протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 июня 2016

Фонограмма

Деян., 16, 16-34

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

Ин., 9, 1-38

1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Евангельские чтения этого времени, от Пасхи до Пятидесятницы, из Евангелия от Иоанна рассказывают нам о том, каким был Господь Иисус. И для нас это очень важно, потому что в этом же Евангелии мы читаем удивительные, и, быть может, одни из самых важных слов для нас об Иисусе, Который говорит: Я и Отец одно; видевший Меня, видел Отца. То есть, когда мы узнаем об Иисусе, мы узнаем о Боге, каков наш Бог. Человек, который не читал Евангелия, и не может иметь правильного представления о Боге. У него будут какие-то туманные представления со множеством ошибочных взглядов, страхов и т.д. Именно Евангелие нам открывает, каков наш Бог. Поэтому нам так важно его и читать, и перечитывать.

 И вот в сегодняшнем Евангелии ставится много очень трудных вопросов, на которые, собственно говоря, мы не имеем окончательных ответов в таком человеческом рассуждении, а только именно в доверии к Господу, как к Сыну Божию. Первый вопрос, который и ставится учениками, когда они видят этого слепого от рождения: кто согрешил? Он или родители его? В иудаизме было такое простое стремление, которое, собственно говоря, живет в каждом из нас и до сего времени: если случается какое-то зло, значит, он сделал что-то не так, и тем самым он пожинает плоды своего зла. Если я заболела: ах, да, значит, я что-то не то сделала, кому-то не так сказала, вот теперь заболела. Вот я что-то там пропустила, вот теперь заболела, Бог меня за это наказал. Маленьким детям говорят: вот смотри, не делай так, Боженька тебя за это накажет. И т.д. То есть, образ Бога, как такого полицейского, который внимательно следит за каждым из нас, и чуть какой промах, нас соответственно наказывает. Такое очень простое объяснение зла. Но уже в Ветхом Завете в книге Иова это все подвергается сомнению. Когда на Иова сваливается множество несчастий, трагедий, приходят друзья его и начинают его как бы утешать, говоря: ты вспомни, что ты там сделал, покайся, и тогда Господь простит, все как-то станет на свои места. А Иов твердо отстаивает: нет, ничего такого, соответствующего этим трагедиям, ничего такого я не делал. «Ну, как, ты, наверное, забыл», и все прочее. «Ты гордый, превозносишься», и прочее, прочее. «Покайся», - такой была суть всех их рассуждений. И в итоге книги Бог говорит друзьям: Иов, раб Мой, более прав, говоря обо Мне, чем вы. Просите его, пусть он помолится за ваши речи, которыми вы согрешали, и, может быть, Господь помилует вас. То есть мы видим, что вопрос зла гораздо труднее, чем люди себе представляли. Плохо сделал – тебе соответственно наказание; хорошо сделал – тебе соответственно поощрение. Потому что действительно, сколько мы видим людей праведных, которые страдают, и сам Господь Иисус страдал. И напротив – грешники, которые процветают. Следовательно, зло гораздо сложнее, чем нам кажется в таком простом подходе.

 Зло остается тайной. И на самом деле мы должны ему просто противостоять, не вторгаясь в размышления о его происхождении, и прочее, прочее. Собственно, этому учат нас даже первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Такая страшная картина, такое сопротивление творения своему Творцу: «безвидна и пуста, и тьма над бездною». Но Бог нам не начинает разъяснять, что это от того-то, такая-то была природа, такое-то происхождение. Выход простой – Бог говорит: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Вот отношение Бога ко злу. Он нам его не объясняет, Он его побеждает Своим творением. Собственно, к тому же призваны и мы с вами. Противостоять злу, как и Иисус противостоял злу.

 Другая загадочная сторона этого повествования, не только этого, но и многих других, - то, что Иисус совершает эти замечательные исцеления, знамения в субботу. Они переводятся у нас в синодальном переводе, как чудеса, но точнее все-таки сказать знамения, знаки, то есть чудо, которое указывает на что-то очень важное, а не просто само по себе какое-то очень хорошее, прекрасное событие. И здесь загадкой становится: почему Он чаще всего избирает день именно субботний? День покоя, когда никакое дело нельзя было даже делать. И заповедь: помни день субботний. Во второй главе книги Бытия автор книги нам говорит о том, что Бог закончил дела Свои и в седьмой день почил, тогда, когда накануне, в день шестой, создал человека. Бог почил от всех дел Своих и освятил день субботний. На самом деле это все означает, что Бог предает этот субботний день человеку. Заканчивается как бы действие Божье, и начинается действие человека. Но не в том смысле, что Бог отворачивается. Псалом нам говорит, что если Ты отвернешься от творения, оно в персть возвращается; мятутся, боятся. Поэтому: обратишь Лицо Свое и освящаешь лицо земли. Таким образом, седьмой день – это день человека. И действительно, мы с вами знаем, эти эоны, когда они сменяют друг друга, то действие предыдущего как бы останавливается. Мы знаем, что в мире идет эволюция, сначала физическая, затем химическая, затем биологическая. И темпы, скорости этих всех процессов разные. Так что, когда начинается следующий этап, предыдущий как бы останавливается. И когда приходит в мир человек, то тогда уже эволюция человеческая, эволюция человеческого мира идет гораздо быстрее, чем биологическая. И поэтому кажется, что биологическая эволюция вроде бы как бы и остановилась. И это в самом деле - это время, отданное человеку для творения добра, преображения мира, это день человека. И субботний покой был заповедан именно для того, чтобы человек это осознал, чтобы человек понял, что он – творение Божие. Чтобы он понял, что в Боге источник и смысл его жизни. И дается этот субботний покой.

