Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Дорогие
прихожане! Обращаюсь к вам по вопросу, который приобретает большую важность
в связи с окончанием зимнего сезона. Речь идет о парковке автомашин на
территории нашего храма. К великому сожалению территория храма небольшая
и там возможна только парковка нескольких машин сотрудников храма, в соответствии
со списком, который дан дежурным по храму.
Это связано с необходимостью
всегда оставлять возможность заезда на территорию храма пожарных машин.
В отношении возможности парковки других машин вне территории храма можно
посоветоваться с дежурными. Они дадут подробную информацию. Надеемся на
ваше понимание! Храни Вас Бог!
Настоятель храма, прот. Александр
Борисов
28 апреля 2024
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим.
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67) Утр. - Мф., 83 зач. (первое), XXI, 1-11, 15-17. Лит. - Флп., 247 зач.,
IV, 4-9. Ин., 41 зач., XII, 1-18
Вход Господень в Иерусалим
Поздравляем
с принятием таинства Святого Крещения, совершенным в Лазареву субботу
27 апреля 2024г., новокрещенных: Марка, Александра, Анну, Александру,
Иоанну, Ольгу, Мелитину, Анастасию!
Многая и благая лета!!!
Встреча
прихода
27 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Лазарева Суббота
Воскрешение праведного Лазаря
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8. Ин., 39 зач., XI, 1-45
Всенощная
26 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303)
На 6-м часе: Ис. LXVI, 10-24. На веч.: Быт. XLIX, 33 - L, 26. Притч. XXXI, 8-32
Внимание!
В связи с очередной репетицией парада, сегодня, 26 апреля, будет ограничен
доступ в храм с 17.30.
По этой причине сегодня вечером будет только исповедь для тех, кто все-таки
сможет пройти, а Утреня переносится на завтра, 27 апреля в 9 ч.
По
аналогичной причине вечерняя служба в Великий Четверг 2 мая начнется раньше,
в 16 ч.
Следите
за объявлениями
Ушла из жизни
прихожанка нашего храма, бессменный катехизатор и замечательный человек
Лидия
Маянц
Отпевание
назначено на 30 апреля в 11.30
25 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754)
На 6-м часе: Ис. LXV, 8-16. На веч.: Быт. XLVI, 1-7. Притч. XXIII, 15 - XXIV, 5
Оглашение
Расписание катехизации 2024г.
(Лекции и семинары будут проходить по четвергам, начало в 18.30).
25.04 - Исповедь. Оглашение.
27.04 – Лазарева Суббота. Крещение. ( в 15ч)
02.05 – Великий Четверг. Семинара не будет.
09.05, 23.05, 30.05 – Семинары по темам: Богослужение. Молитва. Церковный
год. Церковный обиход и др.
Последовательность семинаров на усмотрение ведущих групп.
Лекция искусствоведа Ирины Языковой "Богословие иконы" (на примере
иконостаса нашего храма) 16 мая в 18.30.
Сегодня
День Рождения Виктора Трошина. Даже не верится, что прошло три года, как
он не с нами.
Но с нами все то хорошее и доброе, что Витя сделал в приходе. Царство
небесное и вечная память!
24 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68)
На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11. На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16. Притч. XXI, 23 - XXII, 4
23 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251).
На 6-м часе: Ис. XLIX, 6-10. На веч.: Быт. XXXI, 3-16. Притч. XXI, 3-21
Дорогие
друзья!
Предстоящий
месяц изобилует радостными событиями. Первое из них – Пасха, Праздник
Воскресения Христова. Затем 9-е мая – воспоминание о Победе в Великую
Отечественную войну. Кроме этого, каждое воскресенье после Пасхи – радостные
воспоминания событий последующих воскресных дней. Пусть эти воспоминания
поддержат каждого из нас в этот нелегкий период нашей истории.
Прежде всего, конечно, всех поздравляю со светлым Праздником
Воскресения Христова! Всем от всего сердца желаю радости, здоровья и благодати
Божией!
Желание
моего сердца привести в этом письме несколько отрывков из проповедей о.
Александра Меня сказанных в этот же период церковного года.
