Татьяна Рябинина

«Не бойся, Я щит твой и награда твоя велика весьма».

На предрождественских встречах мы всегда стараемся вы­брать такой аспект, который поможет нам что-то увидеть в себе и вокруг себя в  свете Рождества Христова. Господь пришел в мир – что Он найдет в нем и во мне?  Заглянуть в себя, произвести там предпраздничную уборку – хотя бы в одном из углов. И на этот раз у нас очень очищающая тема: «И сказал им Ангел: Не бойтесь»

События, которые предваряют Рождество, происходят только с участниками. Но ключевое слово нашей темы в них уже звучит. Ангел говорит  Захарии: не бойся, ибо услышана молитва твоя, Иосифу: не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Матф.1:20), Дева Мария слышит: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лук.1:28-33). Обычно мы, читая, стремимся дальше – к Вифлеему, к Звезде. В нас нарастает: «Пойдемте со всеми, поклонимся чуду». А вот сегодня пока тут остановимся и подумаем,  как это относится к нам.

Когда-то что-то, похоже, произошло с человеком такое, что сковывает его, раз даже к тем, кто стал Избранником Божьим, посылается Ангел освободить их от этих оков. И так с начала Священной истории. Бог обращается с этим словом ко всем – кого Он призывает, начиная с Авраама, а иногда к тем, кто взывает к Нему, – например, к Агари. … 365 раз звучит это слово – с разными смыслами, но всегда освобождая.

Когда же возникли оковы страха? Это было первое, что испытал человек, когда свободе любить своего Создателя, вверять себя Ему, он предпочел свободу выбирать. Она и поработила его. Это называют грехопадением. (Змея пока оставим в стороне, но не забудем о нем).

Что испытали люди в тот момент? Стыд: увидели, что наги, и сделали себе опоясания. Если подумать, стыд – это первое проявление страха: Боже! я не такой, как надо, я не защищен. Адам понял это сразу: услышал голос Твой и убоялся. Закрытость, настороженность, поиск виноватого, подозрительность – на лицо ростки страха. Главное – искажение образа Бога. В любящем Отце видят карающего судью, в Дарителе жизни – насылающего смерть.

Еще шаг истории – и брат убивает брата. И новые ростки на том зловещем кусте: соперничество, чувство враждебности мира, поклонение силе, ложь, мстительность. Чем длинней и грешней наша история, тем больше ростков дает этот корень страха и тем они разнообразнее.  И все они несвобода.

Божий образ в человеке остался, но человек стал для Бога проблемой, которую надо решать, как говорит владыка Антоний. Бог верен: Он не оставит творение погибать и не отнимет у ч-ка свободу, поэтому ищет людей, которых не  задавил страх. В праистории их двое: Енох (Быт.5.22) и Ной (6.9). Потом будут еще. Про таких Библия говорит: он ходил перед Богом. Знаковое выражение! Человек теперь смертен, творение сурово к нему: проклят ты от земли. Думаю: ходить перед Богом – это храня память о рае, о Божьих уроках любви, жить здесь по правилам рая, хотя вокруг зреет ад. На таких людей опирается Бог в Своем плане спасения. О Енохе сказано, что Бог взял его к Себе. Пусть люди знают, что смерть не сильнее Бога. М.б., это первый сигнал – Не бойтесь смерти. Через Ноя Он спасает творение, которое катится к гибели:  И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт.6:12 – Растленнна  это не безнравственна, это от слова тло, тление, смерть). Но и после потопа змей (он за кадром, но присутствует) продолжает держать ч-ка страхом. И снова Господь ищет того, кто ходит перед Ним. И нашел. Проверил, выберет он своим Владыкой страх или Бога. Аврааму сказано: «Пойди туда, куда Я укажу тебе». И он пошел – с женой, домашними, слугами, скотом. Наверное, он боялся. Но по вечерам клал камень на камень, это его жертвенник, и призывал имя Господне. Чтобы утром отправиться в путь за своими баранами, веря, что его ведет Господь. Вот тогда Бог сказал: «Не бойся, Я твой щит; награда твоя весьма велика».

Так с первого упоминания этих слов в контексте отношений человек – Бог победа над страхом связывается с доверием Богу. Потом  то же будет говориться патриархам. Для тех, кто их слышит, страшного в мире от этого не становится меньше, меньше делается власть страха, а значит и змея, над человеком. Вспомним Исаака. Бог велел принести жертву, Исаак не знает, какую. Они с отцом идут на указанную им гору. Вопрос Исаака: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? И ответ Авраама: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения  (Быт.22:7,8). Рассказ об Аврааме, и мы волнуемся за него. А Исаак, связанный и лежащий на этих дровах, видящий нож в руке отца и понявший, что агнцем быть ему? (По еврейским источникам, Исааку в это время 27 или даже 37 лет). Ангел укажет Аврааму на барашка в кустах – и Исаак встанет с жертвенника другим человеком. Его страх превратился в благодарность,  после этого он как бы проходит сквозь зло, ища только Божьей воли. Позже сын его Иаков будет клясться Богом Авраама и страхом Исаака.

