протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 мая 2016

Фонограмма

Деян.6,1-7

1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Мк.15,43-16,8

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16.

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний замечательный день посвящен памяти жен-мироносиц, и я хотел бы коснуться трех тем. Первая из них, конечно, вот этот замечательный пример любви и верности Своему Учителю. В этом проявляется особый характер христианского служения именно женщины. Когда мужчины проявляют твердость в проповеди, в мученичестве, в бою, и так далее, но бывает так, что в каких-то испытаниях, действительно, мужчины отступают, будучи растерянными, как ученики разбежались, как бы исполняя слово: “Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада”. И у Голгофы, у Креста, вдали стояли только вот эти ученицы Христа, женщины.

Причем они были разные очень. Там были и родственницы Марии. Там была и Мария Магдалина, о ней, вероятно, рассказывается, когда она в доме богатого фарисея пришла и дерзнула омыть слезами ноги Иисуса, и фарисей про себя подумал: “Если бы это был пророк, Он бы знал, какая женщина прикасается к Нему”. И, помните, в ответ на это Господь сказал, что “кто много любит, тому и больше прощается. Кому больше прощено, тот и больше любит”. То есть, женщина такого предосудительного поведения. Там были и сестры Лазаря: Марфа и Мария. Там были, сказано, и “Иоанна, жена домоправителя Иродова”, то есть женщина, которая была, конечно, весьма состоятельная, принадлежала к “высшему свету”.

И вот всех их объединяла любовь к Господу. И поэтому даже тогда, когда, казалось бы, рухнули все надежды; как бы по внешности казалось, что проповедь Иисуса, и Его слова о том, что Он – путь, истина и жизнь, всё это рухнуло, всё равно они остались верными Ему, верными своей любви, чтобы быть рядом с Учителем.

И, едва взошло солнце, пришли на могилу для того, чтобы восполнить те погребальные обряды помазания миром (поэтому они и называются мироносицы) – благовонным маслом, которые были наспех совершены в пятницу вечером. Потому что в пятницу вечером с появлением двух первых звезд начинается субботний покой, и никакой такой работы делать было нельзя. А заканчивается суббота в субботу вечером, тоже с появлением двух звезд. И в одном из Евангелий пишется даже, что они пришли еще “в сущей тьме на гроб”, то есть, еще в темноте, рано-рано утром, “едва воссиявши солнцу”. Такова была их любовь к Учителю, чтобы быть рядом с Ним, несмотря на то, что, казалось бы, все надежды рухнули.

И вот этот особый характер женской веры многократно спасал Церковь, спасал людей. Когда мы думаем об обрядах, и некоторые думают, что “ну, это не очень-то обязательно” – как бы особое значение высвечивается в том, что они пошли исполнить обряд, и в это исполнение они вложили свою любовь, и это соединение верности обряду и верности любви и дало вот этот удивительный результат, что они стали первыми свидетелями воскресения Христова. Все четыре Евангелия одинаково об этом говорят! Повествования о воскресении разные, различаются, как бы разные традиции, разные версии, это понятно, это естественно. Это как раз говорит в пользу подлинности Евангелия. Потому что, если бы они были написаны много времени спустя, и хотели бы всё пригладить, то, конечно, повествования были бы одинаковыми. Именно потому, что там есть большая разница: где то все пришли, где-то Мария Магдалина пришла, и так далее, то ясно, что Церковь бережно сохраняла все детали, все особенности каждой версии. Но общее для них – то, что пришли женщины!

И, между прочим, это говорит в пользу древности евангельского предания, которое потом было уже записано. Но мы смотрим, что в посланиях апостола Павла он нигде не говорит о женщинах, хотя они были написаны уже в середине I-го века. Почему? Причина ясна. Потому что для него, как для проповедника, апостола, миссионера, приводить такие свидетельства язычникам, что женщины пришли, увидели и так далее, – это насмех поднимут сразу его, “что ты нам рассказываешь: женщины!”. Он об этом не говорит, он говорит о факте воскресения, о том, что явился Петру, апостолам, пятистам братьям, а затем и ему позже всех, “как некому извергу”, как он сам себя называет. А вот про это молчит. А вот все Евангелия одинаково говорят, что первыми таки явился женщинам, и они пошли, первыми принесли эту весть апостолам. Те им не поверили, “женщины, мало ли что им показалось, от горя чего не привидится”, и это, тем не менее, оказалось правдой.

