X МЕНЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Вспоминая итоги пастырского пути».

К 80-летию со дня рождения и к 25-летию со дня убиения протоиерея Александра Меня 

9–10 сентября 2015 г.  Сергиев Посад

Из доклада о. Вячеслава Перевезенцева. «Видеть главное»

 

Дело Божие о. Александр не просто понимал в желании делать что-то доброе и хорошее, жить по совести, богословствовать или быть, как сейчас скажут, воцерковленным человеком.  Дело Божие для человека — это стать соработником Богу на земле, а для этого необходима Встреча с Ним через Иисуса Христа. Вот как об этом главном он писал своему другу о. Сергию Желудкову: «Принадлежность к так называемой «Церкви доброй воли» — великая вещь. Но это не все, далеко не все. Иначе нам не нужно было бы и христианство. А оно есть не просто «добрая воля», оно есть Встреча с Богом через Христа и участие в Его вселенском деле. Верить Ему, жить Им это не значит теоретически решить все вопросы. Но значит — решить главный. Положа руку на сердце, скажу Вам, что при всем моем интересе к философии и богословию для меня все теоретические проблемы не так важны. Софиен ли мир? Что такое предопределение? Что такое Вознесение? И так без конца. Интересно, существенно, увлекательно.  Но это то, без чего можно прожить. А вот без Бога, без Христа жизнь есть мука или самообольщение. Мир создан Богом (как? пусть решают теологи), все осмысленно и полно таинственного значения (подробности? предоставим это мудрецам), я ответственен перед своим Создателем, я погибаю, но спасен Им. Он призывает к Себе, Он призывает к крещению, Он создает Церковь, Он воздвигает Чашу. Все прочее ВТОРИЧНО. И кризис наступает лишь тогда, когда мы отступаем от Него, от Его заповедей, от Его Церкви, когда мы изменяем вере в Него.»

 

Христос - главное, все остальное вторично. «Христианство, - как писал о. Александр, имеет сосредоточие своей веры во Христе. Им измеряет и оценивает все (Откр. 1.8)». Казалось бы, такая установка естественна, единственно возможна для любого христианина.  На деле мы видим, что это далеко не так. И как часто то место, которое должен занимать в жизни христианина Христос, занимает кто-то или что-то другое.

 

Главной книгой о. Александра, к которой он возвращался так или иначе в течение всей жизни, был «Сын Человеческий», книга о Христе. Его большой 6-ти томный труд по истории дохристианских религий «В поисках Пути, Истины и Жизни» - это тоже книги о Христе, Который и есть Путь, Истина и Жизнь. Точнее о поиске человечеством Спасителя, об обретениях, сомнениях и заблуждениях на этом пути. И не надо думать, что эти сомнения и заблуждения были свойственны исключительно людям, жившим до пришествия в мир Спасителя. Нет, и сегодня, спустя 2000 лет, люди зачастую спотыкаются о те же камни, попадают в те же ловушки, соблазняются теми же идолами, что и жители Месопотамии, древней Греции или древнего Израиля. Вот почему эти книги о. Александра не только имеют исторический и культурологический интерес, но, несомненно, и пастырское, апологетическое значение.

 

В своем пастырском служении главное для о. Александра было привести человека ко Христу, не просто к Богу или Православию, а именно ко Христу. Вот почему он неустанно повторял своим духовным чадом, что жизнь православного человека должна стоять на трех основаниях: 1. Ежедневная молитва. 2. Ежедневное чтение священного Писания и размышление над прочитанным. 3. Еженедельное участие в таинстве Евхаристии.

 

         Все это - молитва, чтение Писания, исповедь и Причастие - является средоточием нашего опыта личного пребывания со Христом. Хотя, конечно, этот опыт не сводится только к этому. Есть еще и дела милосердия, и вообще служение ближним, и творчество, и несение скорбей и многое другое. Но главное, чтобы все это делалось ради Христа и со Христом, а не ради своего самоутверждения, самоуспокоения и т.д. Я лично всегда поражался, что о чем бы я со о. Александром ни говорил - о своих сомнениях, планах, радостях или бедах - он всегда заканчивал беседу краткой, но очень содержательной молитвой ко Христу, где все, о чем мы говорили, присутствовало и было принесено Ему, нашему Спасителю.

 

Итак, главное для о. Александра, сутью его служения было -  поставить человека перед лицом Вечного, он был уверен, что это не категория потустороннего мира, Вечность уже здесь и теперь. «И Евангелие есть прежде всего весть о Царстве, а Царем в нем является Он Сам — Иисус Назарянин, Который пришел в мир, учил людей, Который умер на кресте, как последний преступник, Который победил смерть и, явившись ученикам, сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Так Он сказал. И эти слова непреложны, потому что не учение, не книга, не скрижаль, а опыт Христа, сила Христа остаются с нами. Он воскрес для того, чтобы быть с нами здесь и теперь, сегодня».