Прот. Александр Борисов

 «Не бойтесь» как ответ на  вызовы нашего времени.        

 

Боязнь боли и смерти – существует в любое время, но в наше время это вопрос, может быть,  особо актуальный, так как большая часть людей разучилась уповать на Господа. Страх смерти - это страх объяснимый, но оттого не менее мучительный.

Я обратился к мыслям владыки Антония, который долгое время работал врачом и много говорил по этим вопросам. Приведу некоторые из его высказываний.

 

Страдание не всегда можно снять, но человеку помочь (медицински или душевно) его вынести – можно. И человек может вырасти в громадную меру своего достоинства через это сотрудничество тела и души, в чем врач играет свою значительную роль, потому что он может поддерживать тело и может вдохновлять человека на жизнь. И не только врач.

 

Наступает момент, когда врач говорит: мы дошли до предела, когда медицина больше не может его спасти или ему помочь. И теперь я стою у постели и говорю: «Смерть, я с тобой боролся и не давал тебе подступить к этому человеку. Теперь пришло твое время. Возьми этого пациента, и пусть конец его будет мирный и тихий...».

 

Митрополит Антоний: Я старался в течение всех лет, когда был врачом, проводить последнюю ночь или последнее время с умирающим, именно чтобы он не был один. И иногда потрясающе, на какой глубине два человека могут общаться в молчании, в молитве.

И это может делать любой человек; я бы сказал, даже «неверующий»: человек, верующий в человечество, – в себя как в человека, в другого как в человека и в то общение, которое между ними есть, в ту общность, которая их соединяет.

А если ты верующий, можешь спокойно знать, что ты во Христе и Христос в тебе, и если ты не будешь выдумывать и надумывать чего-то, а просто будешь общаться с этим человеком как можно более углубленно, ты ему передашь нечто большее, чем сам знаешь, чем сам обладаешь.

Бросить в лицо: «Ты, дружок мой, при смерти, готовься к этому!» – нельзя никакому человеку. В течение всей болезни человека должна быть какая-то подготовка в этом отношении. Причем владыка много раз говорил студентам: готовьте умирающих не к смерти, а к вечной жизни. Не к тому, что: «Вот, ты умрешь, тебя похоронят, и конец», а к тому, что смерть – это переход.

Некоторым людям он говорил: «А я тебе расскажу, как моя мать умирала»; или: «Я тебе расскажу, как во время войны умирал один солдатик, с которым я пробыл всю ночь». Чужой опыт может помочь, причем чужой опыт хорош тем, что он в тебя не ранит.

Примеры из практики вл. Антония, рассказанные им. Бывает, что мы хотим освободить человека от страдания, но это возможно при большом риске. Вот риск, я думаю, можно брать на себя.  Я помню один случай из своей врачебной практики, когда человек умирал от грудной жабы. В течение нескольких суток он кричал от боли день и ночь. Местный врач ему прописал подкожные уколы морфия, которые не помогали. Я знал, что можно делать уколы в вену и боль прекратится, но что это может уменьшить срок его жизни, хотя и так никакого сомнения не было, что он умрет через несколько часов. Я решился сделать этот укол, сознавая, что этим могу сократить часы его жизни, но что эти часы он будет в полном спокойствии.

Он прожил, кажется, еще пять или шесть часов. Лежал, разговаривал с женой и с дочерью, разговаривал со мной; потом постепенно стал слабеть и уснул в вечность. Если бы я не сделал укола, он, может быть, прожил бы еще какое-нибудь время, но эти часы он провел бы в невыносимой муке и постоянном крике, который был нестерпим всем, кто его любил.

Один солдат был в конвульсиях в течение нескольких дней, и я ему периодически делал анестезию эфиром. На время он «уходил»; но сделать большее я не считал себя вправе. Просто – называя вещи своим именем – убить человека мы не имеем права.  Врач не призван прерывать жизнь, он призван делать жизнь выносимой.

