искать на странице
 
 

к началу раздела>>

о. Георгий Чистяков

Проповедь 14 февраля 2002 – Всенощная перед Сретением

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Иисус приходит в наш мир именно как свет! Ведь не случайно у многих народов этот день – день Сретения Господня – принято встречать во время богослужения со свечами в руках. Вот как мы во время Пасхальной Заутрени стоим с зажжёнными свечами в руках, так во многих странах во время богослужения в день Сретения тоже зажигают повсюду свечи. В каждом храме, в каждой руке горит свеча., потому что Христос пришел в наш мир именно как свет, для того чтобы осветить сердце каждого. На самом деле, наверное, в этом и заключается разница между человеком, живущим не в Боге, и человеком, который живёт в измерении Бога… Когда картины или какие-то другие изображения находятся в тёмной комнате, мы можем только на ощупь догадаться, чтo где стоит. Мы можем понять, что лежит книга, что лежат какие-то бумаги, что на стене висит картина, но мы не можем понять, чтo изображено на этой картине, чтo написано в этих книгах, в этих бумагах, и т. д.

И вдруг загорается свет! И вот именно этим светом и стал для всего человечества Христос! Загорается свет – и всё изменяется в свете Христовом, который просвещает всех, как восклицаем мы во время богослужения Великим постом. Всё открывается нашим очам в свете Христовом. Нельзя сказать, что мир изменяется: всё остаётся в этой комнате таким же, как пока она была тёмной: вещи, картины, книги. Но при свете всё «такое же» становится другим, всё это обретает смысл, всё это обретает значение. Опыт показывает, что если мы возьмём в руки книги больших мыслителей народов, исповедующих ислам, или народов Индии, Китая и т. д., то мы увидим там удивительные слова о Христе, удивительные слова о Евангелии, потому что мыслители других, не христианских, народов прекрасно понимают то значение для всего мира, для всего человечества, которое имеет пришествие Христово в мир.

И вот сегодня мы вспоминаем о том, как сорокадневного Младенца вносят в храм. На иконе мы видим, с одной стороны, старца Симеона, в лице которого встречают Иисуса все праведники и пророки Ветхого Завета, и пророчицу Анну, в лице которой встречают Младенца все праведные жены Ветхого Завета: и Рахиль, и Сарра, и Ревекка и многие другие: Ветхий Завет встречается с Новым, и точка этой встречи – Младенец Иисус Христос.

И очень важно пережить и понять, очень важно понять, что смысл первого Завета раскрывается во втором. И наоборот: глубина второго разъясняется первым. Как это ни парадоксально, они оказываются неразделимыми: нельзя оторвать одно Писание от другого. Христос становится тем центром, вокруг которого выстраивается всё.

Сегодня в начале Всенощной, ещё в полупустом храме, когда началась у меня исповедь, я видел, как мало-помалу в храм заходили люди. И это естественно, потому что Всенощная начинается в шесть часов, когда ещё многие работают, когда ещё не успели доехать с работы. И вот мало-помалу храм заполнялся. И это, казалось бы простое событие, когда вы, дорогие братья и сестры, возвращаясь с работы, приходите на Всенощную, мне показалось удивительно значимым философски: как мы постепенно приходим ко Христу, как мы, каждый и каждая, спешим, но только один успевает в одно время, а другой позже. И через 10, и через 20, и через 30 не только минут, но и лет. Конечно, этот сегодняшний вечер – это только какая-то картинка, это только какой-то образ того, как приходят люди к Богу.

У моей учительницы, человека мне бесконечно дорогого и значительного в моей жизни: она учила меня греческому языку в университете, и потом под её руководством делались разные переводы с греческого языка и т. д., – на днях скончался брат. Этому человеку было уже 83 года. Он, как и она, с Северного Кавказа, из мусульманской семьи. Только она уже лет 50 назад утвердилась сознанием в Святых Тайнах, а он вот как-то был не просвещён до самого последнего дня. И вот всё откладывали на потом, чтo надо сделать. Очень долго этот человек, находясь в бессознательном состоянии, как-то не мог сказать: ни да, ни нет. У него спрашивала племянница: «Ты слышишь меня?» Он кивал головой или глазами. Она говорит: «Ты хочешь креститься?» Он ничего не отвечал. Наконец, за какие-то сутки он произнёс одно только слово: «Да». Он уже не говорил: мне плохо или мне хорошо. Он не отвечал ни да, ни нет, он вообще ничего не говорил. Вот у него так получилось, что на вопрос племянницы, хочет ли он креститься, последним словом в его жизни было это отчётливое и громкое «да». Его удалось крестить, священник успел. И ночью он скончался.

Так вот, каждый по-разному успевает. Есть люди, которые успевают прийти ко Христу на исходе последнего часа. Так устроен мир. И в конце концов все собираются вокруг нашего Господа. Мне очень хотелось – это, действительно, такая удивительная история – вам её рассказать. Мне кажется, что в ней, как в капле, отразилось очень многое в жизни человеческой.

Сегодня праздник, когда в храме Божием, в самом святом месте вселенной, в месте пребывания Вездесущего – и это очень значимое событие, сколько на белом свете церквей, наверное, не тысячи, а миллионы – вот в этот момент каждая церковь становится подобием Иерусалимского храма, каким-то особенно священным местом пребывания Всевышнего, Вездесущего и Всемогущего Бога.

Христос в сердце. Мы восклицаем: «Христос посреди нас!» Вот и сейчас Христос посреди нас! Младенец, который пришел в этот мир для того, чтобы всех нас сделать одной семьёй. Ветхий Завет встречается с Новым, и свет озаряет всё. Свет озаряет всех, и никто не остаётся в темноте. Всё освещается и всё становится удивительно прекрасным в лучах этого света!

Вот что мне хотелось сказать вам, дорогие братья и сестры.


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-