|
источник: Агентство религиозной
информации Благовест-Инфо
Брат Люк: Границы Евросоюза – это
не границы Тэзе
Это
интервью было взято за пять дней до того, как совершилось одно из
самых бессмысленных – с точки зрения обыденного сознания – преступлений
нового тысячелетия. Луминита Солкану, о психиатрическом диагнозе
которой знали тогда только врачи и самые близкие люди, еще не приехала
из Ясс в Бургундию. Она еще не купила тот самый нож и – быть может
– еще не осознала, что ей надо любыми средствами заставить 90-летнего
старца выслушать поток ее помутненного шизофренией сознания…
Община Тэзе жила своей обычной жизнью. Она принимала очередной
поток паломников: на той неделе в барках и палатках жило почти 4
000 человек – в основном юношей и девушек в возрасте от 17 до 30-ти.
Брат Роже выглядел соответственно своему почтенному возрасту:
у него были проблемы с равновесием, и он ходил, держась за облачение
одного из братьев. Но он неопустительно посещал все общие молитвы
в церкви примирения, и, как показалось автору этих строк, приехавшему
в Тэзе после пятилетнего перерыва, голос приора звучал даже более
твердо, чем летом 2000-го, когда он возносил молитвы об экипаже
«Курска».
Брат Люк – тот самый монах, за рясу которого держался,
передвигаясь по церкви, брат Роже. Он и раньше всегда находился
рядом с приором. Более десяти лет он был «ответственным за Россию»
- посещал нашу страну, принимал российских паломников.
Мы
долго думали, публиковать ли это интервью: в первые дни после 16
августа казалось, что о Тэзе надо или молчать или писать как-то
совершенно по-другому. Но через неделю мы поняли, что именно в эти
дни, исполненные светлой скорбью о убиенном праведнике, нужно это
«обыденное» свидетельство об основанной им общине.
-- Брат Люк, на вопрос о том, как Вы попали в Тэзе, Вы как правило
отвечаете: «Я приехал сюда автостопом». Не могли бы Вы рассказать
о себе немного больше?
-- Мне 46 лет. Из них 24 года я живу в Тэзе. Я родом из Марселя,
в молодости изучал медицину, но врачом так и не стал…Мне бы не хотелось
называть свою фамилию – в Тэзе мы все знаем друг друга по именам.
У нас также не принято говорить о происхождении, о светском образовании
– все это не имеет большого значения для братьев. То же самое относится
и к конфессиональной принадлежности. Мы все крещены во Христа, а
не в католичество, лютеранство, баптизм… Мы стараемся как можно
глубже осознать наше единство во Христе, а не то, что нас разделяет.
Можно сказать, что наша община – это образ, икона любви ко всем
крещеным.
-- И все-таки, кем Вы были по крещению? Католиком?
-- К какой конфессии я принадлежал до вступления в общину? Мне
бы не хотелось отвечать на этот вопрос. Я родился в верующей, церковной
семье, но вокруг меня было очень мало верующих сверстников. Лет
с восьми-десяти я стал задаваться вопросом: можно ли в наше время
следовать Христу так, как это делали Его апостолы? Я не могу сказать,
что нашел ответы на все вопросы, но жизнь в Тэзе открыла мне очень
многое.
-- Не могли бы Вы кратко напомнить нашим читателям основные
вехи истории Тэзе, а также рассказать о жизни общины сегодня?
-- Брат Роже Шютц – тогда еще молодой протестантский пастор – приехал
в бургундскую деревушку Тэзе в 1940 году. В свои 25 лет он успел
выслушать немало красивых проповедей, но большинство проповедников
едва ли соотносили эти слова со своей повседневной жизнью. И брат
Роже решил попробовать своей жизнью – а не словами – выполнять заповеди
Христа. Вскоре началась война, и он стал помогать тем, кто бежал
из зоны немецкой оккупации. После войны – с помощью своей младшей
сестры Женевьевы – стал помогать беспризорникам. Потом возникла
община: сначала в ней было четыре брата, потом было решено ограничить
число братии 15-ю… Но Господь решил иначе. Сегодня в нашем братстве
состоит около 100 монахов из трех десятков стран. 75 живут в Тэзе,
а остальные – а четырех общинах, которые находятся в Южной Корее,
Бангладеш, Сенегале и Бразилии.
Надо сказать, что община изначально не имела планов стать
центром паломничества – молодые люди стали приезжать сюда спонтанно.
Однажды, в 1974 году, здесь собралось 30 000 человек. По иронии
судьбы, шли проливные дожди, и поле, на котором расположились со
своими палатками гости, превратилось в болото… Но несмотря на это
участники той встречи, с которыми мне удалось говорить, вспоминают
об этих днях как о самых ярких в своей жизни. Но как бы то ни было,
с тех пор братья решили, что одновременно в Тэзе может находиться
ограниченное число паломников. На этой неделе, например, оно составляет
чуть менее 4 000 человек. А в год Тэзе принимает около 100 000
паломников. Это только те, кто у нас «столуется» - мы не имеем возможности
сосчитать всех, кто заезжает сюда на несколько часов.
-- Община Тэзе во многом является камнем преткновения для формального
религиоведения. Протестантская по своим корням, она сегодня в значительной
степени «окатоличилась»: каждое воскресенье в церкви Примирения
совершаются латинские мессы, среди братьев есть католические священники.