 Апостол Павел говорит о том, что закон до Христа был лишь детоводителем ко Христу, готовил к Нему. А когда приходит Христос, начинается нечто новое. И это новое заключается в частности в том, что в субботу не просто священное ничегонеделание, безделье, а суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому можно и нужно (!) в субботу делать добро. И множество примеров в Евангелии мы имеем, когда Господь, например, говорит: если у вас осел или вол, или овца упадет в яму, не тотчас ли достанет его хозяин в субботу? Насколько же человек дороже овцы. И вот Господь дает нам новое понимание субботы. Делание добра. Иисус дает нам пример. Он не исправляет все зло мира, а дает пример, как ему противостоять. И далее говорит: дела, которые Я творю, и вы сотворите, и больше этого сотворите.

На вопрос о происхождении зла, болезни и всего прочего ответить трудно. Но в этом можно увидеть также некое проявление того, что называется «случайность». Случайность, как некая свобода, данная твари. И действительно, мы знаем, что всякие мутации и прочие всякие события биологические совершаются, в общем-то, случайно. Хотя мы в жизни говорим, что нет, случайностей не бывает. Но если копнуть глубже, то понимаешь, что да, в жизни есть и случай. Но человек призван противостоять этому случаю. «Сотворите больше, чем Я сотворил». Человек призван к соработничеству с Богом. Господь исцелял, и мы, люди, призваны к исцелению. Наука, которая родилась именно в христианских странах, именно в христианском мировоззрении, как осознание природы, как то, что человек, созданный по образу и подобию Божьему, может раскрывать тайны мироздания, начиная с каких-то элементарных процессов, и заканчивая очень сложными, глубокими. И человек действительно это делает. И мы знаем, что множество открытий, путь науки таков, что за прошедшие 2000 лет со времени явления Христа миру, Его воскресения, множество побеждено болезней, и побеждается все больше и больше. Я специально смотрел года жизни людей XIX века – от силы 50-55 лет и все, и это самые знаменитые люди. 50 лет – люди в этом возрасте считались уже старыми. Старухе процентщице у Достоевского (как выяснили специалисты) было всего 42 года. Старуха процентщица! А сейчас все это совсем по-другому оценивается. Жизнь человеческая увеличивается. За счет чего? А вот именно за счет научных исследований, за счет работы медиков, за счет того, что этим трудом человек совершает то, что совершал Господь словом. Это дано нам, людям.

Я недавно читал книгу одной замечательной нашей ученой, Натальи Петровной Бехтеревой. Она была нейрофизиологом, академиком медицинских наук, Большой Академии. И вот замечательные исследования, которые проводились не только благодаря тому, что электроны вживлялись в мозг, и т.д., это довольно такая сложная вещь. Но и благодаря замечательному прибору, позитронно-эмиссионному томографу. Это было огромное устройство, для которого нужно было построить целое здание, чтобы исследовать с его помощью. Но он позволяет именно прижизненно следить за изменениями в мозге, которые порождаются болезнью, или наоборот, какими-то лекарственными вмешательствами. Все это есть совместный труд и медиков, и физиков, и биохимиков. Всему этому служит человеческое знание и познание. Вот предназначение человека! И таким образом мы видим, что исцеление важно не только физическое (это и человек может), а и духовное. И это путь для человека. Увидеть Христа в каждом человеке, увидеть предназначение человека – к этому призван каждый из нас.

И сегодняшний кондак праздника, который, как и всегда, раскрывает суть события, он звучит так: душевными очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый.  И действительно и сегодняшнее апостольское чтение из книги Деяний святых апостолов рассказывает нам о страже темничном (тоже такая метафора неслучайная), который обращается ко Христу именно в результате того, что встречает Павла и Силу, которые в этих условиях незаслуженного осуждения, избиения воспевают к Богу, благодарят Бога за жизнь, за чудеса. И именно землетрясение обращает его, что что-то есть другое в жизни. Так и мы с вами, покуда, как говорится, гром не грянет, мужик не перекрестится. Так и здесь он обращается к свету, обращается к истине, и получает новую жизнь. Так и каждый из нас призван к тому, чтобы являть в себе Христа нашим ближним. Каждый из нас, наверное. знает, что он обратился именно потому, что встретил в жизни своей людей, которые похожи на Христа, людей, которых мы называем святыми (прославленными или не прославленными, не в этом дело). Почему мы и прославляем святых и почитаем - потому что тем самым через них и показывает нам Господь, что христианство возможно, что подражание Христу возможно. К этому призван каждый из нас, чтобы делать добро, именно обращаясь к Богу, как к источнику этого добра. Нести это добро всем, с кем мы встречаемся в нашей жизни. 

Аминь.