История конференций
искать на странице
  Назад>>

История конференций памяти А.Меня. Год 2000

Источник сайт "Община 21 век" октябрь 2000г.

печатается с сокращениями

Открытие памятника прот. А. Меня. Слева направо:
скульптор Джанпьетро Кудин (Италия),


Открытие памятника прот. А. Меня.Х Международная конференция памяти протоиерея Александра Меня проходила в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, где ровно 10 лет назад за два дня до своей гибели выступал отец Александр. Можно по разному относится к о. Александру, но то, что его деятельность была заметным явлением в церковно-общественной жизни России - бесспорно. Примечательно, что очередная конференция называлась "Выбор для России", что подчеркнуло либеральность политической ориентации многих присутствующих. Поэтому совершенно естественным было приветственное обращение к гостям и участникам конференции Г. А. Явлинского. В рамках конференции нашла свое продолжение ориентация на межрелигиозный диалог, восходящая к о. Александру Меню. Свое мнение о религиозной жизни в России высказали председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Зиновий Коган и представитель ислама Фарид Асадуллин, который сказал, что "все религии едины в своей духовной основе", поскольку все они по его мнению - "попытки человека познать истину Бога"; в этой ситуации прот. А. Мень "был идеологом межрелигиозного диалога". Среди участников конференции были известные общественные и религиозные деятели: А. Ю. Мельвиль, М. А. Мень, Е. Ю. Гениева, В. К. Кантор, Г. Я. Бардин, И. Аман, Е. Б. Рашковский, С. Я. Кулиш, В. Г. Лошак, М. А. Розовский, еп. Василий (Осборн), свящ. А. Борисов, свящ. Г. Чистяков.

Показанный на конференции фильм Саввы Кулиша "Холокост" подвел к серьезному разговору о тоталитаризме в России, о циничном наследии воинствующего атеизма, которое с избытком досталось современному российскому обществу.

Во время проведения конференции у здания ВГБИЛ состоялось открытие первого в Москве памятника о. Александру Меню, выполненного итальянским скульптором Джанпьетро Кудином. В беседе с нашим корреспондентом настоятель храма свв. Космы и Дамиана в Шубине о. Александр Борисов сказал, что и название, и тематика конференции выбраны достаточно удачно: "Нельзя философствовать, когда дом горит, надо скорее тушить пожар". Независимо от того, правильный ли способ тушения пожара предлагает о. Александр - это высказывание верно.

Ив Аман (Франция), свящ. Георгий Чистяков, генеральный директор ВГИБЛ Екатерина Гениева

Интервью З. А. Маслениковой


Зоя Афанасьевна Масленикова - писатель, автор книг "Портрет Бориса Пастернака", "Жизнь отца Александра Меня", "Дух дышит, где хочет. (Духовные дневники)", "Коленопреклоненные размышления", книги стихов "Мастерская", многих журнальных публикаций, скульптор и поэт. На протяжении 23-х лет она была духовной дочерью о. Александра Меня, сподвижницей и другом, редактором всех его книг, издававшихся при его жизни только за рубежом и принесших ему мировую известность.

С З. А. Маслениковой встретился наш корреспондент Андрей Налетов.

Корреспондент: Зоя Афанасьевна, отец Александр всей своей церковной деятельностью утверждал мысль, что прихожане не должны быть просто "гостями" в храмах, что от них самих зависит очень многое. Мне думается, на этом принципе основаны новые формы приходской работы отца Александра. Как сам о. Александр Мень выстраивал жизнь своего прихода и в чем состояли эти новые формы?

Зоя Масленикова: Нет, он не совсем так ставил вопрос. Он говорил, что нет такой "мамы"-церкви, которая все знает, вытирает носы и слезы своим детям, ставит в угол, дарит шоколадки за хорошее поведение, нет такой "мамы"-церкви. Церковь, говорил отец Александр, - это Христос и мы, то, что мы туда вносим. Церковь - организм богочеловеческий - это место пересечения двух планов: нашего, земного и - Небесного, Божественного. Поэтому очень многое зависит от того, что мы несем туда. Отец Александр хотел видеть своих прихожан активными созидателями Тела Христова; есть такое определение, что церковь - это Тело Христово.

В те времена, когда отец Александр служил в храмах, ни о какой работе с прихожанами кроме исповеди во время богослужения и исполнения церковных треб официально речи не могло быть. Все, что он делал, все его общение с верующими было несанкционировано. Ему приходилось встречаться с ними в лучшие времена в домике при церкви, в худшие времена это запрещалось, тогда он встречался со своими прихожанами на квартирах, разговаривал с ними по пути от церкви к дому, в электричке (поскольку он жил далеко от своего храма), по дороге в Москву и так далее. И получалось так, что прихожане как бы висли на отце Александре, связи были радиальные - все устремлялись к нему. И он всегда следил за тем, чтобы собой, своим ярким могучим образом не заслонять Христа, а быть только проводником к Нему. Но в этих условиях, когда каждый хотел поговорить с отцом Александром и часто нужно было ждать по пять-шесть часов после службы своей очереди, чтобы с ним побеседовать - он никому не отказывал - надо было придумать новую форму общения, чтобы те прихожане, которые ходили в церковь уже несколько лет, могли помогать тем, кто приходил впервые, начинающим. Отец Александр мог, конечно, поговорить с каждым, но совсем не обязательно было ему самому объяснять основы церковной жизни. И тогда возникла идея - произошло это в 1979 году - организовать маленькие домашние церкви. Идея состояла в том, что обычно раз в неделю небольшая группа людей (отец Александр считал идеальным число от 7 до 12) собирались у кого-то дома и вместе читали Евангелие, вместе молились, вместе проходили катехизацию, то есть познавали основы веры. Через какое-то время выявилось несколько талантливых катехизаторов, которые занимались подготовкой как к крещению, так и к воцерковлению тех, кто был крещен в детстве, но пока не пришел к церкви. Собираясь вместе, мы учились быть христианами.

