протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 мая 2016

Фонограмма

Деян., 11, 19 – 26, 29 - 30

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

Ин., 4, 5-42

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Почему мы читаем в эти послепасхальные дни этот отрывок из Евангелия от Иоанна, где рассказывается о встрече Христа с женщиной самарянкой? Проходили они с учениками мимо самарянской деревни. Это был более короткий путь с севера – из Галилеи в Иерусалим. И, устав от пути, Господь останавливается у древнего колодца, который еще праотец Иаков выкопал. И с тех пор им уже около тысячи лет пользовались все люди. Господь останавливается здесь на пути. И почему мы читаем это в эти дни? Потому что это Евангелие нам рассказывает о том, что ожидает Господь от каждого из нас. И рассказывает нам это не через встречу с какими-то богословами, знатными людьми, учителями закона, а – с самой простой женщиной. Тем самым Евангелие нам говорит о том, что проповедь обращена ко всем – к самым простым людям, и к мужчинам, и к женщинам.

Господь устал от пути и останавливается у колодца. Он, Который повелевает мирами, по слову Которого были созданы все бесконечные Галактики, Он пришел к нам, разделяет с нами наши человеческие немощи, нашу усталость, нашу необходимость в пище, во всем, что нам нужно от природы. И в этом есть огромное смирение, огромное такое снисхождение Бога к каждому человеку. Бог не оставил нас жить так - самих по себе. А Он солидарен с нами, знает наши трудности и разделяет их с нами. И вот женщина самарянка пришла к этому колодцу, спустилась по тропинке. И говорится, что был шестой час, то есть полдень, 12 часов дня, время совершенно необычное для того, чтобы идти за водой. Обычно женщины на Востоке идут за водой с утра, когда еще прохладно. А ей приходится идти в полдень. По-видимому, потому, что (дальше это раскрывается) пять мужей имела и все такое. По-видимому, из-за ее несложившейся жизни ее односельчанки относились к ней как-то предосудительно, могли оттолкнуть, обидеть, оскорбить. Поэтому она предпочитала идти в то время, когда в жару никого уже нет. И вот она идет. Быть может, по дороге она размышляет о своей неудавшейся жизни, несчастной. А у колодца путник. По одежде видно, что иудей. И вдруг он неожиданно просит у нее пить. А она говорит: как же ты, иудей, просишь пить у меня, женщины, да при том, самарянки? Потому что была такая вражда между ними – как часто бывает между близкими народами (мы хорошо это, к сожалению, знаем по ситуации в Украине), когда какие-то люди с презрением или высокомерием относятся к другим людям близкой национальности. Так было и между самарянами и иудеями, хотя самаряне по происхождению тоже были иудеями, исповедовали тот же иудаизм. Но там было население смешанное после выселения части северных колен Израиля, потом их вернули с частью языческого населения, по-видимому. И, хотя они все присоединились к иудаизму, но южные колена иудеев, со столицей Иерусалим, к ним относились с подозрением. Так что вражда такая все время была.

И Господь ей говорит: если бы ты знала, Кто говорит тебе: дай Мне пить, ты сама бы просила у Него воду; не объясняя пока ничего другого. Женщина удивляется: как же так? У Тебя и колодца нет, откуда у Тебя вода? А Господь говорит ей о том, что Я дам тебе другую воду - воду, раз насладившись которой, не будешь жаждать больше никогда. А она, по своей наивности, думает, что речь идет о какой-то волшебной воде, и что, может быть, он такой волшебник, колдун, который может дать такую воду, и не надо будет часто ходить за водой, силы будут сэкономлены. И говорит: дай мне такую воду. И Господь, видя, что она не очень понимает, о чем идет речь, заходит как бы с другой стороны и говорит: позови мужа твоего. И тут она честно сознается: у меня нет мужа. И Господь говорит: да, 5 мужей было у тебя, и тот, которого сейчас имеешь, тоже не муж тебе. И вдруг она потрясена тем, что Господь знает всю ее жизнь, знает все ее проблемы, трудности, всю ее несчастную судьбу, и говорит: Ты, я вижу, пророк. И далее она Его спрашивает… Видно по вопросу, что она была незаурядная женщина; она не стала спрашивать: как думаешь, тот муж, который сейчас у меня, он на мне женится, не женится? И т.д. Как мне быть? и прочее. Она спрашивает Его о другом: отцы наши поклоняются на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что поклоняться надо в Иерусалиме; где же все-таки правильно? То есть видно, что эта простая женщина, тем не менее, была как-то очень внимательна к вопросам веры – как правильно делать, чтобы жизнь ее складывалась, как ей правильно духовно жить? И Господь ей отвечает удивительным образом, что: поверь Мне, что уже приближается время, и настало уже, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме поклоняться будете, а в духе и истине. Господь есть дух, и поэтому ищет поклонников Себе, которые поклоняются Ему в духе и истине.