Это другой страх – в  отношениях с Богом это новая грань. Это  назовут  страхом Божиим – страхом, побеждающим страхи. На понимание его смысла потребуется не одно тысячелетие. (И сейчас не все его понимают). После дарования Израилю Закона сначала чаще звучит «бойся». Указания часто  строятся как монарший рескрипт: делай то-то или не делай того-то. Бойся Бога своего. Я Господь. Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего… оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш... Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. (Лев.19:1,9-18, 32).

Выражения страх Божий или страх Господень появляются в позже как результат осознания вины перед Ним и  связываются с наказанием. Это дожило до нас. Но Бог уже тогда не устает повторять: Не бойтесь, Я веду ваши войны.  Раз людьми движет страх – Бог начинает переориентировать его понимание. Сначала пусть поймут, что не надо бояться никого, кроме Бога, потом увидят, что страх побеждается верностью Ему. Сбой – и когда разведчики Земли Обетованной посеяли страх и ропот, приговор был: 40 лет кочевать по пустыне, год – за день, когда страх пересилил веру. Библейский автор описывает это как наказание, но наш исторический опыт говорит, что это закон: наказание за грех в самом грехе. Не Бог оставил народ Свой, а люди, устрашась, отказались от Него. Страх увел их от Бога, как когда-то Адама. Только в последней книге Библии описана победа над  древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим  вселенную, (Откр.12:9). Тогда и закончится тема страха в Библии. Но как она закончится? Боязливым не войти в Небесный Иерусалим, им …  место в озере огненном. Потому что страх ведет к измене Богу.

Смысл слов о страхе Божием  разворачивается веками в длинный список определений: он начало мудрости. Он твердыня для непорочного ... Он чист и удаляет от зла… Он источник жизни, удаляет от сетей смерти. Он пребывает вовек… Он – сокровище твое. О царях: праведен, кто владычествует в страхе Божием. И все-таки в сознании многих людей в этом сочетании доминирует слово страх, будто праведность достигается им.

Окончательно его смысл проясняется в Новом Завете. Сегодня мы начали с того, что говорилось на ухо внутри дома. Но в момент Рождества не бойтесь провозглашено даже не на кровлях, а всему миру. Пастухам в поле  предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их. И сказал им Ангел: не бойтесь, возвещая великую радость, которая будет всем людям. Как было предречено,  младенец родился нам - Сын дан нам. В мир пришла весть о Божьей любви к Его творенью: Тот, Который есть Христос Господь. Сказано это за много веков до Рождества Христова. Но когда мы произносим их, мы говорим о себе, Сын дан нам, не бойтесь обращено и к нам, теперешним.

Исайя пророчествовал о Мессии, что Он страхом Господним исполнится. Безгрешный в мире зла, Иисус не может равновесно ответить на зло. Но в Нем нет страха перед злом. И если мы веруем в то, что Сын Божий в земной жизни – ч-к в полноте, а это так, то Его сила заключена в полноте веры. Она всесильна, ибо между Ним и Отцом не стоит грех. В Евангелиях мы просто видим, как Он ходил перед БогомОтче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. (Иоан.11:41) – это при воскрешении Лазаря. Он совершает чудеса, но силой веры. Выходит, страх Божий – это связь с Богом, дающая силу.

Что изменилось, когда Не бойтесь стал говорить Иисус? Во-первых, от имени Бога это дано говорить Человеку и подтверждено Его жизнью и Воскресением. Во-вторых, его слова обращены к любому, кто обратит на него взор. Во-третьих, говоря Не бойся, Он поднимает ч-ка. Смотрите. Слепому, которому Он хочет вернуть зрение, говорят: не бойся, вставай, зовет тебя (Мар.10:49). Симону-Петру после дивного лова рыбы: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Отцу умершей дочери: не бойся, только веруй, и спасена будет. (Понимаете:  ты своей верой можешь вырвать дочь у смерти). Павлу в видении ночью: не бойся, но говори и не умолкай. Ученикам: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. За каждым не бойся – новый горизонт.

