Проповедь
искать на странице
 
 

      к началу раздела>>

Проповедь протоиерея о. А. Борисова

4 ноября 2004 – литургия (Казанская)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день наша церковь вспоминает одно из важнейших событий своей национальной истории. Это произошло в 1612 году, когда в период между царствиями, между династией Рюриков и династией Романовых , как нередко бывает, особенно в обществах монархического устроения, когда уходит одна династия и ещё не пришла другая династия, естественно, начинается борьба за власть, и эта власть готова уже была перейти к иноземным правителям – польскому королю Владиславу или литовскому. Половина уже россиян присягнули Владиславу, полагая, что это лучше для России, половина была против этого. В общем, сплошная междоусобица и множество всевозможных, мы сейчас назвали, криминальные элементы, так или иначе используется обстановка как благоприятная для грабежей, насилия, поскольку отсутствовало всякое действие закона, то вся обстановка была крайне напряжённой и крайне опасной вообще для самого существования государства и вообще для людей. Мы можем себе примерно представить, кто вспомнит Москву августа 91-го года или конца октября 93-го года, когда и милиция поисчезала и вообще непонятно, кто будет править, что будет дальше. Конечно, это короткое время, несколько дней, более развитое государство, а там это шло, во всяком случае, на протяжении двух лет, потому что в 1611 году сопротивление против польского короля Владислава поднялось в Нижнем Новгороде. Известный гражданин Минин и боярин Пожарский, князь Пожарский составили войско, нашли средства для того, чтобы их снабдить одеждой, оружием и т. д., и двинулись в поход на Москву. И при этом была взята икона Казанской Божьей Матери, которая в своё время, как вы помните, явилась чудесным образом девочке по имени Матрона, там был основан монастырь в Казани, Матрона стала первой настоятельницей этого монастыря впоследствии. И много всевозможных чудес, особенно при болезни глаз, совершалось при молении перед этой иконой. И на приходе, в котором я служил – у метро Речной вокзал, были два случая исцеления по молитве именно перед иконой Казанской Божьей Матери. Какая-то есть особая благодать на разные человеческие мысли у разных икон, но тем не менее, конечно, можно прибегать к любой иконе Божьей Матери с любой нашей просьбой, не считать, что если нет этой иконы, то с этой просьбой мне не к кому обратиться. Конечно, это было бы слишком наивно. Но тем не менее вот такое было.