В этой связи кое-кто говорит, что вы – крипто-католики…
-- Отношения общины с Римско-католической Церковью были поначалу
довольно напряженными. Когда брат Роже впервые попросил местного
католического епископа предоставить для братских молитв древнюю
церковь в деревушке Тэзе – она была в то время недействующей – тот
дал согласие, но при условии, что ни один католик не будет участвовать
в этих молитвах… Ситуация в корне изменилась после II Ватиканкого
собора. В конце 60-х в общину вступили первые католики, брат Роже
впервые причастился за католической мессой из рук епископа Отенского
(Тэзе находится на территории этой католической епархии).
Брат Роже примирился в своем сердце с Римской Церковью, не совершая
никаких формальных актов отречения от протестантизма (ведь после
II Ватикана католическая Церковь этого и не требует). Крипто-католицизм?
Я думаю, это определение совершенно не подходит к нам, потому что
наша община никогда не совершала каких-либо тайных действий, не
подписывала никаких тайных договоров с Римом или с кем-либо еще…
-- Можно ли называть вашу общину экуменической? Как вообще Вы
относитесь к экуменизму?
-- Да, нашу общину в принципе можно назвать экуменической. Но вопрос
в том, что понимать под экуменизмом. Если речь идет об углублении
связей каждого крещеного человека со Христом, о примирении между
представителями разных конфессий – то такой экуменизм нам близок.
Но если под этим термином понимать некую новую идеологию, стремящуюся
создать новую «суперцерковь», то такой экуменизм мы не принимаем.
-- Этим летом в интернете было опубликовано воззвание некоей
ранее неизвестной религиозной группы (она базируется в Ставропольском
крае России), которая заявила, что отделяется от одной из ветвей
«истинно-православной церкви» и создает новую церковь, основанную
на письмах брата Роже. Знакомы ли Вам эти люди? Что Вы думаете о
них?
-- Я впервые слышу об этом. Могу сказать одно: по всей видимости,
эти люди никогда не были в Тэзе и не поняли нашего духа. Мы никогда
не стремились противопоставить себя существующим Церквам и всегда
с болью воспринимали новые расколы.
-- Каковы отношения Тэзе с Евросоюзом? Ведь за последние десятилетия
Ваша община получила признания на самом высоком уровне в странах
Европы. Новогодние молодежные встречи, которые организует Тэзе,
проходят при поддержке европейских государств. Это дает основание
некоторым экспертам говорить, что брат Роже – не только харизматический
лидер и молитвенник, но и тонкий дипломат…
-- Едва ли эти суждения обоснованы. Просто за последнее время наша
община стала таким местом, где представители разных народов – в
первую очередь европейских – получили возможность общаться друг
с другом, находить общий язык. И это не могло не привлечь внимание
власть предержащих. Понимаете: в Тэзе встречаются сербы и хорваты,
румыны и венгры, русские и поляки… Эти народы веками враждовали
друг с другом, но здесь их молодые представители вместе молятся,
вместе размышляют над Священным Писанием, вместе думают, как им
строить общее будущее…
-- Два с половиной года назад, по окончании зимней встречи европейской
молодежи в Париже, мне попалось на глаза приветствие участникам
этого форума, подписанное одним из французских католических епископов.
Прелат обращался к молодым людям, представляющим пространство «от
Португалии до Польши». Я сам был участником этой встречи, и – скажу
честно – эти слова меня несколько задели: ведь речь шла о том, что
«зона Тэзе» ограничивается пределами Евросоюза. Могли бы Вы в этом
контексте сказать несколько слов об отношении Тэзе к России и с
Россией? Правда ли, что количество паломников из нашей страны за
последние годы сократилось?
-- Я не видел того обращения, на которое Вы сослались, но могу
сказать, что оно совершенно не соответствует духу Тэзе. Мы никогда
не стремились ограничить себя Европой вообще и Евросоюзом в частности.
Границы Евросоюза – это не границы Тэзе. Посмотрите хотя бы, кого
мы принимаем на этой неделе: это и русские, и украинцы, и китайцы,
и сенегальцы… В эти минуты я жду звонка из Египта – речь идет о
приезде к нам группы молодых коптов.
Что касается России, то здесь надо понять одну вещь: в первые годы
перестройки в республиках бывшего СССР было огромное количество
людей, стремившихся впервые в жизни попасть за границу. Посещение
Тэзе было для них скорее «прикрытием», чем основным мотивом. Но
наша община давала этим людям такой шанс, не вдаваясь слишком глубоко
в мотивировки.
Со временем у россиян появились другие каналы для выезда за границу,
а мы, в свою очередь, стали предъявлять более жесткие требования
к тем, кто хочет пожить в общине, – между прочим, точно такие же,
какие мы предъявляем паломникам из стран Западной Европы. Мы хотели
бы видеть более активное участие россиян в наших программах, чем
то, которое было 15 лет назад.
Можно сказать, что, с одной стороны, мы отдаем предпочтение «проверенным
каналам»: людям и общинам, которые уже бывали в Тэзе и показали,
что они едут сюда не только ради прогулок по прекрасным городам
и весям Бургундии. С другой стороны, мы поощряем индивидуальные
поездки: из Польши до Тэзе регулярно ходит дешевый автобус, который
не делает остановок у попутных достопримечательностей…
Хочу также отметить, что помимо русских – граждан России мы принимаем
немало русскоязычных жителей Украины, Литвы, Латвии…
Беседовал Дмитрий Власов
|