это молитва еврея, погибшего в концлагере Дахау.

Мир всем людям злой воли, и да положен будет конец всякой мести, всем призывам к наказанию и возмездию. Злодеяния превышают всякую меру, они уже стоят по ту сторону человеческого понимания. Слишком много мучеников.

Поэтому, Господи, не взвешивай наши страдания на весах Твоей справедливости и не засчитывай эти страдания палачам, чтобы не потребовать от них страшного отчета. Воздай по-иному. Нет, зачти в пользу палачам, доносчикам и предателям и всем злым людям все мужество и всю душевную силу других, их смирение, их возвышенное достоинство, их непрерывное внутреннее страдание, их непреодолимую надежду, их осушающую слезы улыбку, всю их любовь, все их истерзанные, измученные сердца, оставшиеся сильными и полными доверия лицом к лицу со смертью и даже в самой смерти. Да, даже в часы глубочайшей слабости.

Все это, Господи, зачти перед Тобой для прощения грехов, как выкуп, ради торжества правды, да зачислится перед Тобой все благое, а не злое. А в памяти наших врагов – да останемся мы не как их жертвы, не как кошмар, не как трепет перед призраками, а как их помощники в их стремлении убить бешенство их преступных страстей, от них ждут только этого.

Когда же все кончится, да будет нам дано жить, как людям среди людей, и да наступит опять мир на нашей бедной земле для людей доброй воли и для всех других.