И когда это ополчение собралось, то различные вооружённые отряды, причём, не польские даже, а именно русские, противодействовали этим отрядам из Нижнего Новгорода, полагая, видимо, что это им мешает заниматься разбойными грабежами. В общем, такое было, в полном смысле, смутное время. Потом эта икона была унесена из Москвы в Ярославль, потом ополчение вновь собралось, вновь была принесена, но так или иначе, именно в этот день – сегодня, это 22 октября по старому стилю, ополчение готовилось к штурму Кремля, где находился большой гарнизон польских войск. И ополчение всё – люди глубокой веры приняли на себя трёхдневный пост и молитву о том, чтобы Господь даровал им победу. Вот мы видим, что это удивительное событие, когда люди соблюдают пост не в соответствии с нашим церковным календарём, а именно по нужде, по тому, когда действительно возникает эта опасность, возникают какие-то тяжкие обстоятельства, человек принимает на себя пост, не только один человек, а целое ополчение, сотни, наверное, тысячи людей. Таким образом, это для нас тоже замечательный урок, когда для нас какие-то трудные обстоятельства, мы не знаем, как их преодолеть, и вот как Сам Господь сказал: молитвой и постом. Действительно, сопротивление не только человеческое, но и духовных сил, как мы видим, преодолевается вот с помощью этой маленькой жертвы, которую люди хотели принести. И в самом деле буквально накануне, в ночь с 21 на 22 октября, по старому стилю, – в эту ночь минувшую, митрополиту Арсению – греческому митрополиту, который находился в этот момент в Кремле, как бы в плену у поляков, ему ночью было видение: явился преподобный Сергий и сказал ему удивительные слова, что суд об отечестве нашем преложен на милость. То есть вместо осуждения будет милосердие, и сегодня русские войска займут Кремль. Он через верных людей это передал на волю, за стены Кремля эта весть распространилась. По-видимому изоляция была не герметичная, какие-то люди туда переходили. Во всяком случае, эта весть о его чудесном видении с явлением преподобного Сергия утром мгновенно распространилась среди всего русского войска. И они после молебна Казанской иконе Божьей Матери ринулись на штурм Кремля. Штурм был успешный, тем более, что защитники внутри Кремля были ослаблены тяжким голодом. Потому что понятно – продовольствие не подвозилось, были окружены. Так или иначе – победа оказалась именно на стороне вот этих русских ополчений. Ну и с этого момента началось уже какое-то умиротворение, и затем уже был избран вскоре Михаил Романов, который стал основоположником династии Романовых. И не случайно как раз в 1913-м году праздновалось трёхсотлетие именно со дня основания династии Романовых, которая, к счастью или к несчастью, исторически закончилась четыре года спустя. Так бывает, что, казалось бы, грандиозные и могущественные мирские силы, вдруг в одно мгновение оказываются слабыми, немощными и не могут противостоять каким-то другим процессам, которые поднимаются изнутри народа. Но так или иначе для России это было огромным событием, событием огромной важности, потому что речь шла о сохранении государственности, о сохранении народа, который насчитывал уже несколько веков православной культуры, народа нашего, российского, талантливого, очень подвижного, самоотверженного, мужественного, в то же время с разными такими, очень контрастными и диаметральными свойствами: с одной стороны – доброта, а с другой стороны – невероятная жестокость; гостеприимство и враждебность, но так или иначе линия на созидание, как мы видим, всё-таки преобладает. И не случайно создалось огромное государство. И сейчас мы тоже переживаем, в сущности, такое смутное время. Когда нет определённого направления политического, когда нет определённого направления духовного. И думаю, что страна сохранится только в том случае, если она изберёт именно христианство, именно православие как свою традиционную конфессию христианскую для своего духовного возрождения. И, конечно, это поручается прежде всего нам – верующим людям. От нас, от качества нашего христианства будет зависеть вот то, насколько мы сумеем переломить эту атмосферу, потому что явно, что причина наших нестроений в том, что у нас не хватает критической массы порядочных людей. Откуда вырастает совесть? Она, конечно, вырастает из христианского мироощущения, пусть даже не оформленного в виде церковной жизни, но христианства как основных, осоновополагающих, ценностей нашей цивилизации и вообще ценностей человеческой истории. И, конечно, какими мы будем в этом мире, насколько мы сможем, действительно, молитвой и постом преодолевать маленькие те конфликты, какие есть внутри нас самих, внутри наших семей, на работах, чтобы не просто, так сказать, по-светски действовать, вот он там поступает плохо, я ему докажу, покажу и т. д. Я заметил одну очень простую вещь: когда начинаешь о ком-то молиться, о каком-то человеке, совершенно неожиданно меняется его отношение к тебе: более доброжелательное, более любезное. Причём, с людьми, с которыми я, в общем, не много контактирую, поэтому это очень заметно. Думаю, что Господь показывает нам, что всякое наше обращение, действительно, призывает помощь Божию и заступничество о всех тех нуждах, которые мы имеем. И ещё такая особенность, которая мне кажется важной, хотя на первый взгляд может казаться чисто формальной. Дело в том, что даже ещё в 1913 году, когда была издана Книга настольная священнослужителя, два тома, книга содержательная, информативная, и вот даже там были сведения о том, что неизвестно точно, какой именно список иконы Казанской Божьей Матери был принесён в Москву. Тот ли самый, который явился девочке Матроне, или это был другой список? Потом, позже, когда эта икона была принесена в Петербург, это было в начале 18-го века, и одна из цариц по имени Параскева, тоже из династии Романовых, подновила эту икону, сделала оклад дорогой, и тоже было неясно, то ли это подновлённая икона, то ли это икона, которая была написана заново как копия этой иконы. Вот сейчас, когда принесена икона Казанской божьей Матери, передана Римской церковью нам, Святейшему патриарху, то тоже не совсем ясно, какой это список. Я думаю, что всё это не случайно. Господь указывает на то обстоятельство, что нам не нужно привязываться именно к материальному веществу вот этой иконы, именно на этой доске вот была написана та или иная версия этого изображения казанской иконы Божией Матери. А важно, чтобы мы к Ней Самой обращались, обращались к Ней по слову Спасителя, сказанному Его ученику Иоанну Богослову: Се, Матерь твоя. Слово, которое передано не только ему, но, конечно, нам всем, верующим в Господа как Сына Божия. Так что не будем поэтому так определённо привязываться именно к этой конкретной иконе. Важно изображение, важны, конечно, эстетические качества, хотя, конечно, это тоже не всегда, важно наше обращение к помощи Божией, важно наше покаяние и осознание нашей немощи, что мы без помощи Божьей очень мало чего можем, скорее всего – ничего. Так что вот образ такого супермена, который всё может, который из всех бед выходит сухим из воды, у которого к концу фильма всё будет хорошо, это не образ христианина. Для христианина – это образ человека зависимого, человека слабого, человека, который этого не стыдится, признаёт и, тем не менее, всегда помнит, что сила Божия в немощи совершается. Но совершается тогда, когда мы уповаем на Господа, когда мы сами прикладываем все наши человеческие силы, и с этим упованием мы, действительно, получаем помощь, милость и благодать. Давайте с вами об этом всегда помнить и всегда помнить, что мы в этом мире не одни, но что Господь призвал нас как соработников Себе, не просто как Иванушка, который будет лежать на печи, по щучьему велению с ним что-то такое там хорошее произойдёт, а именно как соработников, которые готовы трудиться для Господа, готовы к самому главному – Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Аминь.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-