На самом деле Бог в В.З. говорил о том же, но тогда люди не умели это понять. Его Сын открыл нам, что страх  Божий  – это и есть свобода не бояться. Божья педагогика. Сначала доверие, освобождающее от страха. Из него вера, которая может двигать горами. О горах Иисус говорит буквально. В Новом Завете Не бойся, не отменяет, но обогащает Страх Божий многими новыми смыслами. Все обетования Иисуса имеют при себе ЕСЛИ. Если будете иметь любовь между собою… Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут…  если вы принесете много плода и будете Моими учениками…  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Страх Господень – в исполнении этих Если. Это и есть ходить перед Ним, вверять Ему себя вопреки тому, что шепчет  нам здравый смысл. Но все-таки страх Божий не только это. И не тревожное: Он меня любит, так как же я…? – хотя это тоже есть. И даже не только понимание: кто Он и кто я. Тогда придумали бы  гигантскую  линейку для измерения этого масштаба. Здесь есть нечто вне всякой меры. Такое, что не дает мне права ни на какие сравнения. Мощь, сотворившая бескрайнюю Вселенную только для того, чтобы изливать на нее Свою бесконечную любовь. Отсюда еще один аспект страха Божия – радость, восторг, благодарность до перехватывания дыхания, соединенный с трепетом перед мощью. В Заповедях блаженства нищим, плачущим, голодным, изгнанным, но знающим Божий страх, Он говорит: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. О сонме святых В.З., которые своей жизнью готовили приход Мессии, Павел говорит: Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались… (Евр.1:13). Нас смущает здесь слово СТРАХ, я пыталась найти другое – ни одно не годится. Разве что у Пушкина есть выражение – пиитический ужас. Без видения безмерности и мощи Его      любви, рушащей все наши представления, понятие страха Божьегобудет куцым, и слова Отче наш мы не произнесем в полноте. Отец Георгий говорил, что христианство начинается с коленопреклонения.  В нем творческая сила страха Божия.

А мы? Освободило нас от страхов Рождественское: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость? Не годится, если то, что я сейчас говорю, в нашем сознании отдельно от того, что есть в нашей жизни. Мы называем страхом много разных вещей. Я думаю, что страх – это в принципе нормальное явление, даже нередко полезное. Это понимание своей ограниченности. Ребенок, не знающий страха, подвержен многим опасностям. Все-таки мир во зле лежит. Голос древнего змея из-за кадра еще звучит, и обладатель его по-прежнему паразитирует на том, что в нас уязвимо. Больше всего – на нашей любви и на разуме, который опирается на опыт, наш и чужой. Наверное, защитные страхи даны нам вместе с кожаными одеждами.

У каждого крест по росту и страхи по росту. И, может быть, пока они нашего масштаба, мы не соотносим их со своей верой. А когда приходит серьезное испытание, ч-к без навыка этого соотнесения о главном-то и забывает. Откуда может быть бесстрашие у ч-ка? По словам Серафима Саровского, либо от гордыни: он это называл «самоизбранный подвиг», он не ведет ни к чему хорошему,– либо от веры в промыслительное руководство Божие. Эта вера может победить любой страх. Образец? Молитва до кровавого пота в Гефсимании: пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. А ведь такое бывает и с людьми, даже с неверующими, Бог ведь никого не оставляет. Просто они это как-то по-другому называют.

Что же страшно в страхе? Плохо, если мы придумываем себе страхи и потом ими живем. Страшно, если страх нас парализует. Страшно, если он становится мотивом наших действий или бездействия. Если позволяет манипулировать нами. Если он заставляет нас обманывать себя. Мы часто думаем, что у нас нет иного выхода, кроме компромисса, уступки злу. На самом деле все упирается в ту цену, которую мы согласны платить за выбор быть собой, за верность Божьему призванию. Опыт последних поколений привел к тому, что в людях угнездился страх ответственности даже не только за решение и поступок, но и за самостоятельное мнение. Появились социальные страхи, сгоняющие людей в стаю. Помним теракт в Америке 11 сентября. В первые дни, когда люди были подавлены случившимся, один американский богослов сказал: «Множество наших основных свобод были отняты от нас в один день; не правительством или законом, но дьяволом, который страхом держит людей в рабстве». Иисус пришел победить смерть и «избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь подвержены рабству» (Евреям 2:15). Он противопоставляет рабству любовь. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»,– сказано у Иоанна.  (1Иоан.4:18).

И еще одно страшно: страх страха. Люди стараются забыть страшное, вытеснить, не думать о нем. Это углубляет  травму. При социальных страхах это гибельно для всего общества. Но Бог требует памяти, иначе все повторяется. Не случайно первая заповедь говорит не только о том, что Бог един, но и о том, что Он  вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства  (Исх.20:2). Рабство, и рабство страху, – это замена Богу. Быть с Богом – это лекарство от страха.

Есть зло – есть страх. Это нормальный опыт. Говоря: Не бойся, Бог обещает нам помощь, чтобы мы не дали злу себя поработить. Если это помнить, дальше просто, по песенке Кима:

 
Если ты смелый,
Ты пой да дело делай. 
А про акулу позабудь.

         А если ты не смелый,

         Тоже дело делай.

         Тогда спокойно кончишь путь.