Вот несколько слов из пасхальной проповеди о. Александра
Меня.
«Господь
являлся по Своем Воскресении многим и каждому человеку по-разному. В одних
обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая
у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный,
вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом
мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его,
Петр же, бросаясь вплавь, спешит к Нему. И, как мы читаем в посланиях
апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл,
который гнал Церковь Божию.
И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший
незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя
бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с
Воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца,
находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться
на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить
жизнь не только всех, но и каждого из нас.»
Неделя
о Фоме (12-го мая). «Десять
учеников были вместе, когда Господь, победивший смерть, пришел к ним и
сказал: «Мир вам!» Драгоценные слова: Он принес в души человеческие мир,
тот мир, который сейчас и к нам приходит. И вот Он с ними беседует, и
посылает их проповедовать Слово Божие. А одного среди них нет — Фомы.
И когда он приходит, все бросаются к нему и говорят: «Брат наш, Фома!
Мы видели Господа, мы видели Его живым, мы прикасались к Нему!» И такая
боль, такая обида в сердце Фомы вскипела, что он сказал: «Не верю!» Хотя
ему говорили десять человек, его братьев, он сказал: «Не поверю, пока
я своими руками не потрогаю Его ран, не буду осязать Его тело, ожившее
вновь».
И
вот проходит время, снова собрались ученики, заперли двери, потому что
они боялись преследований, и внезапно снова раздается знакомый голос,
голос Иисуса: «Мир вам!» И Он стоит среди них. И первый, к кому Он обратился,
— это Фома. Иисус говорит: «Фома, дай твою руку, прикоснись к Моим ранам,
удостоверься, проверь». Конечно, Фома не стал этого делать, и только лишь
увидев Господа, он, потрясенный, пал перед Ним со слезами: «Господь мой
и Бог мой!» А Иисус сказал ему: «Вот ты поверил, потому что увидел. Но
счастливы те, кто верит, не видя».
Кто же это? Это мы с вами. Мы не видели Господа во время
Его земной жизни. Но мы видим Его своими духовными очами, Он живой среди
нас, и нам не надо прикасаться к Нему. Сколько было людей, которые видели
Его собственными глазами, слышали Его слово, шли за Ним по дорогам — и
не поверили, потому что сердце их не отозвалось на зов Христов. А мы с
вами на этот зов отозвались — слабые, немощные — разные, все пришли к
Господу со словами: «Господь мой и Бог мой».
Неделя жен-мироносиц (19-го мая). «Сегодня праздник жен-мироносиц
и день памяти Иосифа и Никодима — двух фарисеев, двух членов совета, которые
погребали Господа, — это день прославления верности, ибо только эти люди
в первые дни после распятия остались верны Господу. Никодим с Иосифом
верили слову Иисусову, но боялись прежде открыто выражать свою веру в
грядущее Царство Божие, они приходили к Нему тайно.
И
они сохранили верность Ему в самые отчаянные, в самые плачевные мгновения,
когда все ученики, оставив Господа, разбежались. Иосиф с Никодимом, рискуя
своим положением, пошли к Пилату и попросили разрешения похоронить тело
казненного учителя.
А женщины смотрели издалека, они не смели приблизиться,
но зато они были на Голгофе, там, где мало кто был из близких к Господу.
Поддерживая под руки Деву Марию, стояли женщины, о которых мы почти ничего
не знаем. Нам известны только их имена: это Мария из Магдалы — Мария Магдалина,
это Иоанна — жена управителя Иродова Хузы, это Саломия — мать апостолов
Иакова и Иоанна и несколько других женщин из Галилеи. Они стояли на Голгофском
холме и смотрели, как умирал их Господь и Учитель. Они видели, куда положили
тело, и дали себе слово: когда пройдет запретный день субботы, в который
нельзя ничего ни покупать, ни продавать, они пойдут, купят ароматов, помажут
тело Господа, и от себя совершат заупокойный обряд, ведь Иосиф и Никодим
совершили его второпях перед заходом солнца.