И вот ее вопрос: какая же правильная вера? - получает такой удивительный ответ. С одной стороны, Господь говорит: да, спасение от иудеев. Именно оттуда, от Авраама, идет обетование, что в этой вере, которая тебе открылась, благословятся все племена земные. Но в то же время говорит, что не форма, не место, не обычай, не традиция – главное, а главное – поклоняться в духе и истине. И это та истина, которую нам Господь открывает, та истина, ради которой читается сегодняшний евангельский отрывок. Женщина озадачена – она не очень-то понимает. Да и немногие это не понимают и до сих пор. На протяжении всей истории христианской идет вражда между разными исповедованиями, разными культурами, разными психологическими восприятиями. А Господь говорит, что нет, что дело не в этом, что очень просто – надо любить Бога и ближнего – не традицию, не обычай любить, а любить самое главное, ради чего Господь приходит, ради чего создан человек. Женщина озадачена и говорит, что да, это слишком трудно для меня, по-видимому. И говорит, что, вот, придет Мессия, мы все его ждем (но, конечно, быть может, она ждала его через 500-1000 лет), тогда он нам все объяснит. И тут происходит кульминация – Господь говорит: это Я, Который говорит с тобой. И она поняла, что действительно это, наверное, так, коль скоро Он знает ее жизнь, знает все, что с ней было.

И тут она оставляет свой водонос, приходят ученики. Разговор как бы естественным образом слегка прерывается. Но она уже оставляет водонос и бежит в селение, чтобы рассказать, поделиться этой радостью открытия, что пришел Мессия, она только что с Ним говорила. Он знает всю ее жизнь! Посмотрите, не Он ли Христос? Не ошиблась ли я? И ученики говорят: мы принесли Тебе еду, ешь, Равви. А Господь говорит: нет, Мне уже не нужно есть. Настолько радость от того, что женщина Его поняла, что она захотела этой радостной встречей поделиться со своими односельчанами, настолько для Него, для Господа было радостно, что Он говорит: Мне не нужно есть, у Меня есть другая пища, которой вы не знаете. И для нас это тоже замечательное свидетельство о том, что Господу важно наше обращение, что Господь радуется нашим правильным суждениям, делам, поступкам. И это также очень важно.

Потом приходят самаряне из селения, беседуют с Ним и просят остаться у них. И Он остается у них еще на два дня. И по окончании этих двух дней (отрывок заканчивается тем) они говорят этой женщине, что уже не по твоим словам веруем, а доподлинно узнали, что Он есть Спаситель мира, Христос. Вот так и для нас: начинается со слов Священного Писания, затем идут свидетельства каких-то людей, которые идут христианским путем, и, наконец, самая кульминация, самое главное, когда переживается личная встреча со Христом в глубине нашего сердца. И это самое главное! И эти встречи в нашей жизни, пусть редкие очень, но мы должны хранить их и беречь в своем сердце.

Так что, сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, что Бог в Сыне Своем пришел ко всем народам мира, к каждому человеку. На протяжении евангельского повествования мы читаем притчу о милосердном самарянине – приводится пример человека из этого как бы враждебного племени. Мы читаем о том,  что после исцеления вернулся один из десяти человек, и тот был самарянин. Опять ставится, что даже среди самарян могут быть вполне порядочные люди. Наконец, рассказывается о римском сотнике, про которого рассказывается, как он сказал Господу: не трудись войти в дом мой, и я сам не достоин, чтобы Ты вошел, но скажи только слово, и исцелеет слуга мой. Господь говорит: и в Израиле не нашел Я такой веры. Конечно, это обращение не только к иудеям того времени, а к каждому человеку, к каждому из нас – не замыкаться в своей самодостаточности, не замыкаться в своем самодовольстве, что мы такие, что мы верующие истинно, а они какие-то не такие, они не спасутся, и т.д. Это не нам дано право судить, это Господь судит. И мы знаем притчу о Страшном Суде – прежде всего там не спрашивается даже о вере, а – «голодного накорми, раздетого одень, и то, что делаешь одному из братьев меньших, делаешь Мне». Для этого Господь пришел – чтобы мы именно были открыты для каждого человека, никого не осуждали, и каждого нового человека, который только переступает порог храма, понимали, что в нем есть какой-то призыв к Богу, поэтому надо встречать его как драгоценного гостя. И каждого человека на нашем пути, даже чуждого нам, который нам не нравится, задуматься: Господи, Ты этого человека послал ко мне, быть может, что-то важное нужно мне сказать, сделать для него. Конечно, это относится не к каждой встрече, множество встреч случайных, но тем не менее об этом важно всегда задумываться. О каждом человеке, даже о том, с кем сложились трудные отношения: свекровь, невестка, и т.д.. Если нет общения с этим человеком, молиться о нем. Потому что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.

Аминь.