МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ТОЙ ЛЕСТВИЦЕЙ, ЧТО ВОЗВОДИТ НАС

К ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ

 

Нагорная проповедь, которая содержится в 5, 6, 7 главах Евангелия от Матфея. Это поучение своего рода духовно-нравственная программа, которую Господь Иисус Христос предлагает Своим ученикам. Эту проповедь Господь произнес, взойдя на гору. Мы видим, что зачастую именно на горах происходят те откровения, о которых Бог хочет, чтобы узнали люди.

В Ветхом Завете Господь призывает на гору одного Моисея. В Новом Завете Сам Бог возводит людей на гору, чтобы встретиться с ними и сказать то, что они должны услышать.

Его проповедь начинается со слов: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Первый же псалом начинается со слов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Пс. 1, 1). 118-й псалом начинается словами: «Блаженны непорочные, в пути ходящие в законе Господнем. Блаженны испытающие свидения Его всем сердцем взыщут Его» (Пс. 118,1-2). Но Господь не повторяет то, что уже было сказано. Он говорит новые истины.

Нищие духом – это смиренные. Нищие духом – это, как говорят святые отцы, люди, подражающие в смирении Самому Богу. Господь говорит, прежде всего, о Самом Себе, о том, что Он исполнил в Своей жизни. Преподобный Исаак Сирин: смирение – это одежда Бога. Именно в смирение облеклось Божественное Слово, когда сошло на землю.

Как только человек достигает духовной нищеты, он становится уже здесь, в земной жизни, членом Царства Небесного. Он ощущает его присутствие в своей жизни. Царство Небесное – это то особое измерение в жизни человека, которое приходит к нему тогда, когда он соединяется с Богом. И тогда вся жизнь наполняется совершенно особым смыслом, присутствием Божиим.

Итак, первая ступень в этой лествице, по которой Господь возводит нас на гору блаженств – это смирение. Как трудно человеку бывает иной раз смириться перед волей Божией, перед обстоятельствами жизни, перед ближними. А между тем очень многие наши жизненные проблемы происходят именно оттого, что в нас отсутствует смирение. Мы не умеем смиряться вовсе не потому, что это сделать невозможно или слишком трудно, а оттого, что у нас нет желания, нас не привлекает идеал смирения. Нам трудно смириться, ибо в повседневной жизни мы чувствуем себя борцами, которые непременно должны одержать победу, а смирение, как нам кажется, всегда выглядит как поражение.

Вся земная жизнь Иисуса Христа, с точки зрения земных законов, была абсолютным поражением. Но именно через это смирение, через послушание Богу до смерти, Господь Иисус Христос исходатайствовал для нас Царство Божие. И Он ожидает от нас, что мы будем взирать на Него, вслушиваться в Его слова, смотреть как Он жил, как относился к ближним, и подражать Ему в смирении. И Он обещает нам, что за это мы получим в награду Царство Небесное.

Господь призывает нас быть плачущими (см. Мф. 5.4). Это вовсе не означает, что мы должны все время жить в скорбях. Он призывает нас плакать, прежде всего, о наших грехах. Покаяние отверзает человеку Небеса, и плач становится путем, ведущим туда же, куда ведет и смирение – в Царство Небесное.

И когда Господь говорит, что плачущие утешатся, то, опять же, это не просто обетование, относящееся только к загробному бытию, не просто слова о том, что здесь, в земной жизни, мы плачем, а в жизни вечной получим утешение. Нет, это слова о том духовном утешении, которое приходит к человеку вместе с плачем, когда он приносит покаяние и тут же получает прощение от Господа. Когда, оплакивая свои грехи, он ощущает духовную радость от того, что Господь пришел к нему и вселился в него.

Господь призывает нас быть кроткими: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас. Возьмите на себя Мое иго, ибо я кроток и смирен сердцем» (см. Мф. 11, 28-30).

Кротость – это не то свойство, о котором мы часто слышим в наши дни. Если кому-то сказать, что идеалами для Церкви, для церковного человека являются смирение, кротость, послушание, то многие ответят, что им не надо таких идеалов. Почему они должны смиряться перед другими, быть кроткими, тогда как другие нередко бывают несправедливы по отношению к ним? Почему не должны отвечать злом на зло? Но Господь дает нам новые законы, не те, которые человечество получило через Моисея, но законы духовной жизни, не всегда соприкасающиеся с законами выживания, действующими в человеческом сообществе.

Да, иной раз, кажется, для того, чтобы выжить и победить мы не должны быть смиренными, кроткими и плачущими, но наоборот, должны стараться одолеть нашего врага, настоять на своем мнении. Именно этому сегодня учат и средства массовой информации, этому учат и детей в школе.