Вот
удивительно: именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру
и другим. Это радость победы и веры, которая проявила себя, как верность
в горькую и трудную минуту. Так и наша вера. Она без верности невозможна,
потому что разные бывают обстоятельства в жизни, разные состояния души
и тела. Когда ты унываешь, болеешь, страдаешь, когда у тебя руки опустились
и сердце полно горечи, и на всю жизнь обида — вот тогда сохранить верность
Господу — это и есть настоящая вера.
Сегодня
мы вас всех поздравляем — матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей — с вашим
общим днем христиан-женщин, чтобы Господь благословил вас и укрепил на
служение евангельскому Духу и Правде.»
Неделя
о расслабленном (26-го). «Слушая
евангельский отрывок о раслабленном, мы сразу видим себя, как бы лежащих
вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только
Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то не будем
мы Ему неблагодарны. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления.
Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной,
и туда бросались отчаянные люди.
У
нас есть другая купель — Слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое
Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни
человека. Наш источник — Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва,
наша жизнь в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда;
каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись, только
пожелай, только приникни к Господу — и ты почувствуешь исцеляющую силу.
Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления,
обиды, разочарования — все то, что омрачает нашу жизнь — ложится на душу,
как камень. Когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни,
когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо
больных, вспомните, что есть у нас единственное Имя, сладчайшее Имя, Имя
Иисуса, которое нас поднимает, и исцеляет, и оживляет.»
24
мая – день памяти Равноапостольных
Мефодия и Кирилла, учителей словенских. День тезоименитства Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня святая Церковь вспоминает двух
людей, двух мужей, равных апостолам, которые сыграли немалую роль для
нашей страны, потому что благодаря их трудам, их усилию, их служению Слово
Божие впервые внятно прозвучало на славянском языке.
Оба
(а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника
царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском
императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей
будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе,
оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих
лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по-человечески,
по-мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе,
не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу.
И наконец Господь призывает их к главному подвигу их жизни. Что же это
за подвиг? Нести дальше свет Христов тем народам, которые этого света
еще не имели. Мефодий и Кирилл задумывают смелое, неслыханное в те времена
предприятие: перевести на народный славянский язык Священное Писание и
церковное богослужение» (обрыв записи).
После пребывания братьев в Крыму, где они крестили хазар,
они вернулись в Константинополь и Кирилл составил для славянского языка
особую азбуку и начал перевод Св. Писания на древнеболгарский язык. В
863 г. братья трудились с Моравии более трех лет, обращали язычников,
обучали славянской грамоте и переводили богослужебные части Св. Писания
и главнейшие церковные чинопоследования.
В 868 г. братья прибыли в Рим, где их торжественно встретил
папа Адриан II. Братья принесли в Рим часть останков папы Климента
Римского, которые они открыли в Крыму. Папа Адриан II одобрил не только
славянский перевод Св. Писания, но и славянское богослужение, освятив
принесенные братьями славянские книги. Кирилл скончался в Риме в 869 г.
и был погребен в базилике св. Климента.
Мефодий был возведен папой Адрианом II в
сан архиепископа Паннонии (территория современной Венгрии), которая управлялась
князем Святополком, где Мефодий совершал богослужения и миссионерство.
Это был период жесткого противостояния Мефодию со стороны баварских епископов,
в результате которого в 870 г. Мефодий был заключен в тюрьму и три года
пробыл в заключении в самых ужасных условиях. Папа Иоанн VIII заставил баварских
епископов освободить Мефодия и возвратить его в Моравию, где Мефодий продолжал
дело церковного устройства. Нравственно строгий Мефодий боролся с распущенностью
князя Святополка и вельмож, вызывая этим их недовольство.
В 880 г. Мефодий был приглашен папой Иоанном VIIIв Рим, где папа
вручил ему буллу, в которой подтвердил правоверие Мефодия и разрешение
славянского богослужения. В 883 г. Мефодий занялся переводом на славянский
язык полного текста канонических книг Св. Писания. Тогда же он перевел
Номоканон и Патерик.
Скончался
Мефодий в 885 г., благословляя византийского императора, князя Святополка
и народ. Погребен он был в своей соборной церкви (место ее остается неизвестным).
