священник Петр Коломейцев
Проповедь на Литургии
4 ноября 2012

Фонограмма


Гал., 6, 11-18

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Лк., 16, 19-31

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

Богородицы:

Флп.2,5-11

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

Лк.10,38-42; 11,27-28

38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

Глава 11

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы только что с вами слышали Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу о богатом и Лазаре. И так уж как-то получилось, что чаще всего мы обращаем внимание на сторону справедливого воздаяния после нашей жизни за наши, так сказать, грехи и удовольствия, полученные в этой жизни. Вот, действительно всё понятно: богатый пировал – после своей кончины жаждет, даже мечтает о том, чтобы кто-нибудь влажным перстом его губы омочил. Лазарь страдал, болел, голодал, мучился – и оказывается в райских обителях.

И можно, казалось бы, отсюда сделать вывод – надо поменьше радоваться, поменьше смеяться. И так в народе и говорят: “Много смеёшься – потом плакать будешь”, или: “Много радуешься – потом будешь горевать”. Но когда мы внимательно читаем это Евангелие, то иногда приходят и ещё какие-то дополнительные мысли. Где оказывается Лазарь? Лазарь оказывается на лоне Авраамовом. Вот на некоторых иконах так и изображался Авраам: сидит в раю и у него за пазухой много-много детишек. На лоне Авраамовом. На самом деле это образ пира. Пир – это очень такой ёмкий образ общения человека с Богом, радости такой. Мы помним с вами и притчу о званых на пир, и о разумных и неразумных женах, которые идут на брачный пир. Ну а поскольку раньше на пирах не сидели, а лежали, то во время этого облокачивались друг на друга, и вот самый любимый гость, он как раз и сидел справа и облокачивался на грудь того, кто слева от него, и тот мог его обнять рукой, прижать к себе. Откуда и пошло ещё одно слово – наперсник – то есть ближайший друг, который ближе всего к груди. Таким был Иоанн Богослов на вечерях Господа. Он сидел справа и был на груди Его, на персях Его, на лоне.

Таким образом, Лазарь оказывается максимально близок к избранным, к святым. Он находится на лоне Авраамовом. То есть, если Господь на этом пиру присутствует, то справа от Него Авраам, а дальше прямо сразу уже Лазарь. Вот так близко к Богу он находится. И, наверно, это и есть самая большая радость – радость пребывания с Господом. Человек, отверженный людьми, внимание которому оказывали только собаки, которые приходили его лизать, находится на таком брачном пире и максимально приближен к Господу. То есть прямо рядышком с Авраамом, на лоне Авраамовом.

Кстати, интересно, в притче мы знаем имя Лазаря, а вот имя богача мы не знаем, хотя многие пытаются его разгадать хотя бы по тем одеждам, которые он носил, и некоторые говорят, что это мог быть, скажем, Каиафа или ещё кто-то (и порфир, и виссон). Но это всё догадки. И это хорошо, что мы не знаем его имени, потому что человек, который отделил себя от людей, глух к людям, недостоин того, чтобы его имя для нас сохранилось. Он себя отгородил от нищего Лазаря, от других нищих, и в итоге отгородил себя от людей, и отгородил себя от Бога.

  И вот ад, который там описан, он описан как место жажды, потому что самого главного нет – нет общения, общения с Богом, со святыми. И это не наказание за то, что он вкусно ел и не делился, это констатация того, что он сам отделил себя от общения с другими людьми, от нуждающихся, и тем самым отгородил себя и от Бога, и от общения с Ним. Потому что мы с вами помним и другое место из Святого Писания, где Господь прямо говорит, что “кто призрел нищего, накормил голодного, напоил алчущего, посетил болящего, оказал милость заключённому – тот это всё сделал для Господа”. Так что, отгораживая себя от нуждающихся, он отгородил себя от Самого Господа и в результате и получил вот ту пустыню, тот палящий зной, ту жажду, которой он мучается.

  И ещё одна очень интересная мысль. Это то, что когда он понимает, что стена, воздвигнутая им, непроходима, как бездна, что ни оттуда сюда, ни отсюда туда перейти нельзя, он, в своём таком позднем прозрении, думает о своих братьях. “Вот хорошо бы хоть их бы предупредить, что они живут так неправильно”. На что отвечает ему ангел, что “у них всё есть, у них есть и закон и пророки – что им мешает жить по-другому?”. “Нет, им нужно какое-то очень жёсткое свидетельство. Вот если бы кто из мёртвых восстал бы, пришёл бы и всё это рассказал, (имеется в виду Лазарь) вот тогда бы они поверили, тогда бы они изменились бы”. И очень такой грустный, печальный вывод: “И тогда бы не поверили”.

  И мы видим, что, действительно, жестокосердие в человеке убивает тот орган, которым человек может верить. Жестокосердный человек и очевидному не поверит, и останется стоять на своём. Как не поверили в воскресение Христово – вот уж, казалось бы, действительно пришёл от мертвых свидетельствовать о том, что зло побеждено, что зло прощено, искуплено, что люди освобождены от греха. И всё равно не поверили, очевидному не поверили. И это говорит о том – какие же глубокие корни пускает в человеке жестокосердие, что убивает в нём даже веру в очевидное, убивает в нём всё, что даёт человеку жизнь! Можно сказать что человек, жестокий к другим, он действует как самоубийца, он убивает свою собственную душу, свою бессмертную душу. Он убивает в себе любовь, то, чем эта душа может жить. Он закрывает для себя самый главный источник жизни – общение с Богом.

  И, читая сегодня эти такие страшные строки с таким грозным предупреждением, будем просить Господа не только о том, чтобы нам было бы дано воздаяние не по нашим грехам и не по нашим радостям, которые мы испытываем, может у нас их и не так много на самом деле, а будем просить о другом. Чтобы Господь сделал бы наше сердце мягким, отзывчивым, любящим, и тогда мы этим сердцем, чистым сердцем, увидим Господа.

Аминь.