|
к началу раздела>>
о. Георгий Чистяков
Проповедь 14 февраля 2002 – Всенощная
перед Сретением
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Иисус приходит в наш мир именно как свет! Ведь не случайно у многих
народов этот день – день Сретения Господня – принято встречать во
время богослужения со свечами в руках. Вот как мы во время Пасхальной
Заутрени стоим с зажжёнными свечами в руках, так во многих странах
во время богослужения в день Сретения тоже зажигают повсюду свечи.
В каждом храме, в каждой руке горит свеча., потому что Христос пришел
в наш мир именно как свет, для того чтобы осветить сердце каждого.
На самом деле, наверное, в этом и заключается разница между человеком,
живущим не в Боге, и человеком, который живёт в измерении Бога…
Когда картины или какие-то другие изображения находятся в тёмной
комнате, мы можем только на ощупь догадаться, чтo где стоит. Мы
можем понять, что лежит книга, что лежат какие-то бумаги, что на
стене висит картина, но мы не можем понять, чтo изображено на этой
картине, чтo написано в этих книгах, в этих бумагах, и т. д.
И вдруг загорается свет! И вот именно этим светом и стал для всего
человечества Христос! Загорается свет – и всё изменяется в свете
Христовом, который просвещает всех, как восклицаем мы во время богослужения
Великим постом. Всё открывается нашим очам в свете Христовом. Нельзя
сказать, что мир изменяется: всё остаётся в этой комнате таким же,
как пока она была тёмной: вещи, картины, книги. Но при свете всё
«такое же» становится другим, всё это обретает смысл, всё это обретает
значение. Опыт показывает, что если мы возьмём в руки книги больших
мыслителей народов, исповедующих ислам, или народов Индии, Китая
и т. д., то мы увидим там удивительные слова о Христе, удивительные
слова о Евангелии, потому что мыслители других, не христианских,
народов прекрасно понимают то значение для всего мира, для всего
человечества, которое имеет пришествие Христово в мир.
И вот сегодня мы вспоминаем о том, как сорокадневного Младенца
вносят в храм. На иконе мы видим, с одной стороны, старца Симеона,
в лице которого встречают Иисуса все праведники и пророки Ветхого
Завета, и пророчицу Анну, в лице которой встречают Младенца все
праведные жены Ветхого Завета: и Рахиль, и Сарра, и Ревекка и многие
другие: Ветхий Завет встречается с Новым, и точка этой встречи –
Младенец Иисус Христос.
И очень важно пережить и понять, очень важно понять, что смысл
первого Завета раскрывается во втором. И наоборот: глубина второго
разъясняется первым. Как это ни парадоксально, они оказываются неразделимыми:
нельзя оторвать одно Писание от другого. Христос становится тем
центром, вокруг которого выстраивается всё.
Сегодня в начале Всенощной, ещё в полупустом храме, когда началась
у меня исповедь, я видел, как мало-помалу в храм заходили люди.
И это естественно, потому что Всенощная начинается в шесть часов,
когда ещё многие работают, когда ещё не успели доехать с работы.
И вот мало-помалу храм заполнялся. И это, казалось бы простое событие,
когда вы, дорогие братья и сестры, возвращаясь с работы, приходите
на Всенощную, мне показалось удивительно значимым философски: как
мы постепенно приходим ко Христу, как мы, каждый и каждая, спешим,
но только один успевает в одно время, а другой позже. И через 10,
и через 20, и через 30 не только минут, но и лет. Конечно, этот
сегодняшний вечер – это только какая-то картинка, это только какой-то
образ того, как приходят люди к Богу.
У моей учительницы, человека мне бесконечно дорогого и значительного
в моей жизни: она учила меня греческому языку в университете, и
потом под её руководством делались разные переводы с греческого
языка и т. д., – на днях скончался брат. Этому человеку было уже
83 года. Он, как и она, с Северного Кавказа, из мусульманской семьи.
Только она уже лет 50 назад утвердилась сознанием в Святых Тайнах,
а он вот как-то был не просвещён до самого последнего дня. И вот
всё откладывали на потом, чтo надо сделать. Очень долго этот человек,
находясь в бессознательном состоянии, как-то не мог сказать: ни
да, ни нет. У него спрашивала племянница: «Ты слышишь меня?» Он
кивал головой или глазами. Она говорит: «Ты хочешь креститься?»
Он ничего не отвечал. Наконец, за какие-то сутки он произнёс одно
только слово: «Да». Он уже не говорил: мне плохо или мне хорошо.
Он не отвечал ни да, ни нет, он вообще ничего не говорил. Вот у
него так получилось, что на вопрос племянницы, хочет ли он креститься,
последним словом в его жизни было это отчётливое и громкое «да».
Его удалось крестить, священник успел. И ночью он скончался.
Так вот, каждый по-разному успевает. Есть люди, которые успевают
прийти ко Христу на исходе последнего часа. Так устроен мир. И в
конце концов все собираются вокруг нашего Господа. Мне очень хотелось
– это, действительно, такая удивительная история – вам её рассказать.
Мне кажется, что в ней, как в капле, отразилось очень многое в жизни
человеческой.
Сегодня праздник, когда в храме Божием, в самом святом месте вселенной,
в месте пребывания Вездесущего – и это очень значимое событие, сколько
на белом свете церквей, наверное, не тысячи, а миллионы – вот в
этот момент каждая церковь становится подобием Иерусалимского храма,
каким-то особенно священным местом пребывания Всевышнего, Вездесущего
и Всемогущего Бога.
Христос в сердце. Мы восклицаем: «Христос посреди нас!» Вот и сейчас
Христос посреди нас! Младенец, который пришел в этот мир для того,
чтобы всех нас сделать одной семьёй. Ветхий Завет встречается с
Новым, и свет озаряет всё. Свет озаряет всех, и никто не остаётся
в темноте. Всё освещается и всё становится удивительно прекрасным
в лучах этого света!
Вот что мне хотелось сказать вам, дорогие братья и сестры.
|