Источник сайт "Община 21 век" октябрь
2000г.
печатается с сокращениями
Открытие памятника прот. А.
Меня. Слева направо:
скульптор Джанпьетро Кудин (Италия),
Х Международная конференция
памяти протоиерея Александра Меня проходила в Большом зале Всероссийской
государственной библиотеки иностранной литературы, где ровно 10
лет назад за два дня до своей гибели выступал отец Александр. Можно
по разному относится к о. Александру, но то, что его деятельность
была заметным явлением в церковно-общественной жизни России - бесспорно.
Примечательно, что очередная конференция называлась "Выбор для России",
что подчеркнуло либеральность политической ориентации многих присутствующих.
Поэтому совершенно естественным было приветственное обращение к
гостям и участникам конференции Г. А. Явлинского. В рамках конференции
нашла свое продолжение ориентация на межрелигиозный диалог, восходящая
к о. Александру Меню. Свое мнение о религиозной жизни в России высказали
председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений
России Зиновий Коган и представитель ислама Фарид Асадуллин, который
сказал, что "все религии едины в своей духовной основе", поскольку
все они по его мнению - "попытки человека познать истину Бога";
в этой ситуации прот. А. Мень "был идеологом межрелигиозного диалога".
Среди участников конференции были известные общественные и религиозные
деятели: А. Ю. Мельвиль, М. А. Мень, Е. Ю. Гениева, В. К. Кантор,
Г. Я. Бардин, И. Аман, Е. Б. Рашковский, С. Я. Кулиш, В. Г. Лошак,
М. А. Розовский, еп. Василий (Осборн), свящ. А. Борисов, свящ. Г.
Чистяков.
Показанный на конференции фильм Саввы Кулиша "Холокост" подвел к
серьезному разговору о тоталитаризме в России, о циничном наследии
воинствующего атеизма, которое с избытком досталось современному
российскому обществу.
Во время проведения конференции у здания ВГБИЛ состоялось открытие
первого в Москве памятника о. Александру Меню, выполненного итальянским
скульптором Джанпьетро Кудином. В беседе с нашим корреспондентом
настоятель храма свв. Космы и Дамиана в Шубине о. Александр Борисов
сказал, что и название, и тематика конференции выбраны достаточно
удачно: "Нельзя философствовать, когда дом горит, надо скорее тушить
пожар". Независимо от того, правильный ли способ тушения пожара
предлагает о. Александр - это высказывание верно.
Ив Аман (Франция), свящ. Георгий Чистяков, генеральный
директор ВГИБЛ Екатерина Гениева
Интервью З. А. Маслениковой
Зоя Афанасьевна Масленикова - писатель, автор книг "Портрет Бориса
Пастернака", "Жизнь отца Александра Меня", "Дух дышит, где хочет.
(Духовные дневники)", "Коленопреклоненные размышления", книги стихов
"Мастерская", многих журнальных публикаций, скульптор и поэт. На протяжении
23-х лет она была духовной дочерью о. Александра Меня, сподвижницей
и другом, редактором всех его книг, издававшихся при его жизни только
за рубежом и принесших ему мировую известность.
С З. А. Маслениковой встретился наш корреспондент Андрей Налетов.
Корреспондент: Зоя Афанасьевна, отец Александр всей своей церковной
деятельностью утверждал мысль, что прихожане не должны быть просто
"гостями" в храмах, что от них самих зависит очень многое. Мне думается,
на этом принципе основаны новые формы приходской работы отца Александра.
Как сам о. Александр Мень выстраивал жизнь своего прихода и в чем
состояли эти новые формы?
Зоя Масленикова: Нет, он не совсем так ставил вопрос. Он говорил,
что нет такой "мамы"-церкви, которая все знает, вытирает носы и слезы
своим детям, ставит в угол, дарит шоколадки за хорошее поведение,
нет такой "мамы"-церкви. Церковь, говорил отец Александр, - это Христос
и мы, то, что мы туда вносим. Церковь - организм богочеловеческий
- это место пересечения двух планов: нашего, земного и - Небесного,
Божественного. Поэтому очень многое зависит от того, что мы несем
туда. Отец Александр хотел видеть своих прихожан активными созидателями
Тела Христова; есть такое определение, что церковь - это Тело Христово.
В те времена, когда отец Александр служил
в храмах, ни о какой работе с прихожанами кроме исповеди во время
богослужения и исполнения церковных треб официально речи не могло
быть. Все, что он делал, все его общение с верующими было несанкционировано.
Ему приходилось встречаться с ними в лучшие времена в домике при церкви,
в худшие времена это запрещалось, тогда он встречался со своими прихожанами
на квартирах, разговаривал с ними по пути от церкви к дому, в электричке
(поскольку он жил далеко от своего храма), по дороге в Москву и так
далее. И получалось так, что прихожане как бы висли на отце Александре,
связи были радиальные - все устремлялись к нему. И он всегда следил
за тем, чтобы собой, своим ярким могучим образом не заслонять Христа,
а быть только проводником к Нему. Но в этих условиях, когда каждый
хотел поговорить с отцом Александром и часто нужно было ждать по пять-шесть
часов после службы своей очереди, чтобы с ним побеседовать - он никому
не отказывал - надо было придумать новую форму общения, чтобы те прихожане,
которые ходили в церковь уже несколько лет, могли помогать тем, кто
приходил впервые, начинающим. Отец Александр мог, конечно, поговорить
с каждым, но совсем не обязательно было ему самому объяснять основы
церковной жизни. И тогда возникла идея - произошло это в 1979 году
- организовать маленькие домашние церкви. Идея состояла в том, что
обычно раз в неделю небольшая группа людей (отец Александр считал
идеальным число от 7 до 12) собирались у кого-то дома и вместе читали
Евангелие, вместе молились, вместе проходили катехизацию, то есть
познавали основы веры. Через какое-то время выявилось несколько талантливых
катехизаторов, которые занимались подготовкой как к крещению, так
и к воцерковлению тех, кто был крещен в детстве, но пока не пришел
к церкви. Собираясь вместе, мы учились быть христианами.
