письмо брата Роже
искать на странице
  К источникам радости
Письмо 2004
Переведенное на 57 языков в том числе - 24 языка стран Азии, письмо Брата Роже из Тэзе опубликовано во время Европейской встречи молодежи в Гамбурге. Оно станет темой для размышлений в течение всего 2004 года во время встреч, которые, неделю за неделей, проходят в Тэзе и в других частях мира.

Cтолько молодых людей по всей земле жаждут мира, сопричастности, радости.

Они открыты неизмеримой глубине страдания невинных. Они видят, что бедность в мире возрастает. 1

Не нужно думать, что только какие-то особые вожди народов созидают будущее. Самый скромный, самый незаметный человек может содействовать приближению будущего мира и доверия.

Мы бессильны – но Бог нам дает нести примирение туда, где противостояние, и надежду туда, где тревога. Он призывает нас самой жизнью явить Его сострадание к человеку. 2

Если молодые люди посвящают свою жизнь миру – там, где они живут, воссияет свет. 3

Как-то я спрашивал юношу: что поддерживает его жизнь. Он ответил: “Радость и доброта сердца”.

Тревога, страх перед страданием уносят радость.

Когда радость, почерпнутая в Евангелии, поднимается внутри нас, она приносит дыхание жизни.

Эту радость творим не мы, она есть дар Бога. Она непрестанно обновляется под взглядом доверия, с которым Бог смотрит на нашу жизнь. 4

Доброта сердца отнюдь не наивна, она предполагает бодрствование. Она помогает нам рисковать. Она не позволяет относиться к людям с презрением. 5

Она обращена к самым униженным, к тем, кто в беде, к страданиям детей. Она являет – через выражение твоего лица, через интонации, – что каждый человек нуждается в любви. 6

Да, Бог дает нам идти вперед с искрой доброты в глубине души, с искркой, которая хочет стать пламенем. 7

Но как идти к источникам доброты, радости, к источникам доверия?

Мы находим путь, вверяясь Богу.

Верующие прошлых лет и веков донесли до нас свой опыт: в молитве Бог приносит свет, внутреннюю жизнь.

Еще до того, как Христос пришел на землю, один верующий молился так: “Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во мне от раннего утра ” 8

От начала веков коренится в сердце человеческом жажда сопричастности Богу. Тайна этой сопричастности затрагивает самую сокровенную глубину, самое средоточие бытия.

И мы тоже, подобно Петру, можем сказать Христу: “Куда нам идти, как не к Тебе? Ты имеешь слова, что возвращают душу к жизни” 9

Просто быть перед Богом в созерцательном ожидании – не есть что-то совершенно для нас непосильное.

В такой молитве приоткрывается завеса над верой – над тем, что никакие слова не могут выразить. И невыразимое зовет нас к преклонение.

Бог присутствует и тогда, когда угасает пыл, когда душа не отзывается. Никогда мы не остаемся без Его сострадания. И Бог не удаляется от нас, это мы порой отсутствуем.

Созерцание помогает увидеть евангельские знаки в самых простых событиях.

Оно распознает присутствие Христа даже в самом брошенном человеке. 10

Оно открывает сияние красоты творения в мире.

Многие задают себе вопрос: чего Бог ждет от меня? И вот, читая Евангелие, мы начинаем понимать. Бог просит нас в любой ситуации быть отсветом Его присутствия. Он зовет нас сделать жизнь тех, кого Он нам доверил, красивой.

Кто хочет всей своей жизнью ответить на призыв Бога, может молиться такими словами:

Душе Святый, никому это не под силу – исполнить свое “да” навеки; но Ты приходишь зажечь во мне источник света. Ты проливаешь свет на мои колебания и сомнения, когда борются во мне “да” и “нет”.

Душе Святый, Ты даешь мне принять мою собственную ограниченность. Пусть Твое присутствие преобразит мою хрупкость.

И вот нас уже влечет к риску этого “да”, которое поведет нас далеко...

Это “да” – простое и ясное доверие.

Это “да” – любовь самой любви.

Христос – это сопричастность. Он пришел на землю не для того, чтобы основать еще одну религию, но чтобы предложить всем сопричастность в Себе. 11 Его ученики призваны быть смиренной закваской доверия и мира среди людей.

В этой неповторимой сопричастности, которая есть Церковь, Бог дает все нужное, чтобы мы пришли к источникам: к Евангелию, Евхаристии, к мирному прощению... И святость Христа уже не что-то недосягаемое – она здесь, она совсем близко.

Четыре века спустя после воплощения Христа Августин, христианин из Африки, писал: “Люби и скажи это своей жизнью”.

Когда единство есть жизнь, а не просто теория, оно излучает надежду. Более того: оно помогает искать мир, в котором так нуждаются люди земли.

А потому – как христиане могут оставаться разделенными?

Призвание к единству породило за последние годы драгоценный диалог. Это – первые плоды живой сопричастности христиан. 12

Сопричастность – это пробный камень. Она вначале рождается в сердце каждого христианина, в молчании и в любви. 13

В процессе истории множество христиан оказались разделенными, порой даже не понимая, почему. Сегодня важно сделать все, чтобы возможно большее число христиан, часто не виновных в разделениях, открыли эту сопричастность. 14

Их очень много – людей, до глубины души желающих примирения. Их вдохновляет эта бесконечная радость: одна любовь, одно сердце, одно общение. 15

Дух Святый, приди и всели в наши сердца желание идти к сопричастности, Ты Сам нас к ней ведешь.