Со смертью Мефодия дело его в Моравии приблизилось к гибели. Началось
преследование его учеников и уничтожение славянской церкви. До 200 клириков
– учеников Мефодия было изгнано из Моравии или продано в рабство в Венецию.
Дело Кирилла и Мефодия получило дальнейшую жизнь и расцвет у южных славян:
у хорватов, сербов, особенно же у болгар и, через болгар, у русских, восточных
славян, соединивших свои судьбы с Византией. Через посредство Болгарии
кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру
Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. Крещение Руси, состоявшееся век спустя,
в 988 г., и вся последующая история России по существу стали возможными
именно благодаря равноапостольскому подвигу святых братьев.
Дорогие друзья, всех поздравляю с приближающимся праздником
Воскресения Христова! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Всем нам желаю мира, здоровья,
сил и помощи Божией во всех наших делах и планах. Храни вас Бог!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
23 апреля 2024 г.
22 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мч. Евпсихия (362)
На 6-м часе: Ис. XLVIII, 17 - XLIX, 4. На веч.: Быт. XXVII, 1-41. Притч. XIX, 16-25
Очередное
соборование состоится:
23 Апреля, Вторник в 18 ч
Дорогие,
28 апреля в воскр в 14.00 в храме состоится Приходская встреча, посвящённая
событиям Страстной седьмицы на тему:
"Вы куплены дорогою ценою".
В программе:
- молитва, сообщения по теме
- просмотр отрывков фильма "Иисус из Назарета"
- малые группы
- пение, молитва
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
21 апреля 2024
Неделя 5-я Великого поста
Прп. Марии Египетской Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8
Лит. - Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14. Мк., 47 зач., X, 32-45
Прп.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Седмица 5-я Великого поста
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582)
На 6-м часе: Ис. XLV, 11-17. На веч.: Быт. XXII, 1-18. Притч. XVII, 17 - XVIII, 5
18 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста Четверток Великого канона
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652).
На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16. На веч.: Быт. XVIII, 20-33. Притч. XVI, 17 - XVII, 17
Поздравляем
с Днем Рождения Ирину Языкову!
Многая
и благая лета!
Заодно
сообщаем, что лекция Ирины "Богословие иконы" запланирована
на четверг 16 мая в 18.30
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
17 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса»
На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14. На веч.: Быт. XVII, 1-9. Притч. XV, 20 - XVI, 9
15 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Прп. Тита чудотворца (IX)
На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 - XXXVIII, 6
На веч.: Быт. XIII, 12-18. Притч. XIV, 27 - XV, 4
Приглашаем
всех на "детскую" Литургию в эту субботу 20.04.2024г.
( Фотографии на "деткой" Литургии 23.03.24г.,
мастер-классах для детей и мастер-классе для взрослых по оказанию первой
мед. помощи предоставлены Татьяной Тимашковой, Марией Зориной и Дианой
Орловой).
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора" (XVII)
Евр., 325 зач., X, 32-38. Мк., 8 зач., II, 14-17
Следующие
соборования состоятся:
9 Апреля, Вторник в 9 ч
23 Апреля, Вторник в 18 ч
"Дорогие друзья! Есть
указание Управляющего Центральным викариатством г. Москвы митрополита
Григория, кроме чтения этой молитвы за богослужением, предложить мирянам
присоединять эту молитву и к домашнему молитвенному правилу. Прот. Александр
Борисов."
5 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).
На 6-м часе: Ис. XIII, 2-13. На веч.: Быт. VIII, 4-21. Притч. X, 31 - XI, 12
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
4 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (363)
На 6-м часе: Ис. XI, 10 - XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 - VIII, 3. Притч. X, 1-22
3 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прп. Серафима Вырицкого (1949)
На 6-м часе: Ис. X, 12-20. На веч.: Быт. VII, 6-9. Притч. IX, 12-18
2 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796)
На 6-м часе: Ис. IX, 9 - X, 4. На веч.: Быт. VII, 1-5. Притч. VIII, 32 - IX, 11
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103)
На 6-м часе: Ис. VIII, 13 - IX, 7. На веч.: Быт. VI, 9-22. Притч. VIII, 1-21
Друзья!