Христианство - это не идеология, а образ жизни, это особые цели. Освоение этого образа жизни, настройка на эти цели часто происходит медленно и трудно. Обычные житейские цели, которые ставит перед собой человек, конечно, остаются, но отходят с первого места на второе, на третье, а центром становится Христос. То есть речь шла о создании некой духовной семьи, главой которой был бы невидимо Христос. Он собирал нас для того, чтобы мы учились выполнять Его волю в жизни, узнавать Его учение и учились помогать друг другу в жизни, потому что в церковь можно ходить годами, участвовать в литургии, но в человеческом плане оставаться одиноким, не знать никого из тех, с кем рядом молишься в одном храме. Итак, в 1979 году были созданы первые группы общения. В те времена это были дела запрещенные, поэтому мы не могли, например, договариваться по телефону о встречах, не могли большой группой заходить в дом или, когда все кончится, выходить вместе. Отец Александр рекомендовал использовать любые предлоги, чтобы собраться - дни рождения, именины, советские праздники. Нужно было постоянно менять места, чтобы соседи не доложили куда следует. Конспирация была строгая- каждый знал, куда спрятать Евангелие, если внезапно нагрянут.

В последние два года жизни отца Александра церковь была раскрепощена и он получил возможность выступать перед широкой аудиторией, на телевидении и в печати. При своей жизни он задумал Православный Университет, назначил дату его открытия, но состоялось открытие Православного университета - теперь он носит имя Александра Меня - 30 сентября, через три недели после его гибели. По инициативе отца Александра наш приход стал шефствовать над Детской республиканской клинической больницей. Там нет больных москвичей, дети приезжают со всей страны, и многие не выживают, в основном им продлевается жизнь на несколько лет. С ними приезжают их мамы, которые никого в Москве не знают и, одинокие, они сидят над тяжело больным ребенком годами в состоянии отчаяния и горя. Наш приход одновременно шефствовал и над детьми, и над мамами. Научились дружить и разговаривать с ними, рассказывать о Боге, приносили игрушки, играли с детьми, рисовали, устраивали выставки и детские спектакли. Часто эта дружба заканчивалась желанием детей и мам креститься. Батюшка приходил туда, исповедовал и причащал, окормлял их.

Корр.: Как продолжаются сегодня традиции приходской работы отца Александра Меня?

З.М.: Почти все духовные дети отца Александра стали прихожанами храма свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Настоятель его отец Александр Борисов с первого класса школы попал в дом Александра Меня, поскольку учился в школе с его младшим братом. Он получил образование биолога, стал генетиком, кандидатом наук и успешно продвигался в науке, но больше всего хотел исполнить волю Бога и в какой-то момент ушел из науки, стал диаконом, потом - священником. Трудно перечислить все виды приходской работы, которыми занимаются прихожане этого храма в продолжение начатого отцом Александром Менем. Здесь кормят регулярно бомжей, разносят обеды больным одиноким старикам. Есть группа, которая занимается беженцами, одевает их и кормит. Существуют разные формы учебной работы для обретения духовных знаний. Работает детская Воскресная школа. Церковь стала живой, это уже не та церковь, какой ее хотела видеть советская власть - этакий музей для иностранцев, не больше того. Церковь стала деятельной. При этом храме много людей творчески одаренных. И продолжают работу домашние общения, их уже много, несколько десятков, и это одна из главных форм той работы, которую начал отец Александр. Церковь стала местом живой жизни, работы и учебы. В целом Русская Православная Церковь не сумела полностью воспользоваться огромными возможностями, которые открылись с перестройкой после 70-летнего угнетения. Нашему народу очень нужна духовная жизнь, нужны духовные цели, духовные установки. И вот это ощущал отец Александр с самого начала. Он как-то рассказывал мне, что приснился ему кошмарный сон. Сказал: "Редко мне снятся сны, а Лития у могилы прот. Александра Меня 9 сентября 2000года.это такой ужасный сон!"

- "В чем там дело было, батюшка?" - спросила я.

- "Мне приснилось, - сказал он, - что сняли все запоры, и церковь совершенно свободна".

- "Почему же это ужасно, это прекрасно!"

- "Нет, - спокойно ответил отец Александр, - это ужасно, потому что церковь не готова".

И вот нам надо наверстывать упущенное с большим рвением и учиться быть прежде всего открытыми к людям ищущим, может быть еще не нашедшим Бога, уметь приходить к ним, говорить с ними, быть привлекательными для людей в качестве христиан, чтобы никто не мог сказать: а, вот это христиане, нет, таким я не хочу быть, такие люди мне не нравятся. То есть чувствовать ответственность за свое христианство не столько словами, сколько осуществлением своего христианского призвания в жизни. Этому учил нас отец Александр Мень.

Лития у могилы прот. Александра Меня 9 сентября 2000 года. Богослужение возглавляяет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий








   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-