Да, мы говорим о положительной роли страдания. Но мы должны помнить, что положительную роль страдание имеет для человека только тогда, когда он его принимает, а не тогда, когда это страдание на него наложено, как пытка, которую он не понимает и не принимает.

О. Сергий Гаккель спрашивал владыку: Отчего же тогда мы из милосердия помогаем животным и не даем им страдать, когда им предстоит мучительная смерть, и решительно приближаем их кончину?

Его ответ. Мы не думаем о животном как о существе, которое уходит в вечную жизнь – это одно. И, с другой стороны, мы не думаем, что длительное страдание помогает животному созреть и вырасти, чтобы уже вполне готовым войти в вечность.

В случае с человеком положение иное, потому что мы верим, что все, что с ним происходит, его постепенно готовит к встрече с Богом.

 

Мое поколение воспитывали так: надо себя так тренировать, так готовить, чтобы выносить боль, нужду, страх, любую форму страдания до предела. Когда мы были мальчиками, нас в летних лагерях учили выносить усталость, холод, голод, боль. Делали упражнения, которые тогда назывались «воспитание характера»: физическое положение, которое вызывает боль, выдержать до предела, пока не упадешь от нее. Меня так воспитывали: не прибегать ни к каким облегчающим средствам, пока это выносимо. В современной практике как раз наоборот: как только появляется боль, ее облегчают. Больше того: часто люди принимают, скажем, аспирин «на случай», что у них разболится голова. Я принимаю лекарство тогда, когда боль мне мешает делать свое дело. Я думаю, что это очень удобный способ. Ты отлично знаешь, что эта боль выносима; если перетерпеть немножко, она даже, вероятно, пройдет.

Вот случай времен войны. Я должен был донести до санитарного пункта большую ношу лекарств. Шел я километр за километром, дождь лил, как из ведра, вся дорога была сплошной лужей и слякотью. В какой-то момент, после шести-семи часов пути, я подумал: я больше не могу! Никакого санитарного пункта, никакой больницы не видно, лягу и отдохну или высплюсь... И тогда мне пришла мысль: «Христос нес крест. Он нигде не остановился и дошел до Голгофы». Я пошел дальше, и через сто метров оказалась больница, куда я шел.

Я думаю, что с физическим страданием при болезни часто бывает так: оно доходит до какого-то предела, и если только ты вынесешь и научишься не напрягаться, а как бы отдаваться, оно проходит.

О.Сергий: Чем это отличается от спартанского отношения?

Митр. Антоний: Я думаю, тем, что спартанец рассчитывает только на собственные силы, а верующий уверен, что ему, если будет нужда, Бог может помочь.

В испытаниях надо поставить себя перед лицом Божиим, очистить свою совесть, отдать себя в руки Божии и получить от Него те дары, которые Он нам захочет дать, – и это может быть путем к исцелению. Чудо не может быть автоматично – в том смысле, что мы не можем требовать от Бога: «Я к Тебе обратился, а Ты меня должен исцелить!» Но мы можем открыться Богу настолько, чтобы болезнь или прошла, или стала нам во спасение. Я помню, мне на Афоне в единственный раз, когда я посетил Святую гору, монах сказал, что не надо бороться за то, чтобы совершенно прошла болезнь, потому что болезнь нам напоминает о нашей хрупкости и нас учит предавать себя в руку Божию. А лечиться надо постольку, поскольку это нам дает возможность действовать и жить.

Серафим Саровский: надо обращаться к врачу, потому что это знак какой-то доли смирения. Нельзя сказать: «Я своими молитвами и своей полной отдачей Богу обеспечу свое здоровье». Можно сказать: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой» – и быть готовым к тому, что ты будешь и дальше болеть, и умрешь. Но если речь идет об исцелении – а порой надо бороться за здоровье и за силы, потому что у тебя задача, которую Бог тебе дал –  в таком случае надо обратиться и к врачу, но не оставляя в стороне и духовное исцеление. То есть стоя перед Богом, знать, что, останешься ли ты жив, будешь ли ты здоров или нет, в конечном итоге – ты в Его руке, и что ты хочешь только одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи».