В преддверии Престольного праздника приглашаем всех желающих помочь в
уборке храма в субботу 5 ноября в 12.30, с собой можно принести х/б тряпки.
Друзья, и особенно приглашаем
вас, братьев и сестер, на уборку алтаря в понедельник 7 ноября в 18.30.
Людей не хватает, нужны руки в помощь. Из алтаря будут вынесены ковры
и принадлежности, которые нужно будет почистить. Если кто может, пожалуйста,
просьба принести утюги для чистки воска с ковров. Будем ждать вашей помощи.
Наступающий
месяц, ноябрь, для нашего храма особенный, так как 14-го числа этого
месяца мы празднуем память святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских
и матери их Феодотии, которым еще в
XIV веке была посвящена небольшая деревянная церковь, построенная
на этом месте, предшественница нашего храма. В то время здесь было имение
одного из бояр Димитрия Донского, Иоакинфа
Шубы, который построил здесь первую церковь. Поэтому и сохранилось историческое
название этого места - Шубино. Нынешнее здание храма было построено
в 1726 г., а северный и южный приделы были пристроены уже в XIXв.
Я думаю,
что наилучшей темой для письма вам к этому месяцу будут размышления
о Церкви Христовой. Поэтому предлагаю вам выдержки одной из лекций прот. Александра Меня прочитанных в 1990 г. в Библиотеке Иностранной
литературы. Эта лекция, вместе с семью другими
лекциями, посвященными Символу Веры, имеется в книге прот. Александра Меня, которая называется "Верую".
Книга была издана фондом им. прот. Александра
Меня в 2011 г. и имеется в киоске нашего храма. Горячо рекомендую всем
ее прочесть. Итак, отрывки из текста этой беседы.
"Согласно христианскому взгляду, Церковь есть Богочеловеческий
организм, или Тело Христово, как учит нас апостол Павел. Это некая духовная
общность, в которой Христос продолжает действовать, в которой живет
Дух Божий, которая существует этим Духом. Как она родилась? Христос
ее создал, но не формализовал, Он не дал ей никакой структуры. Он только
говорил: «Вы — Мои, вы — Моя община»; каждый член ее должен был быть
носителем Его Духа. И вскоре после евангельских событий происходит еще
одно важное событие — рождение Церкви в день Пятидесятницы.
Люди, съехавшиеся на богомолье со всех концов земли,
говорившие на разных языках, понимали речь учеников Христа, вышедших
на улицы Иерусалима и громогласно проповедовавших о Воскресении Христовом.
Каким образом? Мы не знаем. Но смысл доходил до всех. Это был необычайный
феномен. Одни решили, что они просто пьяные, другие не могли понять,
в чем дело. Тогда выступил Петр и сказал: «Нет, братья и сестры. Это
не безумие, и не пьяные они». Дух Божий сошел на апостолов и повел их
вперед, на проповедь Евангелия. С этого момента рождается Церковь, проповедующая
и возвещающая Христа распятого и воскресшего.
Она подобна своему основателю Богочеловеку Иисусу Христу.
Но есть и огромная разница. Если в Нем человеческое начало было свободным
от зла и от греха, то человеческое начало Церкви — земное, оно не свободно
от греха. Церковь состоит из таких же людей, как и все. Но она является
семенем, как бы ядром будущего человечества, которое должно соединиться
в духовном единстве, в величайшем многообразии, в величайшей открытости,
в величайшей свободе.
От чего страдает человек? От отчуждения, от одиночества,
от задавленности толпой или самим собой. Церковь — это не толпа. Это
духовное единство, когда все прозрачны друг другу. И в то же время это
то, что русские философы прошлого века называли соборностью: то есть,
в отличие от коллективизма, в котором личность исчезает, и индивидуализма,
в котором личность гипертрофируется, под соборностью в богословии понимается
единство, которое не убивает личность. Это одно из особенных свойств
Церкви.
