Л.Н. Ратнер

Неотвеченные молитвы

 

Недавно я видела короткометражный художественный фильм. Там отец героя рассказывает ему поразившую его статью о том, что лес - это не множество деревьев, а единое сообщество, так как под землей все деревья сплетены корнями, и если одно дерево умирает, оно мгновенно засыхает, так как остальные высасывают его соки.

Так и в человеческом сообществе. Мы все связаны. Каждый с каждым. Бог слышит все наши молитвы, но ответить на них может другому человеку, по Своему произволению. Другой может передать третьему и так далее. На молитву нашу может прийти ответ очень нескоро. Почему?

Возможно, ответ нужен не только мне, но и еще многим, возможно, Господь испытывает меня, учит терпению, хочет, чтобы я проявила свою ответственность и так далее.

Авраам и Сарра ждали всю жизнь, но когда получили чаемого сына - вера их стала крепка как скала.

Это самое важное в глазах Господа.

Моисей после Синая молил Господа сохранить народ, не уничтожать его за золотого тельца. А потом 40 лет водил этот сброд, пока он не стал народом, терпел его жалобы и недовольство. Но все же привел в Землю обетованную. Знал ли он, что сам не войдет? Если знал, что давало ему силу идти 40 лет по пустыне? Скорее всего, пустыня была ему голгофой – он прошел ее и умер на пороге Земли обетованной, исполнив свой долг и поручение Господа.

Давид страшно согрешил, послав Урию на смерть, отняв Вирсавию. Поэтому его сын должен был умереть (в этом - милость Господа, так как по закону умереть должны были и Давид, и Вирсавия, и ребенок в ней). Давид молился, плакал, посыпал главу пеплом. Когда ребенок умер - успокоился, так как понял, что грех искуплен.

Пророки молились, чтобы Господь избавил их от этого дара. Вот пример.

Пророк Иеремия: «Ты вел меня, Господь, и я увлечен. И я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… И я подумал: не буду говорить о Нем… Но был в сердце моем как бы горящий огонь, и я истомился, удерживая его, и не смог»... (Иер 20: 7-9).

У великих израильских пророков не человек обращается за указанием к Ягве, а Ягве воспитывает его по собственному почину и часто делает это наперекор желанию человека (Иона).

Постепенно разворачивается одно и то же Откровение, которое от пророка к пророку опровергает все собственные взгляды Израиля (так и сейчас с нами), - молясь, долго не получая ответа, мы постепенно осознаем замысел Господа, учимся терпеливо ждать. Господь вновь и вновь через Свои ответы на наши молитвы дает понять Свою непохожесть на нас и трансцендентную непрерывность. «Мои мысли - не ваши мысли. Пути ваши не Мои пути. Но как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше ваших» (Ис. 55:8-9).

Постепенно все человечество в молитвах и ответах на них осознает, кто такой наш Господь и какие высокие нравственные планки Он ставит нам.

«Ибо у Господа не остается неисполненным никакое слово» (Лк 1:37).

Самсон - тоже позднее дитя. Сколько ошибок совершил он, как жестоко поплатился за свое женолюбие, потеряв и силу, и зрение, и свободу. Но нашел в себе волю обрести силу вновь и выполнить Божье поручение.

Можно вспомнить еще Иону, который вовсе не хотел призвания, данного Богом. У него было свое мнение о грешных ниневитянах. Он осуждал их и не верил в их покаяние. Но Божий замысел не изменить своеволием. Ионе пришлось смириться.

Можно вспомнить Анну, мать пророка Самуила. Она горько плакала, просила Бога о сыне, обещала посвятить его Богу. И Бог дал ей этого сына, которого она отдала, как обещала, в Храм. А потом родила еще трех сыновей и двух дочерей. Не мерою дает Господь!

Иногда ответ на наши молитвы бывает неожиданным, иногда – пугающим. Мы ждем, что Он исполнит нашу просьбу, исцелит, например, а Он может сказать: «Довольно с тебя благодати Моей».

А иногда вместо ожидаемой нами любви и нежности Он восходит на Крест и принимает позорную казнь.

 И, конечно, самое главное. Славнейший из славных, Невиннейший из невинных, до кровавого пота молил в Гефсиманском саду: «Чашу эту мимо пронеси»… Но Отец был непреклонен, и поэтому нам открыто Царствие Божие, небо, рай. Будем же, как пророк Аввакум, помнить, что:

«Я услышал, и вострепетала внутренность моя;

   при вести о сем задрожали губы мои,

боль проникла в кости мои,

   и колеблется место подо мною;

а я должен быть спокоен в день бедствия,

   когда придет на народ мой грабитель его.   

Хотя бы не расцвела смоковница,

   и не было плода на виноградных лозах,

и маслина изменила,

   и нива не дала пищи;

хотя бы не стало овец в загоне

   и рогатого скота в стойлах;

но и тогда я буду радоваться о Господе

   и веселиться о Боге спасения моего.

Господь Бог — сила моя;

   Он сделает ноги мои как у оленя

   и на высоты мои возведет меня!» (Авв 3:16-19)

 

Эти слова, безусловно, обращены и к нам. И мы не должны падать духом и отчаиваться в день бедствия народа нашего. Потому что каждый, кто теряет мир в сердце, колеблет этот мир во всем человечестве.

Но было бы лукавством считать, что «неотвеченных» молитв нет. Мы не знаем, почему страдают невинные, почему гибнут дети. Или когда два брата по крови, члены одной Церкви, стреляют друг в друга, а священники благословляют их.

Есть разные ответы на это. Например, что мы видим только малую частицу Божьего замысла, так как наша жизнь коротка.

Другой ответ: у нас есть какие-то нераскаянные грехи. Но думать так,  значит повторять слова друзей Иова, которых Господь осудил.

Мне ближе другое объяснение: Бог добровольно умалился, став человеком, «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба…» (Флп 2:7). Вот как сказал об этом Борис Пастернак:

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь как смертные, как мы.

Он сделал это, чтобы мы могли стать Ему сотворцами. Он поделился Своим всемогуществом с нами, и теперь мы призваны продолжать творить мироздание, пройдя через осознание своей немощи. И слова «не бойтесь» относятся не только к внешнему миру, перед которым мы не должны иметь страха и со злом которого призваны бороться, но мы не должны бояться быть творцами и чудотворцами и этим помочь Ему осуществить его замысел о нас.