Пасхальным вечером Иисус сопровождал двух Своих учеников, которые шли в селение Эммаус. Какое-то время они не замечали, что Он идет рядом. 16

Вот так и мы: бывают времена, когда мы не осознаем, что Духом Святым Христос – вблизи нас.

Он нас сопровождает непрестанно. Он освещает наши души светом, когда мы не ждем. И мы открываем, что, несмотря на тьму, которая в нас, – есть в каждом самое главное: тайна Его присутствия.

Будем помнить про то, на что можно положиться! Что это? Христос говорит каждому: “Я тебя люблю любовью, которая никогда не перестанет. Никогда Я тебя не оставлю. Духом Святым Я всегда буду с тобой”. 17

1 Углубление внутренней жизни отнюдь не уводит нас от современности, оно побуждает задавать себе вопросы. Достаточно ли ясно мы сознаем, что 54 страны мира сегодня стали беднее, чем в 1990 году? Г-н Кофи Аннан, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, писал нам в прошлом году по случаю европейской встречи в Париже: “Столько в мире молодых людей лишены будущего. Каждый день их жизни – это борьба с голодом, болезнями, нищетой. Многие живут в районах военных конфликтов. Мы должны сделать все, чтобы вернуть им надежду”.

2 Любимый нами папа Иоанн XXIII писал: “Каждый христианин призван быть в сегодняшнем мире светящейся искрой, средоточием любви и закваской для всех людей - в меру своей сопричастности Богу. На самом деле мир не воцарится среди людей до той поры, пока он не воцарится прежде в каждом человеке”. (Pacem in terris, 1963, 164-165).

3 Апостол Павел побуждает верующих быть “светилами в мире” см. Флп 2:15-16.

4 Когда Господь придет, “страждущие будут радоваться о Господе и бедные будут торжествовать” Ис 29, 18-19. “Утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет” Сир 31, 21-25.

5 В жизни общины доброта сердца бесценна. Это ясный отблеск красоты единения.

6 Маленький ребенок уже понимает, что значит доброта сердца отца или матери, брата или сестры. Это ясное отражение Евангелия. Ребенку так важно знать, что его любят, это на всю жизнь дает ему возможность идти дальше и понимать, что Бог и нас призывает к ответной любви.

7 Во время своего посещения Тэзе философ Поль Рикер говорил: “Доброта глубже самого бездонного зла. Сколь бы ни было зло радикально, оно не столь глубоко, как доброта”.

8 Ис 26, 9.

9 Когда некоторые люди покинули Христа, Он сказал ученикам: “Не хотите ли и вы отойти?” Петр ответил Ему: “К кому же нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной” Ин 6, 67-68.

10 Живя в сопричастности с Богом, приходишь к единению с другими. Чем более приближаемся мы к Евангелию, тем ближе мы друг другу. Православный богослов Оливье Клеман писал: “Чем ты больше становишься человеком молитвы, тем больше становишься человеком ответственности. Молитва не освобождает от задач, который ставит мир: ты понимаешь, что и ты в какой-то мере в ответе. Ничего нет ответственней, чем молиться. Это может реализоваться в том, что ты окажешься рядом со страдающими от заброшенности, бедности – что, например, реализовали те братья Тэзе, которые живут в трущобах на других континентах, – и это призывает нас быть изобретательными, быть творцами во всех областях – в экономике, в цивилизации планеты, в культуре” (Тэзе, земля доверия и надежды).

11 Совсем молодым, в 21 год, немецкий богослов Дитрих Бонхёффер сформулировал: “Христос существует как Церковь”. Он писал, что “через Христа человечество воистину вступает в сопричастность Богу” (Sanctorum communio, Berlin 1930).

12 На вопрос об экуменическом призвании православный патриарх Антиохии Игнатий IV написал из Дамаска: “Сейчас очень нужны пророческие деяния, чтобы экуменизм выбрался из болота, в котором он увяз. Нужны пророки и святые, чтобы помочь нашим церквям обратиться ко взаимному прощению”. Патриарх призвал “полагаться более на язык сопричастности, чем на язык юрисдикций”. В минувшем году в Риме, на встрече с предстоятелями греческой православной церкви, папа Иоанн Павел II говорил: “Вместе со святыми мы созерцаем экуменизм святости, он приведет нас к полноте сопричастности – это не поглощение одного другим, не смешение, но встреча в истине и в любви”.

13 Примирение начинается уже сейчас, внутри каждого. Примирение, пережитое в сердце, вызывает доверие и рождает дух примирения в сопричастности любви, которая есть Церковь. Этот путь означает, что нельзя относиться с пренебрежением ни к одному человеку.

14 Может ли Церковь являть знаки большой открытости – чтобы стало ясно: сегодня люди уже не разделены, как прежде, они уже живут в сопричастности? Шаг к примирению будет сделан тогда, когда можно будет говорить о подлинной сопричастности, которая кое-где в мире уже существует. Понадобится смелость, чтобы это признать и сделать соответствующие выводы. Лишь после это зафиксируют документы. Если полагаться на документы, не уведет ли это нас от призыва Евангелия: примирись, не откладывая?

15 См. Флп 2: 2

16 См. Лк 24: 13-35

17 См. Иер 31: 3 и Ин 14: 16-18.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-