Церковь есть продолжение жизни, дела и свидетельства
Христа на земле. Она несет в себе Его сокровища, рассеивает их, как
семена, по миру. Но мы всегда должны понимать, что как только члены
Церкви отходят от духа Христовой любви, они автоматически перестают
быть ее представителями.
Апостол Павел говорил: «В теле разные части и органы,
и все они служат единству». И поэтому, будучи одновременно не только
духовным, но и общественным организмом, Церковь должна быть какой-то
социальной структурой. Иначе она не может жить. Это просто необходимое
условие для любого сообщества, и для Церкви также.
В Символе веры мы говорим: Верую
во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Почему Церковь единая? Потому что мы взираем на единство Божие. И это
таинственное единство. Преподобный Сергий назвал свою маленькую церковку
в честь Святой Троицы (это была первая Троицкая церковь на Руси). Почему?
Потому что, как говорит древний текст, святой хотел, чтобы люди, взирая
на единство Святой Троицы, побеждали злобное разделение мира.
В ночь Своей Тайной вечери, перед смертью, Христос молился:
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да
будут в Нас едино». То есть единство Божественной любви в Первоначале,
в Троице есть прототип для нас, для нашего единства, взаимопроникновения,
взаимопроницаемости, взаимооткрытости.
На самом деле каждый человек — закрытая система. Даже любящие друг друга
люди с трудом проникают от сердца к сердцу. Бог призывает людей на новый
путь — открытости, взаимопроникновения. И когда Рублев писал свою «Троицу»,
он изобразил пластически — красками и линиями — эту незримую тайну любви,
этот круг, который как бы манит и призывает человека изменить свою модель
мира.
Агрессивному, озлобленному, распадающемуся существованию
человека — стае волков, но одиноких волков (это только кажется, что
они настоящая стая; каждый из них одинок) — противопоставляется соборность
любви Святой Троицы. Поэтому, как един Христос, как един Бог, как един
Дух Божий, так едина Церковь. И когда Христос заговорил о Церкви, Он
сказал Петру: «Я создам Церковь Мою на скале, на камне, на тебе, и врата
адовы не одолеют ее», потому что Петр первым открыто исповедовал Его
Мессией. Врата адовы — значит, силы преисподней, силы смерти. И Он сказал
не «Церкви Мои», а «Церковь Мою» — как некую единую субстанцию.
Те разделения, которые происходили в Церкви на протяжении
столетий, не связаны с природой самой Церкви. Они отразили культурные,
политические, национальные, психологические барьеры, которые люди не
способны были преодолеть.
В широком смысле слова можно считать Церковью уже любую
общину, которая исповедует Иисуса Христа, пришедшего в мир, воплотившегося,
распятого и воскресшего. История конфликтов и дискуссий показала, что
когда люди спорят, то они только ожесточаются. Богословы-спорщики не
сумели сблизить позиции Церквей. Сближало их иное. Сейчас, когда на
Востоке больше знают о Западе и Запад больше знает о Востоке, сближение
идет по совсем другим каналам. Например, Западная Церковь начинает чтить
наших святых. Только хорошо знакомясь друг с другом, мы можем понять
причины разделений и часто видим, насколько они были далеки от подлинной
духовности и церковности.
Итак, единая Святая, Соборная, Апостольская Церковь.
Что это значит?
Хотя Церковь живет в мире и целиком в него погружена,
с другой стороны, она есть корабль Божий, плывущий по морю, ковчег;
все-таки христианин отделен от мира, в чем-то отделен. Есть тут такая
сокровенная диалектика: и в мире, и не от мира сего; и открытость, и
закрытость. Это значит — быть со всеми как все, а в то же время быть
отдельно, быть внутри своего ковчега.
Соборная —
это церковно-славянский перевод греческого термина кафолик.
Кафолическая — значит Вселенская, собранная со всего мира — то есть
ее место всюду. Создавая национальные культуры или влияя на них, Церковь
остается сверхнациональной, сверхнародной,
сверхчеловеческой. Каждая культура, включая культуру индейцев Северной
Америки и эскимосов, создает свой облик Церкви. И это нисколько не мешает
ее единству.