И вот это особое качество женской веры, оно чрезвычайно драгоценно в истории Церкви. И мы это знаем по нашей собственной истории, когда на протяжении всего двадцатого века, владычества атеистической власти, именно женщины и наполняли храмы, именно они сохранили эту весть о вере, весть о Христе. И потом уже присоединяются к ним и все остальные.

Но здесь важно сказать еще и другое. Что не только они. Сегодня память и Иосифа Аримафейского, и Никодима. Как часто бывает, когда мы с таким осуждением смотрим на власть имущих. “Ну конечно – они богаты, ну конечно – с ними всё в порядке, а вот мы – то у нас не так, это не так… Хорошо быть богатым!” И вот мы видим, что несмотря на то, что ученики-то разбежались, а вот тайные ученики, люди, имеющие хорошее положение: Иосиф – знаменитый член Совета, как говорит Евангелие; Никодим, который ночью приходил, таясь от своих единомышленников, от своих коллег, чтобы его не увидели, что он идет к такому непопулярному Учителю… А вот в трудный момент именно они оказались верными! Именно они пришли, как бы исполнив слово 53-й главы книги пророка Исаии, о том, что Он “был погребен у богатого”. Потому что, конечно, тогда, как впрочем, и сейчас входит в моду, могилу готовили заранее. Но сейчас-то проще: выкопать яму, купить гроб – это всё можно за один день. А вот вырубить в скале такую довольно большую комнату, каменную скамью, на которую кладется тело – конечно, для этого требуется достаточно большое время. И поэтому люди состоятельные готовили себе такие места погребения заранее.

И вот, Иосиф отдает это свое место именно для погребения Иисуса. Именно благодаря этому стало возможным с честью Его похоронить, потому что обычно тела распятых бросали в общую могилу преступников, и никаких следов бы не осталось. А вот именно благодаря Иосифу Аримафейскому это было богатое погребение, камень был привален, то есть всё было сделано как надо, по лучшему варианту. И это сделало возможным женщинами прийти, увидеть это тело, стать свидетелями воскресения. Так что мы видим, что и среди состоятельных и влиятельных людей, казалось бы конформистов с властью, и так далее, оказываются люди, которые это свое положение как раз используют в нужный момент в очень важных и нужных целях.

И, наконец, третье, о чем хотелось бы мне сказать – о памяти, которая в этот день совершается, уже не потому что эта Неделя, а потому что данное число – князей Бориса и Глеба. Вы помните, что это были сыновья равноапостольного Владимира, и подвиг их состоял в том, что они знали, что их брат Ярополк стремится завладеть престолом в Киеве, и так далее, посылает к ним наемных убийц, чтобы устранить своих братьев, как конкурентов. И, зная об этом, они, тем не менее, отказались от какого-либо вооруженного сопротивления, предпочли смерть борьбе за престол, всякому кровопролитию между братьями. То есть, они настолько всерьез восприняли христианство, именно в христианской вере были уже воспитаны, как бы первое поколение российских христиан, что не стали поднимать оружие против собственных братьев в борьбе за престол в Киеве.

Удивительны два обстоятельства. Первое – то, что они были первыми прославленными русскими святыми. Сегодня празднуется день перенесения их мощей, останков, это было довольно вскоре после их гибели. Но они первые русские святые, прославленные и нашей Церковью, Константинопольской Церковью, и почитаемые. И второе обстоятельство: интересно то, что и последний русский император Николай Александрович, Николай II, тоже причислен Церковью к лику страстотерпцев, как и Борис и Глеб. Даже не мучеников, потому что они, собственно, не столько за веру пострадали, сколько в результате всякой политической борьбы. Но тоже Николай Александрович ничего не предпринял для спасения себя, семьи, и так далее, принял эту мученическую кончину.

И Церковь это тоже очень правильно, и духовно и политически оценила, причислив его к лику страстотерпцев. Мы видим, что это какая-то характерная особенность для русской святости, о чем пишет Григорий Петрович Федотов. Первые святые – страстотерпцы, пострадавшие, отказавшись от борьбы за престол, и последний тоже страстотерпец, отказавшийся от борьбы и ставший жертвой этой политической усобицы. Думаю, это какая-то особая черта, о которой следует задуматься.

Но, так или иначе, сегодняшний день – замечательный, как бы “православное восьмое марта”. Всех женщин поздравляю, и чтобы они помнили об этом своем даре – даре верности, даре любви, чтобы он первенствовал во всех их делах, поступках. И нам всем, конечно, тоже важно помнить об этом – что сегодня день любви и верности Христу.

Аминь!