Между тем Господь однозначно говорит нам о блаженстве нищих духом, плачущих, кротких, и о том, что мы должны быть алчущими и жаждущими правды. Кто же эти люди, алчущие и жаждущие правды? Наверное, это те, что готовы идти наперекор всей человеческой лжи, ибо не может быть счастья без правды, как не может быть счастья с ложью. Пока люди не алчут и не жаждут правды, они не ищут полноты, которую может дать Бог.

В Нагорной проповеди Господь не предлагает никакой социальной программы, программы переустройства общества. Он предлагает нам духовную программу – переосмысления своей жизни и переустройства своего внутреннего мира.

Как известно, очень трудно изменить другого человека, и если мы хотим изменить что-то вокруг, то должны начать с себя. Мы должны искать правду в том, чтобы соблюдать заповеди Божии, не становиться на сторону лжи, не обманывать самих себя или других, не преклоняться перед ложными идеалами. Помнить, что Источником всякой правды является Сам Господь.

Господь призывает нас быть милостивыми, говоря, что милостивые помилованы будут (см. Мф.5.7). Они, конечно же, будут помилованы после смерти, но и в этой земной жизни удостоятся милости Божией, ибо человек, способный миловать других, будет получать милость и от окружающих людей, и от Самого Господа.

Одним из проявления милосердия в человеке является сердце милующее, о котором говорят нам святые Отцы, в частности, преподобный Исаак Сирин. По его словам, сердце милующее – это возгорение сердца человека о всякой твари, когда он не может без слез видеть любой вред, причиняемый тому или иному человеку или тварному существу.

Милосердие – это не просто способность делать добро и оказывать милость. Милосердие – это внутреннее расположение сердца, доброе и милостивое по отношению к каждому человеку вне зависимости от того, как этот человек к тебе относится.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8). «Бога не видел никто никогда» – эти слова сказаны апостолом Иоанном Богословом в самом начале его Евангелия. Но к ним добавлены и другие, не менее важные слова: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18). И о Самом Боге мы узнаём через то, что Сам Господь Иисус Христос сказал нам о Своем Отце.

Конечно, здесь нам открывается не в полной мере, а, как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12) то, что мы увидим после своей кончины. Но мы должны знать, что обетование Божие относится и к этой земной жизни, и хотя Бог невидим по Своей природе, но Он дает нам возможность видеть Его в лике Своего Божественного Сына. И не только видеть, но и приобщаться к Нему духовно и телесно через Таинство Святого Причащения.

«Блаженны миротворцы». Как часто мы несем людям совсем не мир, а конфликты, раздражение, вносим разделение, сеем вражду. Быть миротворцами относится, прежде всего, к нашей повседневной жизни, – как мы общаемся с другими людьми, что мы им даем и что приносим. Но для того, чтобы приносить людям мир, нужно этот мир иметь в своей душе, а для этого необходимо примириться с Богом. Для того, чтобы примириться с Богом, нужно приносить покаяние за свои грехи и просить у Господа прощения.

Наш внутренний мир передается другим людям. Вспомним замечательные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы знаем, что святые, подобные ему, умели передавать этот внутренний мир тысячам людей. Но источником мира является Господь; мы, благодаря своим усилиям, подвигам или духовным упражнениям, не можем достичь внутреннего мира, ибо он нам даруется свыше. От человека требуется не столько способность исполнять эти заповеди, сколько готовность встать на этот путь, желание предаться в руки Божии, чтобы Господь помогал ему на этом пути.

И, наконец, Господь говорит нам: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (см. Мф. 5.10). Почему же христиане должны быть гонимы? Христианин – это человек, который всегда и во всех случаях, во все времена и в любом месте способен плыть против течения, противостать влиянию и вызовам мира сего.

Жить по Его заповедям значит жить не по законам мира сего, а по иным, внутренним законам, которые Он установил для нас как для Своих избранников, как для членов Своей Церкви.

Заповеди блаженства являются той лествицей, что возводит нас к Царству Небесному. По этой лествице восходить нелегко, ибо нужно каждый день приносить себя в жертву, находиться в присутствии Божием, жить не по законам мира сего.

Если это не получается – у нас есть к Кому обратиться за помощью. Мы должны прибегать к помощи Божией, ибо знаем, что Господь Сам прошел этим путем. Мы должны обращаться за помощью к Пресвятой Богородице, потому что в Ее жизни так же в полной мере отразились все эти заповеди блаженства.

Вслед за Спасителем и Его Матерью – сотни и тысячи святых в разные эпохи шли тем же путем, претерпевали гонения за слово Божие, за имя Христово вплоть до смерти. И они достигли того, что Господь им обещал – Царства Небесного.

Будем просить Господа, чтобы Он дал нам силы взойти на ту духовную гору, на которую Он призывал не только Моисея или кого-то из Своих редких избранников, но путь на которую Он открывает для всех и для каждого из нас. Аминь.