Апостольская Церковь Апостол — значит посланник, посланник Христов. Церковь
должна быть посланницей Христовой в мире. Когда она осуществляет это,
тогда она действительно — Его голос, она — проповедующая Церковь. Проповедующая
в том смысле, что она свидетельствует о том сокровище, которое ей вручено,
— о живом Христе, о Его присутствии в мире, о живом Духе Божием, Который
присутствует здесь. И не потому, что в Церкви собрались самые мудрые
или самые сильные люди, а потому, что через них говорит Дух Божий, потому
что Он есть главная, порой сокровенная, а порой явная сила в этом мире.
И когда бы ни происходили события, как бы далеко ни отстояла
Церковь от главных перекрестков истории, она всегда служила этим самым
голосом. Но ее Предание, то есть традиция, ведущаяся от апостолов, одновременно
является критерием проверки того, что в Церкви реальной, эмпирической,
земной принадлежит Христу и Богу воистину, а чтоявляется наносным,
привходящим, извращенным, человеческим.
Что же такое Предание Церкви? Это прежде всего главные
ее догматы. Их очень немного. Догматами является то, что было высказано
на Вселенских Соборах. Остальное уже свободно принимается или отвергается.
Что является осью Предания? Записанные догматы и записанное Откровение
Божие — Священное Писание, Библия. Поэтому не надо воображать, что Библия
есть что-то противостоящее Преданию. Она и есть зафиксированная традиция
Церкви, и через Библию мы проверяем, насколько мы отступили или насколько
мы согласуемся с волей Христовой и с Духом Божиим.
Таким образом, человек, вступая в Церковь, живя в ней,
получает не только пристанище, но и призвание. Быть христианином — это
призвание. Это значит — делать в мире что-то особенное, делать что-то
для вечного. И хотя жизнь наша эфемерна, хотя она коротка, причастность
к Вечности, прикосновенность к ней делает жизнь полной непреходящего
содержания.
В Апокалипсисе апостола Иоанна Церковь называется Невестой.
Невеста — это образ, взятый из Ветхого Завета. Невеста — это община,
которая ждет своего Божественного Жениха. А значит, основа всего здесь
— любовь. Любовь есть жизнь, любовь есть величайшая тайна. И мы, приближаясь
к Богу, открываем Его внутри Церкви как бесконечную Любовь, как смысл
всего нашего бытия, как красоту Его, как Его полноту.
И последнее, о чем я хотел вам сказать. Не раз меня спрашивали:
«Учение Христа прекрасно. Евангелие — это великолепно. Но при чем тут
Церковь? В ней было столько негативного». Да, негативное было, но прежде чем так сказать и отвергнуть понятие об общине, мы
должны вспомнить о том, что ведь это Его Церковь. Он ее основал 2000
лет назад, Он сказал, что врата адовы ее не одолеют, Он в ней присутствует
во все дни до скончания века.
И еще одно. Если это так, значит, Он не захотел, чтобы
мы постигали Истину в одиночестве, каждый у себя в каком-то отдельном
изолированном мирке, а хотел, чтобы мы это делали вместе. Пусть это
трудно, пусть всякая, любая человеческая общность содержит в себе опасности
искушений, трений, соблазнов. Он так хотел. Еще раз повторяю: это была
Его воля, Его Церковь, Его Дух, Который в ней присутствует и сегодня."
Думаю, что и в наше время, как и всегда, мы все призваны
служить этой любви, которую Иисус принес людям. А что такое любовь?
Об этом, как вы все знаете, гениально пишет ап. Павел в 13-й главе Первого
послания к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них
больше"(1 Кор.13,4-8,
13).
Всех поздравляю с нашим храмовым праздником
и всем желаю здоровья, радости, помощи Божией во всем, а главное - мира
во всем мире!
Храни вас Бог! Всегда ваш, прот.
Александр Борисов. 28 октября 2022
г.
26 октября 2022
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Иверской иконы Божией Матери
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56
Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 37 зач., VIII, 22-25
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Дорогие
слушатели Общедоступного православного Университета, основанного отцом
Александром Менем!
С сожалением сообщаем вам, что курс по христианской психологии с Н.С.Проскуриной
по четвергам отменяется. Занятий больше не будет.
