Владимир Хейфец

Личная ответственность

 

Гете в своем дневнике написал: «Я каждое утро благодарю Бога, что мне не нужно заботиться о Римской империи». Большое искушение на этом закончить, потому что лучше не скажешь.

Великое множество добра и много-много большее количество зла возникло оттого, что кто-то взял на себя ответственность за это. И часто дела зла творились и творятся по искреннему убеждению, что это во спасение. Вспомним того же Савла-гонителя как образец искреннего ответственного поведения.

Как связана личная ответственность с нашей главной темой «НЕ БОЙСЯ»?

Страх возник в этом мире в тот момент, когда человек впервые оставил Бога:

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся…

И если вслед уходящему Адаму Господь грустно говорит «Адам, где ты?», то первое «НЕ БОЙСЯ» Он адресует Аврааму – тому, кто всей своей жизнью ответил Богу: «вот я!».

И все последующие «НЕ БОЙСЯ» говорятся приходящим к Нему, каждому из тех, кто хочет быть своим Ему. НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ.

Так вот, ответственность – это сказать Богу «вот я» и быть последовательным.

Не быть равнодушным («они никого не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства»).

И вот выбор, наш постоянный выбор – чем и как я отвечаю на то, что мне представляется несправедливостью и злом? И надо ли на это отвечать?

Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?                                         (Гамлет)

Так за что же мы все-таки отвечаем?

За то, чтобы не выпустить тьму, которая в нас есть. Чтобы хоть чуть-чуть согреть пространство вокруг себя. Сделать так, чтобы окружающим было тепло и радостно от нашего присутствия в этом мире – хоть чуточку.

Даже из физики известно, что если не принести тепло в этот мир, то по второму началу термодинамики в нашем мире будет нарастать хаос, энтропия, и, в конечном счете – тепловая смерть.

Что мы оставляем после себя? Если представить человеческие отношения как некие постройки, сооружения, то какой пейзаж мы наплодили? Дворцы или руины?

Да, мы жаждем справедливости, да, «ревность по Доме Твоем снедает меня».
Но главнейший вопрос – не ведет ли «ревность, которая снедает меня», к разрушению? Опасна волна эмоции, даже если это «ярость благородная», так легко и так необратимо разрушаются и наши сердца, и наши отношения.

Не забудем: то, что наша жизнь еще длится, – это шанс, который Господь нам дает – шанс исправить свое сердце, шанс исправить по возможности то, что мы наворотили.

Так за что же мы все-таки отвечаем?

Мы отвечаем за свой ответ – свой ответ на Его призыв.

Мы отвечаем за себя, но при этом, вследствие этого, за весь мир, потому что самые незаметные наши действия не проходят бесследно для этого мира. Что-то изменяется, и Господь напряженно ждет нашего ответа, нашего маленького вклада в Божье дело.

Еще один момент. Когда мы выясняем отношения с окружающими, когда возникает конфликт, очень важно сознавать: кто передо мной? Враг он мне? И вообще – есть ли у меня враги? И вообще – в каком случае кто-то в принципе может стать мне врагом?

Вопрос этот не праздный, потому что за последний год слово ВРАГ застряло у всех в ушах, а у многих и в сердце. И при этом число наших врагов, судя по тому, что мы слышим в последнее время, растет как на дрожжах.

И все чаще вспоминаются слова Иеремии:
«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (5, 31).

Он говорит: «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения… Но вы смотрите за собою». (Марк 13).

Вспомним, что сказано у Матфея (24):
ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,..

Главное слово здесь «и не думали». Господь призывает нас думать.

Думать постоянно и не плыть по течению, не принимать окружающей нас жизни, если она построена на «мерзости запустения, стоящей на святом месте». Если мы об этом не задумываемся, мы становимся частью этой мерзости.

Больше десяти раз в Евангелии Господь говорит «БОДРСТВУЙТЕ». Не проспите остаток жизни, ее немного осталось. Не живите с закрытыми глазами. Не устраняйтесь, ответьте.

И так часто мы устраняемся – либо под вывеской «все от Бога», либо под вывеской «а что я могу сделать один?».

50 лет тому назад в Московском авиационном институте, где я учился, поставили замечательный спектакль «Снежный ком или выеденное яйцо». Там по ходу дела на сцену выходил один из персонажей и говорил: «а что я могу сделать один?». Потом выходил другой и тоже говорил: «а что я могу сделать один?». И дальше вся сцена заполнялась толпой людей, которые хором скандировали: «а что я могу сделать один?».

Я хочу привести слова Джонатана Сакса, главного раввина Англии:

В иудаизме вера начинается не с ответа. Она начинается с вопроса. Она начинается не в гармонии. Она начинается в диссонансе. Вот он: Бог создал мир, создал человека. Почему же Бог позволил человеку разрушать мир? Как мы можем согласовать законосообразность мира с беззаконием в человеческом обществе? Сотворил ли Бог мир с тем, чтобы покинуть его?

Если Бог существует, значит, жизнь имеет цель. Если зло существует, значит, мы еще не достигли этой цели, и мы должны идти: лех леха – как пошел Авраам.

По законам иудаизма вы никогда не должны принимать ситуацию как свершившийся факт, если вы можете ее изменить. Вы не имеете права! Потому что зло есть зло, и Закон не позволяет путать его с добром, даже если, возможно, оно ведет к добру. То, что может быть изменено, не является священным. Если вы можете вылечить болезнь, если вы можете устранить несправедливость, если можете исправить зло, говорит Закон, вы обязаны это делать. Вы не можете спокойно терпеть зло, полагая, что Бог делает все к лучшему.

Если мы видим противоречие между нашим миром и миром Божьим, между «есть» и «должно», то мы знаем, что это напряжение может быть снято только действием, которое вдохновляется Откровением и приближает нас к спасению.

Господь, ты хочешь, чтобы мы были «алчущими правды» и одновременно «миротворцами». Вразуми нас, чтобы наши действия созидали, а не разрушали и отвечали бы принципу Гиппократа: НЕ НАВРЕДИ. Аминь.