Христианство - это не идеология, а образ жизни, это особые цели. Освоение
этого образа жизни, настройка на эти цели часто происходит медленно
и трудно. Обычные житейские цели, которые ставит перед собой человек,
конечно, остаются, но отходят с первого места на второе, на третье,
а центром становится Христос. То есть речь шла о создании некой духовной
семьи, главой которой был бы невидимо Христос. Он собирал нас для
того, чтобы мы учились выполнять Его волю в жизни, узнавать Его учение
и учились помогать друг другу в жизни, потому что в церковь можно
ходить годами, участвовать в литургии, но в человеческом плане оставаться
одиноким, не знать никого из тех, с кем рядом молишься в одном храме.
Итак, в 1979 году были созданы первые группы общения. В те времена
это были дела запрещенные, поэтому мы не могли, например, договариваться
по телефону о встречах, не могли большой группой заходить в дом или,
когда все кончится, выходить вместе. Отец Александр рекомендовал использовать
любые предлоги, чтобы собраться - дни рождения, именины, советские
праздники. Нужно было постоянно менять места, чтобы соседи не доложили
куда следует. Конспирация была строгая- каждый знал, куда спрятать
Евангелие, если внезапно нагрянут.
В последние два года жизни отца Александра церковь была раскрепощена
и он получил возможность выступать перед широкой аудиторией, на телевидении
и в печати. При своей жизни он задумал Православный Университет, назначил
дату его открытия, но состоялось открытие Православного университета
- теперь он носит имя Александра Меня - 30 сентября, через три недели
после его гибели. По инициативе отца Александра наш приход стал шефствовать
над Детской республиканской клинической больницей. Там нет больных
москвичей, дети приезжают со всей страны, и многие не выживают, в
основном им продлевается жизнь на несколько лет. С ними приезжают
их мамы, которые никого в Москве не знают и, одинокие, они сидят над
тяжело больным ребенком годами в состоянии отчаяния и горя. Наш приход
одновременно шефствовал и над детьми, и над мамами. Научились дружить
и разговаривать с ними, рассказывать о Боге, приносили игрушки, играли
с детьми, рисовали, устраивали выставки и детские спектакли. Часто
эта дружба заканчивалась желанием детей и мам креститься. Батюшка
приходил туда, исповедовал и причащал, окормлял их.
Корр.: Как продолжаются сегодня традиции приходской работы отца
Александра Меня?
З.М.: Почти все духовные дети отца Александра стали прихожанами храма
свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Настоятель его отец
Александр Борисов с первого класса школы попал в дом Александра Меня,
поскольку учился в школе с его младшим братом. Он получил образование
биолога, стал генетиком, кандидатом наук и успешно продвигался в науке,
но больше всего хотел исполнить волю Бога и в какой-то момент ушел
из науки, стал диаконом, потом - священником. Трудно перечислить все
виды приходской работы, которыми занимаются прихожане этого храма
в продолжение начатого отцом Александром Менем. Здесь кормят регулярно
бомжей, разносят обеды больным одиноким старикам. Есть группа, которая
занимается беженцами, одевает их и кормит. Существуют разные формы
учебной работы для обретения духовных знаний. Работает детская Воскресная
школа. Церковь стала живой, это уже не та церковь, какой ее хотела
видеть советская власть - этакий музей для иностранцев, не больше
того. Церковь стала деятельной. При этом храме много людей творчески
одаренных. И продолжают работу домашние общения, их уже много, несколько
десятков, и это одна из главных форм той работы, которую начал отец
Александр. Церковь стала местом живой жизни, работы и учебы. В целом
Русская Православная Церковь не сумела полностью воспользоваться огромными
возможностями, которые открылись с перестройкой после 70-летнего угнетения.
Нашему народу очень нужна духовная жизнь, нужны духовные цели, духовные
установки. И вот это ощущал отец Александр с самого начала. Он как-то
рассказывал мне, что приснился ему кошмарный сон. Сказал: "Редко мне
снятся сны, а это такой ужасный сон!"
- "В чем там дело было, батюшка?" - спросила я.
- "Мне приснилось, - сказал он, - что сняли все запоры, и церковь
совершенно свободна".
- "Почему же это ужасно, это прекрасно!"
- "Нет, - спокойно ответил отец Александр, - это ужасно, потому что
церковь не готова".
И вот нам надо наверстывать упущенное с большим рвением и учиться
быть прежде всего открытыми к людям ищущим, может быть еще не нашедшим
Бога, уметь приходить к ним, говорить с ними, быть привлекательными
для людей в качестве христиан, чтобы никто не мог сказать: а, вот
это христиане, нет, таким я не хочу быть, такие люди мне не нравятся.
То есть чувствовать ответственность за свое христианство не столько
словами, сколько осуществлением своего христианского призвания в жизни.
Этому учил нас отец Александр Мень.
Лития у могилы прот. Александра Меня 9 сентября 2000 года. Богослужение
возглавляяет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
|