Все остальные предметы по расписанию. Ждем вас!
Прощание
с прот. Виктором Григоренко
Отца Виктора Григоренко похоронили у стен часовни во имя Усекновения главы
Иоанна Предтечи в Семхозе
Фото Юлии Зайцевой
Программа
Повышения квалификации «Христианская психология как образ жизни»
Сейчас среди расшатывающихся
опор, утративших сдерживающее и поддерживающее значение рациональных конструкций,
поиск глубинных ресурсов в духовном изменении веры приобретает для всей
психологии ключевое значение.
При этом каждый из нас - людей, уже живущих в измерении веры в той или
иной религиозной традиции, если он не слеп и честен, видит в себе и вокруг
себя много или даже очень много невротического. И это невротическое в
религиозном, не помогает преодолевать, а, напротив, часто еще сильнее
загоняет человека во внутренние конфликты, неврозы и психозы.
И происходит это с нами от того, что наши неразрешенные психологические
проблемы мы словно в прокрустово ложе кладем в пространство религиозной
жизни и в этом положении бессознательно стремимся их не только вытеснить,
но и узаконить.
Христианская психология в своем подходе опирается на более глубинные основы,
чем юнгианская, гуманистическая или экзистенциальная. В ее основе лежит
неоспоримая вера в ценность души и личности каждого человека, которая
дороже всего мира, а также терапевтический опыт, свидетельствующий о том,
что, освободившись от конфликтов и неврозов, человек по-настоящему может
соединиться со своей душой, со своими глубинными смыслами и духовными
ресурсами.
Мы приглашаем вас стать участниками и учениками курса «Христианская психология
как образ жизни». Это серьезный, фундаментальный и очень интересный курс,
подготовленный ведущими ученными, психологами, священниками и преподавателями
Московской школы христианской психологии. Это 118 часов общения с удивительными
и интересными людьми. Курс затрагивает самые важные и разнообразные области
жизни человека. По окончании курса участники получают государственный
сертификат. Присоединяйтесь к нам, и пусть ваша живая вера станет и для
вас, и для окружающих настоящим ресурсом.
Седмица 19-я по Пятидесятнице
Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595)
Собор Казанских Святых
Флп., 235 зач., I, 1-7. Лк., 25 зач., VI, 24-30
Приглашаем
родителей с детьми в эту субботу 22 октября, начало Литургии в 10 часов.
После Литургии будет организовано чаепитие и мастер-классы для детей.
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Прп. Харитона Исповедника (ок. 350)
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.
Утр. - Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12
Лит. - Еф., 230 зач., V, 20-26. Лк., 18 зач., V, 12-16
Прп. Харитона: 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Лк., 24 зач., VI, 17-23
9 октября 2022
Неделя 17-я по Пятидесятнице
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989).
Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53
Лит. - 2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1. Лк., 17 зач., V, 1-11
Ап.: 1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19. Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25
7 октября 2022
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Первомц. равноап. Феклы (I)
Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30
и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36
Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13
6 сентября 2022
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).
Еф., 225 зач., IV, 14-19. Лк., 13 зач., IV, 16-22
Предтечи: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 2 зач., I, 5-25
Дорогой
зритель!
Спешим вам сообщить,что XIX кинофестиваль «Лучезарный Ангел»
будет проходить в Москве со 2 по 7 ноября!
Вас ждут показы игровых, документальных и анимационных фильмов для детей
и взрослых, а так же мастер-классы, встречи с актерами и режиссёрами,
выставки и многое другое. И все это бесплатно!
Отдельное внимание хотим уделить
площадке кинофестиваля.
В 2022 году мы позаботились
о том ,чтобы вам было комфортно добраться до нас из любой точки Москвы,
поэтому кинофестиваль будет проходить в знакомом всем кинотеатре «КАРО
11 ОКТЯБРЬ» (ул.Новый Арбат,24, м. “Арбатская”, м. “Смоленская” )
Основная информация о расписании
показов и регистрация бесплатных билетов представлена на сайте http://luchangela.ru
в разделе «зрителям» http://luchangela.ru/schedule2022.