 

ВЫЗОВЫ  НАШЕГО  ВРЕМЕНИ

«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Мф.10,26-30).

Какой призыв повторяется в Библии чаще всего? – Не бойтесь!

Со временем все, что проповедуют апостолы, станет явным – правда и справедливость восторжествуют. Это должно обнадеживать апостолов гораздо больше, чем слова о том, что Господь позаботится о них в земной жизни.

Невидимые враги, которые могут погубить душу. Бесы используют стремление людей к справедливости, склоняя их к мести, чтобы тем самым погубить душу. Люди, призванные нести свет, очень рискуют, когда начинают бороться со злом с помощью еще большего зла. Только этого должны бояться ученики. Конечно, Иисус говорит здесь о мстительности или о реакции неадекватной событию. Пример с Пусси Райт, когда чрезмерное наказание сделало из мелких хулиганок чуть ли не мучениц.

Некоторые считают, что словах «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» Иисус говорит о Самом Боге. Это не так. Бог – единственный, Которого не стоит бояться. Бог – Тот, кому нужно доверять, кто дорожит Своими детьми куда сильнее, чем стаей воробьев. Он заботится о нас даже в мелочах. Ошибаются те, кто порицают молитвы о самых обычных вещах: о хорошей погоде, о парковке .

Два примера христианской реакции на зло.

Лесков («Кадетский монастырь»). курсанты офицерского училища, помогали раненым после разгрома декабрьского восстания 1825 г. Директор училища защищал их перед самим императором: «Они так обучены быть смелым и решительным в бою, но побежденным раненым оказывать помощь».

Гюго.  Восстание в Париже в июне 1832 г. Париж возмутился приказом разыскивать и добивать или арестовывать раненых, скрывшихся после неудавшегося мятежа. Приказ в результате остался невыполненным.

Избыточный, расточительный дар епископа Мириэля, в романе В. Гюго «Отверженные», спасает Жана Вальжана от озлобления на весь мир, и запускает преображение его личности, цепную реакцию благодати. А вот справедливость инспектора Жавера, хотя она совершенно искренняя ведет к катастрофе. Справедливость губит, благодать спасает: "я пришел не судить мир, а спасти" говорит Христос.

"Бог открывает людям свою волю в событиях — это темный текст, написанный на таинственном языке. Люди тотчас же делают переводы — переводы поспешные, неправильные, полные промахов, пропусков и искажений. Очень немногие понимают язык божества" (В. Гюго).

В утреннем правиле: «Не даждь место лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе…»

«Избави мя от всякия мирские злые вещи и диавольского поспешения». Речь идет о том, чтобы даже в противостоянии злу не переходить ту границу, когда это противостояние может превратиться в еще большее зло.

 

Хождение по водам (Мф.14,23-36).  Как научиться настоящей молитве? Это невозможно, если мы,  как Петр, будем оборачиваться на грозные волны. Но Иисус призывает нас смотреть только на Него и слушать именно Его, хотя это так трудно сделать в реальной жизни.

 

Воскрешение дочери Иаира «Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?   Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5,35-36).

Его чудеса – знаки истинной революции, подлинного исцеления, которое Бог приготовил Его смертью и воскресением.

Воскресение. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.  И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;  устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;  Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.» (Мф.28,1-7).

Воскресение Иисуса – это не способ что-то доказать людям или предложить им новый вид духовного опыта. Встреча с Иисусом – это призыв к новой работе, новой жизни, в которой будет становиться реальностью все, о чем говорил Иисус.

О. А. Мень: «Это победа Бога, которая совершилась в пасхальную ночь и продолжается, пока существует мир».